В статье приводятся результаты мониторингового социологического исследования и анализируются современные кадровые проблемы предприятий электронной промышленности, способы их взаимодействия с учебными заведениями для решения проблемы дефицитов высококвалифицированных специалистов. Дается оценка потребностей рынка труда в специалистах, имеющих ученые степени, инженерах, а также IT-специалистах. Предложены варианты решения вопроса нехватки кадров и стабилизации ситуации на рынке труда. Эмпирическую базу мониторингового социологического исследования составил экспертный опрос с представителями ведущих российских компаний в сфере электронной промышленности, проведенный в ноябре 2024 г. в рамках международной выставки-форума «Электроника России». Результатом научной работы стало выделение взаимодействия компаний, реализующих деятельность в отрасли электронной промышленности, с учебными заведениями (вузами и ссузами) в качестве ключевого элемента кадровой стратегии компаний. сотрудничество должно осуществляться в форматах организации практики, целевых программ обучения и участия представителей организаций в Днях карьеры — очных встречах работодателей со студентами. В работе отмечаются влияние общеэкономических и общесоциальных трендов (отток специалистов за рубеж и более привлекательные отрасли), специфические особенности отрасли (уровень оплаты труда), недостатки системы образования (нехватка опыта и практических навыков у молодых специалистов, недостаточное количество учебных заведений, готовящих кадры для отрасли, морально устаревшая программа обучения), характерные для российского рынка труда в целом, что сдерживает развитие отрасли.
Цель исследования. Изучение важнейших аспектов более грамотного поведения молодежи в финансовой деятельности, повышение ее уровня финансовой культуры. В статье рассматриваются актуальные аспекты воздействия на формирование финансово грамотного поведения российской молодежи в условиях санкционного давления. Отмечается, что в данных условиях возрастает роль социолога, которая заключается в необходимости предоставления различным структурам власти реальной информации по многообразным проблемам жизни общества и, в первую очередь, - в финансовой сфере. Авторы подчерчивают, что «устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требуют повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками». В работе подчеркивается, что на сегодняшний день уровень финансовой грамотности и финансовой культуры у молодежи находится не на должном уровне. При этом финансовая культура молодежи показывает позитивный рост, существуют значительные перспективы ее дальнейшего улучшения. В статье предлагается ряд мер по совершенствованию финансовой культуры молодежи, созданию благоприятной среды для развития оптимального финансового поведения молодых людей. Выводы. В работе делается вывод, что для формирования полноценного финансово грамотного поведения молодежи необходимо развивать не только финансовую грамотность и финансовую культуру, но и способствовать формированию подлинного ценностного мира в процессе социализации личности.