
«Лермонтовская энциклопедия» знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии; он найдет в ней статьи, посвященные каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино.
Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.

В учебнике рассматриваются важнейшие свойства художественной литераторы как формы идеологической деятельности и вида искусства, специфика содержания произведений, их родовая и жанровая классификация, закономерности литературного процесса. Специальные главы посвящены партийности и классовости литературы, ее национальному своеобразию и народному значению, принципам художественного отражения жизни, разновидностям пафоса.
В 3-м издании (2-е – 1983 г.) переработаны гл. II, VIII, IX, XXIII, внесены изменения редакционного характера.

В основу книги положены многолетний опыт преподавания в Московском архитектурном институте, научные изыскания автора в области техники акварельной живописи и его собственная творческая практика. Первая часть книги посвящена теоретическим основам акварельной живописи. В ней описываются закономерности, по которым возникает колорит видимого мира. Во второй части рассматриваются свойства применяемых в акварели материалов и технические приемы, при помощи которых передается живописное состояние предметов. Особые главы посвящены архитектурной графике. Книга представляет собой одну из первых попыток систематизации опыта в области акварельной техники, и поэтому она не может быть свободна от пробелов и ошибок. Автор будет благодарен всем, приславшим ему свои замечания по этой книге по адресу: Москва, К-12, Третьяковский проезд, дом № 1, Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам.
Книга рассчитана на студентов архитектурных и художественных вузов и техникумов, а также на лиц, интересующихся техникой акварельной живописи.

Изложены закономерности формообразования в природе и искусстве, зрительного восприятия и композиционного построения изображения. Показана роль золотого сечения. Даны рекомендации по практическому применению золотой пропорции при создании целостной гармонической формы, наиболее полно выражающей содержание произведения живописи и удовлетворяющей потребность человека в прекрасном.
Для художественных институтов и училищ.

В начальной и семилетней школе рисование является обязательным предметом. Обучением учащихся рисованию в начальных классах школы, как правило, занимаются не специалисты. Задачей настоящего пособия является — оказать методическую, и практическую помощь учителям, не специалистам, занимающимся обучением детей рисованию, как в начальной, так и в семилетней школе. Необходимость такого пособия вызывается тем, что школы не имеют учебника по рисованию. Пособий по рисованию издано очень мало. Автор будет считать свою работу выполненной, если пособие поможет учителям правильно поставить работу по обучению рисованию и методически верно руководить этой работой.

Книга посвящена связи современной науки о цвете с проблемами художественной практики и теории. Большое внимание автор уделяет таким основным понятиям из области теории и практики живописи, как цветовая гармония, колорит, тон, локальный цвет. Автором использован широкий круг естественнонаучной и специальной искусствоведческой литературы, изданной в нашей стране и за рубежом, что делает книгу весьма актуальной и представляет интерес для художников и искусствоведов. Книга снабжена серией цветоведческих таблиц и альбомом репродукций с произведений мастеров живописи.

В учебном пособии нам основе собственного опыта и анализа набросков и зарисовок выдающихся художников прошлого и современности автор раскрывает роль быстрых рисунков (набросков и зарисовок) в эстетическом познании действительности, обосновывает наиболее характерные и типичные методы их выполнения, вскрывает психологические механизмы быстрого рисования. Особое внимание в книге уделяется методике выполнения набросков и зарисовок различных объектов и явлений действительности: предметов быта, овощей, фруктов, пейзажа, животных, фигуры человека и др. Рассматривается роль набросков и зарисовок в педагогическом рисовании, показываются приемы проведения занятий по наброску с натуры в общеобразовательной школе.
Рекомендуется студентам педагогических вузов; может быть использован преподавателями педагогических вузов и колледжей, руководителями изостудий и художественных кружков, самодеятельными художниками.

Автор книги - доктор исторических наук, профессор А.Д.Столяр - многие годы посвятил исследованию фундаментальной, но все еще темной проблемы происхождения искусства. Выдвинутые в середине XIX - начале XX века три гипотезы по-прежнему остаются лишенными реальной аргументации. Их фактическое крушение и бесплодность привели к утверждению, что искусство, появившееся в самом начале верхнего палеолита, возникло как внезапный и сверхъестественный феномен. Настоящее исследование не имеет аналогов ни у нас, ни за рубежом. В основе его лежит конкретно-исторический подход к проблеме.

Учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов академического рисунка - изображению головы человека, - лежащему в основе искусства портрета. В издании 188 иллюстраций.
Учебное пособие рассчитано на учащихся средних художественных учебных заведений и самодеятельных художников.

Главная роль в исследованиях данной книги отведена изучению богатой практики реалистического рисунка с натуры - рисунка, задачей которого является правильная передача зрительных впечатлений о форме и расположении предметов в пространстве.
Содержащиеся в книге исследования и предложения будут в известной мере способствовать повышению профессионального уровня мастерства в области изобразительной практики.
Содержит иллюстрации.