Зная содержание и характер когнитивных ошибок, мы можем влиять на совершенствование подхода к освещению информации о преступлениях террористической направленности. Понимание когнитивных искажений в восприятии реальности поможет и в мониторинге статистики указанных деяний. В анализе восприятия обществом угроз террористического характера выявлена необходимость размышлений о непредвзятости и последовательности информации о совершенных преступлениях. Идея оценить психологию познания в отношении террористических угроз появилась в силу нарушений объективной реальности, спровоцированной особенностями трансляции данных о совершенных преступлениях, конструктивных свойств нормативных запретов и оценки открытых статистических данных. Целью данной работы выступает потребность в формировании в обществе неискаженных объективных данных о преступности террористической направленности.
Автором проанализированы статистические сведения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по частям 4 и 6 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2022 год (статистические данные за 2023 год отсутствуют). На основе полученных выводов формулируются теоретические положения, расширяющие и актуализирующие имеющиеся научные знания о личности преступника, совершившего преступление, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ. Автором проведен актуальный анализ основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаков (в контексте наказания) осужденных за преступления, предусмотренные частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ, что позволяет актуализировать криминологический портрет личности преступника, совершившего преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта. Автором проведен сравнительный анализ осужденных по исследуемой статье исходя из данных, полученных автором в ранее опубликованном исследовании в июне 2020 года, с актуальными данными, в том числе в вопросе избираемой меры ответственности к осужденным.
Одной из глобальных мировых тенденций является формирование городских агломераций – крупных сложносоставных территориальных формирований. В практике управления городскими агломерациями в современных демократических государствах успешно применяются механизмы межмуниципального сотрудничества как основного элемента кооперации муниципальных образований. Вместе с тем институт межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации развит слабо и не позволяет муниципалитетам решать вопросы местного значения совместно путем передачи полномочий и ресурсов между муниципальными образованиями городской агломерации. В связи с этим в настоящей статье проводится исследование перспектив развития правового регулирования особых форм межмуниципального сотрудничества в городских агломерациях, характерной особенностью которого является передача полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными образованиями, входящими в состав агломерации.
В статье рассмотрена правовая природа ассоциаций территориального общественного самоуправления и обобщена практика их организации и деятельности; исследовано взаимодействие ассоциаций и органов публичной власти, местного самоуправления в разрезе федеральных округов; выявлены региональные особенности формирования и деятельности ассоциаций территориального общественного самоуправления; изучены и рассмотрены правовые акты, регламентирующие деятельность ассоциаций, и их уставные документы, а также направления и виды деятельности ассоциаций; рассмотрена судебная практика по спорам с участием ассоциаций. Показана роль ассоциаций территориального общественного самоуправления в консолидации локальных и местных сообществ и приобщении их к решению задач развития территорий; систематизированы направления деятельности региональных ассоциаций территориального общественного самоуправления. Отражены общие подходы ассоциаций территориального общественного самоуправления в вопросах вовлечения сообществ в решение задач развития территорий, некоторые из которых могут быть отражены в модельных правовых актах.
В статье обосновываются рекомендации по усилению мер административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей. В качестве научной методологии использовались: диалектический, формально-юридический, общенаучные методы (анализ, синтез), а также сравнительно-правовой метод. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики авторами предлагается для соблюдения запрета на навязывание несовершеннолетним идей, пропаганды смены пола и однополых браков внести соответствующие изменения в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части установления запрета на усыновление ребенка (детей) лицом, сменившим пол.
В статье отмечается, что сегодня завершился процесс перехода на электронное декларирование. В ряде регионов созданы центры электронного декларирования, которые уже доказали свою эффективность, в настоящее время их число достигло 16. Но наряду с положительными моментами, связанными с введением электронного декларирования, существуют и отрицательные. Так, преступность, в том числе в таможенной сфере, никуда не делась, а новые условия декларирования требуют поиска новых способов противодействия ей. Модель электронного декларирования товаров в центрах электронного декларирования определила новые особенности как совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, так и их выявления, пресечения и документирования. Поэтому, делают вывод авторы, для эффективного противодействия преступности в таможенной сфере необходим постоянный обмен опытом между различными электронными таможнями с целью формирования единообразной практики, выявления существующих проблем и поиска их решения.
В статье рассматриваются аспекты обоснования криминализации незаконного оборота персональных данных с целью обеспечения их защиты от современных угроз информационного общества. В результате исследования сделан вывод о том, что поскольку данное деяние представляет значительный вред для граждан и является достаточно массовым явлением, оно имеет основания для криминализации.
В статье осуществляется анализ мнений и точек зрения ученых-юристов на проблему научного обоснования категорий объекта и предмета права, правового регулирования и правового воздействия в условиях использования юридической конструкции «механизм административно-правового воздействия». В соответствии с предложенной ранее авторской концепцией «механизм административно-правового воздействия» предпринята попытка проведения разграничения рассматриваемых категорий объекта и предмета административно-правового воздействия и регулирования, отражающих специфику каждой части как особый предмет их правоотношений.
В статье проанализирована роль концепта социальной солидарности в документах стратегического планирования по признаку целеполагания на федеральном уровне. Статья подготовлена на основе сочетания общенаучных методов и специальных частноправовых методов. Операционализация аксиологических оценок осуществлена на основе политико-правового анализа. Сделан вывод о том, что действующие документы стратегического планирования отвечают основным векторам развития российского государства, заданным в ходе конституционной реформы 2020 г. Концепт солидарности тесным образом связан с понятием гражданского самосознания и составляющими его идеологемами. Сформулированы вопросы, требующие разрешения на законодательном уровне в целях повышения уровня солидарности в российском обществе.
Религиозные организации имеют немаловажное значение в процессе исправления осужденных женщин в местах лишения свободы, которые зачастую в силу принудительной изоляции и психофизиологических особенностей проявляют негативные эмоции, а также демонстрируют агрессивное поведение. Однако в процессе участия в мероприятиях по религиозному воспитанию негативные черты ослабевают, укрепляются культурно-нравственные качества женщин. Посредством сбора эмпирических данных, а также анализа нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы автор приходит к выводу, что религиозные организации являются самостоятельным субъектом профилактики преступлений со стороны осужденных женщин в местах лишения свободы. В процессе позитивного влияния деятельности представителей религиозных организаций отмечается уменьшение психоэмоционального напряжения, межличностных конфликтов, наблюдается повышение уровня духовно-нравственного развития, формирование ответственности осужденных женщин как перед родными и близкими, так и перед обществом в целом. Деятельность представителей религиозных организаций помогает в формировании законопослушной жизни женщины после освобождения и в ее дальнейшей ресоциализации.
Анализ отечественного законодательства в области обеспечения государственной и общественной безопасности дает возможность не только увидеть существующие недостатки, но и найти тенденции основных направлений его развития. Россия на сегодня является одним из важнейших игроков на международной арене. В связи с этим существование проблем в области социально-экономического развития, миграционных процессов, терроризма, экологии, высокой конкуренции на международном рынке, развития военно-промышленного комплекса приграничных стран носит перманентный характер. Следовательно, российское законодательство в области обеспечения государственной и общественной безопасности должно отвечать современным труднопреодолимым вызовам и вырабатывать пути решения существующих проблем. Соответственно в качестве цели исследовательской работы обозначена характеристика институтов государственной и общественной безопасности на современном этапе развития Российского государства. Постановка указанной цели предопределила решение следующих исследовательских задач: определить место государственной и общественной безопасности в настоящее время; рассмотреть основные элементы, на которых базируются данные виды безопасности; определить современные угрозы государственной и общественной безопасности. В исследовании активно использовались общенаучные (анализ, синтез) и частнонаучные (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический) методы, что нашло отражение в полученных результатах. Автором сформулированы выводы, акцентирующие внимание на том, что управление в сфере обеспечения безопасности, как государственной, так и общественной, – это сложный процесс, в котором задействованы практически все структуры и институты государства. В сфере управления государственной и общественной безопасностью органы власти всех уровней должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с институтами гражданского общества. В этом процессе будет в максимальной степени проявляться взаимное обеспечение социальной безопасности граждан и общества в целом. Только при учете всех указанных потребностей общества само государство будет развиваться в сторону стабильности, финансового благополучия и социального согласия.
Аннотация. Организатор незаконного отмывания доходов фактически руководит противоправной деятельностью и занимает центральное место в структуре схемы отмывания доходов. Систематизация научного знания о ключевой фигуре схемы легализации доходов имеет ориентирующее значение для мониторинговой и правоохранительной деятельности. Сопоставив аналитические данные и теоретические знания в области исследования, автор предлагает систему классификации организаторов легализации по критериям: отношения к объекту легализации; уровню развития преступных навыков отмывания доходов, а также личным рискам. Статья раскрывает значение и роль организатора схемы, способствует повышению эффективности противодействия отмыванию доходов.
- 1
- 2