EISSN 2587-9731
Языки: ru · en

Статья: МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТОРИКА РИХАРДА ШТРАУСА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (2024)

Читать онлайн

Едва ли не главная особенность Рихарда Штрауса как композитора - его несравненный дар музыкальной характеристики. Передать в звуках он мог буквально все: как вещи материальные и конкретные, так и отвлеченные представления и понятия. Повышенное внимание к деталям текста, сценических ситуаций, поведения того или иного персонажа обусловливает особую подвижность музыкального изложения в его оперных партитурах. Эта особенность объясняет сильные стилистические контрасты между отдельными музыкально-театральными произведениями в зависимости от сюжета и избранного модуса его воплощения. С учетом возникавших задач в каждом произведении Штраус всякий раз создавал специфический тезаурус музыкальных средств - своего рода характеристических фигур. Сам композитор говорил в этой связи о «звуковых символах» ( Tonsymbole ), к которым относил рисунок мелодической линии, характерный мотив, особое ритмическое движение в своеобразном тембре и другие элементы музыкального изложения. При этом он мог свободно обращаться и к уже существующему музыкально-историческому материалу, содержащему определенные смысловые коннотации (цитаты, стилистика письма, топосы, жанры, композиционные техники и т. п.). В числе характеристических средств, к которым прибегал Штраус, мы выделяем: 1) звукоизобразительные приемы, 2) лейтмотивы, 3) тональность, 4) цитаты (как из чужих, так и из собственных сочинений), 5) жанр, 6) тип письма, 7) стиль. В статье проводится аналогия между методами музыкальной характеристики Штрауса и использованием музыкально-риторических фигур в эпоху барокко. Однако если риторические фигуры отсылали к области типизированного содержания, то Штраус создает арсенал особых характеристических средств для каждого конкретного произведения. Музыкальные «эмблемы», имевшие раньше общезначимый характер, приобретают характер сугубо авторский и требуют индивидуальной дешифровки.

Ключевые фразы: РИХАРД ШТРАУС, ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, МУЗЫКАЛЬНО-РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Автор (ы): Власова Наталья Олеговна
Журнал: Современные проблемы музыкознания

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.04. Программная музыка. Иллюстративная, описательная, представительная
Для цитирования:
ВЛАСОВА Н. О. МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТОРИКА РИХАРДА ШТРАУСА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ. 2024. ТОМ 8. № 2
Текстовый фрагмент статьи