Статья посвящена роли религиозного фактора в контексте социально-политического развития современных обществ на фоне военно-политической конфронтации. Происходящие процессы анализируются на нескольких уровнях - национальном, международном и церковном. Отталкиваясь от постсекулярной парадигмы и используя акторный и идентитарный подходы, авторы рассматривают религиозное измерение украинского кризиса. Особое внимание уделяется ситуации в мировом православии. Раскрываются причины, по которым основная линия размежевания в современном христианстве образовалась именно в его православном сегменте и оказалась тесно вплетена в самый масштабный международно-политический кризис первой четверти XXI в. Показывается, что украинский кризис оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию в мировом православии, актуализируя старые конфликты и создавая новые очаги напряжения. Констатировав, что украинский кризис послужил триггером и катализатором динамики в самых разных сферах, охватив значительное число разнотипных акторов, авторы вместе с тем указывают, что социально-политическое развитие в контексте религиозного фактора имеет более глубокие корни. С их точки зрения, наблюдаемые явления и процессы свидетельствуют о формировании новых моделей взаимодействия между государством, обществом и церковью в рамках постсекулярного или традиционалистского дискурса, что в свою очередь связано со стремительным утверждением нового научно-технологического уклада. По заключению авторов, как уже не раз бывало в истории, религиозный фактор приобретает ключевое значение в определении базовых черт новой эпохи. Происходящая на наших глазах трансформация Модерна в нечто иное не ведет к «отключению» данного фактора, но, напротив, превращает его в важную составляющую формулы нового жизнеустройства. Украинский конфликт активизирует поиск постсекулярных моделей социально-политического развития в западном политическом ареале. При этом Россия и собственно Запад движутся разными путями, так как российская модель ближе к досекулярным практикам.
Идентификаторы и классификаторы
Затяжной украинский кризис, помимо прочего, отличает наличие зримого религиозного измерения1 . Какую роль в конфликте играют религиозные организации и религиозный фактор в целом? Каким образом соотносятся интересы церкви и государства? Что это дает для развития постсекулярного дискурса? Все более тесное сближение (вплоть до тождества) позиций православных церквей и «их» государств парадоксальным образом ведет к дальнейшему слому вестфальского миропорядка, активизирует поиск новых постсекулярных социально-политических моделей в разных государствах и формирует постсекулярный или пресекулярный компонент как неотъемлемую часть международнополитических процессов в западном политическом ареале.
Список литературы
-
“Автокефалия” // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/63032.html?ysclid=ls0k8ngfv4385437401 (проверено 30.01.2024).
-
Артеев С.П. и М.И.Сигачёв. (2022) “Новый раскол: церковная дипломатия и украинский кризис” // Право и управление. XXI век, т. 18, № 3: 3-9.
-
Белякова Н.А. и Н.Ю.Пивоваров. (2018) “Религиозная дипломатия на службе советского государства в годы холодной войны (в период Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева)” // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, № 4: 130-149. EDN: YMQQUH
-
“В Москву прибыл посланник Папы кардинал Маттео Дзуппи”. (2023) // Vatican News, 29.06. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vati-can-city/news/2023-06/v-moskvu-pribyl-poslannik-papy-s-mirotvorches-koj-missiej.html (проверено 25.08.2023).
-
“В РПЦ осудили объявление сеймом Латвии автокефалии Латвийской православной церкви”. (2022) // Российская газета, 12.09. URL: https://rg.ru/2022/09/12/prezident-krestitel.html?ysclid=lsap2tjc1g 763426852 (проверено 06.02.2024).
-
“Ватикан пояснил суть миротворческой миссии Дзуппи”. (2023) // Vatican News, 27.05. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2023-05/parolin-missiya-dzuppi-ne-v-posrednichestve-v-sodejstvii-mi-ru.html (проверено 25.08.2023).
-
Воротников В.В. и Д.А.Пареньков. (2022) Церковь и политика: испытание новой реальностью. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/031/wvn2ijxtec9eb4nqvv490ayus4d0pgjj/church-politics.pdf?ysclid=ltiy7k2unl650934395&utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (проверено 20.02.2024). EDN: TFPWVF
-
“.,Вы собрались, чтобы быть единой Церковью”. Телемост российской молодежи с Папой Франциском“. (2023) // Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве, 26.08. URL: https://cathmos.ru/vy-sobralis-chtoby-byt-edinoj-czerkovyu-telemost-rossijskoj-molodyozhi-s-papoj-francziskom/ (проверено 15.01.2024).
-
“Греция стала первой православной страной, легализовавшей однополые.,браки”. (2024) // Православие.ru, 19.02. URL: https://pravo-slavie.ru/158751.html?ysclid=lsugts9a3o474427461 (проверено 20.02.2024).
-
Давыденко С. (2024) "Конфликт между Константинопольской и Элладской Церквами" // Русская народная линия, 02.06. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/06/02/konflikt_mezhdu_konstantinopol_skoj_i_lladskoj_cerkvami?ysclid=ls1rfs8jtb164619796 (проверено 31.01.2024).
-
Знотиньш З. (2020) "Казус томоса: почему православная церковь Латвии больше не хочет подчиняться РПЦ" //Новые известия, 12.02. URL: https://newizv.ru/news/2020-02-12/kazus-tomosa-pochemu-pravoslavnaya-tserkov-latvii-bolshe-ne-hochet-podchinyatsya-rpts-300200?ysclid=lsaqethciz41305386 (проверено 07.02.2024).
-
"Кардинал Дзуппи встретился в Москве с Патриархом Кириллом". (2023) // Vatican News, 29.06. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2023-06/kardinal-dzuppi-vstretilsya-v-moskve-s-patriar-hom-kirillom.html (проверено 25.08.2023).
-
"Кардинал М.Дзуппи в Киеве". (2023) // Vatican News, 05.06. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2023-06/kardinal-zuppi-v-kieve.html (проверено 25.08.2023).
-
"Кремль приветствует слова Папы Римского о наследии России". (2023) // ТАСС, 29.08. URL: https://tass.ru/politika/18608281?ysclid=lrettjj81615410327 (проверено 15.01.2024).
-
Кырлежев А. (2004) "Постсекулярная эпоха: Заметки о религиозно-культурной ситуации" // Континент, № 120: 357-365.
-
Кырлежев А. (2011) "Постсекулярное: краткая интерпретация" // Логос, № 3 (82): 100-106. EDN: RVREVT
-
Кырлежев А. (2016) "Мировое православие: типология автокефальных церквей" // Государство. Религия. Церковь, № 1: 74-101. URL: http://intelros.ru/pdf/GosRelTserkov/2016_01/4.pdf?ysclid=ltiz1x1 ukq690912547 (проверено 15.01.2024). EDN: VSYYOX
-
Лакстыгал И. (2023) "Представитель папы римского в России объяснил его слова о русских царях" // Ведомости, 01.09. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/08/31/992839-papa-rimskii-upomyanul-petra-i-i-ekaterinu-ii-kak-simvoli-svyazi-rossii-s-kulturoi-zapada?ysclid=ltj0wjx5a0250098246 (проверено 15.01.2023).
-
"Латвия меняет РПЦ на ЛПЦ". (2022) // Коммерсантъ, 08.09. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5549493?ysclid=lsblkk7yxv566984507 (проверено 07.02.2024).
-
Лункин Р.Н. (2018a) "Религия и кризис европейской идентичности: политические подходы" // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, № 4: 205-211. EDN: YMCOLJ
-
Лункин Р.Н. (2018b) "Общественно-политическая роль религии в Европе: запрос на христианскую идентичность" // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, т. 11, № 4: 46-64. URL: https://comecarpentier.com/wp-content/uploads/2015/08/Outlines-of-Global-Transformations_4_2018-Internet.pdf (проверено 07.02.2024). EDN: YMQQTB
-
Лункин Р.Н. (2021) "Религия и политический процесс:.,четвертая волна" демократизации" // Международная аналитика, т. 12, № 4: 11-27. EDN: LMSJAK
-
".,Мы станем на шаг ближе к Европе" - праздничным днем в Молдавии стало 25 декабря". (2013) // Православие.ru, 20.12. URL: https://pravoslavie.ru/66874.html?ysclid=lsj4bqew7u11480687 (проверено 12.02.2024).
-
Надыров Р.Н. (2022) "Тюркский фактор как составляющая международных отношений в Центральной Азии: конструкт.,Тюркский мир" // Россия и мир: научный диалог, № 4: 50-59. EDN: FWIMNQ
-
".,Объединение невозможно, если одна из сторон считает другую еретической": Митрополит Волоколамский Иларион рассказал.,Ъ" о перспективах воссоединения РПЦ со старообрядцами". (2021) //Коммерсантъ, 31.07. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4919808?ysclid=ls3e0qqmtx175432550 (проверено 01.02.2024).
-
"Одинокий колокол РПЦ. Почему Московский патриархат теряет влияние в.,русском мире". (2022) // RTVI, 29.12. URL: https://rtvi.com/stories/odinokij-kolokol-rpcz-pochemu-moskovskij-patriarhat-teryaet-vliyanie-v-russkom-mire/?ysclid=lsbjzo22lg909735006 (проверено 07.02.2024).
-
"Около 300 священнослужителей УПЦ подписали обращение к предстоятелям поместных Православных Церквей о предании патриарха Кирилла церковному трибуналу". (2022) // Азбука новостей, 12.04. URL: https://azbyka.ru/news/okolo-300-svjashhennosluzhitelej-upc-pod-pisali-obrashhenie-k-predstojateljam-pomestnyh-pravoslavnyh-cerkvej-o-predanii-patriarha-kirilla-cerkovnomu-tribunalu (проверено 20.02.2024).
-
"Папа встретился с президентом Украины Зеленским". (2023) // Vatican News, 13.05. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2023-05/papa-vstretilsya-s-prezidentom-ukrainy-zelenskim.html (проверено 25.08.2023).
-
"Папа поручил кардиналу Дзуппи миссию мира для Украины". (2023) // Vatican News, 22.05. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vati-can-city/news/2023-05/papa-poruchil-kardinalu-dzuppi-missiyu-mira-dlya-ukrainy.html (проверено 09.01.2024).
-
"Папа Римский провел аудиенцию с главой Комитета начальников штабов ВС США в Ватикане". (2023) // Газета.ru, 21.08. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/08/21/21117992.shtml?ysclid=lr6bwbw1a2175082271 (проверено 09.01.2024).
-
"Паролин прокомментировал миротворческую миссию Ватикана". (2023) // Vatican News, 07.07. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2023-07/parolin-prokommentiroval-mirotvorcheskuyu-misiyu-Vaticana.html (проверено 25.08.2023).
-
"Патриарх Кирилл окончательно лишил сана протодиакона Андрея Кураева". (2023) // Коммерсантъ, 28.04. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5965353?ysclid=lsbmptqp4e281836183 (проверено 07.02.2024).
-
"Патриарха Кирилла объявили в розыск на Украине. В России в ответ возбудили дело". (2023) // Газета.ru, 16.12. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2023/12/16/18018763.shtml (проверено 02.02.2024).
-
"Продолжается миссия кардинала Дзуппи". (2023) // Vatican News, 17.07. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2023-07/prodolzhaetsya-missia-kardinala-zuppi.html (проверено 09.01.2024).
-
"Рождественские службы в российских храмах посетили 1,4 млн человек". (2024) // Коммерсантъ, 08.01. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6442811?ysclid=lsbl6x8qo0253008378 (проверено 07.02.2024).
-
"Русская православная церковь" // Большая российская энцикло-педия. URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/3521265?ysclid=ltj1611f8t283734665 (проверено 30.01.2024).
-
"Сейм проголосовал за независимость Латвийской православной церкви от РПЦ". (2022) //РБК, 08.09. URL: https://www.rbc.ru/politics/08/09/2022/6319f9629a79472e338f1167?from=copy (проверено 05.02.2024).
-
Узланер Д.А. (2019) Конец религии? История теории секуляризации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики."Украина: миротворческая миссия кардинала Дзуппи". (2023) // Vatican News, 07.06. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2023-06/ukraina-mirotvorcheskaya-missiya-kardinala-dzuppi.html (проверено 25.08.2023).
-
Хабермас Ю. (2011) Между натурализмом и религией: Философские статьи. М.: Весь Мир.
-
Хабермас Ю. и Й.Ратцингер (Бенедикт XVI). (2006) Диалектика секуляризации: О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея.
-
"Церковный суд постановил лишить сана московского протоиерея Алексея Уминского". (2024) // Коммерсантъ, 13.01. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6453079?ysclid=lsbmojfrn7174527434 (проверено 07.02.2024).
-
"Эстонские лютеране вступились за православного митрополи-та Евгения, лишенного вида на жительство". (2024) // MixNews, 24.01. URL: https://mixnews.lv/v-mire/2024/01/24/estonskie-lyuterane-vstupilis-za-pravoslavnogo-mitropolita-evgeniya-lishennogo-vida-na-zhitelstvo/ (проверено 20.02.2024).
-
Babynskyi A. (2020) "The Orthodox Church of Ukraine (OCU) and the Ukrainian Greek-Catholic Church (UGCC): A Meeting after the Tomos" // Canadian Slavonic Papers, vol. 62, no. 3-4: 488-496.
-
Blond Ph., ed. (1998) Post-Secular Philosophy: Between Philosophy and Theology. London: Routledge.
-
Bordeianu R. (2020) "The Autocephaly of the Orthodox Church of Ukraine: Its Impact Outside of Ukraine" // Canadian Slavonic Papers, vol. 62, no. 3-4: 452-462.
-
Bremer T. (2020) "Shoulda, Coulda, Woulda - Missed Opportunities, Lost Chances, Bad Options for the Moscow Patriarchate" // Canadian Slavonic Papers, no. 3-4: 443-451.
-
Caputo J. (2001) On Religion. London: Routledge.
-
Coleman H.J. (2020) "Orthodoxy and Autocephaly in Ukraine: Editor's Introduction" // Canadian Slavonic Papers, vol. 62, no. 3-4: 421-425.
-
Denysenko N. (2020) "Explaining Ukrainian Autocephaly: Politics, History, Ecclesiology, and the Future" // Canadian Slavonic Papers, vol. 62, no. 3-4: 426-442.
-
Gallaher B. (2019) "Ecumenism as Civilizational Dialogue: Eastern Orthodox Anti-Ecumenism and Eastern Orthodox Ecumenism. A Creative or Sterile Antinomy?" // International Journal for the Study of the Christian Church, vol. 19, no. 4: 265-285.
-
Haynes J. (2006) "Religion and International Relations in the 21st Century: Conflict or Co - operation?" // Third World Quarterly, vol. 27, no. 3: 535-541.
-
Krawchuk A. (2020) "The Orthodox Church of Ukraine on the Inter-Orthodox Agenda at Amman: the Dynamics of Ecclesiastical Recognition" //Canadian Slavonic Papers, vol. 62, no. 3-4: 463-476.
-
Krawchuk A. (2022) "Narrating the War Theologically: Does Russian Orthodoxy Have a Future in Ukraine?" // Canadian Slavonic Papers, vol. 64, no. 2-3: 173-189.
-
Maoz Z. and E.Henderson. (2020) Scriptures, Shrines, Scapegoats, and World Politics: Religious Sources of Conflict and Cooperation in the Modern Era. Ann Arbor: University of Michigan Press.
-
Sysyn F.E. (2020) "Ukranian Autocephaly: the Ramifications of Constantinople's Tomos" // Canadian Slavonic Papers, vol. 62, no. 3-4: 516-521.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринята попытка проанализировать основные тенденции в развитии понятия и научного направления публичной политики. Несмотря на то что на протяжении более полутора десятилетий это понятие и направление активно внедряются в российский научный оборот и систему образования, дискуссия о предметном поле и практической значимости публичной политики далека от завершения. Россия не гомогенна в своих поисках базовых смыслов публичной политики, в зарубежных научных школах тоже существуют разные трактовки данного понятия, которые отличаются друг от друга не только с теоретико-методологической, но и с политико-идеологической точек зрения. По мнению автора, для того чтобы понять многогранность и практический смысл публичной политики, следует учитывать тот социально-политический контекст, в котором это направление родилось и развивалось. Будучи изначально продуктом социально-политических и ценностных изменений второй половины XX в., концептуальная рамка публичной политики помогла исследователям, политикам, бюрократам и гражданам по-иному взглянуть на то, каким образом можно выстраивать коммуникацию между государством и обществом, как сделать процесс принятия решений более проблемно ориентированным и приближенным к реальной жизни людей. Вместе с тем автор указывает на отсутствие единого ответа на порожденные публичной политикой вопросы, выделяя две основные традиции в ее осмыслении, первая из которых ставит на первое место государство и государственное управление, тогда как вторая делает упор на роль гражданского общества. Россия находится сегодня в процессе выработки собственных смыслов публичной политики, которые бы адекватно отражали потребности государства и общества, способствовали выстраиванию эффективной коммуникации между ними в целях повышения качества принимаемых решений. Настоящую статью следует рассматривать как продолжение соответствующей дискуссии, крайне важной для российского научного сообщества как в теоретическом, так и в практическом плане.
Бурная социально-политическая динамика в России 1990-х годов, представленная через череду кризисов и поворотных событий, соотнесена в статье с концепцией механизмов российских исторических циклов. Перечислены основные этапы динамики - комплексы взаимосвязанных событий, меняющих расстановку сил, структурные условия и направленность последующих процессов. Приведен перечень главных акторов и социальных групп, участвовавших в политической динамике того периода: верховная власть, реформаторы, инсайдеры, олигархи, ставленники спецслужб, «просоветская» и демократическая оппозиция, регионалы, городской образованный класс, рабочие и шахтерские движения, «простой народ». По заключению автора, быстрые масштабные изменения в политике 1990-х годов, как и прежде, происходили в параметрическом пространстве с осями «государственный успех» и «свобода». Переходы осуществлялись между фазами, характерными для гораздо более продолжительных циклов исторического прошлого России, - «кризис», «либерализация», «авторитарный откат», «распад государства», «военно-политический триумф». Вместе с тем механизм общей смены демократического тренда и нарастания авторитарных тенденций нуждается в уточнении. Предложена фазовая модель, объясняющая эту смену через закономерности стратегий, используемых верховной властью в ответ на вызовы-угрозы при разных условиях. Слабость и провалы государственной политики при дефиците ресурсов вели к массовому разочарованию, делегитимации верховной власти и политики реформ, что проявлялось на выборах, вдохновляло приверженцев реставрации. Рост соответствующих угроз приводил к ставке на административные и силовые меры. При накоплении достаточных ресурсов эти меры становились успешными, получали положительное подкрепление. При каждом кризисе верховная власть одерживала победу, при этом снижалась коллегиальная разделенность власти, а реформы теряли изначальную направленность на экономическую свободу, подъем малого и среднего бизнеса, рост демократии. Как следствие, возможности политической модернизации не были реализованы, уступив место авторитарным трендам.
Статья посвящена анализу полупрезидентской, или смешанной, модели (системы) власти. Особый интерес к подобной конструкции не в последнюю очередь обусловлен тем, что она создает благоприятные условия для авторитарной эволюции. Конечно, авторитарный режим может сформироваться и в президентской, и в парламентской моделях, но полупрезидентская содержит гораздо больший потенциал для такого развития событий. Основной ее порок состоит в том, что президент нормативно как бы ставится над всеми институтами власти, но при этом сохраняет прерогативы, не позволяющие ему оставаться политически нейтральным. Такое положение президента в системе власти искажает его политическую самоидентификацию. Он начинает воспринимать себя в качестве аналога абсолютного монарха и легальными способами монополизирует власть. Одним из отцов смешанной модели был Макс Вебер, чья идея плебисцитарного президента положила начало становлению новой разновидности республиканской формы правления, впервые закрепленной в Конституции (Веймарской) Германии 1919 г. В связи с этим автор внимательно рассматривает концепцию Вебера, его роль в разработке Веймарской конституции, а также сравнивает его взгляды с нормативной моделью, нашедшей отражение в этой Конституции. В статье показано, что хотя Веймарская конституция восприняла не все установки Вебера и гораздо дальше отдалилась от модели президентской республики, основные веберовские идеи вошли в нее в виде некоторых норм. В заключительной части статьи приведен ряд критических соображений относительно отдельных положений веберовской концепции и веймарской конструкции власти.
В статье представлена оригинальная классификация паттернов трансформации партийных систем стран ЕС под влиянием институционализации нового постиндустриального размежевания. Опираясь на теории размежеваний и пространственной конкуренции и задействовав базы данных о позиционировании партий, электоральные индексы и статистику, автор попытался выделить основные траектории трансформации европейских партийных систем в период с 1990 по 2023 г. и определить факторы, ответственные за различия между ними. В ходе исследования было выявлено пять паттернов, соотносимых с воздействием двух ключевых параметров. Первым из них выступила структурная специфика условий партийной конкуренции в посткоммунистических и иных странах ЕС, связанная с различием между старыми структурированными и новыми волатильными партийными системами. Вторым - принадлежность партийно-политической системы страны к мажоритарно-поляризованному или коалиционно-консенсусному типу по классификации Аренда Лейпхарта: если в одном случае институционализация нового размежевания часто порождала радикальный слом старой конфигурации партий с появлением мощных популистских сил, то в другом - плавный рост фрагментации с оттоком голосов в пользу разнообразных новых партий и усложнением процесса формирования коалиций. Относительную значимость для ряда стран показали также такие факторы, как уровень социально-экономического развития, этноцентричность политики, тип избирательной системы и устойчивость социального государства. В свою очередь гипотезы о важности исходной конфигурации партийных систем, времени образования новых партий и географической близости стран подтверждения не получили.
В статье представлен концептуальный анализ гражданской религии как особой формы сопряжения сакрального и политического. Констатировав необходимость обращения социальных исследователей к религиозной стороне жизни общества в целом и ее политическим импликациям в частности, автор пытается не только реконструировать генеалогию термина «гражданская религия», но и проследить различия между гражданской и политической религией. На основе анализа происхождения концепта гражданской религии автор показывает, что его компоненты - «гражданский» и «религиозный» - были привнесены из двух совершенно разных по духу источников: социальной философии Жан-Жака Руссо и социологического проекта Эмиля Дюркгейма. Роберту Белла удалось совместить эвристики обоих источников и предложить специфический язык описания внешне секулярных, но внутренне религиозных обществ. Тщательно проанализировав три выделенных Белла признака гражданской религии, автор уделяет особое внимание ее функционированию в качестве коммуникативной среды - специфического набора ценностей, табуирующих либо стимулирующих артикуляцию тех или иных политических вопросов. Коммуникативная среда не только обеспечивает удовлетворение нужд государства, в рамках которого установлен гражданско-религиозный культ, но и поддерживает консенсус относительно базовых ценностей, подрыв которых чреват полной дезинтеграцией общества. По заключению автора, чтобы говорить о наличии в политии гражданской религии, эта полития должна отвечать нескольким условиям, включая безусловный консенсус в отношении сакрализуемых ценностей, телеологически и ценностно обоснованное принятие политических решений, а также «топологический» характер развертывания политического культа. В этом и кроется главная причина относительной редкости подобной формы политической жизни.
Либерально-эгалитарная концепция, сформулированная в «Теории справедливости» Джона Ролза, по сей день вызывает активные дискуссии. К числу критиков этой концепции относятся, в частности, Родион Белькович и Сергей Виноградов, по мнению которых ролзианцы неизбежно оказываются перед дилеммой: им нужно отвергнуть либо принцип различия, либо эгалитаризм удачи, причем любое из этих решений ведет к размыванию базовых оснований теории Ролза. В статье представлен детальный анализ аргументации Бельковича и Виноградова, показывающий, что поставленная ими дилемма является ложной по трем основаниям. Во-первых, в ней смазывается различие между эгалитаризмом удачи и «строгим эгалитаризмом», предполагающим полное уравнивание доходов и богатства в обществе. Эгалитаристы удачи не поддерживают идею абсолютного равенства в распределении, считая справедливым неравенство, отражающее ответственность людей за их собственный выбор. Во-вторых, ролзианский эгалитаризм, по сути, отождествляется с эгалитаризмом удачи, тогда как это два четко различимых подхода. В-третьих, аргумент похитителя, с помощью которого доказывается несовместимость принципа различия с эгалитаризмом удачи, не является доводом против принципа различия. Его применимость ограничена лишь теми контекстами, где принцип различия встраивается как посылка в «аргумент от поощрения», а тот в свою очередь выдвигается потенциальными бенефициарами такого поощрения. По заключению автора, приведенные соображения однозначно свидетельствуют о том, что никакого выбора между эгалитаризмом удачи и принципом различия перед ролзианцами не стоит, и предложенную Бельковичем и Виноградовым критику теории Ролза следует признать безосновательной.
На фоне устойчивого роста интереса политических философов к гражданским конфликтам в целом, понятие гражданской войны остается относительно малоизученным. Многослойная генеалогия данного концепта включает в себя элементы существенно различающихся подходов к его определению. Уже в античной философии прослеживаются две несовпадающие линии интерпретации феномена гражданских войн: греческий stasis и римский bellum civile. В последние годы понятие stasis возвращается в научный оборот благодаря обращению к нему Николь Лоро, Джоржо Агамбена и ряда других авторов. В то же время при осмыслении гражданских войн по-прежнему доминирует подход, опирающийся преимущественно на их римскую трактовку, исходящую из монистической социально-онтологической модели и имеющую серьезные ограничения применительно к современным условиям. В статье анализируются основные особенности восприятия феномена гражданских войн в древнегреческой и римской философии. С опорой на тексты Платона и Аристотеля, в наиболее систематическом виде сформулировавших теорию stasis, показывается, что признание возможности преодоления лишь наиболее острых внешних проявлений stasis, но не принципиального его искоренения неизбежно накладывает отпечаток на оценку значимости плюрализма в жизни политической общности, интерпретацию действий побежденной стороны и «политику памяти». В связи с этим рассматривается, каким образом представление о гражданском конфликте как о соприродном жизни полиса явлении и в известном смысле неизбежном зле может вновь оказаться актуальным в контексте философских и политических дискуссий XXI в.
Статья посвящена изучению репрезентации государства как ценности в речах депутатов Государственной Думы с точки зрения образа будущего России. В качестве отправной точки авторы использовали модель пентабазиса, где образ будущего представлен в виде пяти элементов, одним из которых является государство, интерпретируемое через доверие к политическим институтам. Теоретической основой исследования послужила концепция Стейна Роккана и его последователей, согласно которой формирование государства предполагает выстраивание социокультурных границ, обозначающих принадлежность к политическому сообществу, а его эмпирической базой - стенограммы выступлений депутатов по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам на пленарных заседаниях Госдумы VII-VIII созывов. Исследование осуществлялось методом дискурс-анализа. Полученные авторами результаты отчетливо демонстрируют серьезную озабоченность отечественных парламентариев проблемой доверия. Хотя решения по наиболее принципиальным вопросам принимаются консенсусом, депутаты ощущают дефицит доверия у отдельных групп населения, что требует от них дополнительных усилий по обоснованию своих инициатив. К числу тем, к которым они чаще всего обращаются, можно отнести социальное государство, отношения «центр - регионы», экономическое развитие. При этом они редко напрямую касаются перспектив отечественных политических институтов, а также темы образа будущего в целом, что может быть связано как с дефицитом стратегических идей, так и с внешними ограничителями парламентского дискурса.
В статье предпринята попытка взглянуть на тему советского прошлого с точки зрения политического мифотворчества. Согласно исходной посылке исследования, любая идеология в восприятии массового сознания представляет собой прежде всего набор мифов. Одновременно предполагается, что мифы наиболее действенны, когда остаются имплицитными и влияют на массовое сознание не напрямую, а в фоновом режиме. При экспликации они подвергаются массированной критике и становятся менее убедительными для значительной части аудитории. Отмечается, что на протяжении почти всего постсоветского периода тема советского прошлого присутствовала в межпартийной дискуссии больше в качестве фона и поэтому выступала главным образом как мифология. Ее присутствие выливалось в основном в противостояние между коммунистами и остальной частью политического спектра («коммунисты против всех»). В период с 1993 по 2003 г. такое противостояние оказывало существенное влияние на массовое политическое сознание и занимало в нем как минимум второе место. С 2010-х годов на смену этому противостоянию пришло другое - «все против либералов», проявившееся в том числе в дискуссии по вопросам советского прошлого. Неся на себе отпечаток имперско - патриотической мифологии, оно не было явно эксплицированным, а на уровне политической повестки камуфлировалось тематикой советского прошлого. Превращение последней из «мифа» в «повестку» ставило советскую мифологию под огонь критики, выводя из-под удара мифологию имперско-патриотическую.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru