В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия преподавателя со студентами с учетом особенностей применения в медицинском вузе современных методик обучения на основе студент-центрированного подхода. Авторы выделили преимущества студент-центрированного подхода, уделив внимание и некоторым трудностям, с которыми могут столкнуться преподаватели и студенты при переходе на данную модель организации обучения. Затрагивается также тема академической этики, выделяются основные её элементы и подчеркивается важность соблюдения этических норм и правил преподавателями и студентами.
Идентификаторы и классификаторы
Миссия медицинского университета – готовить врачей-специалистов, но методика подготовки постоянно видоизменяется, так как меняется общество и его потребность в специалистах системы здравоохранения. Объем знаний неуклонно растет, и многое из того, что раньше было научной фантастикой, становится реальностью – машинное обучение, нейронные сети, технологии искусственного интеллекта и др. Однако ИИ и электронные роботы – модели пациентов – не могут заменить в медицинском вузе работу с реальными пациентами, с которыми необходимо научиться взаимодействовать. Эффективность такого взаимодействия во многом зависит от навыков, которые сформировались у будущего врача в процессе его коммуникации с преподавателями различных дисциплин, начиная с фундаментальных и гуманитарных наук на первом курсе и заканчивая разнообразными клиническими дисциплинами.
Список литературы
- Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Афанасенкова Т.Е. Этико-деонтологическое воспитание - важная составляющая профессиональной подготовки будущего врача // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2014. Т. 13, № 4. с.75-78. EDN: TNHKEL
- Кусова Д.О., Наскидаева Е.Х. Вопросы соблюдения профессиональной этики преподавателями высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72 (1), с. 186-188. EDN: NXDKIA
- Косорукова А.А. Взаимоотношения преподавателя и студентов как проблема академической этики // Вестник РУДН, серия Философия. 2016. №3. с. 96-101. EDN: WJZQGV
- Якушева С.Д. Педагогическая этика как элемент мастерства преподавателя вуза // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. №64, с. 69-72. EDN: OPXMLJ
- Еременко Т.В. Актуальные вопросы формирования академической этики студентов в процессе работы с информацией: по материалам экспертного опроса // Социология науки и технологий. 2021. Т. 12. №3, с. 153-168. EDN: XTILMA
- Сазонова З.С., Сидякина Н.Ю. Опыт использования студенто-центрированного подхода в образовательном пространстве МАДИ // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2011. №3, с. 17-21. EDN: RAPCRX
- Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Преимущества применения студент-центрированного подхода в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал, 2020. T.9. № 4(33), с. 97-100. EDN: RITFWR
- Garlitska N., Zahrychuk H. The essence of student-centered approach in organization of educational process in countries of the world // Sciences of Europe, 2021; 73: 9-12. EDN: PGSZYB
- Njoku A. Learner-centered teaching to educate college students about rural health disparities//Journal of University Teaching and Learning Practice, 2019; 16(5)/ https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol16/iss5/6.
-
Geven, K.; Attard, A. (2012). "Time for Student-Centered Learning?". In Curaj, A.; Scott, P.; Vlasceanu, L. (eds.). European Higher Education at the Crossroads. 978-9400739376. ISBN: 978-94-007-3937-6
-
Ozgonul et.el. Comparison of lecture and team-based learning in medical ethics education // Nursing Ethics, 2017; 26(3): 903-913.
-
Damsa C.M., de Lange T. Student-centered learning environments in higher education: From conceptualization to design//Uniped, 2019: 42 (1): 9-26.
-
Kandi V., Basireddy P.R. Creating a student-centered learning environment: implementation of problem-based learning to teaching microbiology to undergraduate medical students // Cureus, 2018;. DOI: 10.7759/cureus.2029
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматриваются уникальные случаи самоотверженности врачей, которые оставили свой след в истории медицины благодаря собственному бесстрашию и готовности пожертвовать собой во имя науки и людей.
В статье дан анализ существующих этических и правовых норм регулирования генной модификации человека. Обсуждается возможность защиты человеческой природы или стремление к ее улучшению, продиктованное субъективными причинами, стать ограничением или катализатором развития новых научных направлений, вступающих в противоречие с традиционными нравственно-этическими представлениями о пределах научных экспериментов.
Были изучены теоретические источники по выбранной теме. Далее - проведен опрос среди студентов 1-5 курсов с целью узнать отношение молодого поколения к применению вспомогательных репродуктивных технологий (внутриматочная инсеминация, ЭКО и ПЭ, суррогатное материнство). Полученные данные были проанализированы, и на их основе была составлена диаграмма.
В статье рассматривается искусственное прерывание беременности, является ли аборт убийством. С этой целью проводится анализ религиозного отношения к абортам, естественно-научного взгляда на возникновение жизни, анализ философских подходов к определению личности.
В исследовании рассмотрена история развития медицинской этики с первых упоминаний о ней. Было проведено анкетирование различных социальных групп на тему взаимодействия с медицинским персоналом. В результате была доказана необходимость работы этических комитетов на различных уровнях.
Цель работы исследовать проблему этических основ самосохранительного поведения. Фундаментом данных поведенческих практик зачастую является не этика, а вовлеченность человека в современные цивилизационные процессы. В данной статье рассмотрены практики, связанные с информатизацией общества и популяризацией медицинских услуг, направленных на продолжение рода, сохранение здоровья. Самосохранительное поведение связано как с социализацией и системой воспитания, так и с биологическими, психологическими и физическими особенностями человека, индивидуализированной траекторией личности, ориентированной на «самопроект» (создание и улучшение себя). Использованы методы анализа, синтеза, аналогии.
В настоящей статье рассмотрены предпосылки появления свода профессиональных этических норм врачей - этических кодексов. Показана связь между возникновением идеи этических кодексов и формированием современной медицинской профессии. Основные положения для сводов этических норм были сформулированы и опубликованы врачами-практиками. Отмечены общие и особенные черты этого процесса в России и европейских странах.
В статье рассматривается важнейшие аспекты дебатов о моральном статусе животных и биоэтические проблемы проведения экспериментов на них. Поворотный момент в решении данной проблемы представлен утилитаризмом Джереми Бентама, который рассматривает в качестве критерия морального статуса способность к страданию. Дан философский анализ ключевых позиций современных мыслителей: Питера Сингера, Тома Ригана и Гэри Франчионе и др., выступающих за включение животных в сферу морали и аргументы Питера Каррутерса, обосновывающие исключение животных из сферы морали. Показано влияние данных дискуссий на формирование новых этических принципов исследований на животных.
В статье с опорой на современные концепции экологической этики проведен анализ двух эколого-этических дилемм, возникающих в медицинской практике. Химический и токсикологический материал включается в виде отдельных сведений для раскрытия объективных оснований возникновения описываемых экологических проблем. Автором предложен вариант рефлексивного анализа для решения эколого-этических дилемм в профессиональной деятельности врача.
Профессия врача требует не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной отдачи. Основной акцент в статье сделан на становлении личностных качеств будущего врача, позволяющих реализовать этико-психологический компонент врачебного профессионализма. Подробно рассмотрен тематический диспут как форма воспитательного обучения, дающая эмоциональный заряд и побуждающая будущих врачей к самостоятельным ответственным творческим решениям и учебным действиям.
В статье автор обращается к двум величайшим эпохам в развитии философского знания и формировании этики как науки - древнегреческой и классической немецкой философии, а также отечественной традиции «русского космизма» как основным предпосылкам становления современной «этики жизни».
Целью данной работы выступает исследование аксиологических оснований и нравственного содержания современной биоэтики как интегральной науки и области междисциплинарных исследований, а также анализ современных биомедицинских технологий в контексте их гуманистического и трансгуманистического содержания. При проведении исследования были использованы методы логико-философского анализа, методы эмпирического уровня, принципы объективности и гуманизма. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что современная биоэтика является сложным и многоаспектным феноменом, имеющим в своём основании безусловную гуманистическую идею, но в своём развитии претендует на трансгуманистический поворот и нравственную деградацию.
Цель исследования рассмотреть влияние волонтерства на формирование этического мировоззрения будущего врача. Волонтёрская деятельность в России в настоящее время стала популярна и востребована. Мотивацией для начала волонтерской деятельности у молодежи становится желание общаться и самореализовываться, находить новые знакомства, узнавать мир, жажда полезной, благородной и благодарной деятельности. В данной статье рассмотрены проблемы этики в теоретическом измерении и практики волонтерства, связанные с образовательной средой и с организацией добровольческой деятельности в медицинском ВУЗе. Использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза.
В данной работе приведен обзор исследований, направленных на изучение взаимосвязи между пренебрежением этическими принципами медицинским персоналом во время родовспоможения и развитием посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у матерей. Приводятся данные, что распространенность ПТСР, связанного с родами, наблюдается по всему миру, и обусловлено множеством факторов, в том числе неуважительным отношением к роженице. Подчеркивается значимость этики и психологической поддержки с целью профилактики развития стрессового расстройства, а также рассматриваются возможности для обучения медицинского персонала.
Врач - это одна из трёх государствообразующих профессий. Врачи - здоровье нации, юристы - правосознание нации, общественный порядок и покой, учителя - будущее нации. Врачебная деятельность носит максимальный характер в силу того, что только врачи допускаются непосредственно к контролю жизненных функций организма человека. К тому же, на враче лежит ответственность не только за здоровье каждого пациента в отдельности, но и за здоровье всех представителей государства. И эта ответственность каждого отдельного врача складывается в общую профессиональную ответственность. Потому в ВУЗах медицинского профиля студентам всегда преподают такие специальности как основы общественного здравоохранения или его организации.
В статье анализируются «мы»-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей: общении врача с пациентом, родственниками пациента или его представителями, публичных выступлениях врача, выполняющего различные социальные и профессиональные роли. Раскрывается коммуникативная функция «мы»-высказываний как повышающих комплаенс, усиливающих позитивную траекторию взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- МНШУР
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, к. 1, оф. 428
- Юр. адрес
- 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, к. 1, оф. 428
- ФИО
- Кузнецов Олег Леонидович (Руководитель)
- E-mail адрес
- school@yrazvitie.ru
- Контактный телефон
- +7 (496) 2166109