Впервые выявлен и описан кризис мирового авиастроения в 1911-1914 годах. Выпуск самолетов в наиболее развитых странах в этот период снижается, темп создания новых моделей замедляется. Кризис, замаскированный ростом общего мирового производства самолетов и повышением их характеристик, удалось выявить с помощью анализа сведений о разработке и производстве самолетов во всем мире с 1901 по 1918 год. Автором предложены объяснения причин данного кризиса и выявлено влияние государственной поддержки на смягчение его проявлений.
Идентификаторы и классификаторы
Историки авиации обычно характеризуют 1903–1913 годы как эпоху постоянного прогресса в авиастроении, время крупных достижений, когда качество и количество выпускаемых самолетов непрерывно росли [1]. Подобный подход, описывающий развитие отрасли как постоянный прогресс и последовательную схему поколений, часто используется как методологическая основа работ по истории авиации и смежных областей техники [2]. И действительно, за эти 10 лет самолеты превратились из экспериментальных устройств, способных разве что на полет по прямой в хорошую погоду, в летающие в полном смысле этого слова машины. Аэропланы поднялись на высоту свыше 6 км (6160 м, летчик Georges Legagneux на моноплане Nieuport XI 27 декабря 1913 года [3, p. 9]), преодолели скоростной рубеж в 200 км/ч (203,85 км/ч, Maurice Prevost на моноплане Deperdussin Monocoque 29 сентября 1913 года [4, p. 1104]). Уже в 1910 году дальность беспосадочного полета превысила 500 км (585 км, Maurice Tabuteau на биплане MF.2 30 декабря 1910 года [5]), а в 1913 году — 1000 км (A. Seguin на биплане HF.20, 1021 км, 13 октября 1913 года [6, p. 1134]).Первая мировая война многократно ускорила создание авиапредприятий, производство самолетов выросло на порядок, но база для этого была подготовлена в предыдущее десятилетие.
В рассматриваемый период был построен и первый многомоторный самолет. 25 декабря 1913 года четырехмоторный биплан «Илья Муромец» установил мировой рекорд подъема грузов на высоту — 1100 кг (предыдущий рекорд составлял 653 кг), за штурвалом находился сам конструктор, Игорь Иванович Сикорский. Забегая за границу периода, отметим, что 25 февраля 1914 года И. И. Сикорский на том же самолете улучшил свой рекорд, подняв 1200 кг груза — 16 пассажиров [7, p. 252].
Список литературы
-
Соболев Д.А. История самолетов. Начальный период. М.: Росспэн, 1995. 343 с. С. 245-247. EDN: RRZGYF
-
Криницкий Ю.В., Куликов Е.А. Военная техника ВКС: принципы поколений // Воздушно-космическая сфера. 2018. № 2. С. 40-47. EDN: XPBALZ
-
Legagneux beats the height record / Paris Aero Salon // Flight. 1914. № 1. Pp. 6-9.
-
The Rheims Meeting and Gordon-Bennett Trophy // Flight. 1913. № 40. Pp. 1103-1104.
-
Principal one-man world records // Aeronautics. 1911. № 2. P. 69.
-
Paris to Bordeaux and back without a stop / “An Irresponsible Law Congress” // Flight. 1913. № 42. P. 1134.
-
More passenger records by Sikorsky / Foreign Aircraft News // Flight. 1914. № 10. P. 252.
-
Кузьмин Ю.В. Библиографический справочник по самолетам XX века. М.: ИИЕТ РАН, 2021. 559 с.
-
The Smithsonian National Air and Space Museum Directory of airplanes: their designers and manufacturers. Ed. D. Bell [Электронный ресурс] // The Smithsonian Institution Research Information System (SIRIS). URL: https://sirismm.si.edu/siris/aboutairplanedirectory.htm (Дата обращения: 01.03.2022).
-
World aircraft types. Database [Электронный ресурс] // Aeroflight Aviation Enthusiasts Cloud. URL: docs.google.com/spreadsheets/d/1sgSbNa9VW-RhFSR7128NyCDVSv9u8tXpNeUWxd8YU9I/edit#gid=1088258126 (Дата обращения: 01.03.2022).
-
Sobolev D.A. The contribution of different countries to airplane development and manufacture - Part 1. Invention of airplane // 29th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences (St. Petersburg, 2014, September 07-12), ICAS 2014 CD-ROM Proceedings. 8 p. P. 7. EDN: UFHSMH
-
Siegler. Early birds - pioneer aircraft [Электронный ресурс]. URL: www.chezpeps.free.fr/musee/modelflight-01/1903-06.htm (Дата обращения: 01.03.2022).
-
List of aircraft [Электронный ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: www.en.wikipedia.org/wiki/List_of_aircraft (Дата обращения: 01.03.2022).
-
Eckland K.O. Aerofiles [Электронный ресурс]. URL: www.aerofiles.com (Дата обращения: 01.03.2022).
-
Parmentier B. Aviation Française [Электронный ресурс]. URL: www.aviafrance.com (Дата обращения: 01.03.2022).
-
Сайт Уголок неба. URL: www.airwar.ru/ Волков Д. А. (редактор). (Дата обращения: 01.03.2022).
-
Editorial // Aircraft. 1913. № 4. P. 40.
-
Institute for the History of Science and Technology named after S. I. Vavilov RAS.
Выпуск
Другие статьи выпуска
27 апреля 2022 года исполняется 80 лет выдающемуся космонавту Валерию Владимировичу Полякову. Он совершил два длительных космических полета. Один из них и сегодня, спустя 27 лет, является рекордным по длительности пребывания человека в космосе и внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Вклад этого космонавта в пилотируемую космонавтику бесценен. В космосе и на Земле Валерий Поляков реализовал уникальные медицинские исследования, которые способствовали совершенствованию медико-биологического обеспечения длительных полетов, а также заложили основу для разработки системы медико-биологического обеспечения межпланетных полетов.
Среди тех, кто работает или просто знаком с космической отраслью, пожалуй, не найдется человека, который не знал бы Марка Белаковского из Института медико-биологических проблем. Уважаемый космический врач, ученый, популяризатор космический медицины и биологии, выдающийся организатор дюжины международных медико-биологических экспериментов, идеолог и менеджер знаменитого изоляционного эксперимента Марс-500, по большому счету не нуждается в представлении. Это тот самый случай, когда имя и фамилия уже сами по себе являются брендом. 31 января 2022 Марку Самуиловичу Белаковскому исполнилось 75 лет. «ВКС» встретился с юбиляром и поговорил с ним о космосе, о пути в профессию, о полете на Марс и о… футболе.
Летом 2022 года Россия собирается отправить на Луну автоматическую станцию «Луна-25». Ее целью станет изучение лунной поверхности и окололунного пространства для дальнейшего освоения естественного спутника Земли. Это первый космический аппарат, запущенный в нашей стране в сторону ночного светила после 46-летнего перерыва. Тем самым Россия возвращается на Луну, где ее беспилотные посланцы уже были, и им принадлежат все пионерские достижения в этом разделе космонавтики. В статье рассказывается об истории изучения Луны с помощью советских автоматических станций серии «Луна» в период с 1958 по 1976 год.
В статье представлен обзор многоразовых транспортных космических систем зарубежных стран, их характеристик, конструкций, отличительных особенностей. Основная цель статьи заключается в выявлении главных направлений использования МТКС, определяющих конструктивных характеристик и проблем их создания.
Все предыдущие годы частные космические компании выстраивали взаимодействие с Роскосмосом и другими отраслевыми ведомствами в одиночку. Это не приносило ожидаемого результата. Олег Мансуров, основатель и генеральный директор Success Rockets, выступил с инициативой создания Ассоциации частных космических компаний. Журнал «ВКС» пообщался с представителями компаний, вошедших в Ассоциацию, и узнал: в каком направлении пойдут частники, чего они ожидают от взаимодействия с государственными структурами и каковы их планы на ближайшее будущее.
В статье представлены требования к продуктам, пригодным для использования в условиях космического полета. Проанализирован опыт сертификации продуктов питания, изготовленных по национальным пищевым технологиям и предлагаемых для формирования «гостевых» наборов, которые при положительных результатах сертификации доставлялись и использовались для питания на орбитальной станции «Мир» и Международной космической станции при включении в состав российских экипажей представителей других стран. Указано основное назначение использования «гостевых» наборов национальных продуктов.
Представлен анализ основных тактико-технических характеристик зарубежной космической системы радиолокационного наблюдения Capella 36. Проведено математическое моделирование основных показателей качества космической системы.
При проектировании перспективных пилотируемых миссий значимая роль отводится результатам, полученным при проведении изоляционных экспериментов в замкнутых макетах космических станций. С помощью современного программного инструментария удается обеспечить практическое воплощение концепции построения виртуальной среды в сценариях, направленных на имитацию этапов лунной миссии. Материалы проведенного исследования отражают современные достижения в области методов построения виртуального окружения при проектировании новых видов деятельности космонавтов. Показаны широкие возможности использования методологии построения «виртуального окружения» для моделирования деятельности космонавтов в изоляционных экспериментах при освоении Луны, в том числе для изучения взаимодействия космонавтов с роботами. Эти модели отвечают запросам международного проекта SIRIUS.
В работе представлены научные основы процессов извлечения гелия-3 (гелиона) из лунного реголита за счет его термодинамического нагрева, воздействия резонансного электромагнитного излучения, а также активного окисления микроорганизмами, способными изменять структуру реголита в условиях сверхнизких температур и жесткого ультрафиолетового излучения на поверхности Луны. На основе сравнительной оценки характеристик лунного реголита и вулканического пепла высказано предположение об их вероятной идентичности. Оценена адсорбционная способность реголита по отношению к гелию-3 и определено значение адсорбционной постоянной Генри, знание которой позволяет более точно оценить общее его количество на Луне, а также проектировать мощности по его переработке, извлечению и доставке на Землю, где он станет основой безуглеродной термоядерной энергетики будущего.
Проект Testudo решает проблему защиты экипажа межпланетных кораблей от космической радиации при медленных, длительных и среднескоростных полетах. Данные полеты энергетически выгодней, чем схемы быстрых челночных перелетов, требующие организации производства топлива на поверхности Марса из местных ресурсов. Рассматриваются новые возможности увеличения грузоподъемности многоразовых межпланетных кораблей, в том числе возможность совершения полетов к Марсу и обратно без дозаправки топливом. Такие челночные перелеты важны на первом этапе создания марсианской колонии, когда еще не налажено производство топлива из местных ресурсов.
Сделан общий анализ процесса освоения космоса человеком в парадигме экспансии. Выделены две основные стратегии: ограниченная экспансия и безграничная экспансия. Представлены краткий анализ, описание, периодизация истории пилотируемых полетов как эволюции технологий, условий, качества жизни людей в космосе в XX - XXI веках и перспектив экспансии. Впервые предложена концепция качества жизни людей вне Земли, изложены ее основания.
Издательство
- Издательство
- СОЦИУМ-А
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125315, г Москва, р-н Сокол, Ленинградский пр-кт, д 80 к 16
- Юр. адрес
- 125315, г Москва, р-н Сокол, Ленинградский пр-кт, д 80 к 16
- ФИО
- Ильин Игорь Владимирович (Генеральный директор )
- Контактный телефон
- +7 (499) 6540040