Статья посвящена вкладу Екатерины II в становление российской образовательной системы. Рассматривается история разработки и реализации реформаторского проекта, направленного на создание в России государственной системы светского образования, включавшей не только обучение знаниям, но и воспитание,формирование личности. Этим проектом были определены социальные функции образования и заложены педагогические основы, отталкиваясь от которых позже формировалась российская национальная педагогическая школа. Анализируя мысли, выраженные в комплексе законоположений второй половины XVIII в. в этой области, автор делает вывод, что уже в то время образование в России рассматривалось не как «услуга» по формированию неких «компетенций», а как служение, миссия, «воспитание души».
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Одним из важнейших вопросов реформ Петра I было создание в России системы светского образования. Из всех задач петровской модернизации эта была решена наименее успешно. Петр действовал в экстремальных условиях Северной войны, когда требовалась ускоренная подготовка кадров для армии и флота, и на разработку образовательных проектов не было времени. Единственным принципом и методом обучения были государева воля и принуждение. Элемент системности в образовательной реформе проявляется только с 1714 г., когда был издан указ об обучении дворянства арифметике и геометрии, содержащий анекдотический запрет для не выучившихся дворян жениться: «…положить штраф такой, что невольно будет жениться, по его неучении» [Именной О посылке… С. 78]. После Петра власть обращалась к вопросам гражданского образования эпизодически.
Список литературы
-
Генеральный план. Воспитательного дома для приносных детей, и госпиталя для бедных родильниц в Москве // Полное собрание законов Российской империи c 1649 года. СПб. 1830. Т. XVI. С. 352- 363. 359.
-
Именной данный тайному советнику Завадовскому и статским советникам Эпинусу и Пастухову // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб. 1830. Т. XXI. Том 21. № 16507. С. 663-664.
-
Именной "О посылке во все губернии из математических школ, по несколько человек для учения дворянского чина детей арифметике и геометрии" // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб. 1830. Т. V. № 2762.
-
Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества. СПб. 1766.
-
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М. 1994. Т. 2. Ч. 2.
-
Наказ ее императорского величества самодержицы всероссийской, данный Комиссии о сочинении нового уложения. СПб. 1770.
-
О должностях человека и гражданина, книга, к чтению определенная в народных городских училищах Российской империи, изданная по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины II. СПб. 1783.
-
Правила для учащихся в народных училищах, изданные по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. СПб. 1786.
-
Расположение Учения в Обществе благородных и мещанских девиц по введенному в народных училищах расположению и примеру // Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. В 3-х т. Спб. 1915. Т. 3. Приложения.
-
Руководство к чистописанию для юношества в народных училищах, изданное по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. СПб. 1787.
-
Руководство учителям первого и второго разряда Народных училищ Российской империи, изданное по высочайшему повелению. СПб. 1807.
-
Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. СПб. 1912.
-
Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного ее императорским величеством государыней императрицей Екатериной Второй самодержицей всероссийской материю отечества и прочая, и прочая и прочая // Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. В 3-х т. СПб. 1915. Т. 3. Приложения.
-
Устав народным училищам Российской империи уложенный в царствование императрицы Екатерины II. - СПб. 1786.
-
Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. В 3-х т. СПб. 1914. Т. 1. Предисловие. Время императрицы Екатерины II. Время императрицы Марии Федоровны.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые представлен источниковедческий анализ писем видного государственного, земского и общественного деятеля конца XIX - начала XX в. А.Н.Боратынского, представителя казанской ветви дворянского рода Боратынских, к его троюродному брату, члену Государственного совета, а затем товарищу министра народного просвещения А.К. Рачинскому. Рассматриваемые письма, хранящиеся в РГАЛИ, носят частный характер, но затрагивают прежде всего общественные вопросы.Их анализ дает представление о темах, которые волновали двух крупных российских специалистов в области народного просвещения в предреволюционные годы. Сделаны выводы о характере отношения Боратынского к поднимаемым проблемам образования, в частности развития учебных заведений для представителей нерусских народов Российской империи. Обозначена перспективность дальнейшего исследования семейной корреспонденции Боратынских и эпистолярного наследия отечественной элиты в целом.
Статья посвящена программе и особенностям образования и воспитания детей императора Александра III, прежде всего старшего сына - будущего Николая II. На основании мемуарных и архивных источников реконструируется процесс и последовательность начального, гимназического и университетского образования цесаревича. Приводятся данные о педагогическом составе, изучавшихся предметах, персонале,o занимавших штатные должности учителях и воспитателях, о принципах и характере воспитания и образования последнего русского императора.
На основе научно-педагогических и публицистических статей К.Д. Ушинского 1860-х годов - периода расцвета его деятельности и «великих реформ» в Российской империи, раскрываются мысли и предложения этого выдающегося педагога по реформированию технического обучения в России. Ушинский был ярким сторонником национального варианта модернизации отечественной системы образования. Сформулировав принцип народности образования, он считал его важнейшим фактором преобразования страны и ее самостоятельного развития. К.Д. Ушинский впервые разработал программу реформы профессионально-технического образования, основанную на общественной инициативе в создании и финансировании учебных заведений, предварительной общеобразовательной подготовке учеников, их трудовом воспитании и естественно-научном обучении.
Автор рассматривает формирование коллективной памяти о Первоймировой войне в Великобритании и ее современные проекции в общественно-политической жизни Соединенного Королевства. Новые «места памяти» и практики коммеморации появились в результате беспрецедентной коллективной травмы 1914-1918 гг. В военных испытаниях Первой мировой войны родилось новое объединяющее британцев чувство, ставшее позднее важной частью их идентичности. Современные процессыи вызовы актуализировали столкновение разных моделей коллективной памяти, за которым стоят глубинные ценностные и культурные противоречия.
В статье рассматриваются научная биография, труды и заслуги профессора Гарвардского университета Клаудии Голдин, удостоенной в 2023 г. Нобелевской премии по экономике за изучение гендерных различий на рынке труда. Анализируется сложная, в том числе идеологическая, подоплека данного решения Нобелевского комитета. Значительное внимание уделяется революции в американских исследованиях экономической истории, связанной с именем учителя К. Голдин Р. Фогеля, основоположника клиометрики и автора скандальной теории «эффективного рабовладения» на Юге США в 1820-1860 гг.
Исследование особенностей функционирования глобальной экономики в период наблюдаемого ныне поликризиса позволяет точнее определить векторы развития коллективного Запада и Глобального Юга, а также оценить, в критериях возможностей и препятствий, перспективы российской экономической трансформации. Как любой кризис, поликризис провел водораздел между странами мира, разделил их на выигравших и проигравших. В числе бенефициаров оказались ведущие развивающиеся государства Мирового большинства, которые в форсированном режиме наращивают свою хозяйственную мощь и укрепляют собственные позиции на ключевых международных рынках. В этих условиях у России расширяются возможности преодолеть торгово-экономические и финансовые сложности, возникшие в результате поликризиса и усиленные санкционной политикой Запада. Вместе с тем меняющийся геоэкономический ландшафт таит в себе новые вызовы, требующие преодоления инерции периферийного развития.
Издательство
- Издательство
- ФИП
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- Юр. адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- ФИО
- Нарочницкая Наталия Алексеевна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- fip@stoletie.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6263026
- Сайт
- https://www.fiip.ru