В статье на примере двух фильмов гипержанра пост-хоррор («Солнцестояние» 2019 г., реж. Ари Астер, «Варяг» 2022 г., реж. Роберт Эггерс) анализируется одна из тенденций в современном кинематографе, связанная с совмещением категорий технического и магического. В современной философии можно проследить ориентированность на подобное сплетение, где аннигилируется дихотомия рационального и иррационального, внутреннего и внешнего. Восприятие мира в контексте виртуализации по-новому определяет процесс мышления в качестве того, что не относится к психическому, а кино оказывается медиатором безрефлексивного созерцания, определяя место субъекта в качестве отсутствующего.
Идентификаторы и классификаторы
Мой текст призван обозначить одну из тенденций в современной мысли. При этом
я не настаиваю полностью на данной оптике. Однако мне было интересно проследить,
как различные направления в современной философии и культурологии (будь то спекулятивный реализм, объектно-ориентированная онтология, акторно-сетевая теория, темные онтологии, новый нигилизм, акселерационизм и т. д.), продолжая движение мысли XX в., сближаются с тенденциями современного искусства и кинематографа.
Список литературы
- Davis E. TechGnosis: Magic, Memory, and the Angels of Information. Durham: Duke University
Press, 1994. - Davis E. Technopagans. URL: https://www.wired.com/1995/07/technopagans/ (дата обращения: 04.08.2024).
- Dery M. Deus Ex Machina: Technopaganism, in Escape Velocity: Cyberculture at the End of the
Century. Grove/Atlantic, 1996. - Mc Sherry L. The Virtual Pagan. Red Wheel Weiser, 2002.
- Такер Ю. Ужас философии: в 3 т. Пермь: Гиле Пресс, 2017.
- Вудард Б. Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни. Пермь: Гиле Пресс, 2016. 124 с.
- Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего». М.: Ад Маргинем
Пресс, 2021. 272 с. - Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности. Екатеринбург; Мо-
сква: Кабинетный ученый, 2015. 196 с. - См.: Смулянский А. Аудиокурс лекций о современной философии «Магический театр», лекция про Деррида.
- Мейясу К. Дилемма призрака // Логос. 2013. № 2 (92). С. 70–81.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. М.: У-Фактория, Астрель, 2010. 896 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-Cad, 1994. 407 с.
- Rose S. How post-horror movies are taking over cinema. The Guardian, 2017. URL: https://www. theguardian.com/film/2017/jul/06/post-horror-films- scary-movies-
ghost-story- it-comes-at-night (дата обращения: 04.08.2024) - Tatarska A. Ari Aster: piekło jeszcze nigdy nie było tak jaskrawe [WYWIAD]. Onet Film, 2019. URL: https://kultura.onet.pl/film/wywiady-i-artykuly/ari-aster-wywiad- z-rezyserem-filmu- midsommarw- bialy-dzien/ k6r0eyl?utm_source=kultura.onet.pl_viasg_kultura&utm_medium=referal&utm_ campaign=leo_automatic&srcc=ucs&utm_v=2 (дата обращения: 05.08.2024)
- См.: например Foreman A., Zilko Ch., Chapman W. Ari Aster’s Favorite Movies: 58 Films the Director Wants You to See. IndieWire, 2023. URL: https://www.indiewire.com/gallery/ari-aster-favoritemovies- hereditary- director/closely-watched- trains-vaclav- neckar-jitka- bendova‑1966‑kiss/ (дата обращения: 05.08.2024).
- Фрейд З. Тотем и табу. М.: Азбука Классика, 2012. 256 с.
- Лакан Ж. Четыре основных понятия психоанализа. Семинары XI (1964). М.: Гнозис; Логос, 2004/2017. 304 с.
- Ямпольский М. Возвращение Адама. Миф, или Современность архаики. СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2022. 416 с.
- Фрейд З. Жуткое (1919) URL: https://freudproject.ru/?p=723 (дата обращения: 04.08.2024).
- Гусев А. Завтра была Валгалла. MastersJournal. URL: https://journal.masters-project.
ru/aleksej-gusev- o-severyanine-roberta- eggersa/ (дата обращения: 08.06.2021) - См.: Ямпольский М. Нарастание локальностей и дисперсия (тезисы о тенденциях будущего). Вестник Европы, 2020. URL: https://www.vestnik-evropy. ru/issues/narastanie-lokalnosteyi- dispersiya.html (дата обращения: 07.08.2024); Интервью с М. Ямпольским. Триантафиллидис Д. Михаил Ямпольский о глобальном и локальном в современном мире. Colta. URL: https://www.colta.ru/articles/society/26600‑dimitris-triantafillidis- intervyu-mihail- yampolskiy-imperskaya- paranoyya-lokalizm- i-globalizm-medialnost-i-starye-politicheskie-
instituty (дата обращения: 07.08.2024). - Делез Ж. Кино. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. 560 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Творчество Тэраяма Сюдзи является одним из самых ярких примеров прихода в послевоенное искусство Японии приемов из европейского и американского искусства. Национальное движение ангура 1960–1970‑х годов соединило в своих работах уникальные черты японской культуры и важные элементы поэтики возникающих в это время в мировом искусстве хэппининга, постдраматического театра и кинематографа «новых волн». Особое внимание в статье уделено манифесту режиссера «Выброси книги, выходи на улицы», который был реализован в разных видах искусства: в литературе, театре и кинематографе. Параллельный анализ одноименных спектакля и фильма помогает обнаружить различные подходы режиссера Тэраяма Сюдзи, используемые им для трансляции базовых идей своего творчества в эстетиках двух порой очень противоречивых видах визуальных искусств.
Цель статьи – определить и изучить мультимодальные способы создания образа Китая в китайском кинематографе. Материалом анализа являются 54 фильма, показанные на кинофестивале китайских фильмов в России с 2013 по 2023 гг. В ходе анализа авторы выяснили, что на визуальном уровне образ страны формируется благодаря изображению природы, архитектурных сооружений, тела и его движений, национальной одежды, блюд национальной кухни и предметов, имеющих символическое значение в китайской культуре. На вербальном уровне конструирование национальной идентичности осуществляется посредством развертывания киноповествования на историческую тематику, социальную проблематику и сюжетов, описывающих жизнь людей в современном городе. На звуко-музыкальном уровне образ Китая формируется при помощи использования традиционных инструментов, народных мелодий и классических музыкальных жанров. В фильмах актуализированы морально-нравственные идеалы, характерные для китайской культуры: гармония, воинский дух, героизм, патриотизм и др.
Статья посвящена анализу образности фильма Юрая Герца «Сжигатель трупов» (1969) по роману Ладислава Фукса (1967). Поскольку фильмическое пространство построено по принципу субъективной наррации, которую определяет перверсивная структура главного героя, основное внимание в статье уделено персонажу и художественным методам его репрезентации. Образ героя и образность пространства в целом, однако, в «Сжигателе трупов» неразрывно связаны, поэтому выводы и положения о кинематографических приемах и повествовательной структуре в равной степени описывают и то и другое. В важнейших для фильма вопросах субъектности героя исследование обращается к методам, предложенным психоаналитической кинотеорией, которая позволяет также концептуализировать фильм как хоррор и определить его основные характеристики. Центральным положением анализа становится то, что парадоксальная художественная реальность, объединяющая несовместимые друг с другом регистры шокирующего и смешного, сформирована через восприятие мира главного героя, субъектность которого определяет нрав человека бидермайера, склонность к мистицизму и некрофилия.
Проблемное поле статьи – исследование моделей «отцовства» в отношении протагониста, юного Джима Хокинса со стороны основных и второплановых персонажей в советских киноверсиях романа Р.-Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Материалом анализа выступают четыре экранизации (1937, 1971, 1982 и 1988 гг.). «Хороший, мудрый отец-друг» (доктор Ливси), «строгий, но справедливый отец» (капитан Смоллетт) и «спесивый отец-спонсор» (сквайр Трелони) соседствуют с «опасным отцом-покровителем » (Билли Бонс) и «образумившимся отцом-отщепенцем» (Бен Ганн). Самая колоритная фигура – «отец-оборотень» Джон Сильвер. Эту роль воплощают актеры разных поколений, актерских школ, и самое главное – несхожих исторических периодов советского кино, что неизбежно отражается и на драматургическом построении фильмов. Инициация Джима в мир мужского сообщества по-разному резонирует с судьбой трикстера – «плохого хорошего отца».
В статье анализируется символика пространства в ключевых фильмах жанра научной фантастики XXI в., определяются онейрические топосы в фильмах и сериалах, формулируется связь символики архитектуры и психоанализа и ее репрезентация в художественном мире фильма.
Издательство
- Издательство
- СПбГИКиТ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, 13
- Юр. адрес
- 192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 22
- ФИО
- Сазонова Екатерина Владимировна (И.О.РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektorat@gikit.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3157285