Осознание общности геополитических и цивилизационных вызовов Российской Федерации и Республике Беларусь подталкивает к углублению интеграционного взаимодействия на разных направлениях. Пристальное внимание уделяется проблематике безопасности, интерпретируемой в расширенном ключе. Ее обеспечение коррелирует с укреплением гуманитарного измерения Союзного государства, включая формирование единого образовательного пространства. В современных условиях актуализируется его увязка с закреплением в интеграционном поле политики патриотического воспитания. Цель исследования – выявление специфики их сопряжения с учетом динамики союзного строительства.
Материалы и методы. Исследование базируется на методах бинарного сравнения, традиционного и дискурс-анализа официальных текстов. Дополнительным методом выступает формализованный заочный экспертный опрос. Ключевые материалы – нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, межгосударственные, межправительственные и интеграционные соглашения, информационный контент веб-ресурсов Союзного государства. Теоретико методологические основы исследования составляют новый политический институционализм, многомерная модель социального действия, парадигма «политического объединения».
Результаты исследования. Охарактеризованы нормативные основы государственной политики в сфере образования и интеграционные ориентиры в культурно-гуманитарной плоскости в рамках движения к союзному образовательному пространству. Выявлены востребованные категории аксиологического плана, отсылающие к взаимосвязи образования и воспитания. Показаны ключевые линии дискурсивных практик на площадках союзных институций. Акцентированы понимание необходимости адаптации систем образования к требованиям времени и увязка патриотического воспитания с защитой и сохранением общей исторической памяти.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования и экспертные оценки предполагают артикуляцию не только положительных изменений, но и насущных векторов совершенствования национальных подходов и интеграционных решений. Они корреспондируют с устранением коллизий, разработкой и принятием новых документов уровня Союзного государства, имплементацией ценностных категорий и новых сфер единой политики. Полученные результаты могут представлять интерес для органов государственной власти и союзных институтов, участников патриотического воспитания на территории Союзного государства.
Идентификаторы и классификаторы
Союзное государство (далее ‒ СГ), изначально мыслимое как многомерный формат, и сейчас охватывает широкий спектр направлений. Несмотря на экономикоцентричность интеграционного взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь, одно из стержневых в союзном строительстве – гуманитарное измерение.
Список литературы
- Иохим А. Н., Лагузова М. А. «Как нам обустроить Россию»: проблема общественного согласия в дискурсе постсоветской идентичности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 77–96. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-77-96
- Цыганкова Л. И. Внешний фактор цветной революции в Беларуси: уроки 2020 г. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 1. История и археология. Философия. Политология. 2024. Т. 16, № 1. С. 142–151. EDN: VNPXCH
- Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64, issue 1. Pp. 191–203. https://doi.org/10.1111/ajps.12483
- Palumbo A. Patriotism and Pluralism: Identification and Compliance in the Post-national Polity // Ethics and Global Politics. 2009. Vol. 2, issue 4. Pp. 321–348. https://doi.org/10.3402/egp. v2i4.2002
- Mußotter M. On Nation, Homeland, and Democracy: Toward a Novel Three-factor Measurement Model for Nationalism and Patriotism. Evidence from Two Representative Studies // Political Psychology. 2023. Preprint (Early View). https://doi.org/10.1111/pops.12945
- Бахлова О. В., Бахлов И. В., Уляшкина Е. Г. Политика патриотического воспитания в рамках Союзного государства Беларуси и России: потенциал институционализации // Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 4. С. 940 952. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-4-940-952 - Burant S. R. Foreign Policy and National Identity: A Comparison of Ukraine and Belarus // Europe-Asia Studies. 1995. Vol. 47, issue 7. Pp. 1125–1144. https://doi.org/10.1080/09668139508412312
- Hansbury P. Domestic Constraints on Foreign Policy Change in Belarus // The Journal of Belarusian Studies. 2021. Vol. 11, issue 1. Pp. 27–55. https://doi.org/10.30965/20526512 bja10014
- Гронский А. Д. Год исторической памяти в Белоруссии: итоги, проблемы, перспективы //
Россия и новые государства Евразии. 2023. № 1 (58). С. 34–43. https://doi.org/10.20542/2073-
4786-2023-1-34-43 - Линченко А. А., Беляева Е. В. Союзное государство – общая память? Этические основания исторической политики России и Беларуси в XXI веке // Дискурс-Пи. 2020. Т. 17, № 2 (39). С. 97–111. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10206
- Шумовская Н. Е., Карташов М. В. Политические элиты России и Белоруссии в современном контексте Союзного государства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 4 (61). С. 167–174. URL: https://kaspy.asu.edu.ru/archive/2019/issue/4/article/1881 (дата обращения: 19.03.2024).
- Водопьянова Е. В. Итоги постсоветской трансформации высшей школы // Современная Европа. 2020. № 5 (98). С. 132–141. https://doi.org/10.15211/soveurope52020132141
- Боришполец К. П. Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3 (54). С. 224–237. https://doi.org/10.24833/2071- 8160-2017-3-54-224-237
- Курбанов Р. А. Актуальные вопросы проведения согласованной политики в научно-образовательной сфере на евразийском пространстве // Экономика. Право. Общество. 2017. № 1 (9). С. 17–23. URL: https://epo.rea.ru/jour/article/view/66/59 (дата обращения: 19.03.2024).
- Макареев Н. А. Образовательное пространство Союзного государства Беларуси и России как ресурс сопряжения и развития евразийской интеграции // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3. С. 133–139. https://doi.org/10.15211/ vestnikieran32019133139
- Качян М. А. Роль образования в распространении российских интересов на пространстве СНГ // Россия и современный мир. 2022. № 4 (117). С. 222–234. https://doi.org/10.31249/ rsm/2022.04.12
- Комлева В. В. Единое образовательное пространство – важнейший фактор интеграции России и Белоруссии // Обозреватель. 2019. № 1 (348). С. 21–33. URL: https://i-sng.ru/ pdf/2180/34717-1348-01-2019.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
- Климук В. В., Зелепукин Р. В. Перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в научно-
инновационной и образовательной сферах // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7, № 1 (25). С. 17–27. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27 - Сорвиров Б. В. Потенциал интеграционного сотрудничества в сфере образования как фактор инновационного развития России и других стран СНГ // Друкеровский вестник. 2014. № 1 (1). С. 39–51. EDN: TFEAZV
- Гущин А. В. Основные векторы развития российско-белорусского сотрудничества в области образования на современном этапе // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6, № 2.
С. 195–204. URL: https://www.postussr.org/journals/230602/6.%20Гущин%20А.В..pdf (дата обращения: 19.03.2024). - Лустенков М. Е., Вологина Н. В. Система гражданско-патриотического воспитания в Белорусско-Российском университете и ее роль в укреплении дружбы братских народов //
Вестник РГГУ. Сер.: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2022. № 1-1. С. 58–66. URL: http://e.biblio.bru.by/bitstream/hand le/1212121212/20727/48169810_20155160.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 19.03.2024). - Вяземский Е. Е., Крючкова Е. Е. О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941–1945 гг.)» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов) // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С. 80–93. URL: http://tsennosti.instet.ru/images/Tcennosti_i_ smysly_6_64.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
- Солопова О. В., Козополянская-Соловьева А. В. Союзное государство России и Беларуси в конце ХХ ‒ начале XXI века: развитие сотрудничества в сфере образования // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2023. Т. 64, № 2. С. 129–158.https://doi.org/10.55959/ MSU0130-0083-8-2023-64-2-129-158
- Фененко А. Анти-мягкая сила в политической теории и практике // Международные процессы. 2020. Т. 18, № 1. С. 40–71. https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.1.60.3
- Пушкарева Г. В. Ценностное измерение публичной политики // Политическая наука. 2022. № 3. С. 15–35. https://doi.org/10.31249/poln/2022.03.01
- Bozeman B., Sarewitz D. Public Value Mapping and Science Policy Evaluation // Minerva. 2011. Vol. 49, issue 1. Pp. 1–23. https://doi.org/10.1007/s11024-011-9161-7
Выпуск
Другие статьи выпуска
Качество жизни людей «серебряного» возраста связано не только с психологическим, экономическим и физическим благополучием, но и с особенностями межличностных отношений, разнообразием их социальной активности. Получающая повсеместное распространение идеология активного или «отложенного старения» актуализирует изучение природы включенности пожилых граждан в различные практики социального участия, наполняющие их повседневную жизнь. Цель исследования – раскрыть уровневые характеристики социального участия граждан «серебряного» возраста Свердловской области и факторы, их обусловливающие.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили данные опроса жителей Свердловской области старше 60 лет. Выборка структурирована по полу, возрасту и месту проживания респондентов (тип поселения). Использована авторская методика опроса, направленная на выявление видов и частоты, уровней и типов социального участия пожилых уральцев, определение факторов, способствующих или препятствующих активности в старшем возрасте.
Результаты исследования. Исследование показало, что социально-потребительское участие, характеризующееся деятельностью «для себя», и коллективное, направленное на социальную инклюзивность «вместе с другими» составляют основное содержание социального участия анализируемой когорты. Включенность пожилых в практики, направленные на помощь и заботу («для других»), заметно ниже, а радикальное снижение активности пожилых уральцев выявлено при переходе к «гражданскому участию». Доказано, что интенсивность социального участия граждан «серебряного» возраста в городах выше, чем в сельской местности. Исключением является только включенность в практики гражданской активности. Такое же влияние оказывает на интенсивность разных практик социального участия всех уровней статус проживания, наличие ближайших родственников и частота использования интернета.
Обсуждение и заключение. Выявление уровней и факторов социального участия пожилых граждан формирует доказательную информационную базу о процессах активного старения в одном, но достаточно типичном российском регионе. Результаты исследования доказывают актуальность фокусировки региональной социальной политики старения и некоммерческого сектора на активизацию социального участия людей и групп «серебряного» возраста. Статья может представлять интерес для региональной власти, учреждений социальной защиты и обслуживания, регионального некоммерческого сектора, предлагая инструменты разработки и реализации эффективной социальной политики старения, направленной на поддержку социального участия старшего поколения.
Наиболее полную информацию о численности и составе населения дают сплошные переписи населения, в ходе которых собираются данные, необходимые для анализа количественных и качественных сдвигов, произошедших в составе населения и рабочей силы. Цель исследования – выявить изменения в численном составе, возрастной структуре и качественных параметрах трудового потенциала населения России в период между всероссийскими переписями населения 2010 и 2020 гг. и наметить пути его укрепления.
Материалы и методы. Исследование базировалось на итогах всероссийских переписей населения 2010 и 2020 гг., данных текущего учета и прогнозных расчетов Росстата, публикациях ученых, занятых исследованиями в области экономической демографии. Анализ изменений в демографическом развитии Российской Федерации в межпереписной период проведен с использованием приемов динамического и структурного анализа, обобщение результатов опубликованных научных исследований осуществлялось на основе критического анализа. Количественные параметры трудового потенциала оценивались показателями численности населения в трудоспособном возрасте, занятых в экономике, безработных граждан, потенциальной рабочей силы.
Результаты исследования. Установлены основные изменения в численности и составе российского населения по возрасту и образованию, произошедшие за межпереписной период. Определены количественные и качественные параметры рабочей силы. Выявлен опережающий рост уровня образования безработных граждан и потенциальной рабочей силы в сравнении с занятыми в экономике, что при высокой степени износа активной части основных фондов и большой части рабочих мест с вредными и опасными условиями труда позволяет говорить об архаичности российской экономики и общем несоответствии ее запросов уровню образования населения. Расчеты показали, что за счет вовлечения в общественное производство потенциальной рабочей силы решить проблему нехватки рабочей силы не удастся.
Обсуждение и заключение. Для обеспечения российской экономики необходимой рабочей силой предложено рассмотреть следующие вре́менные варианты увеличения фонда рабочего времени в случае необходимости: повышение пенсионного возраста для женщин, уменьшение числа праздничных дней, сокращение продолжительности оплачиваемого отпуска, увеличение продолжительности рабочей недели. Результаты проведенного исследования могут быть полезны ученым и представителям органов государственной власти, занимающимся вопросами демографического развития, стратегического планирования, регионального развития, регулирования миграции, а также специалистам в сфере подготовки кадров.
В условиях масштабного санкционного режима среди комплекса адаптационных мер, связанных со структурными преобразованиями в экономике, изменениями логистики поставок, пристального внимания требует активизация антикоррупционной работы. Санкции становятся триггером появления новых коррупционных практик. Цель исследования ‒ методами социологического анализа выявить «социальную легитимность» (допустимость, приемлемость) коррупционного поведения среди делового сообщества как фактор риска роста коррупции в неблагоприятных условиях санкционного давления.
Материалы и методы. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного авторами методом анкетного опроса по оценке уровня деловой коррупции в 2021 досанкционном и в 2022‒2023 санкционных для российской экономики годах среди делового сообщества Свердловской области (n = 500, ежегодно). С целью сопоставления региональных тенденций с общероссийскими использовались результаты социологических исследований «Бизнес-барометр коррупции в России» и «Последствия введения санкций для российского бизнеса».
Результаты исследования. Выявлены риски социальной легитимности коррупции в условиях санкций: на общем фоне негативной оценки бизнес-сообществом коррупции зафиксирован рост сторонников позиции, что коррупция способна помочь решить актуальные вопросы бизнеса, а также нейтрально относящихся к коррупционным бизнес-практикам. Выявлен рост стремления делового сообщества оправдать использование коррупционных моделей поведения привычным «так уж сложилось в России». Другой риск связан с ценностным и поведенческим диссонансом: коррупция ‒ это плохо, но в ситуации кризиса ее можно использовать.
Обсуждение и заключение. Жизненная позиция делового сообщества, в которой коррупция принимается как неизбежная норма социального взаимодействия, оказывается барьером антикоррупционной работы. Зафиксирована потребность в активизации социологических исследований по изучению культуры повседневности российского делового сообщества. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти, торгово-промышленной палатой; союзом малого и среднего бизнеса, представителями делового сообщества для активизации антикоррупционной работы.
Сельские территории представляют значительный стратегический потенциал социально-экономического развития страны. В последние годы роль государства в планировании
территориального развития существенно возросла. Это связано с успешным опытом проектирования территориально-отраслевого развития в сложные периоды макроэкономических и геополитических кризисов, финансированием и контролем инфраструктурных проектов, имеющих значение для экономики и общества. Цель исследования – на основе построения структурно-отраслевых профилей обосновать перспективные направления экономического развития сельских территорий Республики Крым.
Материалы и методы. Информационную основу исследования составили официальные статистические данные Росстата и Крымстата, официальных сайтов органов управления Российской Федерации, архивные материалы. Исследование выполнено на основе применения контентанализа научной литературы, позволяющего выстроить теоретический фундамент проведения собственного научного поиска; метода ретроспективного анализа, помогающего сформировать динамические ряды показателей, обосновать тенденции и факторы происходящих изменений; метода структурного анализа, используемого для построения структурно-отраслевых профилей экономики сельских территорий Республики Крым.
Результаты исследования. Построены структурно-отраслевые профили экономики сельских территорий Республики Крым за 2017 и 2022 гг., позволившие доказать наличие процессов структурно-отраслевых изменений, выявить ключевые факторы влияния и обосновать перспективные направления дальнейшего развития. Авторы доказывают, что на фоне происходящих изменений в экономическом пространстве сельских территорий Крыма сохраняется доминирование сельскохозяйственного производства, базирующегося на использовании уникальных природных факторов, ресурсов и условий (климат, плодородие почв, наличие веками сложившихся технологий выращивания сельскохозяйственной продукции и др.).
Обсуждение и заключение. Снижение удельного веса сельскохозяйственного производства в отраслевой структуре экономики сельских территорий (муниципальных районов) Республики Крым является самым существенным за период 2017–2022 гг., что прежде всего обусловлено усилением транспортно-логистических и рекреационно-курортных функций региона, развитием других видов материального производства. Анализ структурно-отраслевых профилей доказывает устойчивость развития сельских муниципальных образований Республики Крым, обусловленную направленностью на потребности как приезжего, так и местного населения. Полученные результаты можно использовать при разработке стратегий, планов, проектов социально-экономического развития сельских территорий, муниципалитетов и регионов.
В условиях негативного влияния санкционного давления российская экономика нуждается в новых источниках роста. Экономические специализации в российских регионах, под которыми понимаются перспективные отраслевые приоритеты и виды экономической деятельности, способны выступать в качестве источников оживления экономической динамики. Цель исследования – обосновать развитие перспективных экономических специализаций в региональной экономике, являющихся условием роста.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования выбрана Вологодская область – экспортоориентированный регион Северо-Запада России. Информационной базой послужили данные Росстата, региональных таблиц «затраты ‒ выпуск» по Вологодской области. Предложенные экономические специализации для изучаемого региона базируются на работах ученых, в которых на принципах применения умной специализации обосновано развитие видов деятельности, являющихся перспективными с точки зрения долгосрочного экономического роста и удлинения цепочек создания стоимости. Межотраслевое моделирование стало основой определения значимости для региональной экономики активизации спроса на продукцию сектора деревообработки.
Результаты исследования. Анализ динамики промышленного производства Вологодской области показал, что экономика региона сильно пострадала от действия санкционных ограничений. В ходе обобщения научных исследований определены перспективные экономические специализации региона ‒ лесопромышленный комплекс и туризм. Использование межотраслевого инструментария позволило определить значимость для региональной экономики удлинения цепочки создания добавленной стоимости лесопромышленного комплекса за счет формирования внутреннего спроса на продукцию глубокой переработки древесины, формируемого потребностями туристической отрасли.
Обсуждение и заключение. В исследовании определено, что стимулирование спроса на продукцию глубокой переработки древесины (дома из CLT-панелей) окажет значимое влияние на рост экономики региона, обеспечив увеличение выпуска товаров и услуг, фонда заработной платы и численности занятых. Обосновано, что развитие предложенных экономических специализаций в Вологодской области перспективно и позволяет концентрировать добавленную стоимость внутри региона, что особенно важно для развития внутреннего рынка. Для органов власти региона интерес представляют возможность получения количественной оценки от развития экономических специализаций на его территории, что может быть использовано ими при совершенствовании экономической политики.
Сохранение высокой социально-экономической неоднородности российских регионов является одной из проблем устойчивого развития страны. Основной задачей пространственной политики обозначено обеспечение опережающих темпов развития геостратегических и отстающих территорий, а также повышение конкурентоспособности региональных экономик. Однако события последнего десятилетия внесли существенные коррективы в реализацию планов экономического роста. Цель исследования – оценить степени пространственной неоднородности экономического роста и взаимовлияние граничащих субъектов Федерации за период с 2013 по 2021 г.
Материалы и методы. Основными в исследовании выбраны методологии П. Морана и А. Анселина. Первая позволяет охарактеризовать степень пространственной взаимосвязи регионов через локальные и глобальные индексы, вторая – сформировать пространственные кластеры на основе матрицы локальных индексов пространственной автокорреляции. Оценка проведена на данных о темпах роста реального ВРП на душу населения по 85 субъектам Федерации за пять временны́х интервалов.
Результаты исследования. Результаты подтвердили, что геополитические потрясения приводят к значительному увеличению неоднородности регионального экономического роста. Наиболее развитые регионы, в том числе нефтегазодобывающие, оказались больше подвержены внешним шокам, что привело к снижению их пространственной взаимосвязи. Южные и восточные регионы продемонстрировали тенденцию к росту. Пандемия COVID-19 закрепила формирование западного и восточного кластеров. В постковидный период региональные экономики продемонстрировали тенденцию к снижению неоднородности за счет ускорения темпов экономического роста. Одновременно подтверждено, что граничащие между собой регионы оказывают взаимовлияние на экономическое развитие друг друга.
Обсуждение и заключение. Результаты позволили выделить три этапа изменения неоднородности темпов роста региональных экономик за 2013‒2021 гг. Выводы рекомендованы для актуализации государственной политики в области снижения региональной неоднородности и «скрепления» национального экономического пространства.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости и усложнением горизонтальных общественных связей в общественно-политических процессах, увеличением количества практик низовой гражданской активности на региональном и местном уровнях, в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Цель исследования – выявить причины инициирования, особенности организации и практической реализации низовой гражданской активности, а также специфику взаимодействия ее ключевых акторов в со- временных общественно-политических условиях в Ярославской области.
Материалы и методы. Эмпирической основой исследования выступает 21 практика низовой гражданской активности в Ярославской области, анализ которых проводился методом кейсстади с элементами сравнительного анализа. Данный метод позволил изучить указанные практики низовой гражданской активности в их комплексности и целостности, а также выявил их ключевые характеристики и факторы, влияющие на них.
Результаты исследования. Проведено сравнение основных практик низовой гражданской активности, которые проходили в Ярославской области за последние годы. Выявлены основные механизмы и субъекты низовой гражданской активности, процессы взаимодействия акторов. Определена роль информационно-коммуникационных технологий в организации низовой гражданской активности. Также были обозначены проблемы организации низовой гражданской активности и взаимодействия ключевых ее субъектов.
Обсуждение и заключение. Исследование выявило ключевые характеристики низовой гражданской активности: значимых акторов, их цели, мотивы, ресурсы и методы действий, особенности освещения в СМИ и использование информационно-коммуникационных технологий. Результаты исследования будут полезны для повышения эффективности работы местных органов власти с разными формальными и неформальными организациями и объединениями граждан. Они помогут выстраивать работу с данными группами, учитывая выявленные особенности в реализации практик низовых гражданских инициатив в Ярославской области.
Актуальность исследуемой проблематики обусловлена необходимостью укрепления общероссийской идентичности в полиэтничном северокавказском сообществе в условиях резкого обострения геополитических противоречий. Цель исследования – на основе эмпирического материала определить специфику проявления макросоциальной идентичности в жизнедеятельности населения Северо-Кавказского федерального округа и выявить возможности для дальнейшего конструирования общероссийской идентичности в северокавказском регионе.
Материалы и методы. Источниками эмпирической базы стали региональные нормативно-правовые акты субъектов Федерации, образующих Северо-Кавказский федеральный округ, научные статьи, находящиеся в свободном доступе в РИНЦ, и мнение экспертов, полученное в ходе экспертного опроса. Использование методической триангуляции (контент-анализа, дискурс-анализа и полуструктурированного интервью экспертов) дало возможность высветить разные стороны процесса формирования макросоциальной идентичности, сделав исследовательскую картину более объемной и полной. Эвристическая ценность полученных с помощью данной триангуляции результатов проявилась в уточнении структуры макросоциальной идентичности северокавказского социума и фиксации приоритетности этнической и частично конфессиональной идентичностей.
Результаты исследования. Обосновано, что для изучения проблем конструирования общероссийской идентичности в субъектах Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, наиболее оптимальной является аналитическая модель идентичности, предложенная М. В. Назукиной и включающая три основных уровня реализации политики идентичности в региональном масштабе: нормативный, нарративно-мифологический и символический. Современный этап сформированности макросоциальной идентичности на Северном Кавказе характеризуется на всех трех уровнях определенной приоритетностью этнической идентичности, которая усиливается конфессиональной.
Обсуждение и заключение. По итогам научного анализа сделан вывод, что на Северном Кавказе сложился относительный баланс между общероссийским и этническим компонентами макросоциальной идентичности с частичным преобладанием этноконфессионального. Аналитический материал может представлять интерес для научных коллективов, изучающих проблемы гуманитарной безопасности Северного Кавказа; структур, заинтересованных в укреплении этнополитического единства в регионе на основе общероссийских ценностей. Основные итоги и выводы работы могут быть полезны для СМИ, различных культурно-образовательных учреждений при организации и проведении просветительской работы среди населения региона, в том числе молодежи.
Развитие научной дипломатии направлено на продвижение интересов государства на международной арене. Россия стремится к укреплению сотрудничества в области научно-технического и гуманитарного обмена с Саудовской Аравией, Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами в рамках региона MENA. Эти страны представляют интерес для России в связи с уже существующими формами сотрудничества. Цель исследования – представить модели научной дипломатии с учетом научной организации этих стран и определить перспективы сотрудничества с Россией.
Материалы и методы. При анализе использовались данные открытых источников, отчетов Росстата, доклады по науке ЮНЕСКО, базы данных Всемирного банка. Проведен анализ развития международного научно-технического сотрудничества трех стран исследуемого региона. С помощью описательного метода представлены основные участники научной дипломатии и наглядно отображены модели научной дипломатии в рассматриваемых странах. Разработаны модели развития научной дипломатии Саудовской Аравии, Египта и ОАЭ, что позволяет определить приоритеты и перспективы сотрудничества России с данными странами в условиях геополитического кризиса.
Результаты исследования. Выявлены потенциальные партнеры России в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Египте в области международного научно-технического сотрудничества. Перспективы сотрудничества с этими странами закреплены в соглашениях с Россией. Изучена политика данных стран в области международного научно-технического сотрудничества, рассмотрены стратегические направления развития научной дипломатии. Выделены ключевые стратегии и приоритеты для стимулирования роста научно-технического и гуманитарного сотрудничества и обмена знаниями между странами MENA и Россией.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование показало, что в рассматриваемых странах арабского региона наблюдается активное развитие научной дипломатии. Правительства этих стран все чаще обращаются к науке для решения политических проблем. Ценность данного исследования заключается в подготовке обширной аналитической базы, которая помогает выявить потенциальных партнеров для России среди стран MENA, а также определить ключевые стратегии и направления для стимулирования роста сотрудничества и обмена знаниями.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru