ISSN 2413-1407 · EISSN 2587-8549
Языки: ru · en

Статья: Формирование единого образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России в ракурсе политики патриотического воспитания (2024)

Читать онлайн

Осознание общности геополитических и цивилизационных вызовов Российской Федерации и Республике Беларусь подталкивает к углублению интеграционного взаимодействия на разных направлениях. Пристальное внимание уделяется проблематике безопасности, интерпретируемой в расширенном ключе. Ее обеспечение коррелирует с укреплением гуманитарного измерения Союзного государства, включая формирование единого образовательного пространства. В современных условиях актуализируется его увязка с закреплением в интеграционном поле политики патриотического воспитания. Цель исследования – выявление специфики их сопряжения с учетом динамики союзного строительства.

Материалы и методы. Исследование базируется на методах бинарного сравнения, традиционного и дискурс-анализа официальных текстов. Дополнительным методом выступает формализованный заочный экспертный опрос. Ключевые материалы – нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, межгосударственные, межправительственные и интеграционные соглашения, информационный контент веб-ресурсов Союзного государства. Теоретико методологические основы исследования составляют новый политический институционализм, многомерная модель социального действия, парадигма «политического объединения».

Результаты исследования. Охарактеризованы нормативные основы государственной политики в сфере образования и интеграционные ориентиры в культурно-гуманитарной плоскости в рамках движения к союзному образовательному пространству. Выявлены востребованные категории аксиологического плана, отсылающие к взаимосвязи образования и воспитания. Показаны ключевые линии дискурсивных практик на площадках союзных институций. Акцентированы понимание необходимости адаптации систем образования к требованиям времени и увязка патриотического воспитания с защитой и сохранением общей исторической памяти.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования и экспертные оценки предполагают артикуляцию не только положительных изменений, но и насущных векторов совершенствования национальных подходов и интеграционных решений. Они корреспондируют с устранением коллизий, разработкой и принятием новых документов уровня Союзного государства, имплементацией ценностных категорий и новых сфер единой политики. Полученные результаты могут представлять интерес для органов государственной власти и союзных институтов, участников патриотического воспитания на территории Союзного государства.

Ключевые фразы: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, гумани- тарное измерение союзного строительства, единое образовательное пространство союзного государства беларуси и россии, защита и сохранение исторической памяти, межрегиональное сотрудничество, союзная патриотическая повестка
Автор (ы): БАХЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, БАХЛОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
Журнал: РЕГИОНОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
355.233.231.1. Патриотическое воспитание
Для цитирования:
БАХЛОВА О. В., БАХЛОВ И. В. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ В РАКУРСЕ ПОЛИТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // РЕГИОНОЛОГИЯ. 2024. № 3 (128), ТОМ 32
Текстовый фрагмент статьи