Введение. Статья посвящена уникальному объекту - часовне Лявозерского погоста на озере Чесынъявр, обнаруженной в Ловозерской тундре. Памятники православной культуры саам Мурманской области редко изучались специалистами. Цель исследования - ввести в научный оборот информацию о существующих документах по истории часовни, результатах экспедиционных работ по ее обследованию; продолжить дискуссию о времени строительства и этапах истории.
Материалы и методы. Исследование основывалось на архивных документах и материалах экспедиций. В основе исследования лежит принцип историзма с применением сравнительно-исторического метода. Результаты исследования и их обсуждение. Часовня найдена в 2002 г. В 2016 и 2019 гг. проходили экспедиции по ее изучению. Первое документальное сообщение конкретно об этом памятнике относится к 1828 г. После смены места зимнего погоста семиостровских саамов часовня не была перемещена вместе с жилищами и осталась «в лесу». С возникновением Лявозерского погоста она под именованием Рождества Христова снова появляется в официальных документах. В 1895 г. часовня расширена и отремонтирована. В 1930-е гг. она была заброшена.
Заключение. При анализе архивных документов высказывается предположение о строительстве часовни в 1681 г. Прослеживается ее история до 1930-х гг. По мнению авторов, сформировавшийся в региональной литературе тезис о «двоеверии» саамов требует пересмотра. Факт существования в Ловозерской тундре православной часовни говорит об устойчивом христианском мировоззрении коренного населения этой части Кольского полуострова.
Идентификаторы и классификаторы
Научное исследование культовых мест аборигенов Восточной Лапландии ограничивалось преимущественно сакральными языческими объектами [1]. Данный «исследовательский перекос» можно объяснить сформировавшимся в XIX в. стереотипом о том, что духовная культура саам вплоть
до 1950-х гг. опиралась преимущественно на древние дохристианские верования с «поверхностным налетом» воцерковления.
Список литературы
- Шахнович М. М., Кулькова М. А. Опыт идентификации саамских сакральных объектов Русской Лапландии: “Братья” полуострова Средний Мурманского побережья Баренцева моря // Труды Кольского научного центра. 2020. № 6-19. Т. 11. С. 163-179. EDN: JMFRQC
- Кастрен М. А. Этнографические замечания и наблюдения Кастрена о лопарях, карелах, самоедах и остяках, извлеченные из его путевых воспоминаний 1838-1844 гг. // Этнографический сборник ИРГО. СПб., 1858. 320 с.
- Гохман И. И., Лукьянченко Т. В., Хартанович В. И. О погребальном обряде и краниологии лопарей // Полевые исследования Института этнографии. М.: Наука, 1978. С. 51-67. EDN: UIBGNV
- Гуцол Н. Н. Современное состояние памятников культуры восточных саамов в Кольском районе Мурманской области // Природопользование в Евро-Арктическом регионе: опыт XX века и перспективы. Апатиты: Изд-во. КНЦ РАН, 2004. С. 441-458. EDN: UYWXNR
- Хартанович М. Ф., Хартанович М. В. Лапландские (саамские) коллекции в Кунсткамере Императорской академии наук XVIII в. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. № 3. T. 16. С. 511-518. DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-511-518 EDN: VHIKBC
- Иванова А. И. Северные часовни в церковно-правовом пространстве России во второй половине XVII - начале ХХ в. // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 3. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск: Поморский университет, 2008. С. 486-497.
- Пулькин М. В. православный приход и власть в середине XVIII - начале XIX века (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: КНЦ РАН, 2009. 422 с. URL: http://resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2010/Prihod.pdf (дата обращения: 17.01.2024). EDN: QUWFUB
- Пермиловская А. Б. Часовня в традиционной культуре Русского Севера // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. Т. I. С. 248-254. URL: https://clck.ru/3Cqxqf (дата обращения: 20.01.2024). EDN: OHIIRZ
- Коливатов И. Н., Шахнович М. М. К истории саамской часовни на озере Часынъявр // Православие и наука в Арктике. Апатиты: КНЦ РАН. 2023. С. 45-53. EDN: IPVBOB
-
Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л.: Стройиздат, 1972. 120 с. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/derevjann/text.pdf (дата обращения: 28.01.2024). EDN: ALOYWA
-
Конкка А. П. Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел (материалы к описанию обряда) // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988. С. 77-95. EDN: TQZUZT
-
Никонов С. А. О начале христианизации саамов Кольского полуострова во второй четверти XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 3 (77). С. 60-69. EDN: AXVOYT
-
Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресенского собора города Колы XVIII - середины XIX веков / сост. и авт. статей Д. А. Ермолаев, С. А. Никонов. Мурманск, 2013. 430 с. URL: https://www.murmanarchiv.ru/images/stories/opis-18_02.pdf (дата обращения: 23.01.2024).
-
Старицын А. Н. Староверческое движение в Поморье во второй половине XVII - первой трети XVIII в. (Опыт изучения и локализации поселений староверов): моногр. СПб.: Петроглиф, 2023. 500 с. EDN: OASFKP
-
Кучинский М. Г. Миссия Алексея Симонова // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 104-111. URL: https://eo.iea.ras.ru/issue/12930/ (дата обращения: 23.01.2024).
-
Кучинский М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. Модель социальной структуры. Каутокейно: Саамская высшая школа. 2008. 308 с. URL: https://clck.ru/3Cr6tA (дата обращения: 18.01.2024).
-
Харузин Н. Н. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта) // Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. Х. М.: Товарищество скоропечатни А. Левенсон. 1890. 472 с.
-
Кожевникова Ю. Н. Документы по истории приходов Кольского Севера в фонде Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелии // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2022. Вып. 22. № 2. С. 109-119. DOI: 10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.008 EDN: FPGPNH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена творчеству этномузыковеда, члена Союза композиторов Карелии Тертту Арвовне Коски.
Т. А. Коски подготовила до сих пор единственный в российской фольклористике сборник карельских частушек. Время ее работы в ИЯЛИ с 1964 по 1984 г. было самым ярким и плодотворным в истории Института с точки зрения составления сборников с нотными приложениями и исследования музыкальной культуры различных народов, проживающих в Карелии и Ленинградской области.
В статье изучается марийская вышивка, в частности рассматривается книга “Искусство марийской вышивки” Кудрявцев В. Г., Павлова А. Н.
В статье изучается картина «Мордовский танец», написанная в 2011 г. местным мордовским художником Алёной Александровной Рыбиной-Егоровой.
Введение. В статье рассматривается история формирования традиций национального балета Мордовии, способных противостоять современным процессам глобализации и унификации, приводящим к размыванию этнической культуры. Сценическая судьба балета отражает приоритеты национальной политики России, призванные способствовать укреплению единства многонационального народа при сохранении его этнокультурного многообразия. Цель исследования - выявить особенности постановок сценических версий национальных балетов на театральной сцене Мордовии на примере творчества композитора Н. В. Кошелевой. Созданная ею балетная музыка остается единственным материалом для создания балетных спектаклей в музыкальном театре республики. При этом ее произведения не были предметом специального комплексного исследования в контексте истории театрального искусства Мордовии.
Материалы и методы. Эмпирическим материалом послужили национальные балеты, созданные композитором Н. В. Кошелевой, а также спектакли из репертуара Государственного музыкального театра им. И. М. Яушева и Мордовской республиканской детской хореографической школы. Теоретической основой стали работы ученых в области музыкального театра, профессионального музыкального и хореографического искусства Мордовии. Методология исследования обусловлена спецификой анализируемого материала. Она основана на историко-теоретическом подходе, методах сравнительного анализа и искусствоведческой интерпретации художественных произведений, что обуславливает применение музыковедческих и балетоведческих подходов к анализу материала. Результаты исследования и их обсуждение. Национальный балетный театр опирается на богатую хореографическую традицию народа, которая в соединении с традицией классического балета позволила создать уникальный пластический язык. В ходе исследования установлено, что в процессе написания балетной музыки на национальный сюжет композитор Н. В. Кошелева не просто цитирует напевы и мелодии народных песен и танцев мордвы, но и вносит свой индивидуальный творческий компонент.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что национальный балет Мордовии представляет синтез этнической танцевальной традиции и классического балета. Он формировался в тесном взаимодействии с отечественными балетными и композиторскими школами. Подтверждением этого является балетное творчество композитора Н. В. Кошелевой. Материалы могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения истории балетного искусства Мордовии в частности и истории искусства Мордовии в целом.
Введение. Трансформация информационного пространства влечет за собой изменения в коммуникационных практиках носителей этнической культуры. Интернет-ресурсы в сочетании с традиционными медиа предоставляют новые, неизвестные ранее возможности презентации и трансляции культурных ценностей, уникальных особенностей этносов. Данное обстоятельство актуализирует необходимость изучения уровня потребления медиапродукции на национальных языках. Цель исследования - оценка потребления жителей Республики Мордовия медиапродукции на языках титульных этносов.
Материалы и методы. Методологической базой стали данные комплекса социологических исследований. В статье обобщаются результаты репрезентативного анкетного опроса населения «Межнациональные, этноконфессиональные отношения, языковая ситуация и миграционные процессы в Республике Мордовия», проведенного в 2022-2023 гг., и опроса экспертов «Этноязыковая ситуация в Республике Мордовия», осуществленного в сентябре 2023 г. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования языковых предпочтений населения позволяют констатировать преимущественный спрос на русскоязычную медийную продукцию у абсолютного большинства опрошенных. Аудиторию теле-, радиопередач, печатной продукции на мокшанском, эрзянском и татарском языках составляет меньшая часть респондентов мордовской/татарской национальностей. Основными причинами отказа от медиапотребления на мокшанском и эрзянском языках стали незнание языков и отсутствие интереса к содержанию медиапродукции на мордовских языках. Выявлено, что содержание медиаресурсов на миноритарном языке в большей степени безразлично самим носителям языков, составляющим целевую аудиторию. Наибольшая доля респондентов, затруднившихся с ответом, также отмечена среди мокшан и эрзян.
Заключение. Для привлечения интереса более широкой аудитории к продукции республиканских СМИ на мордовских/татарском языках целесообразно проведение маркетингового исследования предпочтений потребителей медиаресурсов. Необходимо изменить концепцию формирования программ и передач на языке коренных народов республики, а читательскую аудиторию привлечь интересными и творческими проектами, продолжить трансляции программ образовательного цикла, позволяющих всем желающим овладеть мордовской/татарской речью. Желательно расширить присутствие национальных языков в наиболее популярных интернет-ресурсах. При этом контент не должен носить формальный или официальный характер. Материалы статьи могут быть полезными для исследователей и представителей органов власти, интересующихся проблемами сохранения, популяризации и продвижения медиаресурсов на языках титульных этносов.
Введение. Процессы реформирования системы образования в СССР во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. оказали определенное влияние на систему среднего специального образования, в том числе и в финно-угорских республиках РСФСР. Это отразилось на динамике насыщения народного хозяйства кадрами среднего звена. Цель исследования - изучение динамики численности специалистов со средним специальным образованием и их удельного веса среди всех рабочих и служащих в рамках обозначенной территории в контексте проводимой реформы образования и в последующие за этим годы.
Материалы и методы. Основу исследования составили статистические данные, позволившие проследить динамику изменения числа специалистов среднего звена и их удельного веса в народном хозяйстве финно-угорских республик РСФСР в середине 1950-х - середине 1970-х гг. Исследование базируется на сравнительно-историческом и системном подходах с использованием метода статистического анализа информации. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование динамики изменения числа и удельного веса кадров со средним специальным образованием в народном хозяйстве пяти финно-угорских республик РСФСР определило положительную закономерность, сохранявшуюся на протяжении всего изучаемого периода. Общий рост численности специалистов среднего звена зафиксирован на отметке более чем в 4 раза. Показатель удельного веса этой группы в общем объеме рабочих и служащих увеличился на 6 %. Имеющиеся статистические данные позволили зафиксировать наибольший прирост как численности, так и удельного веса изучаемых специалистов в первые годы проведения реформы образования в стране, когда народное хозяйство имело максимальный приток выпускников, прошедших обучение в дореформенный период. В 1960-1965 гг. динамика увеличения этих показателей существенно замедляется, что свидетельствует о влиянии негативных факторов проводимой реформы. В постреформенный период отмечено усиление темпа роста численности и удельного веса специалистов среднего звена.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для изучения вопросов государственной политики комплектования народного хозяйства профессиональными кадрами в обозначенный период, а также при исследовании истории системы среднего специального образования в целом. Обозначенные в результате исследования общие закономерности изменения численности кадров среднего звена, занятых в народном хозяйстве пяти финно-угорских республик РСФСР в 1955-1975 гг., а также отмеченные особенности данного процесса в отдельных республиках на фоне проведения реформы образования в стране и в постреформенные годы позволяют в дальнейшем провести анализ схожих процессов в других регионах страны.
Введение. В статье рассматриваются фильмы о кооперации, входившие в репертуар кооперативных кинопередвижек для деревенского кинопроката Карелии. Актуальность темы определяется визуальным поворотом в исторических исследованиях и отсутствием трудов, посвященных данной теме. Цель исследования - изучить наполнение сельского проката Карелии кооперативными фильмами, имевшимися в распоряжении Карело-Прионежского союза потребительских обществ; рассмотреть сюжеты и содержание фильмов; выяснить их идейно-художественный потенциал для ведения кооперативной агитации и пропаганды.
Материалы и методы. Источниками исследования являются документы из Национального архива Республики Карелия, материалы из фондов краевых кооперативных союзов, Карельского областного комитета РКП(б) - ВКП(б) и Народного комиссариата просвещения АКССР. Наряду с архивными документами привлекались опубликованные материалы о фильмах 1920-х гг. Исследование базируется на междисциплинарном подходе. При работе над материалом использованы как общие методы гуманитарных наук (анализ и синтез), так и конкретно-исторические методы (исторический нарратив, статистический метод). Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрены созданные в 1920-е гг. для индоктринации кооперативных идей в сельском социуме произведения киноискусства, демонстрировавшиеся в селах Автономной Карельской Советской Социалистической Республики. В статье дается анализ репертуара кооперативных фильмов для деревенского проката; рассмотрен сюжет и представлено содержание фильмов о кооперации 1920-х гг.; также описана работа кооперативных кинопередвижек «по продвижению кино в деревню», в том числе в сельских кооперативах с пестрым национальным составом; выявлено позитивное отношение зрительской аудитории к кооперативному кино. Определено значение кино как важного средства визуальной репрезентации кооперативных идей для инкорпорации новых членов в кооперативы в период нэпа. В ходе исследования удалось обнаружить сведения, подтверждающие влияние кинопропаганды с помощью кооперативных фильмов на процесс приобщения деревенских жителей Карелии к кооперации, что проявилось в развертывании кооперативного строительства, расширении кооперативной работы и увеличении числа пайщиков потребительских обществ.
Заключение. В конце 1920-х гг. игровые кинокартины, документальные ленты и мультфильмы о кооперации составляли значительную часть репертуара передвижек Карело-Прионежского союза потребительских обществ. Они демонстрировали способы организации деревенских кооперативов, отражали участие женщин в кооперации, значение кооперативной торговли в борьбе с частниками и лавочниками. Сделанные автором выводы вносят вклад в изучение кооперативного кинематографа в 1920-е гг. как части общей культурно-просветительной работы кооперативных объединений. Результаты исследования в целом и анализ кооперативного репертуара сельских кинопередвижек в частности дополняют сведения по истории культуры и кинофикации Карелии, позволяют проводить аналогичные научные изыскания в других регионах страны. Практическая значимость исследования заключается в установлении преемственности традиций общественных организаций и возможности использовать исторический опыт в социокультурной деятельности современных кооператоров России.
Введение. Изучение поэтической антропонимии не является активной исследовательской стратегией в финно-угроведении. Вопросы семантического потенциала имени персонажа в содержательно-смысловой структуре текста оказываются на периферии научного интереса национальных ученых. В данной статье предметом специального исследования становится антропонимикон прозы Т. Барговой. Цель исследования - определить функционально-семантические особенности антропонимов и модели имянаречения в произведениях автора.
Материалы и методы. Материалом исследования являются рассказы и повесть Т. Барговой «Паз, простямак!» («Господи, прости!»). В работе использованы традиционные методы лингвистического исследования: описательный, функционально-семантический, структурный, сравнительно-исторический, а также современные подходы к изучению литературного текста - интерпретационный, гендерный. Результаты исследования и их обсуждение. Определены модели и принципы имянаречения, структура антропонимов в рассказах и повести Т. Барговой «Господи, прости!», описаны их функции в содержательной структуре произведений, раскрыта роль в отражении реалий современной и исторической действительности, реконструкции национальной модели мира. В произведениях автора антропонимы становятся полифункциональными компонентами, выполняют текстообразующую, эмоционально-стилистическую, оценочную, информационную, концептуальную функции, передают национальный колорит. Выбор имени и формы антропонима обусловлен хронотопом произведения, авторской аксиологической концепцией, оригинальностью творческого мировидения и спецификой женского письма.
Заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие поэтической ономастики в финно-угорском языкознании, могут быть полезны в процессе преподавания дисциплин филологического профиля в вузе. Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны с изучением функциональной семантики антропонимов в произведениях других мордовских писателей.
Введение. Изучение лексики диалектологического словаря, которая имеет свои фонетические, грамматические и лексико-семантические особенности в зависимости от ареала распространения, считается актуальным, поскольку позволяет осознать богатство национального языка. Словарь содержит сотни местных народных слов и выражений, которые представляют собой культурно-историческую ценность, оставаясь при этом слабо изученными с точки зрения отражения в них «языка» народной культуры. В статье уделяется внимание лексическим единицам, которые являются релевантными для народного языкового сознания, делается акцент на структурной вариативности диалектной лексики, сохранности старой лексики определенных семантических полей. Цель исследования заключается в рассмотрении лексических единиц диалектологического словаря, этнолингвистической интерпретации изучаемого материала, направленной на реконструкцию соответствующего фрагмента языковой картины мира.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили лексические единицы Мордовского диалектологического словаря, которые передают самые разные стороны жизни. Статья выполнена в русле этнолингвистических исследований. В работе использовались методы отбора словарного материала, выделения семантических групп, метод семантического анализа, а также описательный, сравнительный и сопоставительный методы. Результаты и их обсуждение. Впервые осмысление региональной картины мира рассматривается на основе Мордовского диалектологического словаря. Анализу и краткой лингвокультурологической оценке подвергнута бытовая лексика: народные названия кухонной утвари и пищи, одежды, головных уборов, вышивки и украшений, игр и праздников, отдельные предметы быта, их функции в бытовой жизни крестьянина. Особенностью этой лексики является ее тесная связь с жизнью народа, указывается на территориальное распространение в быту определенных групп населения. В статье систематизируется лексика, обозначающая флору и фауну, терминологию родства и свойства, особое внимание уделяется дилексемным комплексам, которые являются ярким выразительным средством фольклорных произведений.
Заключение. Словарь представлен как лексикографический способ отражения материальной и духовной культуры этноса, как способ сохранения народной речевой культуры. Дальнейшее исследование диалектных лексем, объединенных в другие тематические группы, позволит существенно расширить наше представление о материальной и духовной культуре мордовского народа.
Введение. Классификационная принадлежность северо-западного наречия марийского языка в настоящее время не вполне очевидна. В Энциклопедии Республики Марий Эл отмечается, что «северо-западный марийский язык обладает некоторыми особенностями как горного, так и лугово-восточного марийских языков». Г. Берецки же считал, что северо-западное наречие относится к горномарийскому языку. Цель исследования - проанализировать оценку близости языка первого Евангелия, созданного священником С. Бобровским (1821), и диалекта XX в. по данным И. Г. Иванова и Г. М. Тужарова к горному и луговому марийским языкам с точки зрения глоттохронологии.
Материалы и методы. Для оценки близости северо-западного говора марийского в XVIII-XIX вв. к луговому и горному марийскому были использованы методики фонетических изоглосс и глоттохронологии. Для этого на ЛингвоДоке был размещен глоссированный корпус первого Евангелия, из него был создан конкорданс, к которому для сравнительно-исторического анализа были применены авторские программы ЛингвоДока. Результаты и их обсуждение. В результате было выявлено, что в XIX в. у первого северо-западного Евангелия с луговым марийским процент совпадения в базисной лексике составляет 97 %, а с горным марийским - 94 %. У словника, собранного в XX в., уже наблюдается значительно меньшая близость как с луговым, так и с горным языками, но сохраняется то же соотношение: лексически северо-западный диалект и в XIX в., и в XX в. был ближе к луговому марийскому. Словарь XVIII в. Крекнина, Платунова практически полностью совпадал с луговомарийской книгой «Начатки христианского учения…», созданной в начале XIX в., лишь в одной диагностической позиции наблюдалась дублетная рефлексация. В Евангелии, переведенном священником С. Бобровским, уже в трех позициях наблюдалась рефлексация, характерная для горномарийской грамматики А. Альбинского.
Заключение. Изначально северо-западный марийский в XVIII в. практически не отличался от лугового марийского языка, а в XIX в. он стал уже гораздо ближе к горномарийскому диалекту. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов по финно-угорским языкам.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru