Риски дестабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе, активно протекающие миграционные процессы, а также традиционные для данного макрорегиона социально-экономические проблемы и вопросы межэтнических отношений актуализируют государственную политику идентичности на уровне регионов и страны в целом. Одним из механизмов укрепления российской национальной идентичности является брендинг регионов. Цель исследования – проанализировать представления об уникальности региона, ценности, уровни идентичности населения Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, найти общие для регионов смыслы и ценности, которые, отражаясь в брендах, включаются в государственную политику идентичности, укрепляя ее национальный уровень.
Материалы и методы. Эмпирические материалы включают в себя количественные данные массового опроса, проведенного в октябре ‒ ноябре 2023 г. в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Дагестане и качественные (нестандартизированные интервью с экспертами). Методологический дизайн исследования построен на использовании междисциплинарного подхода и сравнительного анализа кейсов трех регионов, что позволило, опираясь на принцип триангуляции, выявить общее и особенное в определении потенциала брендинга для укрепления российской национальной идентичности.
Результаты исследования. Выявлены особенности и ключевые характеристики исследуемых регионов. Установлено, что целостного сложившегося бренда региона в них нет, однако очевидны источники его формирования – это представления жителей об уникальности региона и маркеры, по которым жители идентифицируют себя с ним. В Адыгее и Кабардино-Балкарии – это высокий уровень комфорта при сохранении этнических традиций, в Дагестане – значимая роль религии и этнических традиций, активная ориентация жителей на предпринимательскую деятельность.
Обсуждение и заключение. Региональная идентичность формируется вокруг уникальных объединительных черт – ценность сохранения этнических традиций и добрососедских отношений, отсутствие межнациональных конфликтов, общие для трех регионов идентификационные маркеры (отношение к родной земле, природе, территории, ценность культурных традиций, языка). Опора на эти ценности в процессе брендинга регионов обеспечивает связь с национальной идентичностью через общие для всех регионов смыслы и ценности. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов власти, способствовать включению задач по брендингу регионов в политику укрепления национальной идентичности.
Идентификаторы и классификаторы
Северный Кавказ рассматривается нами как уникальное макрорегиональное пространство. Современные исследования фиксируют необходимость корректировки сценариев развития региона, так как их реализация связана с «высоким уровнем неопределенности в целом, с существующей опасностью дестабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации» [1, с. 453], с притоком мигрантов, в том числе из новых регионов России.
Список литературы
- Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д. Северный Кавказ: факторный анализ и прогнозы динамики региональной ситуации // Регионология. 2023. Т. 31, № 3. С. 442–458. https://doi.org/10.15507/2413- 1407.124.031.202303.442-458
- Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве
и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100‒115. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.05.09 - Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. «Портфель идентичностей» молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76‒87. https://doi.org/10.31857/
S013216250019645-2 - Аксенова О. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. № 1. С. 9‒17. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/6192 (дата обращения: 25.12.2023).
- Charters S., Spielmann N. Characteristics of Strong Territorial Brands: The Case of Champagne
// Journal of Business Research. 2014. Vol. 67, issue 7. Pp. 1461‒1467. https://doi.org/10.1016/j.
jbusres.2013.07.020 - Berham E. Translating Terroir: The Global Challenge of French AOC Labeling // Journal of Rural
Studies. 2003. Vol. 19, issue 1. Pp. 127‒138. https://doi.org/10.1016/S0743-0167(02)00052-9 - Using Attribution Theory to Explain Tourists’ Attachments to Place-based Brands / U. R. Orth
[et al.] // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65, issue 9. Pp. 1321‒1327. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2011.10.027 - Lucarelli A. Place Branding as Urban Policy: The (Im)political Place Branding // Cities. 2018.
Vol. 80. Pp. 12–21. https://doi.org/10.1016/j.cities.2017.08.004. - Almeida G.G.F.d., Cardoso L. Discussions between Place Branding and Territorial Brand in Regional Development ‒ A Classification Model Proposal for a Territorial Brand // Sustainability. 2022. Vol. 14. Article no. 6669. https://doi.org/10.3390/su14116669
- Gulisova B., Horbel C., Noe E. Rural Place Branding from a Multi-level Perspective: A Danish
Example // Place Branding and Public Diplomacy. 2021. Vol. 17. Pp. 231–248. https://doi.org/10.1057/ s41254-021-00204-8 - Helmi J., Bridson K., Casidy R. A Typology of Organizational Stakeholder Engagement with
Place Brand Identity // Journal of Strategic Marketing. 2020. Vol. 28, issue 7. Pp. 620–638. https://doi. org/10.1080/0965254X.2019.1593224 - Taecharungroj V. User-generated Place Brand Identity: Harnessing the Power of Content on Social Media Platforms // Journal of Place Management and Development. 2019. Vol. 12, issue 1. Pp. 39–70. https://doi.org/10.1108/JPMD-11-2017-0117
- Михайлов В. Т., Рунге Й. Идентификации человека. Территориальные общности и со-
циальное пространство: опыт концептуализации // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 52‒62. https://doi.org/10.31857/S013216250003747-4 - Гаджалова Ф. А., Магомедов А. Д. Дагестанские гастрономические бренды (курзе, чуду,
хинкал): названия, этнокультура, современное бытование // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2022. № 85. С. 23‒29. URL: http://vestnikdnc.ru/issues/Article/3804 (дата обращения: 25.12.2023). - Кешева З. М. Бренды Кабардино-Балкарии в информационном пространстве как фактор
социокультурной и экономической привлекательности региона // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2020. № 2 (45). С. 50‒55. https://doi.org/10.31007/2306- 5826-2020-2-45-50-55 - Горлова И. И., Коваленко Т. В., Науменко В. Е. Историко-культурное наследие Республики Адыгея как ресурс этнокультурного брендирования территории (концептуальные основы формирования зонтичного бренда) // Вестник Адыгейского государственного университета.
Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 3 (264). С. 234‒244. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.3/6363/234-244. pdf (дата обращения: 25.12.2023). - Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как инструмент терри-
ториального развития // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8, № 1. С. 134‒143. URL: https://re.volsu.ru/archive/articles/index.php?ID=1153 (дата обращения: 25.12.2023). - Назукина М. В., Тарасова Е. Ю. Опыт брендирования российских республик: вариатив-
ность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского университета. Политология. 2022. Т. 16, № 1. С. 40‒48. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-1-40-48 - Рыжова С. В. Этническая идентичность и толерантность в поликультурном обществе:
общероссийская перспектива и ситуация в Кабардино-Балкарии // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 4. С. 156‒177. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.7 - Муллахмедова С. С., Муллахмедов Х. С., Гаджиев Н. О. О прогнозе социально-экономического развития Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 12. С. 80‒88. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-12-80-88
- Адиев А. З. Общероссийская идентичность в Дагестане (по данным опросов 2016‒2019 гг.) // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 136‒142. https://doi.org/10.31857/S013216250011312-6
- Шахбанова М. М., Муртузова З. М., Шихалиева Д. С. Этническая идентичность городского населения Дагестана в структуре социальной идентичности и индикаторы ее воспроизводства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 1 (254). С. 136‒148. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.1/6238/136-148.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Межгосударственный транзит Северного Причерноморья ‒ Приазовья, происходивший в условиях вооруженного конфликта, был связан с масштабной геодемографической и со- циально-экономической трансформацией региональных социумов. Цель исследования – проанализировать наличный демографический и экономический потенциал Херсонской и Запорожской областей, определить наиболее вероятные векторы их хозяйственной динамики.
Материалы и методы. Аналитико-эмпирическая база исследования помимо научной литературы включала сборники статистики, а также публикации СМИ, фиксирующие демографическую и экономическую динамику исследуемых регионов в 2022–2023 гг. Методологической основой являлся системный подход, позволявший сочетать методы, используемые в демографии,социальной и экономической географии, с элементами структурно-функционального подхода и дискурс-анализом информации, получаемой из публикаций СМИ.
Результаты исследования. Установлено, что в течение весны – лета 2022 г. в результате оттока произошло существенное сокращение наличного населения обеих областей. Причем убыль городского населения была выше, чем сельского. Максимальные потери населения понесли приднепровские города и поселенческая сеть прифронтовой зоны Запорожской области. В обеих областях выявлены деформация возрастной структуры населения (значительный рост доли пожилых и старых людей) и дефицит специалистов в основных сферах социально экономической деятельности. Зафиксировано, что в 2022–2023 гг. единственной крупной сферой хозяйственной жизни, продолжавшей функционировать в масштабах, сопоставимых с предыдущим периодом, являлось сельхозпроизводство и отдельные, связанные с ним, сегменты промышленности (прежде всего пищевой).
Обсуждение и заключение. Демографические и социально-экономические перспективы развития обоих регионов в значительной степени определятся дальнейшей динамикой вооруженного конфликта. Его долгосрочное затягивание будет ускорять отток населения, а в экономической сфере ‒ способствовать углублению сельскохозяйственной специализации региональных хозяйственных комплексов. Устойчивое прекращение боевых действий позволит диверсифицировать направления экономического роста, активизировать ряд промышленности, туристско-рекреационный комплекс, сферу транспорта и логистики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и детализации планов социально-экономического развития новых территорий.
Оценка урбанизированных территорий с точки зрения их устойчивого развития и рационального использования ресурсно-экологического потенциала остается наиболее востребованной в современных условиях, так как в определенных случаях открывает возможности предупредительного управления антропогенно нарушенными территориями. Цель исследования ‒ с помощью многофакторного анализа социально-экономических показателей моногородов и с использованием системного и фрактального подходов провести ранжирование моногородов по ряду показателей.
Материалы и методы. Исследование выполнено на основе многофакторного анализа социально-экономических показателей моногородов, с использованием системного и фрактального подходов. Проанализированы существующие методики оценки социально-экономического устойчивого развития региона и разработки интегральных региональных индикаторов. Использована авторская методика, которую можно рассматривать как развитие существующих методик и разработку новых методов индикации и ранжирования социально-экономических процессов с точки зрения их устойчивости.
Результаты исследования. Разработана новая методика социально-экономической оценки и ранжирования моногородов на основе многофакторного анализа фрактальных показателей их жизнеобеспечения: социальных, экономических, ресурсно-экологических. С помощью предлагаемой методики проведено ранжирование моногородов Архангельской области по интегрированному фрактальному показателю классов социально-экономических процессов, индицирующих качество жизнеобеспечения рассматриваемых моногородов, потенциальные риски и устойчивость их развития.
Обсуждение и заключение. Разработанная методика верифицирует и дополняет существующие критерии перевода моногородов из одной категории в другую. За счет введения определенных показателей она позволяет оценить устойчивость социально-экономического развития моногородов и возможности диверсификации их экономик, а также является полезным практическим инструментом для федеральных, региональных и муниципальных институтов, специализирующихся в вопросах управления развитием территорий.
Оценка объема и структуры торговли представляет собой сложную задачу, особенно когда цель такой оценки состоит в том, чтобы найти «узкие места» и устранить их. Методические подходы к решению таких задач существенно различаются, включают достаточно сложные методы, такие как объектно-ориентированное программирование, сетевые модели и т. д., что позволяет отразить дискретный характер товаропотока. Тем не менее с учетом особой роли международной инфраструктуры в современной мировой экономике решение этой задачи представляется актуальным и имеет прикладную значимость. Цель исследования ‒ разработать методологию дискретной, высокочастотной оценки объема транзита товаров по Транскаспийскому маршруту международного транспортного коридора «Север ‒ Юг».
Материалы и методы. Методология работы состоит из двух частей – обработки данных и их систематизации и моделирования функционирования международного транспортного коридора с использованием метода динамического норматива для товарных потоков. Первая часть необходима из-за ограниченности данных о товарах, перевозимых по международному транспортному коридору. Во второй части коридор поделен на участки и проанализировано изменение товарооборота по каждому из них методом динамического норматива.
Результаты исследования. Оценены барьеры развития Транскаспийского коридора и заинтересованность участников в его функционировании. Разработан инструментарий оценки функционирования коридора, учитывающий узкое место при транспортировке грузов через Иран. Проведена обработка статистических данных, выявлены проблемные периоды и участки коридора. Сформулированы рекомендации по развитию Транскаспийского и международного транспортного коридоров в современных условиях.
Обсуждение и заключение. Основные результаты и выводы исследования включают авторскую систему мониторинга и балансирования товаропотока по коридору, выявление дисбалансов функционирования Транскаспийского и международного транспортного коридоров как системы и возможных решений по их выравниванию. Исследование имеет практическую значимость для логистических предприятий, компаний финансового сектора российских экспортеров и органов власти экономического блока.
Вопрос о взаимодействии власти и населения давно и активно обсуждается в научной литературе, так как степень вовлечения населения в управление регионами и муниципалитетами показывает уровень демократичности общества. Научной проблемой является разработка механизмов вовлечения населения к участию в управлении территорией и усиление мотивации чиновников региональной и муниципальной власти к взаимодействию с населением. Один из способов решения данной проблемы – совершенствование механизмов и форм взаимодействия. Цель исследования – изучить степень распространения новых форм электронного взаимодействия власти и населения и дать им оценку.
Материалы и методы. Были отобраны и обобщены аналитические материалы исследований по заявленной тематике, ключевые правовые акты, регламентирующие процесс взаимодействия власти и населения. Использовался метод анализа статистических данных, представленных на официальных сайтах органов власти. Проанализированы показатели за 10 лет (с 2013 по 2023 г.) о количестве обращений граждан и их формах. Также использовались отчеты избирательной комиссии Свердловской области о проведении дистанционного голосования.
Результаты исследования. Выявлена тенденция преобладания электронных форм взаимодействия над письменными обращениями и личными встречами граждан с представителями власти. Электронные формы заменяют классические формы (голосование на выборах на избирательных участках) и становятся неотъемлемым элементом новых процессов, таких как инициативное бюджетирование. Определено, что электронные формы облегчают процесс взаимодействия с точки зрения экономии средств и времени, но в то же время порождают и новые вызовы (нарастание формализма, подверженность техническим сбоям, недоверие к технологиям и пр.).
Обсуждение и заключение. Новые формы электронного взаимодействия представляют собой большой шаг вперед, движение от практики простого информирования населения к непосредственному вовлечению граждан в систему управления и распределения бюджетных средств. Предполагается, что они повысят активность населения. Однако, наряду с явными достоинствами, они порождают и новые проблемы, требующие дальнейшего изучения и внедрения в практику взаимодействия власти и населения.
Проблема доступности образования (начального, среднего, высшего) и неравенства доходов все еще остро стоит во многих африканских странах. Цель исследования ‒ проанализировать международные статистические данные, которые показывают сложную ситуацию с доступностью образования в странах Центральной Африки: Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне. Полученные данные необходимы для разработки практических решений эффективной помощи населению стран при получении доступного образования разными социальными слоями населения.
Материалы и методы. Проведен анализ официальных документов и научных источников. Поиск актуальных данных был осуществлен с использованием различных баз данных: UNdata, Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, Google, Google Scholar, Springer за последние 5 лет. В анализе был сделан акцент на поиск официальной информации с данными от международных организаций ‒ ЮНЕСКО и Всемирного банка.
Результаты исследования. Выявлено, что в проанализированных странах Центральной Африки разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными очень значительна. В Камеруне и Габоне разрыв в доходах не такой большой, как в Чаде, Конго и Центральноафриканской Республике, поэтому начальный уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким по сравнению с другими. Установлено, что в исследуемом регионе наблюдалось резкое сокращение числа студентов в высших учебных заведениях в период с 2010 по 2014 г. Выявлена одна из причин небольшого охвата высшим образованием в исследуемом регионе –недостаточность материального обеспечения большего числа населения и, как следствие, минимальная доступность высшего образования для молодого поколения. Доказано, что на данном экономическом этапе развития Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования в странах Центральной Африки.
Обсуждение и заключение. Доступное образование необходимо для сокращения бедности и улучшения экономического роста, но высокая стоимость обучения в сочетании с ограниченным доступом означает, что многие дети остаются необразованными. Материалы исследования будут полезны как специалистам в области образования разных стран, так и ученым из других областей наук.
Гендерное неравенство на рабочем месте ‒ явление не новое, тем не менее гендерные различия в условиях труда и вовлеченности женщин в производственную деятельность мало изучены. Женщины часто подвергаются дискриминации на работе, их условия труда и заработная плата не соответствуют нормам. Самостоятельно они не всегда способны улучшить свою трудовую и социальную жизнь и добиться повышения уровня защиты на производстве. Цель исследования ‒ изучить условия труда и риски, с которыми сталкиваются женщины-мигранты, работающие на одной из старейших и крупнейших текстильных фабрик СТМ в Джамму и Кашмире (Индия).
Материалы и методы. Целенаправленная выборка включала 240 женщин-мигрантов с текстильной фабрики СТМ. Они были опрошены в четырех рабочих колониях и внешних жилых районах с помощью серии интервью. В исследовании используются смешанные методы – количественные и качественные. Наблюдение, серия интервью применялись для количественной оценки данных и предоставления детальной качественной информации.
Результаты исследования. Анализ ответов женщин свидетельствует, что условия труда на фабрике СТМ не соответствуют международным нормам: отмечались случаи травматизма, отсутствие денежной компенсации за них, не все работницы обеспечены необходимыми средствами защиты для работы с опасными химическими веществами и токсинами, поэтому сообщают о плохом самочувствии, недомоганиях, язвах, усталости и судорогах. Выявлено, что женщины-мигранты подвергаются дискриминации по половому признаку, преследованиям, физическому насилию. Определены также и другие факторы, угрожающие психическому, эмоциональному и физическому здоровью на рабочем месте.
Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что женщины-мигранты продолжают работать в неподобающих условиях, подвергая свое здоровье опасности и становясь жертвами эксплуатации. Полученные результаты подчеркивают необходимость проведения инклюзивной политики и вмешательства, а также переоценки существующей трудовой практики для решения проблем, которые способствуют уязвимости трудящихся-мигрантов. Материалы статьи будут полезны региональным властям, защитникам прав трудящихся и женщин, которые заинтересованы в решении конкретных проблем этой уязвимой группы населения. Данное эмпирическое исследование может принести пользу ученым, интересующимся темами гендера, миграции, условиями труда.
Актуальность исследования в области патентной активности в российских регионах обусловливается значимостью инновационной составляющей экономического роста, а также установленными целевыми показателями в Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 г. Цель исследования – определить возможные виды и направления патентной политики для различных групп регионов России с учетом факторов патентной активности.
Материалы и методы. Эмпирической базой для анализа послужили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности и Федеральной службы государственной статистики за 2012‒2021 гг. Использована линейная регрессия для выявления ключевых факторов, влияющих на региональную патентную активность. Метод иерархической кластеризации позволил выделить группы регионов по их патентной активности.
Результаты исследования. Линейная регрессия показала статистически значимую зависимость региональной патентной активности от уровня И-активности организаций, количества активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 чел. населения и среднего значения внутренних затрат на исследования и разработки на 1 организацию в регионе. Методом иерархической кластеризации выделено 5 кластеров регионов: «Лидер», «Инновационные центры», «Регионы высокой технологичности», «Старые научно-исследовательские регионы» и «Регионы-аутсайдеры». Сформулированы определения региональной патентной политики и национальной патентной политики, представлены типологии государственной патентной политики.
Обсуждение и заключение. На основе эмпирического и теоретического анализа группам регионов были даны рекомендации по дальнейшим направлениям развития активной патентной политики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий научно-технического развития регионов, а также будут полезны специалистам и государственным служащим, занимающимся регулированием патентной деятельности в регионах.
Проблема эффективности цифровой коммуникации губернаторского корпуса с обществом привлекает внимание многих ученых, однако работ с эмпирической верификацией предложенных различными авторами исследований моделей крайне мало, обоснование и научное осмысление объективной оценки эффективности цифрового диалога отсутствуют. Цель исследования – на основе эмпирических данных проанализировать и сравнить эффективность цифровой коммуникации глав регионов Центрального федерального округа и выявить ее сильные и слабые стороны.
Материалы и методы. Для оценки населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов было проведено исследование, включающее 2 этапа. На первом этапе методом онлайн-опроса была произведена оценка респонзивности власти на запросы населения; второй этап реализован посредством мониторинга социальных сетей глав регионов Центрального федерального округа. В задачи второго этапа входил поиск ответов на вопросы о популярности региональной политики у населения, о соответствии информационной повестки глав регионов потребностям, которые артикулируются в региональных социальных пабликах, а также об оперативности реагирования на те или иные проблемные ситуации, возникающие на местах.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что в адрес руководителей регионов обращалась через социальные сети с жалобами и предложениями пятая часть респондентов. Определено, что примерно половина опрошенных затруднились оценить свою удовлетворенность направленным запросом; почти треть респондентов выразила удовлетворенность реакцией служб губернаторского корпуса. Опрошенные оценили работу губернаторов с преобладанием позитивных оценок по шкалам открытости и эффективности, а также оперативности. В то же время работа губернаторского корпуса в большей степени осуществляется по своей повестке (а не исходя из проблем простых людей), выполняется часто для галочки и с элементами имитации деятельности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют отнести к числу наиболее важных компетенций губернатора включенность в современную онлайн-коммуникацию, его умение наладить постоянную и эффективную обратную связь с населением. Проведенный анализ демонстрирует, что названные качества пока выпадают из личностных приоритетов некоторых региональных руководителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов сравнительной оценки конструктивности интернет-коммуникации губернаторов регионов Центрального федерального округа с населением, слабые стороны и потенциал такого диалога.
В полиэтничных регионах, к которым относится Северный Кавказ и Юг России в целом, снижение рисков конфликта идентичности является приоритетной задачей государственного управления. Объектом такой политики в первую очередь выступает молодежь региона, из рядов которой рекрутируются активисты протестных акций. Эта ситуация обусловливает не- обходимость мониторинга социального самочувствия молодежи в контексте сочетания обще- российской и этноконфессиональной идентичностей. Цель исследования ‒ выявление конфликтогенных рисков, возникающих в процессе социокультурного взаимодействия в полиэтничных молодежных сообществах фронтирных регионов.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования состояния социальной идентичности молодежи Северного Кавказа стали результаты опросов, проведенных авторами в марте – апреле 2022 и 2023 гг. среди студентов региональных вузов. Предполагалось, что обострение геополитической ситуации и специальная военная операция выступили триггером трансформации социальной идентичности молодых людей, которая имеет разную траекторию у групп молодежи, представляющей народы Северного Кавказа и русских, проживающих в регионе. Эмоциональная оценка близости с сообществами разного таксономического ряда позволила установить значимость общероссийской идентичности в сравнении с этнической, региональной и конфессиональной.
Результаты исследования. Сравнительный анализ собранного материала свидетельствует о том, что наиболее значимыми консолидирующими ценностями и символами, объединяющими молодежь региона, стали общие государство и государственная символика. По выбору этих ценностей, а также ценностей российской культуры и общего исторического прошлого молодежь, относящая себя к народам Северного Кавказа, приблизилась к ценностному профилю русской молодежи региона. Выявлено, что в сознании русской молодежи отмечается рост социокультурных ценностей, значимость которых в их представлениях приблизилась к общероссийским гражданско-политическим ценностям. Сохраняется тенденция, направленная на социокультурную интеграцию и стирание этнокультурных различий у молодежи рассматриваемых групп.
Обсуждение и заключение. Общероссийская и этническая идентичности у молодых людей, проживающих в регионе, выступают взаимодополняющими, а не конкурирующими. Вызовы, с которыми сталкивается страна, рассматриваются ими как личностные и социально значимые. Эта тенденция становится значимым фактором, снижающим конфликтогенные риски этнокультурных оснований идентичности в молодежных сообществах Северного Кавказа. Полученные результаты внесут вклад в понимание социокультурных угроз и рисков конфликтности в полиэтничных молодежных сообществах фронтирных регионов, будут полезны научному сообществу и органам государственного управления.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru