Рассматривается региональная структура грузовых железнодорожных перевозок в России в 2006 – 2022 гг. Для этого используется разработанная авторами методика расчета коэффициента железнодорожного транспортного взаимодействия. В результате установлено, что региональная структура грузовых железнодорожных перевозок на протяжении исследуемого периода претерпела очень существенную трансформацию. Снижается значение Центральной России, включая г. Москва, Поволжье и Урал, растут соответствующие показатели Северо-Запада за счет Ленинградской области, южных регионов за счет Краснодарского края, а также Дальнего Востока за счет Приморского и Хабаровского краев. При этом анализ данных о перевозках показывает, что ряд субъектов Российской Федерации, преимущественно расположенных на Северном Кавказе, в общероссийском территориальном разделении труда участвует крайне слабо. Показано, что снижение значения регионов России в грузовых железнодорожных перевозках определяется сокращением их участия в системе территориального разделения труда, а увеличение – за счет роста. Сокращение участия в системе общероссийского разделения труда объясняется снижением производства продукции промышленности и сельского хозяйства, рост определяется главным образом увеличением вывоза грузов через морские порты Балтийского, Черного, Японского морей. Основными районами отправления грузов по железным дорогам являются и на перспективу останутся субъекты Федерации, расположенные в Сибири. Но для регионов прибытия прогноз на основании существующих тенденций затруднен в связи с резким изменением политической и экономической ситуации, настоятельно требующим восстановления обрабатывающей промышленности, сконцентрированной главным образом в староосвоенных регионах страны, имеющих благоприятное транспортно-географическое положение.
Идентификаторы и классификаторы
Транспорт представляет собой «кровеносную систему» экономики. Без транспортных связей ее развитие невозможно. Размещение производительных сил, с одной стороны, определяет систему транспортных связей, с другой – определяется ею. Без транспорта невозможно и территориальное разделение труда, значение которого в современной экономике постоянно и устойчиво возрастает.
Список литературы
- Трейвиш А.И. «Сжатие» пространства: трактовки и модели // Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования. М.: Эслан, 2010. С. 16–31.
- Сорокин О.В. Трансформация территориальной структуры внутренних пассажирских авиаперевозок в России (1960–1970-е и 2010-е годы) // Региональные исследования. 2022. № 2 (76). С. 53–66.
- Дружинин А. Г. Южный вектор в пространственном развитии постсоветской России // Федерализм. 2023. Т. 28, № 2 (110). С. 5–26.
- Кузнецова О. В. Современная экономика Российской Балтики в муниципальном разрезе // Балтийский регион. 2023. Т. 15, № 4. С. 142–164.
- Заостровских Е.А. Полюса регионального развития на базе морских портов (на примере Хабаровского края): автореф. дис.… канд. экон. наук. Хабаровск, 2018. 24 с.
- Заостровских Е.А. Исследование влияния морских портов на развитие Приморского края // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2023. № 4 (54). С. 31–36.
- Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Поляризация пространства Центрально-российского мегалополиса и мобильность населения // Вестник Московского ун-та. Серия. 5. География. 2016. № 5. С. 77–85.
- Старикова А.В., Нефедова Т.Г., Аверкиева К.В. [и др.]. Староосвоенные районы в пространстве России: история и современность. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2021. 379 с.
- Нефедова Т.Г., Медведев А.А. Сжатие освоенного пространства в Центральной России: динамика населения и использование земель в сельской местности // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020. № 5. С. 645–659.
- Мартынов В.Л. Пространственная самоорганизация общества: Взаимосвязи и взаимодействия: дис… д-ра геогр. наук. Санкт-Петербург, 2002. 200 с.
- Barff R., Prentice L.K. III. Dynamic Shift-Share Analysis // Growth and Change. 2006. N 19 (2). P. 1–10.
- La Faive M., Hohman J.M. The Michigan Economic Development Corporation: A Review and Analysis. Mackinac Center, 2009. 83 p.
- Chun-Yun Sh., Yang Y. A Review of Shift-Share Analysis and its Application in Tourism // International Journal of Management Perspectives. 2008. N 1 (1). P. 21–30.
- Отправление и прибытие грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2 %D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 22.01.2024).
- МЦК. Московский метрополитен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosmetro.ru/passengers/ development/mcc/about (дата обращения: 20.01.2024).
- О проекте МЦД. Московский транспорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://transport.mos.ru/ mcd/about (дата обращения: 20.01.2024).
- В Петербурге хотят построить аналог Московского транспортного кольца. РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/04/03/2020/5e5f6afe9a794794150e69d4?from=copy (дата обращения: 23.01.2024).
- Оля – универсальный морской торговый порт на Каспии. Морские вести России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://morvesti.ru/exclusive/73023/ (дата обращения: 23.01.2024).
- «Урановый» курган. Ураловед. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uraloved.ru/uranovyjkurgan (дата обращения: 23.01.2024).
- Олег Кожемяко: к 2030 г. портовые мощности Приморья удвоятся. Korabel.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.korabel.ru/news/comments/oleg_kozhemyako_k_2030_godu_portovye_moschnosti_ primorya_udvoyatsya.html (дата обращения: 23.01.2024).
- Ананских И.А., Литвинов Н.Д., Даржанов А.А. [и др.]. Российская Арктика в механизме китайской геополитики и гибридных войн // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 11. С. 126–148.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена Памяти Н.К. Христофоровой
Статья посвящена В.М. Шулькину
Статья посвящена XII научной конференции «Геосистемы Северо-Восточной Азии: природные и социально-экономические факторы и структуры» (24–26 апреля 2024, г. Владивосток)
Охарактеризована изменчивость химического состава рек Спасовка и Комиссаровка, впадающих в оз. Ханка и дренирующих водосборы с различным уровнем хозяйственной освоенности. Бассейн р. Комиссаровка имеет площадь в 2 раза больше, чем р. Спасовка, но меньшую степень антропогенной нагрузки. Преобладающей категорией земель в двух бассейнах являются лесные территории, однако доля сельскохозяйственных земель в бассейне р. Спасовка в 3 раза больше (28 % от общей площади), чем в бассейне р. Комиссаровка (9.4 %). Бассейн р. Спасовка включает, кроме того, территорию г. Спасск-Дальний с крупными предприятиями стройиндустрии. В 2019–2021 гг. реки имели низкую минерализацию, гидрокарбонатно-натриевый состав и нейтральную или слабощелочную величину рН. Концентрации макроионов и биогенных веществ в воде р. Комиссаровка соответствовали фоновым значениям. В бассейне р. Спасовка химический состав воды существенно изменялся от верховьев к низовью. Установлено, что в результате загрязнения окружающей среды на территории г. Спасск-Дальний и близлежащих сельхозпредприятий в р. Спасовка и ее притоке р. Кулешовка в 2–3 раза увеличивается содержание макроионов Ca2+, HCO3-,SO4 2-, Cl-, Mg2+ и Na+, а также возрастают концентрации фосфатов, ионов аммония и нитритов. В 2020–2021 гг. выявлены превышения ПДК для рыбохозяйственных водоемов по NH4 + в 1.2 – 2 раза, по NO2 - в 3.5 – 12 раз. Влияние бытового, промышленного и сельскохозяйственного загрязнения на биоту водотоков выражается в локальной деградации сообществ макробентоса. В устьевых зонах рек Спасовка и Комиссаровка в 2019–2021 гг. концентрации веществ в воде не превышали санитарных норм. Для р. Спасовка это обусловлено процессами самоочищения в нижнем течении за счет дренирования территории государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский».
Комплексное изучение отложений палеоозера на берегу бух. Красная позволило определить ход развития ландшафтов о. Русский за 7500 кал. лет. Выделены фазы развития растительности горных склонов, долинных лесов и побережья с мозаичными биотопами. Определены временные рубежи, когда в составе широколиственных многопородных лесов было больше термофилов, чем в современных условиях. Кедр корейский в широколиственных лесах появился 6420–5750 кал. л.н. Дуб стал доминантом в последние 3800 кал. л.н., с этого времени увеличилось участие берез. На развитие ландшафтов большое влияние оказал малый ледниковый период. Пихта появилась ~630 кал. л.н. Роль кедра корейского увеличилась последние 360 кал. л. Выделено 8 стадий развития лагуны, которые контролировались в основном колебаниями уровня моря. Наибольшую соленость водоем имел на пике голоценовой трансгрессии, солоноватое озеро существовало с ~5090 кал. л.н., водоем стал пресным ~4090 кал. л.н. Скорости осадконакопления резко снизились ~3510 кал. л.н., что совпало с длительным сухим периодом. Смена терригенного осадконакопления на биогенное произошла ~700 кал. л.н. Озеро полностью заросло и превратилось в болото ~270 кал. л.н. Во время экстремальных штормов и цунами в лагуну-палеоозеро был заплеск морской воды, определен возраст этих событий. Установлены признаки антропогенного изменения растительности при заселении острова в среднем–позднем неолите и при освоении территории в конце XIX–начале XX в. Воздействие человека на ландшафты было наиболее длительным, когда на берегу лагуны поселились ранние земледельцы. Частые пожары, проходившие ~5500–4920 кал. л.н., вероятно, имели антропогенную природу.
В статье проведено сравнение сервисов подсчета поисковых запросов Google Trends и Яндекс.Wordstat с позиции их применения для исследования интереса российских интернет-пользователей к зарубежным странам. Выявлены основные различия между сервисами, касающиеся особенностей доступных данных, возможностей их сравнения и имеющихся ограничений. При помощи сервиса Google Trends проведено сравнение стран Азии (кроме островных микрогосударств) по уровню поискового интереса российских пользователей Google за период с 2018 по 2022 г. По итогам сравнения построена картосхема. Странами с наиболее высоким поисковым ин- тересом со стороны России являются Китай, Турция и Япония, за ними следуют Индия, Армения и Казахстан. Наиболее низкий уровень поискового интереса со стороны России выявлен у таких государств, как Бутан и Бруней. Из 46 исследованных стран Азии Монголия находится на 25-м месте по уровню поискового интереса россиян. Поисковый интерес к Монголии остается относительно постоянным и не зависит от сезона. За исследуемый пятилетний период наблюдались две вспышки поискового интереса к данной стране: в начале июля 2020 г. и в конце сентября 2022 г. Предположительно, первая из них связана с выявлением случаев бубонной чумы, которое активно освещалось в СМИ, а вторая – с объявлением частичной мобилизации в России, после которого наблюдался рост поискового интереса россиян ко многим зарубежным государствам, и в особенности к странам-соседям. Построена картосхема, иллюстрирующая различия поискового интереса к Монголии по регионам России. Больше всего Монголией интересуются жители граничащих с ней республик Тыва, Бурятия и Алтай. Высокий уровень поискового интереса также наблюдается у жителей Калмыкии, имеющей тесные этнические, религиозные, языковые и культурные связи с Монголией. Сделаны выводы о том, какие факторы могут влиять на интерес российских интернет-пользователей к зарубежным странам и какие из них наиболее выражены для Монголии.
Проанализировано содержание процессов дезурбанизации на примере моногородов Пермского края. Дезурбанизация как негативное проявление трансформации системы расселения сопровождает социально-экономическое развитие территории, отражая приоритеты государственной политики. Процессы дезурбанизации, имеющие многовековую историю, обострились в постсоветское время и по-разному проявляются в различных регионах страны, в ряде случаев приводят к исчезновению городов. Кризис добывающих производств и отраслей тяжелой промышленности обусловил дезурбанизацию в старопромышленных регионах Урала. Особенно остро данные процессы отмечаются в моногородах Пермского края, которые имеют высокий риск утратить статус города. Концептуальными моделями изучения исчезающих городов выступили теории территориальных социально-экономических систем и территориальных общественных систем, позволившие реализовать геосистемный подход. Город рассматривается как сложная и динамичная совокупность взаимосвязанных элементов, являющаяся частью региональной системы расселения. Анализируются малые города Прикамья, которые превратились в моногорода с нерентабельными градообразующими предприятиями, депопуляцией и высоким риском попасть в список городов-призраков. Факторами исчезающих городов названы транспортно-географическое положение, сохранение производственных и административных функций и демографическая ситуация, в частности динамика сокращения численности населения. Утрата городских функций обусловлена разными причинами и имеет яркие территориальные различия, но последствия схожи: снижение качества городской среды, отток населения, деградация демографической ситуации. В каждом из потенциально исчезающих городов края сформировался уникальный социум, обладающий особыми традициями, менталитетом, трудовым и интеллектуальным потенциалом, что требует адресного подхода к разработке социальной политики.
На территории Евразии сформировались многочисленные пространственные структуры. Представлен поиск географического подхода к политико-экономической делимитации восточного сегмента континента – обсуждение состава, границ и характеристик. Применен картографический метод и бассейновый подход. Рассмотрены основные геополитические структуры Азии, а также пять подходов к определению границ Сибири, исходя из природных, экономических и политических предпосылок. Исключение из состава Сибирского федерального округа в 2001 г. Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а в 2018 г. Республики Бурятия и Забайкальского края определено как географические ошибки. Доказана необходимость в создании академического атласа Азиатской России, предложены его содержание, этапы создания, методологический подход. Рассмотрены различные варианты внутренней структуры Азиатской России. Предложено на бассейновой основе провести административное переустройство России, выделено 23 субъекта – 21 край и города федерального подчинения Москва и Санкт-Петербург, в том числе 7 субъектов в Азиатской России. Введено понятие «Ангаро-Байкальский регион», включающий три района-бассейна: крупнейшего притока Енисея Ангары, самого крупного притока Байкала Селенги и остальных рек, впадающих в Байкал. В центре региона находится оз. Байкал – феномен мирового значения. Социально-экономическое развитие этого региона специфично в связи с тем, что бассейн оз. Байкал имеет особый режим природопользования. Рассмотрен расширенный вариант Восточной Азии, в который вошли 17 государств. Определены состав и границы Северо-Восточной Азии – геополитической и исследовательской структуры, предложенной Китайской академией наук в 2019 г. На основе бассейновой концепции выполнено природно-ресурсное районирование Северо-Восточной Азии, выделено 7 районов, определены их пространственные характеристики. Геэкономическая и геополитическая делимитация географического пространства Евразии определена как динамический процесс.
Издательство
- Издательство
- ТИГ ДВО РАН
- Регион
- Россия, Владивосток
- Почтовый адрес
- 690041, Владивосток, ул. Радио 7
- Юр. адрес
- 690041, Владивосток, ул. Радио 7
- ФИО
- Ганзей Кирилл Сергеевич (Директор)
- E-mail адрес
- geogr@tigdvo.ru
- Контактный телефон
- +8 (423) 2320672
- Сайт
- https:/tigdvo.ru