В работе рассматриваются вопросы разработки информационной системы для тренинга самопознания. Определены средства разработки, требования к ним, разработаны основные компоненты системы, получены тестовые результаты.
Идентификаторы и классификаторы
Современная наука и практика существуют в условиях информатизации общества. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет‑2030”», актуальна для университетов реализация мероприятий из перечня, среди которых – «П.5. д) реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме, реализация творческих и социально-гуманитарных проектов с участием университетов, научных и других организаций реального сектора экономики и социальной сферы» [1].
Список литературы
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по
реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». - Журавлев А.Л. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II.
Концептуальные основания / А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич // Психологический журнал / Ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский. – 2013. – Т. 34. – №. 2 март-апрель 2013. –
С. 70–86. - Касавин И.Т. Дэвид Юм и современная эпистемология // Epistemology and Philosophy of
Science. 2011. №1. - Борисова С.Е. Психологическая техника «Самопознание» и ее применение в тренинговой
и консультативной работе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4. –
С. 59. - Борисова С.Е., Леонова И.А. Междисциплинарный подход к повышению квалификации
психологов подразделений ГИБДД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - №1. – С. 52.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. М.: МГППУ, 2005. – С. 52
- Ambika A. et al. The road to learning “who am I” is digitized: A study on consumer selfdiscovery through augmented reality tools // Journal of Consumer Behaviour. – 2023. – Т. 22. – №. 5. – pp. 1112–1127.
- Dalgarno B., Kennedy G., Bennett S. An oz study exploring cognitive processing during computerbased discovery learning. – 2014.
- De Bruin A.B.H., Rikers R.M.J.P., Schmidt H.G. Monitoring accuracy and self-regulation when
learning to play a chess endgame // Applied Cognitive Psychology. – 2005. – Т. 19. – №. 2. –pp. 167–181. - Ekelund K. et al. Evaluation of the simulation-based training quality assurance tool (SBT-QA10) as a measure of learners’ perceptions during the action phase of simulation // BMC Medical Education. – 2023. – Т. 23. – №. 1. – p. 290.
- Greene J.A., Azevedo R.A theoretical review of Winne and Hadwin’s model of self-regulated
learning: New perspectives and directions // Review of educational research. – 2007. – Т. 77. –
№. 3. – pp. 334–372. - Hui A.N.N. et al. The relationships among simulation-based learning, creativity, and the learning approach in higher education // Creative and Collaborative Learning through Immersion: Interdisciplinary and International Perspectives. – Cham : Springer International Publishing, 2021. – pp. 89–104.
- Kluge A., Bakken S.M. Simulation as science discovery: Ways of interactive meaning-making //
Research and Practice in Technology Enhanced Learning. – 2010. – Т. 5. – №. 03. – pp. 245–273. - Lei P.L. et al. The Design of social agents that introduce self-reflection in a simulation environment // Journal of Educational Technology & Society. – 2013. – Т. 16. – №. 3. – pp. 152–166.
- Miwa K., Yamakawa M., Kojima K. Introduction of Computer-Based Simulated Experiments in
University Psychology Class: A Class Practice of Learning Dual Storage Model of Human Memory
// International Association for Development of the Information Society. – 2022. - Soundy A. et al. Psychological skills training using simulated practice for brief therapeutic interactions // International Journal of Healthcare Simulation (IJoHS). – 2023. – №. Feb. – pp. 1–14.
- Tan J. et al. Providing Guidance and Opportunities for Self-Assessment and Transfer in a Simulation Environment for Discovery Learning // Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society. – 2007. – Т. 29. – №. 29.
- Thao N.P., Tron N.H., Loc N.P. Discovery learning based on simulation: A case of surfaces of
revolution // Universal Journal of Educational Research. – 2020. – Т. 8. – №. 8. – pp. 3430–438. - Clark, Jim & Paivio, Allan. (1991). Dual Coding Theory and Education. Educational Psychology
Review. – 1991. – №. 3. – pp. 149–210. - Bieri, J. (1966). Cognitive Complexity and Personality Development. In: Harvey, O.J. (eds) Experience Structure & Adaptability. Springer, Berlin, Heidelberg.
- Clark, Jim & Paivio, Allan. Dual Coding Theory and Education. Educational Psychology Review.
– 1991. – №. 3. – pp. 149–210.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья продолжает цикл ([1] – [13]) методических разработок авторов. В ней обсуждаются некоторые проблемы, связанные с путями повышения культуры математического мышления студентов-математиков. Авторы опираются ёна опыт работы на факультете информационных технологий МГППУ.
В статье рассматривается особенности реализации многопоточных промышленных систем, реализующих научные вычисления с помощью средств, доступных в языке программирования Python. Статья содержит описание теоретических аспектов, таких как работа механизма глобальной блокировки интерпретатора (GIL), архитектура управления зависимостями, библиотека параллелизма, основанного на процессах. В практическая часть статьи посвящена реализации многопоточного сервиса распознавания речи, который использует взаимодействие процессов через разделяемую память, на базе библиотеки «boost.interprocess». В результате внедрения описанной в статье архитектуры в конкретном случае удалось существенно снизить нагрузку на процессор.
В статье представлена методология количественной оценки сформированности навыков командной деятельности с использованием схемы треугольника и математических моделей на основе матриц вероятностей переходов. Исследование фокусируется на анализе индивидуальной и совместной согласованной деятельности участников в экспериментальных условиях, заключающихся в работе на тренажере по совместному управлению воздушным судном. В анализе результатов применяются цепи Маркова, что позволяет детализировать динамику выполнения задач, выявляя ключевые аспекты взаимодействия участников. Результаты подтверждают эффективность предложенного подхода для анализа и улучшения координации действий в команде.
Работа посвящена построению и программной реализации вычислительного алгоритма для моделирования процесса диффузионно-дрейфовой природы на основе дробно-дифференциального подхода. Математическая модель сформулирована в виде начально-краевой задачи для дробного по времени и пространству диффузионно-дрейфового уравнения с реакционным слагаемым в ограниченной области. Нецелые производные по времени и пространству рассмотрены в смысле Капуто и Римана – Лиувилля соответственно. Построена модифицированная неявная конечно-разностная схема. В концепции рассмотренной математической задачи приведен пример детерминированной модели процесса зарядки диэлектрических материалов. Разработана прикладная программа, реализующая сконструированный численный алгоритм. На примере решения тестовой задачи проведена верификация полученных результатов.
Рассматривается задача формирования портфеля ценных бумаг, как задача бинарной оптимизации. Решение формируется с помощью разработанной модификации метода роя пчел, дополненного процедурой бинаризации с применением различных переходных функций. Исследована эффективность предложенного метода на модельных примерах и решена прикладная задача максимизации доходности портфеля с учетом ограничений на используемые средства и значение риска.
В статье рассматривается линейная дискретная система с ограниченным управлением. Для системы решается задача быстродействия, то есть требуется построить процесс управления, переводящий систему из начального состояния в начало координат за минимальное число шагов. Если множество допустимых значений управления имеет структуру суперэллипса, то задача вычисления оптимального управления может быть сведена к решению системы алгебраических уравнений. Для множеств произвольной структуры разработан метод суперэллипсоидальной аппроксимации, рассмотрен случай несимметричных множеств. Приведены примеры.
Рассматривается проблема приближенного синтеза замкнутой нелинейной непрерывной системы совместного оценивания и управления. Используется подход, основанный на применении идеи теоремы разделения для линейных динамических систем. При помощи операции факторизации нелинейная система преобразуется к похожей по структуре на линейную системе, а уже к трансформированной системе применяются алгоритмы синтеза оптимального линейного регулятора и наблюдателя состояния, особенностью которых является зависимость матриц, входящих в соответствующие уравнения Риккати, от вектора состояния. Приведен пример синтеза наблюдателя состояния и регулятора, демонстрирующий применение предложенного алгоритма.
Проблема изучения факторов, влияющих на академические достижения обучающихся, не теряет своей актуальности в современной психологической и педагогической науке, в особенности в связи с развитием представлений об образовании как способе развития человеческого капитала, повышения благополучия и качества жизни людей в современном обществе. Академическая успеваемость школьников во многом определяется некогнитивными факторами, включающими личностные характеристики, мотивационные показатели и развитие саморегуляции. Цель представляемой работы – анализ взаимосвязей между некогнитивными предикторами академической успеваемости учащихся средней и старшей школы методом сетевого моделирования. Первичные данные получены с помощью следующих методик: опросник «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М)», «Шкалы академической мотивации школьников (ШАМ-Ш)», «Отношение к учению в средних и старших классах школы», «Большая пятерка – детский вариант». В качестве показателя академической успеваемости использовался средний балл по русскому языку и математике. Выборку исследования составили 307 обучающихся общеобразовательных школ (37,1 % юноши, возраст: 10–18 лет). В результате исследования проведен расчет описательных статистик по 28 исследуемым показателям, построены и проанализированы сети частных корреляций, описывающие взаимосвязи регуляторных и личностных переменных, а также академической успеваемости обучающихся в 5–6, 7–9 и 10–11 классах школы. Выделены и описаны значимые взаимосвязи между переменными вне зависимости от периода обучения, корреляций в 5–6, 7–8 и 9–11 классах. Показано, что характер взаимосвязей между некогнитивными предикторами и академической успеваемостью изменяется в зависимости от периода обучения. Обнаружено, что успеваемость обучающихся в 5–6 классе значимо прямо связана с показателем открытости новому опыту, тогда как в 7–9 также обнаруживается прямая связь с общим уровнем отношения к учению, а в 10–11 классах – с познавательной мотивацией, нейротизмом и осознанной саморегуляцией. Полученные результаты подтверждают известные взаимосвязи, а также позволяют описать новые, ранее не обнаруживаемые в исследованиях, например, негативная связь академической успеваемости с познавательной мотивацией школьников. В заключении представлены перспективы дальнейших исследований модераторных-медиаторных взаимодействий некогнитивных переменных в их влиянии на академическую успешность обучающихся.
Обеспечение информационной безопасности органов государственной власти требует применение специализированных инструментов, учитывающих существование разных источников информационных угроз, их постоянное изменение, а также проблемы интеграции оценок вероятности их реализации и степени возможного ущерба. Данное исследование направлено на разработку методики анализа угроз информационной безопасности органов государственной власти с помощью нейронных сетей. В исследовании использованы методы машинного обучения, нейросетевого анализа и систематизации. Для достижения задач исследования авторами была адаптирована архитектура MLP, проведена работа по настройкегиперпараметров нейронной сети. Обучение нейронной сети было реализовано на языке программирования Python. Эффективность работы нейронной сети в решении поставленной задачи оценивалась метриками accuracy, precision, recall, f1. Результатами исследования стали: разработка способа формирования набора данных, включающего оценки угроз информационной безопасности органов государственной власти различных видов и источников происхождения, оценка эффективности работы нейронной сети по решению задач классификации органов государственной власти, интерпретация результатов нейросетевого анализа о степени устойчивости органов государственной власти угрозам информационной безопасности.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/