Трасса Северного морского пути (СМП) для РФ является транспортным маршрутом, значение которого обусловлено как хозяйственными потребностями, так и необходимостью промышленного освоения Арктики. СМП используется Россией как внутренняя транспортная артерия, для осуществления северного завоза и транспортировки грузов российскими компаниями — участниками арктических проектов. Благодаря росту масштабов экономического освоения Арктической зоны РФ, развитию технических средств при транспортировке грузов в сложных арктических условиях и наблюдающемуся изменению климата, значение СМП как транспортной коммуникации будет возрастать, включая международные перевозки. В статье проанализированы грузовые перевозки и оценен транзитный потенциал СМП. Цель исследования — определение перспективных направлений в развитии международного транзита по СМП. Была рассмотрена динамика изменений внутренних и транзитных грузоперевозок за одиннадцатилетний период. Сделан вывод о влиянии событий на Украине и введенных антироссийских санкций на объемы транзитных перевозок. Выявлены ограничения расширения транзитных грузовых перевозок и определены их последствия. Проведена оценка транзитного потенциала СМП. Установлены первоочередные задачи для его реализации. Выделены два перспективных направления в развитии транзита по СМП — необходимость обеспечения транзитных перевозок КНР и увеличение объемов контейнерных перевозок, что и станет темой дальнейших исследований. Целесообразность развития транзитных грузовых перевозок предопределяет актуальность проводимого изыскания. Научная новизна исследования заключается в оценке транзитного потенциала СМП с использованием методов статистического анализа и в выделении перспективных направлений для развития транзита. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что сделанные выводы направлены на совершенствование транзитного потенциала СМП.
Идентификаторы и классификаторы
Северный морской путь — водная трасса, соединяющая западные территории России и Дальний Восток, является основной судоходной транспортной артерией Арктической зоны РФ (АЗРФ) и обеспечивает взаимосвязанность арктических территорий, доставку грузов в районы Крайнего Севера и промышленное освоение ресурсов Арктического региона [1].
Список литературы
- Ерохин В. Л. Международные перевозки по Северному морскому пути: роль Китая // Маркетинг и логистика. 2022. № 1 (39). С. 18–30.
- Southcott C., Abele F., Natcher D., Parlee B. Resources and Sustainable Development in the Arctic. London: Routledge, 2018. P. 304.
- Григорьев М. Н. Инвестиционные проекты и транспортная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 2. С. 265–282. DOI 10.38197/2072-2060-2021-228-2-265-282.
- Арский А. А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций // Стратегии бизнеса. 2014. № 1 (3). С. 118–119.
- Коваленко А. С., Моргунова М. О., Грибковская В. В. Инфраструктурная синергия Северного морского пути в международном контексте // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 57–67.
- Григорьев М. Н. Развитие транзитного потенциала Северного морского пути // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. № 12 (5). С. 109–129. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-5-109-129.
- Smith L. C., Stephenson S. R. New Trans-Arctic Shipping Routes Navigable by Midcentury // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. Vol. 110, № 13. P. 4871–4872.
- Комов М. С. Транзитный потенциал Евразийского экономического союза: оценка эффективности использования // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 2. С. 1253–1260. doi: 10.18334/vinec.12.2.114475.
- Дунаева Н. О. Управление модернизацией транспортной инфраструктуры региона для реализации транзитного потенциала. М.: ГУУ, 2015. С. 156.
- Ларин О. Н. Перспективы интеграции транспортных систем Евразийского экономического союза // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 4 (43). С. 152–170.
- Суходолов А. П. Предпосылки, этапы и перспективы развития транспортного комплекса Сибири и Иркутской области // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 25 (т. 3). С. 397–407. DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(3).397-407.
- Леонтьев Р. Г., Орлов А. Л. Программные цели и реалии развития транспорта и транзитного потенциала // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 3. С. 71–79.
- Григорьев М. Н. Условия развития транзитного потенциала Северного Морского Пути // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 5. С. 109–129. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-5-109-129.
- Тодоров А. А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспекты // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 3 (42). С. 149–171.
- Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке // Арктика: экология и экономика. 2012. № 3 (7). С. 74–83.
- Комков Н. И., Селин В. С., Цукерман В. А., Горячевская Е. С. Сценарный прогноз развития Северного морского пути // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. C. 87–98.
- Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / науч. ред. В. С. Селин, С. Ю. Козьменко. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. С. 335.
- Романькова Т. В. Методические аспекты оценки транзитного потенциала региона // Вестник МГУ имени А. А Кулешова. 2020. № 1. С. 20–23.
- Guy E., Lasserre F. Commercial Shipping in the Arctic: New Perspectives, Challenges, and Regulations // Polar Record. 2016. Vol. 52, no. 3. P. 294–304. https://doi.org/10.1017/S0032247415001011.
- Moe A., Stokke O. S. Asian Countries and Arctic Shipping Policies, Interests and Footprints on Governance // Arctic Review on Law and Politics. 2019. № 10. P. 24–52 21. Gunnarsson, B. Recent Ship Traffic and Developing Shipping Trends on the Northern Sea Route — Policy Implications for Future Arctic Shipping // Marine Policy. 2021. P. 124. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2020.104369, https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0308597X20310204. 22. Ерохин В. Л. Северный морской путь: каботаж и международный транзит в 2013–2020 гг. // Маркетинг и логистика. 2021. № 3 (35). С. 15–24. 23. Гао Т. Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон // Вестник университета. 2018. № 4. С. 43–50. DOI 10.26425/1816-4277-2018-4-43-50. 24. Гао Т. Российско-китайское сотрудничество по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 51–55. https://doi.org/10.24158/pep.2018.3.10.
- Киккас К. Н. Международные транспортные коридоры и Арктика // Модернизация. Инновации. Развитие. 2015. Т. 6, № 3. С. 178–184.
- Рукша В. В., Белкин М. С., Смирнов А. А., Арутюнян В. Г. Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы // Арктика: экология и экономика. 2015. № 4. С. 104–110.
- Khon V. C., Mokhov I. I., Latif M., Semenov V. A., Park W. Perspectives of Northern Sea Route and Northwest Passage in the 21st Century // Climatic Change. 2010. Vol. 100, № 3–4. P. 757–768. https://doi.org/10.1007/s10584-009-9683-2.
- Мохов И. И., Хон В. Ч. Продолжительность навигационного периода и ее изменения для Северного морского пути: модельные оценки // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2 (18). С. 88–95.
- Farré A. Buixadé. Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: routes, resources, governance, technology, and infrastructure // Polar Geography. 2014. No 4. P. 298–324. DOI:10.1080/1088937X.2014.965769.
- Zhang Yiru, Meng Qiang, Ng Szu. Shipping efficiency comparison between Northern Sea Route and the conventional Asia-Europe shipping route via Suez Canal // Journal of Transport Geography. 2016. DOI:10.1016/j.jtrangeo.2016.09.008.
- Гао Т., Ерохин В. Л. Экономические меры реализации научно-технического сотрудничества России и Китая в Арктике // Теория и практика общественного развития. 2021. № 1 (155). С. 59–64. doi.org/10.24158/tipor.2021.1.10.
- Kitagawa, H. Sustainable Development and Marine Transport in the Arctic Ocean-A Perspective and Cold Regions Technology // Proceedings of the Nineteenth International Offshore and Polar Engineering Conference, Osaka, Japan, 21–26 June 2009. Р. 662–670.
- Schоyen, H.; Brаthen, S. The Northern Sea Route versus the Suez Canal: cases from bulk shipping // Journal of Transport Geography 19 (4). 2011. № 7. Р. 977–983.
- Lasserre F. Case Studies of Shipping along Arctic Routes. Analysis and Profitability Perspectives for the Container Sector // Transportation Research. 2014. No. 66. P. 144–161.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Реализация задач государственной политики по формированию единой национальной опорной транспортной сети определяет актуальность исследования пространственной организации транспортной инфраструктуры, включающего оценку транспортной освоенности (обеспеченности) отдельных регионов страны. Одним из них является уникальный по своим характеристикам макрорегион — Арктическая зона Российской Федерации. Цель данного исследования заключалась в определении межрегиональных различий в развитии инфраструктуры наземного транспорта арктических регионов страны и уровне транспортной обеспеченности текущего и потенциального спроса на перевозку грузов в Арктике в допандемийный период. Проведен ретроспективный анализ динамики изменения протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и эксплуатационной длины железнодорожной сети арктических регионов и уровня их транспортной обеспеченности. Временной диапазон исследования составил 2000–2020 гг. В качестве ключевых индикаторов транспортной обеспеченности использовались нелинейные параметры оценки: коэффициенты Энгеля, Успенского и Василевского. Научная новизна работы заключается в выявлении основных тенденций и закономерностей развития наземной транспортной инфраструктуры в регионах российской Арктики, а также уровня их транспортной обеспеченности в допандемийный период. Результаты исследования подтвердили сохраняющиеся территориальные диспропорции в развитии наземной транспортной инфраструктуры и межрегиональную дифференциацию в темпах и масштабах строительства новых автомобильных и железных дорог в Арктике. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы органами государственной власти при подготовке территориальных стратегий и программ арктических регионов по развитию транспортной инфраструктуры, а также в качестве учебных материалов при обучении государственных и муниципальных служащих. Дальнейшие исследования авторов будут сосредоточены на изучении тенденций и особенностей развития наземного транспорта в современных геополитических условиях с целью оценки эффективности реализации задач государственной политики по формированию опорной транспортной сети в Арктике в кризисный период.
Необходимость учета глобальных климатических изменений является общим вызовом, сопротивление которому актуально как для развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), так и для присутствующих на данной территории промышленных компаний, в том числе нефтегазовых. Принимая во внимание стратегическую роль освоения углеводородных месторождений АЗРФ в обеспечении энергетической безопасности страны и факт, что компании нефтегазового сектора признаются ответственными за снижение выбросов парниковых газов, особое значение приобретает изучение роли деятельности нефтегазовых компаний в обеспечении резильентности развития территорий АЗРФ в условиях декарбонизации. Целью статьи является теоретическое и практическое обоснование взаимосвязи организационной и территориальной резильентности в условиях глобальных климатических изменений на основе анализа мероприятий российских нефтегазовых компаний, направленных на снижение уровня выбросов парниковых газов и минимизацию антропогенного воздействия в результате производственной деятельности на территории АЗРФ. Эмпирическую базу исследования составляет корпоративная отчетность крупнейших российских нефтегазовых компаний. На основе обзора современных российских и зарубежных исследований рассмотрены риски, которые являются ключевыми для резильентности экономических систем в условиях АЗРФ. Представлена концептуальная схема роли нефтегазовой компании в резильентности АЗРФ с фокусом на декарбонизационную деятельность как инструмент обеспечения вклада в минимизацию последствий климатических изменений, обуславливающих активизацию процессов таяния вечной мерзлоты. В результате проведенного контент-анализа систематизированы мероприятия, осуществляемые российскими нефтегазовыми компаниями на территории АЗРФ, по направлениям экологической и промышленной безопасности, декарбонизационной деятельности. Сделаны выводы о реализуемых российскими нефтегазовыми компаниями сценариях и опциях декарбонизации в условиях АЗРФ.
Отрасль цветной металлургии России претерпевает глубокие изменения в связи с геополитическими сдвигами, переходом к зеленой энергетике, необходимостью развития перерабатывающих отраслей. Цветные металлы как стратегически важные виды продукции могут сыграть решающую роль в достижении глобальных целей российской экономики, связанных с экономической безопасностью, развитием внутренних рынков, воссозданием высокотехнологичных отраслей, модернизацией стабильно функционирующих отраслей промышленности и улучшением качества жизни народонаселения. Цель исследования заключается в изучении тенденций и рисков функционирования компаний — производителей цветных металлов. Кроме того, выполнена оценка возможностей и проблем развития внешнего и внутреннего рынков, что в конечном счете должно обеспечить устойчивый спрос на продукцию горно-металлургических компаний. Использовались общенаучные методы, включая сравнительный анализ, синтез, декомпозицию. Рассмотрено современное состояние отечественной цветной металлургии и перспективы ее развития. Сделан акцент на компании ПАО «ГМК “Норильский Никель”», которая осуществляет свою деятельность в арктических регионах. Основные результаты исследования включают обзор текущего состояния мирового рынка цветных металлов, анализ их роли в энергетическом переходе и формировании низкоуглеродной экономики. Проанализированы и обобщены проблемы отечественной цветной металлургии и направления ее развития в сложившихся экономических реалиях. Проведен критический анализ Стратегии развития металлургической промышленности РФ на период до 2030 г., установлено, что ряд важнейших атрибутов и проблем не отражены в документе. Например, не используется методология стратегического планирования, не учтены специфика и потенциал минерально-сырьевой базы цветных металлов в Арктике. Практическая значимость исследования связана с уточнением перспектив использования цветных металлов в условиях воссоздания высокотехнологичных отраслей национальной экономики.
В настоящее время сбалансированное освоение углеводородного потенциала Арктической зоны является одним из стратегически значимых приоритетов России. Современные условия функционирования глобального энергетического сектора и новые вызовы на уровне геополитики и трендов низкоуглеродного и эколого-сбалансированного развития создают необходимость формирования системы скоординированных стратегий на уровне отрасли, региона и корпорации. В рамках освоения арктических нефтегазовых ресурсов необходимо обеспечивать технологический суверенитет, что подразумевает использование нефтегазовыми компаниями оборудования и программных комплексов отечественного производства. Важно формировать стратегии, направленные на развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и, в частности, продукты нефте- и газохимии. Государственные управленцы и менеджеры компаний, принимающие ключевые решения, должны иметь четкое долгосрочное видение развития нефтегазового комплекса в Арктике и использовать устоявшиеся методические подходы к формированию стратегий. Цель исследования связана с обоснованием специфических характеристик разноуровневых стратегий и с оценкой возможностей использования матричного подхода для формирования актуальных в современных экономических условиях стратегических альтернатив. Методология базируется на подходах, методах и инструментах стратегического управления и планирования, а также на конкретном использовании методов формирования стратегических альтернатив. В качестве новизны исследования можно обозначить разработанную систему критериев для сопоставления стратегий и их целевых приоритетов на уровне отрасли, региона, компании. Выявлены текущие тенденции и вызовы, возникающие в условиях энергетического перехода, жесткой санкционной политики и роста технологических возможностей. Предложен подход к формированию альтернативных стратегий связанной и несвязанной диверсификации для развития компаний нефтегазового комплекса. В части перспективных направлений исследования видится развитие целостной концепции скоординированных отраслевых и корпоративных стратегий.
Активизация хозяйственной деятельности компаний по добыче нефти и газа в Арктическом регионе существенно повышает риск негативного воздействия на окружающую среду, что обусловливает необходимость компенсации вероятного ущерба хозяйствующими субъектами. Одним из факторов риска являются аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Особенность аварийных разливов состоит в слабой прогнозируемости, что создает определенные трудности при оценке их последствий и разработке превентивных мер. Имеющиеся прогнозные методики строятся на вероятностной оценке факторов риска разливов, что требует специальных полевых исследований, наличия статистической информации. В работе рассматриваются основные подходы к экономической оценке ущерба окружающей среде, обосновывается необходимость учета арктической специфики. Цель исследования состоит в определении значения наиболее вероятного вреда (ущерба) почвам от аварийных разливов нефти с применением имитационной модели. Наибольшую актуальность данные исследования будут иметь для тех территорий, где площадь нарушенных по причине аварийных разливов нефти и нефтепродуктов земель, согласно имеющимся статистическим данным, наиболее значительна или существенно возросла за последние несколько лет. В Арктическом регионе таким объектом является Усинский район Республики Коми, на примере которого и произведена оценка потенциального ущерба для трех вариантов с различными степенями загрязнения. Результаты исследования позволяют рассматривать потенциальный ущерб как реализацию (с определенными вероятностями) нескольких сценариев, при которых он принимает различные значения. Полученные результаты могут быть использованы недропользователями при разработке мер предупредительного характера, а также контролирующими органами для определения сумм исков компаний.
Исследуется эколого-экономическая устойчивость регионов Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ) как способность региона противостоять негативному влиянию внешних шоков, самостоятельно восстанавливать равновесное, сбалансированное состояние экономической и экологической сфер, а также трансформироваться, сохраняя и даже улучшая баланс и структуру региональных эколого-экономических систем. Актуальность исследования обусловлена интенсификацией промышленного развития АЗРФ в последние годы и наличием финансово-технологических ограничений инвестирования в природоохранные технологии, экологизацию производства и управления. Выполнен анализ динамики макроэкономических и эколого-экономических показателей регионов АЗРФ в их взаимосвязи в период пандемийного кризиса и в условиях давления санкций западных стран. Антропогенное воздействие на окружающую среду в 2018–2022 гг. в АЗРФ постепенно сокращается, однако ситуация по отдельным показателям определяется динамикой отраслевой структуры региональной экономики. Выделены регионы, лидирующие по показателям эколого-экономической устойчивости, и регионы, демонстрирующие рост антропогенного воздействия на фоне спада промышленного производства. Выполнена многомерная классификация регионов АЗРФ по показателям, характеризующим состояние эколого-экономической сферы, выделены кластеры регионов с высоким, низким и ограниченным уровнями эколого-экономической устойчивости. Показано, что макроэкономическая ситуация в регионах более динамична, чем эколого-экономическая. Арктические регионы демонстрируют разнонаправленную динамику макроэкономических показателей в периоды внешних шоков, однако в целом экономика АЗРФ оказалась чувствительной к кризису 2020 г., санкционный шок в 2022 г. негативно сказался на экономиках, ориентированных на западные рынки сбыта, а в 2023 г. макроэкономическая динамика замедлилась во всех регионах АЗРФ. Необходимо дальнейшее изучение факторов эколого-экономической устойчивости регионов АЗРФ в современных условиях.
Оценка финансовой безопасности домохозяйств неразрывно связана с вопросами формирования финансовых ресурсов и анализа направлений их использования. Целью исследования стала оценка финансовой безопасности домохозяйств арктических регионов РФ на микроуровне. Основными задачами выступили изучение подходов к определению и оценке финансовой безопасности домохозяйств; разработка авторской системы коэффициентов определения ее уровня; апробация ее на арктических регионах в динамике; выявление общих рисков и угроз финансовой безопасности в рассматриваемых регионах. Анализ исследований по финансовой безопасности домохозяйств позволил систематизировать подходы различных авторов к определению и оценке этого понятия, а также сформировать собственное видение его сущности. Финансовая безопасность домохозяйств носит двойственный характер оценки. С одной стороны, она оценивается с позиции личных финансовых ресурсов конкретного домохозяйства, его способности покрывать текущие расходы, формировать сбережения и преодолевать неожиданные финансовые потрясения. С другой стороны, она играет роль ресурса для обеспечения финансовой безопасности региона в целом, влияя на стабильность его социально-экономического развития. Для всестороннего анализа финансовой безопасности домохозяйств было предложено выделить управляемый и неуправляемый уровни. Результаты анализа с помощью коэффициентов выявили дифференциацию арктических регионов: три региона — повышенный уровень безопасности, два — критический, остальные — умеренный. Определены основные угрозы финансовой безопасности для каждого региона. Установлено, что общей проблемой для всех регионов остается низкая покупательная способность денежных доходов. Показано, что домохозяйства готовы направить свой сформированный финансово-инвестиционный потенциал в инвестиционную сферу региона только после обеспечения собственной безопасности, требующей постоянного мониторинга их текущего финансового состояния. Отмечено, что не последнюю роль в обеспечении финансовой безопасности домохозяйств играет государство. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в качестве научной базы для разработки и корректировки региональных социально-экономических программ развития.
Статья посвящена исследованию неформального участия населения в развитии малых и средних городов Европейского Севера России. Изучены два основных аспекта: эффекты от работы некоммерческих организаций (НКО) и активность жителей в социальных сетях, в том числе при обсуждении и решении существующих местных социально-экономических проблем. Выявлено, что деятельность НКО открывает достаточно широкие возможности для решения тех вопросов местного значения, с которыми жители обращаются в городские администрации. В результате анализа официальных страниц органов местного самоуправления рассматриваемых городов в социальной сети «ВКонтакте» выявлено, что их жители по сравнению с населением крупных городов в большей степени вовлечены в диалог с органами местной власти, более явно демонстрируют лояльность к публикуемому контенту, а также активнее распространяют заинтересовавшую их информацию. Определено, что жители малых и средних городов активно обсуждают городские проблемы в неофициальных городских сообществах в соцсетях и участвуют в различного рода общественно полезных мероприятиях, но в случаях, если они организованы другой стороной. При этом уровень самоорганизации жителей для решения общегородских проблем остается на достаточно низком уровне. Вместе с тем установлено, что при решении личных бытовых проблем горожане активно практикуют коммуникацию через городские сообщества. Более того, судя по активному отклику в комментариях на призывы помочь, можно сделать вывод о высоком уровне доверия между горожанами. Научная новизна работы состоит в расширении существующей методологии исследования неформального участия населения в процессах управления развитием малых и средних городов через такие формы, как НКО и городские интернет-сообщества.
Концепция жизнестойкости применительно к сложным социальным системам используется для описания способности территории (поселения) или локального сообщества восстанавливаться после внешних шоков. В этом смысле она дополняет идеи концепции устойчивого развития, раскрывая механизмы воспроизводства в кризисных ситуациях. В научной литературе последних десятилетий разработаны подходы к оценке жизнестойкости городов, включая арктические, находящиеся в зоне повышенного риска. Однако методика комплексной оценки жизнестойкости сельских сообществ Арктики до настоящего времени недостаточно разработана и апробирована. Цель статьи заключается в оценке уровня жизнестойкости ряда сельских сообществ Ненецкого автономного округа (НАО) с последующим их сравнением и классификацией. В статье авторы, опираясь на опыт российских исследователей по измерению жизнестойкости арктических городов, предлагают собственную версию методики оценки жизнестойкости арктических сельских сообществ. В ее основе — измерение по 11 показателям (факторам жизнестойкости). Измерения по этим показателям агрегируются в интегральный индекс жизнестойкости (R-индекс), который позволяет ранжировать арктические сельские сообщества по уровню их жизнестойкости. В итоге были получены следующие результаты: все изученные сельские сообщества на основе значений R-индекса были разделены на четыре группы: 1) изолированные, с низким уровнем жизнестойкости; 2) уязвимые для внешних шоков; 3) административные центры сельских муниципалитетов со средним уровнем жизнестойкости; 4) крупные и устойчивые сельские сообщества. Выявлено, что ключевыми дифференцирующими факторами выступают особенности географического положения, транспортного сообщения и логистики, структура локальных экономик и объем демографических ресурсов; в целом для арктических сельских сообществ характерен высокий уровень социального капитала. Новизна полученных результатов заключается в применении к арктическим сельским территориям концепции жизнестойкости сообществ и приращении на этой основе эмпирического знания о факторах, определяющих собственный потенциал их развития. Дальнейшие перспективы исследования видятся в расширении его географических рамок и проведении стандартизированных массовых опросов в целях повышения точности и надежности оценок жизнестойкости сельских сообществ.
Производительность труда — ключевой показатель уровня экономического развития и благосостояния населения. В рамках исследования выполнена оценка структурной динамики и выявлены регионально-отраслевые тенденции производительности труда в российской Арктике за период с 2011 по 2021 г. на основе выделения агрегированных секторов экономики. Установлено, что уровень производительности труда в арктических регионах России превышает среднероссийские значения и обеспечивается ресурсной составляющей региональных экономик. Проблемой Арктики является сохраняющийся высокий уровень межрегиональной дифференциации производительности труда. Показано, что изначально высокий уровень производительности не является условием ее долгосрочного роста. Анализ структурной динамики производительности труда в Арктике в течение последнего десятилетия позволяет говорить о ее смещении в рыночный сектор экономики за счет увеличения его доли в валовом региональном продукте и сокращения в структуре отработанного времени. В производительности рыночного сектора наблюдаются следующие тенденции: сохраняется ведущая роль добывающей отрасли за счет расширения в структуре ВРП; возрастает роль сельского хозяйства по причине его сжатия в структуре отработанного времени; падает значимость остальных отраслей рыночного сектора, особенно транспорта, связи и электроэнергетики, вследствие увеличения их доли в общем объеме отработанных часов. Наблюдаемое сокращение производительности труда в нерыночном секторе предполагает появление негативных социальных последствий для населения регионов Арктики. Анализ темпов прироста производительности труда показал, что ведущими отраслями по уровню динамики являются добыча полезных ископаемых, финансы и бизнес-услуги, строительство и торговля, которые можно рассматривать как источники экономического роста Арктики. Межрегиональные различия в темпах прироста производительности труда внутри одного сектора экономики Арктики позволяют предположить влияние региональных факторов и дают основания для поиска уникальных резервов роста производительности в каждом регионе.
В статье обосновывается необходимость учета региональной специфики для оценки эффективности реализации мер преференциального режима Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Актуальность исследования определяется необходимостью комплексной оценки тенденций и результатов применения указанного режима в существующих условиях. Цель исследования — разработка методики оценки эффективности реализации преференциального режима Российской Арктики. Предложенная методика базируется на использовании системы индикаторов, которые позволяют охарактеризовать различные аспекты эффективности преференциального режима, методах рейтингования и формирования интегральных показателей, направленных на выявление региональных особенностей, и корреляционном анализе (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Последний позволяет сделать вывод о комплексности и сонаправленности процессов в рамках региональных экономик, обуславливающих полученные оценки эффективности. Сформированы общие рейтинговые оценки результатов применения преференциального режима на арктических территориях России. Первое место в рейтинге по интенсивности его реализации занимает Чукотский АО, второе место делят арктические территории Республики Карелия и Архангельской области, на третьем месте — Мурманская область. Замыкают рейтинг Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Позиция в сводном рейтинге не отражает общего уровня развития экономики арктических регионов, а говорит о вкладе процессов, опосредованных действием преференциального режима Российской Арктики. Анализ корреляции между разработанными индикаторами позволил установить комплексный характер воздействия преференциального режима на экономические процессы в арктических регионах. Исследование сонаправленности на основе интегральных показателей показало, что имеет место пространственная рассогласованность, обусловленная различием взаимосвязей между рассматриваемыми индикаторами в разных регионах. Научная новизна заключается в разработке и апробации описанной выше методики, а также в выявлении региональной специфики реализации преференциального режима. Практическая значимость работы определяется дополнительной аргументацией необходимости системного мониторинга региональной специфики реализации мер преференциального режима, что может становиться основой для разработки дополнительных мер локального уровня, направленных на повышение эффективности.
Издательство
- Издательство
- КНЦ РАН
- Регион
- Россия, Апатиты
- Почтовый адрес
- 184209 г.Апатиты, Мурманская обл., ул.Ферсмана, 14
- Юр. адрес
- 184209 г.Апатиты, Мурманская обл., ул.Ферсмана, 14
- ФИО
- Кривовичев Сергей Владимирович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- ksc@ksc.ru
- Контактный телефон
- +7 (881) 5557535
- Сайт
- http://www.ksc.ru