Наблюдая за двойным, и даже тройным обращением многих жанров, функционирующих в современной музыке – фольклорной, массовой, академической (как это происходит, например, с песней) в данной статье исследуется жанр духовного стиха, который, исторически реализовал функцию переводчика христианских идей на доступный народный язык.
Автор опирается на довольно многочисленные в отечественном масскульте образцы
(в основном относящиеся к феномену так называемого христианского рока), в которых песни религиозного, духовно-этического содержания, пусть не названные духовыми стихами, но – в редуцированном виде – соблюдают многие «законы» жанра.
В рамках анализа творчества Ж. Бичевской, Пелагеи, В. Бутусова, К. Кинчева обнаруживаются композиции, в которых прослеживается устремлённость к темам духовного плана, не мирских дел человеческого существования, характерный «словарь» мотивов.
В них преобладают черты эпики или лирики, отражён сложный взаимовлияющий характер церковной и светской культуры.
Идентификаторы и классификаторы
Явления, относящиеся к третьему пласту (термин В. Конен), как правило, неоднозначно
оцениваются с точки зрения эстетической и художественной их значимости, а также ставят перед исследователями непростые задачи выяснения их генезиса, стилевой и жанровой рубрикации, поиска актуальной терминологии.
Многие сложности сопряжены с проблемами если не полного исчезновения, так размывания границ между фольклорной, духовной, академической, массовой музыкой,
что происходит повсеместно в рамках т. н. срединной культуры (“middle culture” 1), кроссоверных тенденций, фьюжн-направлений.
Список литературы
1/ Антипова Ю.В. О трансформации жанра духовного стиха в современной массовой музыке // Вестник Саратовской консерватории. 2023. № 2. С. 50–55.
2/ Баранкевич Л. Ф. Покаянные духовные стихи // Фалькларыстычныя даследаваннi. Кантэкст. Тыпалогiя. Сувязi: зб. навук. арт. Вып. 8 / пад навук. рэд. Р. М. Кавалёвай, В. В. Прыемка; уклад. Т. А. Марозава. Мінск: Права і эканоміка, 2011. С. 109–116. URL: https://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/57338/1 Лилия%20Баранкевич.
%20Покаянные%20духовные%20стихи.pdf (дата обращения 10.11.2023).
3/ Бесков А. А. Русский рок: «православное искусство», новая религия или «славное язычество»? // Культура и искусство. 2020. № 6. URL: https://www.researchgate.
net/publication/342701468_Russkij_rok_pravoslavnoe_iskusstvo_novaa_religia_ili_slavnoe_azycestvo (дата обращения 10.11.2023).
4/ Вячеслав Бутусов: «Есть ощущение Бога» / Прав-мир. 2008. 20 августа. URL: https://www.pravmir.ru/ vyacheslav-butusov-est-oshhushhenie-boga/ (дата обращения 10.11.2023). 5/ Ковальчук В. Константин Кинчев: рок посрамляет Дьявола // Независимое военное обозрение. 06.06.2007. URL:https://nvo.ng.ru/style/2007-06‑06/8_postscriptum.html
(дата обращения 10.11.2023).
6/ Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.
7/ Мацан К. Вячеслав Бутусов. Обращение к Богу нужно выстрадать / Фома. № 10 (102) октябрь 2011. URL: https://foma.ru/vyacheslav-butusov-obrashhenie-k-bogunuzhno-
vyistradat. html (дата обращения 10.11.2023)
8/ Мурашова Н. С. Роль духовных стихов в формировании и развитии традиционных национальных ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3‑х ч. Ч. I. C. 136–139.
9/ Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте культурно-исторической
эволюции внебогослужебного духовного пения. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии. Т. 1. Новосибирск, 2020. 418 с.
10/ Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993. URL: http://philologos.narod. ru/nikitina/Contents_rus.htm (дата обращения 10.11.2023)
11/ Патриарх Кирилл наградил Вячеслава Бутусова церковным орденом // ТАСС от 15 октября 2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/12673363 (дата обращения 10.11.2023).
12/ «Под небом голубым» – песня русского рока или духовный стих? / Сайт «Школа народной игры на гармони К. Иванина». URL: https://kivanin.ru/duhovnye-stihi/
(дата обращения 10.11.2023).
13/ Сыров В. Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: элита и массы: сб. ст. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. консерватории, 2004. С. 280–288.
14/ Селиванов Ф. Русские народные духовные стихи. Учебное пособие для филологических факультетов. Духовные стихи, народно-христианские эпические, лиро-эпические и лирические песни. Тексты. Составление и комментарии Ф. М. Селиванова. Йошкар-Ола.
Изд-во Марийский государственный университет. 1995. 159 с.
15/ Хомичев Б. «Главное, чтобы услышали». История песни «Город золотой» // Человек без границ. 2009. URL: https://www.manwb.ru/articles/music_box/2009_year/ MusBox_0902/ (дата обращения 12.11.2023)
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье доказывается, что идея преображения, духовно-нравственная доминанта русской
православной культуры, наиболее ярко отразилась в произведениях русской литературы и является главной в рассказе Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека».
Утверждается, что промыслительный сон, в котором смешной человек переживает посмертную судьбу самоубийцы (могила – ад), а также столкновение с последствиями собственной греховности (падение по его вине райской планеты) приводит к тому, что герой душевно преображается, становится альтруистом и, стремясь подняться до высоты Христа (аллюзия к распятию), обретает смысл жизни в проповеди и деятельной любви.
Подчёркивается, что утверждению идеи преображения способствуют приёмы зеркальной композиции: 1. Сюжет о смешном человеке, пришедшем в добрый мир и злом его развратившем, зеркален по отношению к библейскому сюжету о Христе, пришедшем в злой мир и добром мир спасавшем; 2. Сюжет об альтруистическом мире другой Земли, впоследствии падшем, зеркален по отношению к сюжету о смешном человеке, эволюционирующем от эгоизма к альтруизму; 3. Сюжет о пребывании героя-эгоиста
в альтруистическом мире другой Земли зеркален по отношению к сюжету о герое альтруисте в эгоистическом мире нашей Земли.
Данные композиционные приёмы помогают понять, что в рассказе «Сон смешного человека» Достоевский отразил христианское понимание идеи преображения человека и мира: для преображения мира на Земле и превращения его в рай необходимо, чтобы все люди душевно преобразились и возвысились до альтруизма (стали подобны Христу); преображение души человека может произойти только после осознания им собственной
греховности, которое должно привести к покаянию, смирению и деятельному служению Богу.
Утверждение идеи преображения в таком контексте доказывает, что Достоевский находился в поле русской православной культуры и отразил её ментальные особенности.
В статье представлены результаты научного исследования портретного жанра как категории теории изобразительного искусства на материале анализа существующих концепций портретного жанра и его типологии в истории эстетики и философии.
Центральной проблематикой данной работы является раздробленность исследовательского отношения при определении специфики понятия «портрет» как категории теории изобразительного искусства.
В связи с чем, изучено и представлено этимологическое значение понятия «портрет», содержание понятия «жанр портрета», его специфика и назначение в теории и истории изобразительного искусства, а также определена корректность именования портрета.
Теоретико-методологическими подходами для проведения исследования выступили:
диалектические законы и теория рефлексии Г.В.Ф. Гегеля, основные принципы синтетической концепции идеального Д. В. Пивоварова, концептуальные положения
теории изобразительного искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой.
В предлагаемой статье проводится художественный анализ картин талантливого симбирского художника и педагога Д. И. Архангельского, определяется роль сельского пейзажа в его творчестве.
Выявляются предпосылки выбора сюжета и мотива для работ, методы и художественные особенности визуального языка художника.
Авторы классифицируют творческое наследие Д. И. Архангельского на несколько групп, позволяющих провести художественный анализ: акварельные и масляные работы (1900–1920 гг.); карандашная графика (1900–1920 гг.); чёрно-белая графика (линогравюры,
тушь, 1900–1920 гг.); акварельные работы 1960‑х гг. В работе приводятся личные воспоминания художника и его учеников, раскрывающие особенности мировоззрения
симбирского мастера.
Как показало проведённое исследование, сельская тема в творчестве Д. И. Архангельского
была одной из доминирующих, для создания своих работ художник использовал приёмы, новых для его времени направлений – русского импрессионизма и модерна, повторял изобразительный мотив, раскрывая его с точек зрения исторической и визуальной ценности, осознанно отказывался от стаффажа, творил преимущественно в технике акварели.
Сундучное производство в городе Тюмени относится к числу малоизученных художественных явлений, особенно это касается постреволюционного периода.
В настоящей статье рассматривается история одной из организаций того времени – трудовой артели «Сундучник», созданной в 1918 году. Цель публикации – общая характеристика сундучного производства в артели «Сундучник» в период 1918–1923 гг., время наибольшей активности членов артели.
В круг задач входят: введение новой информации в научный оборот и анализ художественных и технических особенностей кустарных изделий.
Определяющее значение при работе имели сведения из Государственного архива Тюменской области.
В статье реконструированы сведения об организации производства в артели, его материалах и техниках, проанализированы конкретные изделия.
В качестве приложения приведена таблица, в которой по результатам изучения архивных документов сформирован перечень сотрудников этой организации.
Сделан вывод, что артель сыграла важную роль в истории сундучного производства Тюмени – она стала связующим звеном между частными мастерскими и мебельной фабрикой.
Рассмотрение педагогического наследия профессора, руководителя творческой мастерской живописи Красноярского государственного института искусств, Народного художника России Анатолия Марковича Знака актуально не только для восполнения полноты его творческой биографии, но и для развития лучших традиций художественного образования на современном этапе.
В статье впервые прослеживается роль академической традиции преподавания живописи в красноярской региональной школе.
Автор подчёркивает важность коммуникации учитель-ученик в индивидуальном подходе.
В ходе работы выделяются уникальные личностные качества художника-педагога
и рассматривается специфика его методических приёмов.
Представленные исследования опираются на личный опыт общения автора статьи с Анатолием Знаком в процессе его преподавания и на многочисленные воспоминания его учеников, в настоящее время являющихся ведущими представителями живописного искусства на территории Сибири и России.
Статья посвящена новому творческому проекту кафедры теории музыки и композиции СГИИ имени Д. Хворостовского – Всероссийской олимпиаде по музыкально-теоретическим
предметам «Музыкальное измерение».
Осмысление её результатов, обнаруживших ряд проблем методического плана, и указание на пути их решения является целью статьи.
В тексте работы описаны форма проведения олимпиады и условия выполнения заданий, охарактеризованы сами задания и способы их оценивания.
Авторами подробно анализируются работы участников, отмечаются как их положительные стороны, так и недостатки.
Педагогами кафедры теории музыки и композиции делаются выводы о том, насколько
сложными оказались те или иные задания для учащихся, обрисовывается общая картина качества выполненных работ, а также даются рекомендации, которые будут полезны преподавателям теоретических дисциплин музыкальных школ и колледжей.
Статья посвящена фортепианным сочинениям Иоганнеса Брамса, одного из наиболее сложных и противоречивых композиторов поздней стадии западно-европейского романтизма.
В его творчестве наблюдается парадоксальный синтез академических традиций
и новых романтических веяний.
Исполнительская и педагогическая практика должны адекватно реагировать на соотношение художественного образа, технологическую фиксацию и выработку реализующих приёмов.
Предмет данной работы – особенности стиля, которые приобретают роль основополагающих констант, позволяющих сделать вывод о «непианистичности» фортепианного творчества И. Брамса. В ходе исследования использовалась методика
целостного анализа, включающая в себя рассмотрение различных выразительных средств, диагностирующая противоречивость их применения.
Автор выделяет три основные константы фортепианного творчества композитора: оркестровость, виртуозность и медитативность.
Доказательно рассматриваются разные сочинения И. Брамса: концерты, вариации, интермеццо.
В качестве выводов подтверждается парадоксальность брамсовского стиля, необходимость грамотной расшифровки нотного текста и владения широкой палитрой выразительных средств фортепиано для показа анализируемых констант.
Творчество дальневосточного композитора А. В. Новикова отразило тенденцию необарокко. Целью настоящей работы является исследование жанровых, интонационно-стилевых, композиционных черт его симфонических произведений: Концерта “Viva la academia” и Кончертино «Послесловие».
В задачи входит набледение за ассимиляцией барочной традиции, преобразованиями интонационных, жанровых и композиционных прототипов.
Выявлены особенности преломления музыкальной риторики, жанрового и структурного синтеза.
Сравнение показало, что сжатию барочного концертного цикла до одночастности сопутствовало включение новых принципов формообразования.
Очертания инвенции и концертной формы индивидуализированы посредством черт крещендирующей и сонатной форм, соответственно.
В Концерте это приводит к структурной модификации.
В ярком сопоставлении аффектов Кончертино просматривается логика слитной сюиты и французской увертюры, что ближе принципу композиционной деконструкции.
«Отсвет» стиля старинной музыки ощущается во введении модальных закономерностей в тональный и полифонический контекст, который усложнён в переосмыслении
художника XX в., а также в приёмах концертирования.
Авторская интерпретация барочной стилистики напоминает о реконструкции (Концерт) и деконструкции (Кончертино) семантики ушедшей эпохи, обогащённой аллюзиями
монументального генделевского и романтического стиля.
Функции старинных моделей, интересовавших композитора как средство получения новых тенденций смыслообразования, как выражение культа новаторства барокко и современности, в преподнесении А. Новикова расширены и направлены на цели художественной коммуникации высокого искусства со слушателем.
В статье рассматриваются предпосылки и основные этапы трансплантации русского заупокойного кондака в церковную музыку Великобритании.
Именно в этой стране, начиная с XIX века, сформировалась устойчивая традиция включения «Со святыми упокой» в погребальный и поминальный ритуалы Англиканской церкви, а также в певческие сборники, называемые Гимналами.
Важным импульсом для внедрения данного песнопения в богослужебно-певческую практику Великобритании послужило особое отношение к нему королевы Виктории и подвижническая деятельность сэра Уильяма Джона Биркбека, которому суждено было стать апологетом Православия и проводником русской культуры.
Эта традиция, начавшаяся в Викторианскую эпоху и благополучно просуществовавшая в течение бурного XX века, напоминает о себе и в наши дни.
Исполнение заупокойного кондака во время церемоний погребения принца Филиппа и королевы Елизаветы II было преподнесено российскими СМИ как сенсация.
Однако проведённое исследование показывает, что мы имеем дело не с экстраординарным событием, а с более чем столетней устойчивой практикой, нашедшей отражение и в творчестве композиторов Туманного Альбиона.
Издательство
- Издательство
- СГИИ имени Д. Хворостовского
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- 660049, Красноярский край, г. Красноярск,ул. Ленина, 22
- Юр. адрес
- 660049, Красноярский край, г. Красноярск,ул. Ленина, 22
- ФИО
- Лузан Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@kgii.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2124174
- Сайт
- https://kgii.ru