С момента распада Советского Союза и открытия границ было принято много мер по интернационализации российской науки. В частности, усилилось внимание к публикациям в журналах, индексируемых в международных базах научного цитирования, вузы и научные организации стали приглашать иностранных профессоров, а также отправлять своих сотрудников и студентов на зарубежные стажировки. После начала специальной военной операции на Украине (СВО) в 2022 г. российская наука столкнулась с множеством внешних ограничений, которые были связаны с сокращением международного сотрудничества. Вместе с тем у российских ученых накопился 30-летний опыт активного участия в международной кооперации и академической мобильности, однако до сих пор наблюдается существенная нехватка понимания того, какое влияние оказал этот опыт на дальнейшую научную деятельность российских ученых. Авторы статьи представляют результаты исследования, посвященного изучению этого вопроса. Теоретической рамкой анализа выступала концепция «трех карьер ученого» (организационной, когнитивной и карьеры в сообществе), предложенная немецкими социологами науки Йоханом Глейзером и Грит Лаудель. В качестве эмпирических данных были использованы материалы глубинных интервью с молодыми учеными в возрасте до 39 лет, собранные в 2020-2021 гг. в рамках проекта «Международная мобильность российских молодых исследователей: масштабы и эффекты для научной карьеры», а также результаты социологического опроса 7255 высокопродуктивных ученых, проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2022 г. Все опрошенные находились за рубежом более трех месяцев. Выявлено, что международная мобильность оказывает комплексное влияние, заметное во всех трех компонентах научной карьеры. Приобретенные знания и умения, вовлечение в международные проекты обеспечивают развитие «когнитивной карьеры» исследователя, а новые профессиональные связи способствуют продвижению в международном научном сообществе. Что касается «организационного измерения» карьеры, влияние мобильности прямо не сказывается на карьерном росте внутри организации. Однако мобильность нередко способствует личностным изменениям, в частности, влияющим на решимость менять работу, искать наилучшие условия. Подобные оценки представляются впервые и могут быть полезны при разработке рекомендаций по пересмотру поддержки программ мобильности с учетом изменившейся геополитической ситуации.С момента распада Советского Союза и открытия границ было принято много мер по интернационализации российской науки. В частности, усилилось внимание к публикациям в журналах, индексируемых в международных базах научного цитирования, вузы и научные организации стали приглашать иностранных профессоров, а также отправлять своих сотрудников и студентов на зарубежные стажировки. После начала специальной военной операции на Украине (СВО) в 2022 г. российская наука столкнулась с множеством внешних ограничений, которые были связаны с сокращением международного сотрудничества. Вместе с тем у российских ученых накопился 30-летний опыт активного участия в международной кооперации и академической мобильности, однако до сих пор наблюдается существенная нехватка понимания того, какое влияние оказал этот опыт на дальнейшую научную деятельность российских ученых. Авторы статьи представляют результаты исследования, посвященного изучению этого вопроса. Теоретической рамкой анализа выступала концепция «трех карьер ученого» (организационной, когнитивной и карьеры в сообществе), предложенная немецкими социологами науки Йоханом Глейзером и Грит Лаудель. В качестве эмпирических данных были использованы материалы глубинных интервью с молодыми учеными в возрасте до 39 лет, собранные в 2020-2021 гг. в рамках проекта «Международная мобильность российских молодых исследователей: масштабы и эффекты для научной карьеры», а также результаты социологического опроса 7255 высокопродуктивных ученых, проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2022 г. Все опрошенные находились за рубежом более трех месяцев. Выявлено, что международная мобильность оказывает комплексное влияние, заметное во всех трех компонентах научной карьеры. Приобретенные знания и умения, вовлечение в международные проекты обеспечивают развитие «когнитивной карьеры» исследователя, а новые профессиональные связи способствуют продвижению в международном научном сообществе. Что касается «организационного измерения» карьеры, влияние мобильности прямо не сказывается на карьерном росте внутри организации. Однако мобильность нередко способствует личностным изменениям, в частности, влияющим на решимость менять работу, искать наилучшие условия. Подобные оценки представляются впервые и могут быть полезны при разработке рекомендаций по пересмотру поддержки программ мобильности с учетом изменившейся геополитической ситуации.
Идентификаторы и классификаторы
За последние 30 лет в российской науке произошло много радикальных преобразований и трансформаций, одно из самых заметных было связано со степенью ее интегрированности в международную науку. До распада Советского Союза контакты с зарубежными учеными
осуществлялись эпизодически, советская наука развивалась практически полностью автономно от всего остального мира [38].
Список литературы
- Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87-108. DOI: 10.17323/1814-95452019-1-87-108 EDN: ZAVVZZ Bekova S.K., Jafarova Z.I. Who is Happy at Doctoral Programs: The Connection between Employment and Learning Outcomes of PhD Students. Voprosy obrazovaniya. 2019. No. 1. P. 87-108. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-20191-87-108 EDN: ZAVVZZ
- Волкова Г.Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских ученых // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 71-82. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-3020-71-82 EDN: KTDAZX Volkova G.L. Does the Experience of International Mobility Lead to Career Advantages? Study of Russian researchers. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. Vol. 30. No. 2. P. 71-82. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-20-71-82 EDN: KTDAZX
- Гершман М.А., Гохберг Л.М., Демьянова А.В., Нефедова А.И., Пермякова В.А., Стрельцова Е.А., Шматко Н.А. Международная мобильность ученых: угроза или благо? / Науч. ред.: Л.М. Гохберг, Е.А. Стрельцова. М.: НИУ “Высшая школа экономики”, 2022. - 48 с. Gershman M.A., Gokhberg L.M., Demyanova A.V., Nefedova A.I., Permyakova V.A., Streltsova E.A., Shmatko N.A. Mezhdunarodnaya mobil’nost’ uchenykh: ugroza ili blago? [International mobility of scientists: threat or benefit?] Ed. by L.M. Gokhberg, E.A. Streltsova. Moscow: NIU “Vysshaya shkola ekonomiki” publ., 2022. 48 p. (In Russ.).
- Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. - 140 с. EDN: PCNDFL Gokhberg L.M., Kitova G.A., Kuznetsova T.E., Shuvalova O.R. Rossiiskie uchenye: shtrikhi k sotsiologicheskomu portretu. [Russian scientists: touches to the sociological portrait.] Moscow: Izd. dom GU-VShE publ., 2010. 140 p. (In Russ.).
- Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России-2021. М.: Буки Веди, 2021. - 96 с. Gusev A.B., Yurevich M.A. Nauchnaya politika Rossii-2021. [Scientific policy of Russia-2021.] Moscow: Buki Vedi publ., 2021. 96 p. (In Russ.).
- Дежина И.Г. Политика России по развитию сотрудничества с зарубежными учеными-соотечественниками // Экономика и прогнозирование. 2012. Т. 10. С. 9-24. EDN: SMMJHL Dezhina I.G. Russia’s policy on the development of cooperation with foreign compatriot scientists. Ekonomika i prognozirovanie. 2012. Vol. 10. P. 9-24. (In Russ.).
- Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество российских вузов в новых условиях: ограничения и возможности // ЭКО. 2022. Т. 52. № 11. С. 125-143. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-11-125-143 EDN: QIWYIQ Dezhina I.G. International scientific cooperation of Russian universities in new conditions: limitations and opportunities. EKO. 2022. Vol. 52. No. 11. P.125-143. (In Russ.). DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-11-125-143
- Дежина И.Г., Нефедова А.И. Оценки влияния санкций на работу высокопродуктивных российских ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 19-31. DOI: 10.31857/S013216250029334-0 EDN: RWKPHM Dezhina I.G., Nefedova A.I. The impact of sanctions on highly productive Russian scientists. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2023. No. 12. P. 19-31. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250029334-0 EDN: RWKPHM
- Другова Е.А., Нужина Н.И., Коряковцева П.В. Международный академический рекрутинг в ведущих российских университетах: текущее состояние и перспективы развития // Университетское управление: практика и анализ. 2016. Т. 1. № 101. С. 32-43. EDN: VQWPEL Drugova E.A., Nuzhina N.I., Koryakovtseva P.V. International academic recruitment at the leading russian universities: current position and prospects of further development. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2016. Vol. 1. No. 101. P. 32-43. (In Russ.). EDN: VQWPEL
-
Дьяченко Е.Л., Нефедова А.И., Стрельцова Е.А. Наем иностранных ученых в российские научные организации и вузы: возможности и барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 132-143. EDN: ZXYKOD Dyachenko E.L., Nefedova A.I., Streltsova E.A. Recruitment of foreign scientists in russian research organizations and universities: opportunities and barriers. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. Vol. 21. No. 5. P. 132-143. (In Russ.). EDN: ZXYKOD
-
Еркина Д.С., Малахов В.А., Юревич М.А. Программа мегагрантов: импульс международной мобильности или канал "утечки умов"? // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. С. 81-96. DOI: 10.24412/2079-09102022-1-81-96 EDN: OVHVTT Erkina D.S., Malakhov V.A., Yurevich M.A. Megagrant program: an impetus for international academic mobility or a channel for brain drain? Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 81-96. (In Russ.). DOI: 10.24412/2079-09102022-1-81-96 EDN: OVHVTT
-
Зайончковская Ж.А. Трудовая эмиграция российских ученых // Проблемы прогнозирования. 2004. № 4. C. 98-108. EDN: HRTRXL Zayonchkovskaya Zh.A. Labor emigration of Russian scientists. Problemy prognozirovaniya. 2004. No. 4. P. 98-108. (In Russ.). EDN: HRTRXL
-
Крячко В.И. Оценка академической мобильности исследователей: возможности и ограничения существующих подходов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 130-145. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.040 EDN: TAPLFQ Kryachko V.I. Assessing the academic mobility of researchers: possibilities and limitations of existing approaches. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2020. Vol. 24. No. 4. P. 130-145. (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2020.04.040 EDN: TAPLFQ
-
Малахов В.А., Васильева И.Н., Белов Ф.Д. Структура международной миграции ученых на примере России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 5. С. 232-246. DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.14 EDN: QCKKGW Malakhov V.A., Vasilyeva I.N., Belov F.D. The structure of international migration of scientists using the example of Russia. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2020. Vol. 13. No. 5. P. 232-246. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.14 EDN: PPEWNC
-
Некипелова Е.Ф., Гохберг Л.М., Миндели Л.Э. Эмиграция ученых: проблемы, реальные оценки // Миграция специалистов из России: причины, последствия, оценки / Под ред. Ж.А. Зайончковской, Д. Азраэла. М.: ЦИСН,1994. С. 3-18. Nekipelova E.F., Gokhberg L.M., Mindeli L.E. Emigration of scientists: problems, real assessments. Migratsiya spetsialistov iz Rossii: prichiny, posledstviya, otsenki. [Migration of specialists from Russia: causes, consequences, assessments.] Ed. by Zh.A. Zayonchkovskaya, D. Azrael. Moscow: CISN publ., 1994. P. 3-18. (In Russ.).
-
Нефедова А.И., Волкова Г.Л., Дьяченко Е.Л., Коцемир М.Н., Спирина М.О. Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. T. 52. № 4. С. 98-121. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-52-4-4 EDN: KKLHJN Nefedova A.I., Volkova G.L., Dyachenko E.L., Kotsemir M.N., Spirina M.O. International mobility and publication activity of early-career-researchers: What do statistics, bibliometrics and scientists themselves say? Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii. 2021. Vol. 52. No. 4. P. 98-121. (In Russ.). DOI: 10.31737/22212264-2021-52-4-4 EDN: KKLHJN
-
Нефедова А.И., Спирина М.О., Дьяченко Е.Л. Как онлайн-инструменты могут облегчить коллективный анализ глубинных интервью // Практики анализа качественных данных в социальных науках. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 244-272. EDN: NDDBRJ Nefedova A.I., Spirina M.O., Dyachenko E.L. How online tools can facilitate collective analysis of in-depth interviews. Praktiki analiza kachestvennykh dannykh v sotsial'nykh naukakh. [Practices of qualitative data analysis in social sciences.] Moscow: Izd. dom GU-VShE publ., 2023. P. 244-272. (In Russ.).
-
Нефедова А.И., Чефанова Е.И., Слепых В.И., Иващенко А.Д. Эффекты участия во внутрироссийской мобильности для молодых ученых и преподавателей // Вопросы образования. 2024. № 1 (в печати). Nefedova A.I., Chefanova E.I., Slepykh V.I., Ivashchenko A.D. Effects of participation in intra-Russian mobility for young scientists and teachers. Voprosy obrazovaniya. 2024. No. 1 (in print). (In Russ.).
-
Сивак Е.В., Юдкевич М.М. "Закрытая" академическая среда и локальные академические конвенции // Форсайт. 2008. Т. 2. № 4. С. 32-41. EDN: NQTIBH Sivak E.V., Yudkevich M.M. "Closed" academic environment and local academic conventions. Forsait. 2008. Vol. 2. No. 4. P. 32-41. (In Russ.). EDN: NQTIBH
-
Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. Т. 1. С. 170-187. EDN: KGBSGX Sivak E.V., Yudkevich M.M. Academic inbreeding: pros and cons. Voprosy obrazovaniya. 2009. Vol. 1. P. 170-187. (In Russ.).
-
Соколов М.М., Губа К.С., Зименкова Т.В., Сафонова М.А., Чуйкина С.А. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах / Науч. ред. К.В. Иванов. М.: НЛО, 2015. - 832 c. EDN: XQDSRN Sokolov M.M., Guba K.S., Zimenkova T.V., Safonova M.A., Chuikina S.A. Kak stanovyatsya professorami: akademicheskie kar'ery, rynki i vlast' v pyati stranakh. [How professors become: academic careers, markets and power in five countries.] Ed. by K.V. Ivanov. Moscow: NLO publ., 2015. 832 p. (In Russ.).
-
Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э., Шувалова О.Р., Обыденнова Т.Б. Российская наука в новых условиях: роль зарубежных фондов // Мир России. Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 4. С. 138-161. EDN: MUYIOZ Chepurenko A.Yu., Sheregi F.E., Shuvalova O.R., Obydennova T.B. Russian science in new conditions: the role of foreign funds. Mir Rossii. Sotsiologiya, etnologiya. 2005. Vol. 14. No. 4. P. 138-161. (In Russ.). EDN: MUYIOZ
-
Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 2017. Т. 12. № 1. С. 35-46. EDN: XQXEBH Shmatko N.A., Volkova G.L. Mobility and career prospects of researchers in the labor market. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. Vol. 12. No. 1. P. 35-46. (In Russ.). EDN: XQXEBH
-
Шувалова О.Р., Чепуренко А.Ю., Соколов А.В., Гохберг Л.М. Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов (на примере Фонда им. А. Гумбольдта) / Под общ. ред. А.Ю. Чепуренко, Л.М. Гохберга. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 2005. - 186 с. Shuvalova O.R., Chepurenko A.Yu., Sokolov A.V., Gokhberg L.M. Vosproizvodstvo nauchnoi elity v Rossii: rol' zarubezhnykh nauchnykh fondov (na primere Fonda im. A. Gumbol'dta). [Reproduction of the scientific elite in Russia: the role of foreign scientific foundations (on the example of the A. Humboldt Foundation).] Ed. by A.Yu. Chepurenko, L.M. Gokhberg. Moscow: Russian Independent Institute of Social and National Problems publ., 2005. 186 p. (In Russ.).
-
Ackers L. Internationalisation, Mobility and Metrics: A New Form of Indirect Discrimination? Minerva. 2008. Vol. 46. No. 4. P. 411-435. DOI: 10.1007/s11024-008-9110-2 EDN: BOOQPS
-
Asheulova N., Dushina S. Research career development in Russia: the role of international mobility. St. Petersburg: (Re)searching Scientific Careers, 2014. Accessed 01.11.2023. URL: http://ihst.nw.ru/Files/User/Asheulova/Researchng_Scientific_Careers_2014.pdf. EDN: BXXNXB
-
Bauder H. The international mobility of academics: A labour market perspective. International Migration. 2015. Vol. 53. No. 1. P. 83-96. DOI: 10.1111/j.1468-2435.2012.00783.x
-
Bozeman B., Corley E. Scientists' Collaboration Strategies: Implications for Scientific and Technical Human Capital. Research Policy. 2004. Vol. 33. No. 4. P. 599-616. DOI: 10.1016/j.respol.2004.01.008
-
Breschi S., Lissoni F. Mobility of skilled workers and co-invention networks: an anatomy of localized knowledge flows. Journal of Economic Geography. 2009. Vol. 9. No. 4. P. 439-468. DOI: 10.1093/jeg/lbp008
-
Ciumasu I. Turning brain drain into brain networking. Science and public policy. 2010. Vol. 37. No. 2. P. 135-146. DOI: 10.3152/030234210X489572
-
Courtois A., Sautier M. Academic Brexodus? Brexit and the dynamics of mobility and immobility among the precarious research workforce. British Journal of Sociology of Education. 2022. Vol. 43. No. 4. P. 639-657. DOI: 10.1080/01425692.2022.2042195 EDN: UGDEBV
-
Coey C. International researcher mobility and knowledge transfer in the social sciences and humanities. Globalisation, Societies and Education. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 208-223. DOI: 10.1080/14767724.2017.1401918 EDN: YDZDPF
-
Davies S. Epistemic Living Spaces, International Mobility, and Local Variation in Scientific Practice. Minerva. 2020. Vol. 58. No. 1. P. 97-114. DOI: 10.1007/s11024-019-09387-0 EDN: BXZZNE
-
Deville P., et al. Career on the move: Geography, stratification and scientific impact. Scientific reports. 2014. Vol. 4. Article 4770. DOI: 10.1038/srep04770
-
Fontes M., Videira P., Calapez T. The impact of long-term scientific mobility on the creation of persistent knowledge networks. Mobilities. 2013. Vol. 8. No. 3. 440-465. DOI: 10.1080/17450101.2012.655976
-
Franzoni C., Scellato G., Stephan P. International mobility of research scientists: Lessons from GlobSci. Global mobility of research scientists. Academic Press. 2015. P. 35-65. DOI: 10.1016/B978-0-12-801396-0.00002-8
-
Gao Y., Liu J. Capitalising on academics' transnational experiences in the domestic research environment. Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 43. No. 4. P. 400-414. DOI: 10.1080/1360080X.2020.1833276 EDN: GZRQRQ
-
Gokhberg L., Kuznetsova T., Kotsemir M. From the Societ Union to the Russian Federation: publication activity dynamics along the evolution of national science policies. Scientometrics. 2023. Vol. 128. No. 11. P. 6195-6246. DOI: 10.1007/s11192-023-04838-8 EDN: ONCEPN
-
Gläser J., Laudel G. The Three Careers of an Academic. Discussion Paper 35/2015. Berlin: TU Berlin, Center for Technology and Society. Accessed 30.03.2023. URL: https://www.tu-berlin.de/fileadmin/f27/PDFs/Discussion_Papers/35_2015discussion_paper_Nr_35_Glaeser_Laudel.pdf.
-
Gureyev V., et al. Review and analysis of publications on scientific mobility: Assessment of influence, motivation, and trends. Scientometrics. 2020. Vol. 124. No. 2. P. 1599-1630. DOI: 10.1007/s11192-020-03515-4 EDN: DHHSGZ
-
Halevi G., Moed H. F., Bar-Ilan J. Researchers' mobility, productivity and impact: Case of top producing authors in seven disciplines. Publishing Research Quarterly. 2016. Vol. 32. P. 22-37. DOI: 10.1007/s12109-015-9437-0
-
Horta H. Academic inbreeding: Academic oligarchy, effects, and barriers to change. Minerva. 2022. Vol. 60. No. 4. P. 593-613. DOI: 10.1007/s11024-022-09469-6 EDN: FTZVUX
-
Iverson E., Wooley R. International mobility and career progression of European academics [preprint]. Conference: 27th International Conference on Science, Technology and Innovation Indicators (STI 2023). Leiden: CWTS, 2023. 33 p. DOI: 10.55835/64426b96e3a90677102e2622
-
Kuzhabekova A., Sparks J., Temerbayeva A. Returning from study abroad and transitioning as a scholar: Stories of foreign PhD holders from Kazakhstan. Research in Comparative and International Education. 2019. Vol. 14. No. 3. P. 412-430. DOI: 10.1177/1745499919868644 EDN: KZBVCO
-
Jonkers K., Cruz-Castro L. Research upon return: The effect of international mobility on scientific ties, production and impact. Research Policy. 2013. Vol. 42. No. 8. P. 1366-1377. DOI: 10.1016/j.respol.2013.05.005
-
Jons H. Transnational mobility and the spaces of knowledge production: a comparison of global patterns, motivations and collaborations in different academic fields. Social Geography. 2007. Vol. 2. No. 2. P. 97-114. DOI: 10.5194/sg-2-97-2007
-
Kosmulski M. Careers of Young Polish Chemists. Scientometrics. 2015. Vol. 102. No. 2. P. 1455-1465. DOI: 10.1007/s11192-014-1461-x EDN: PJIPAJ
-
Kotsemir M.N., Dyachenko E., Nefedova A. Mobile young researchers and their non-mobile ‘twins': who is winning the academic race? Scientometrics. 2022. Vol. 127. No. 12. P. 7307-7332. DOI: 10.1007/s11192-022-04488-2 EDN: XOQFVH
-
Kuzhabekova A., Sparks J., Temerbayeva A. Returning from study abroad and transitioning as a scholar: Stories of foreign PhD holders from Kazakhstan. Research in Comparative and International Education. 2019. Vol. 14. No. 3. P. 412-430. DOI: 10.1177/1745499919868644 EDN: KZBVCO
-
Kim T. Transnational academic mobility, knowledge, and identity capital. Discourse: Studies in the cultural politics of education. 2010. Vol. 31. No. 5. P. 577-591. DOI: 10.1080/01596306.2010.516939
-
Laudel G., Gläser J. From apprentice to colleague: The metamorphosis of early career researchers. Higher education. 2008. Vol. 55. P. 387-406. DOI: 10.1007/s10734-007-9063-7
-
Macfarlane B., Jefferson A. The closed academy? Guild power and academic social class. Higher Education Quarterly. 2022. Vol. 76. No. 1. P. 6-47. DOI: 10.1111/hequ.12305 EDN: XPEYCQ
-
Meyer J.B. Network Approach versus Brain Drain: Lessons from the Diaspora. International Migration. 2001. Vol. 39. No. 5. P. 91-110. DOI: 10.1111/14682435.00173
-
Morley L., et al. Internationalisation and migrant academics: the hidden narratives of mobility. Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 4. P. 537-554. DOI: 10.1007/s10734-017-0224-z EDN: ZEACGD
-
Nefedova A. Why international students choose to study at Russia's leading universities. Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25. No. 5. P. 582-597. DOI: 10.1177/1028315320963514 EDN: MWBBYW
-
Netz N., Hampel S., Aman V. What effects does international mobility have on scientists' careers? A systematic review. Research Evaluation. 2020. Vol. 29. No. 3. P. 327-351. DOI: 10.1093/reseval/rvaa007 EDN: JLSVAJ
-
Sang K.,CalvardT. "I'm a migrant, but I'm the right sort of migrant": Hegemonic masculinity, whiteness, intersectional privilege and (dis)advantage in migratory academic careers. Gender, Work & Organization. 2019. Vol. 26. No. 10. P. 1506-1525. DOI: 10.1111/gwao.12382
-
Scellato G., Franzoni C., Stephan P. Mobile Scientists and International Networks. National Bureau of Economic Research Working Paper. 2012. No. 18613. P. 1-33. DOI: 10.3386/w18613
-
Subbotin A., Aref S. Brain Drain and Brain Gain in Russia: Analyzing International Migration of Researchers by Discipline using Scopus Bibliometric Data 1996-2020. Scientometrics. 2021. No. 126. P. 7875-7900. DOI: 10.1007/s11192-021-04091-x EDN: UDURXV
Выпуск
Другие статьи выпуска
18 января скончался Борис Максимович Фирсов (1929-2024) - исследователь очень широкого масштаба и личность высочайшего гражданского мужества. Он с полным основанием может быть назван человеком нескольких эпох и многоoбразного жизненного опыта. Сначала - работа на высоких управленческих постах, затем - многоплановая научная и организационная деятельность в социологии: исследования различных срезов, состояний массового сознания, истории социологии, а в последние годы - социальной истории. Б.М. Фирсовым создан Социологический институт РАН, он - создатель и первый ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге. О нем не раз писали коллеги, а в 2021 г. в серии «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается» вышла книга В. Выжутовича «Борис Фирсов». Автора настоящей статьи связывали с Фирсовым полвека сотрудничества и дружбы, и это дает ему право сказать о существовании малоизвестных сторон жизни Бориса Максимовича и направлениях его исследований. В статье рассказывается о соприкосновении Б.М. Фирсова с театральным искусством: о его значимом участии в рождении спектакля «Весна в ЛЭТИ» (1953 г.) - раннего символа политической оттепели; о написанном им сценарии не показанного телезрителям спектакля «Смерть Вазир-Мухтара» (1969 г.) по роману Юрия Тынянова; об участии в уникальном проекте «Социология и театр» (1973-1989 гг.).18 января скончался Борис Максимович Фирсов (1929-2024) - исследователь очень широкого масштаба и личность высочайшего гражданского мужества. Он с полным основанием может быть назван человеком нескольких эпох и многоoбразного жизненного опыта. Сначала - работа на высоких управленческих постах, затем - многоплановая научная и организационная деятельность в социологии: исследования различных срезов, состояний массового сознания, истории социологии, а в последние годы - социальной истории. Б.М. Фирсовым создан Социологический институт РАН, он - создатель и первый ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге. О нем не раз писали коллеги, а в 2021 г. в серии «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается» вышла книга В. Выжутовича «Борис Фирсов». Автора настоящей статьи связывали с Фирсовым полвека сотрудничества и дружбы, и это дает ему право сказать о существовании малоизвестных сторон жизни Бориса Максимовича и направлениях его исследований. В статье рассказывается о соприкосновении Б.М. Фирсова с театральным искусством: о его значимом участии в рождении спектакля «Весна в ЛЭТИ» (1953 г.) - раннего символа политической оттепели; о написанном им сценарии не показанного телезрителям спектакля «Смерть Вазир-Мухтара» (1969 г.) по роману Юрия Тынянова; об участии в уникальном проекте «Социология и театр» (1973-1989 гг.).
Данная статья нацелена на анализ потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства. Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. Принятие постсоветской школой курса на неоменеджериализм предполагает относительную автономию школ и стимулирование конкуренции между ними. Следствием выступает трансформация функций и форм социальных партнерств школы по сравнению с советским периодом. Именно в логике неоменеджериализма социальные партнерства репрезентируются как ведущий инструмент преодоления неравенства в доступе к получению качественных образовательных услуг. Эмпирическую базу составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. На основе анализа интервью эксплицированы интерпретации смыслов и оценки эффектов социальных партнерств школы участниками образовательного процесса, в результате чего выделены возможные риски социальных партнерств: риск углубления образовательного неравенства между школами и участие школ посредством партнерств в сфере экспериментирования, не регламентированного государством. Выявлена диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» школами и школами с невысокими позициями в рейтингах, что согласуется с общим постсоветским трендом дифференциации школ и соответственно с различиями в успешности формирования насыщенной образовательной среды, приводящими к риску углубления образовательного неравенства. Проанализированы специфические черты локальных, организационных и структурных барьеров к установлению школой социальных партнерств, потенциально способствующих преодолению образовательного неравенства.Данная статья нацелена на анализ потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства. Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. Принятие постсоветской школой курса на неоменеджериализм предполагает относительную автономию школ и стимулирование конкуренции между ними. Следствием выступает трансформация функций и форм социальных партнерств школы по сравнению с советским периодом. Именно в логике неоменеджериализма социальные партнерства репрезентируются как ведущий инструмент преодоления неравенства в доступе к получению качественных образовательных услуг. Эмпирическую базу составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. На основе анализа интервью эксплицированы интерпретации смыслов и оценки эффектов социальных партнерств школы участниками образовательного процесса, в результате чего выделены возможные риски социальных партнерств: риск углубления образовательного неравенства между школами и участие школ посредством партнерств в сфере экспериментирования, не регламентированного государством. Выявлена диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» школами и школами с невысокими позициями в рейтингах, что согласуется с общим постсоветским трендом дифференциации школ и соответственно с различиями в успешности формирования насыщенной образовательной среды, приводящими к риску углубления образовательного неравенства. Проанализированы специфические черты локальных, организационных и структурных барьеров к установлению школой социальных партнерств, потенциально способствующих преодолению образовательного неравенства.
Специальная военная операция на территории Украины стала главным фактором серьезных изменений, происходящих в настоящее время в общественном сознании. Россия достигла точки наивысшей конфронтации со странами Запада в своей новейшей истории. Какие противоречия население России считает в этих условиях наиболее острыми и основными? Изменилась ли их общая картина в сравнении с предыдущими годами? Какие факторы прежде всего влияют на восприятие противоречий в российском обществе? С целью ответить на эти вопросы в статье представлен анализ изменения отношения россиян к противоречиям, имеющим различную природу. Он основан на данных общероссийских исследований ИС ФНИСЦ РАН за 2005, 2015 и 2023 гг. Проанализированы группы противоречий с разным типом динамики отношения к ним представителей массовых слоев населения страны в рассматриваемый период. Показано, что наиболее остро россиянами в 2005-2015 гг. воспринимались экономические противоречия. Однако в 2023 г. на первый план вышли идеологические противоречия, что во многом обеспечило самое значимое в данном году и при этом новое противоречие между сторонниками и противниками политики России в отношении Украины. Особую позицию по отношению к противоречиям в российском обществе с 2005 по 2015 г. относительно чаще имели москвичи и петербуржцы, молодежь до 25 лет и граждане, оценивающие свое финансовое положение как плохое. Летом 2023 г. уровень финансового благополучия граждан в их субъективном понимании по-прежнему оказывал серьезное влияние на восприятие остроты ключевых противоречий российского общества. Однако теперь другими важными детерминантами, влияющими на отношение к ним, оказались мировоззренческие факторы: особенности политических взглядов и отношение к основным властным институтам, прежде всего к президенту и Государственной Думе.Специальная военная операция на территории Украины стала главным фактором серьезных изменений, происходящих в настоящее время в общественном сознании. Россия достигла точки наивысшей конфронтации со странами Запада в своей новейшей истории. Какие противоречия население России считает в этих условиях наиболее острыми и основными? Изменилась ли их общая картина в сравнении с предыдущими годами? Какие факторы прежде всего влияют на восприятие противоречий в российском обществе? С целью ответить на эти вопросы в статье представлен анализ изменения отношения россиян к противоречиям, имеющим различную природу. Он основан на данных общероссийских исследований ИС ФНИСЦ РАН за 2005, 2015 и 2023 гг. Проанализированы группы противоречий с разным типом динамики отношения к ним представителей массовых слоев населения страны в рассматриваемый период. Показано, что наиболее остро россиянами в 2005-2015 гг. воспринимались экономические противоречия. Однако в 2023 г. на первый план вышли идеологические противоречия, что во многом обеспечило самое значимое в данном году и при этом новое противоречие между сторонниками и противниками политики России в отношении Украины. Особую позицию по отношению к противоречиям в российском обществе с 2005 по 2015 г. относительно чаще имели москвичи и петербуржцы, молодежь до 25 лет и граждане, оценивающие свое финансовое положение как плохое. Летом 2023 г. уровень финансового благополучия граждан в их субъективном понимании по-прежнему оказывал серьезное влияние на восприятие остроты ключевых противоречий российского общества. Однако теперь другими важными детерминантами, влияющими на отношение к ним, оказались мировоззренческие факторы: особенности политических взглядов и отношение к основным властным институтам, прежде всего к президенту и Государственной Думе.
Социальный капитал в современном понимании может рассматриваться как ресурс социально ориентированного управления организациями. Выполняя указанную функцию, социальный капитал нуждается в измерении с использованием релевантных социологических инструментов, основанных на принципах его операционализации как сложного социального концепта и ресурса управления, обладающего нематериальной природой. Цель статьи - представить полученные в ходе эмпирического исследования результаты операционализации социального капитала, реализуемой в рамках социоресурсного подхода в управлении организациями. Данные, полученные в панельном исследовании 2022 г., дают основания для вывода о том, что предложенная автором принципиальная схема операционализации социального капитала предоставляет возможность обоснования переменных и связей между ними для последующего измерения уровня развития компонентов социального капитала. Предложенный подход позволяет утверждать, что операционализация социального капитала дает возможность решить задачу «измерения неизмеримого», то есть на основе оценки актуального состояния социального капитала организаций разрабатывать управленческие решения, направленные на его результативное формирование и развитие. Автором предложены практические рекомендации по коррекции управленческих действий с учетом проблемных аспектов формирования социального капитала.Социальный капитал в современном понимании может рассматриваться как ресурс социально ориентированного управления организациями. Выполняя указанную функцию, социальный капитал нуждается в измерении с использованием релевантных социологических инструментов, основанных на принципах его операционализации как сложного социального концепта и ресурса управления, обладающего нематериальной природой. Цель статьи - представить полученные в ходе эмпирического исследования результаты операционализации социального капитала, реализуемой в рамках социоресурсного подхода в управлении организациями. Данные, полученные в панельном исследовании 2022 г., дают основания для вывода о том, что предложенная автором принципиальная схема операционализации социального капитала предоставляет возможность обоснования переменных и связей между ними для последующего измерения уровня развития компонентов социального капитала. Предложенный подход позволяет утверждать, что операционализация социального капитала дает возможность решить задачу «измерения неизмеримого», то есть на основе оценки актуального состояния социального капитала организаций разрабатывать управленческие решения, направленные на его результативное формирование и развитие. Автором предложены практические рекомендации по коррекции управленческих действий с учетом проблемных аспектов формирования социального капитала.
Идея человеческого капитала со времен Адама Смита многократно доказала свою важность и необходимость для понимания современной экономики и социальных отношений. Вместе с тем в последние десятилетия теория человеческого капитала, в современном виде сформулированная в США в 1960-1980-х гг., подвергается серьезной критике в научной литературе, в первую очередь за подход к измерению. Данная статья имеет аналитический и обзорно-проблематизирующий характер. В ней проводится критическая ревизия основных подходов к оценке человеческого капитала в современной науке. Обсуждается вопрос специфичности и историчности человеческого капитала, его включенности в социальные структуры. Показано, что новые стратегии измерения человеческого капитала включают не только количественный показатель (число лет, потраченных на получение образования), но и показатель качества знаний и навыков. Такой подход позволяет наблюдать прирост или утрату, деградацию человеческого капитала за пределами конвенционального образовательного трека. Это позволяет говорить о встроенности (embeddedness) человеческого капитала в процессы локализованного социально-исторического развития. Показаны возможности социологизации понятия «человеческий капитал» и преимущества, которые дает такая социологизация. Обсуждается потенциал социологии жизненного пути (life-course sociology) для анализа и понимания человеческого капитала. Предлагается взглянуть на человеческий капитал сквозь призму поколенческого подхода. В обсуждении намечены исследовательские ракурсы для изучения человеческого капитала в предложенной логике.Идея человеческого капитала со времен Адама Смита многократно доказала свою важность и необходимость для понимания современной экономики и социальных отношений. Вместе с тем в последние десятилетия теория человеческого капитала, в современном виде сформулированная в США в 1960-1980-х гг., подвергается серьезной критике в научной литературе, в первую очередь за подход к измерению. Данная статья имеет аналитический и обзорно-проблематизирующий характер. В ней проводится критическая ревизия основных подходов к оценке человеческого капитала в современной науке. Обсуждается вопрос специфичности и историчности человеческого капитала, его включенности в социальные структуры. Показано, что новые стратегии измерения человеческого капитала включают не только количественный показатель (число лет, потраченных на получение образования), но и показатель качества знаний и навыков. Такой подход позволяет наблюдать прирост или утрату, деградацию человеческого капитала за пределами конвенционального образовательного трека. Это позволяет говорить о встроенности (embeddedness) человеческого капитала в процессы локализованного социально-исторического развития. Показаны возможности социологизации понятия «человеческий капитал» и преимущества, которые дает такая социологизация. Обсуждается потенциал социологии жизненного пути (life-course sociology) для анализа и понимания человеческого капитала. Предлагается взглянуть на человеческий капитал сквозь призму поколенческого подхода. В обсуждении намечены исследовательские ракурсы для изучения человеческого капитала в предложенной логике.
Статья посвящена анализу перспектив развития проекта новой социологии морали в контексте продолжающихся усилий по институционализации данной исследовательской области. С целью оценки и общей классификации проведенных в рамках данного проекта теоретических и эмпирических исследований, а также определения возможных и потенциально продуктивных направлений его дальнейшего развития автор выделяет две взаимодополняющие перспективы - когнитивную и аналитическую социологию морали. Основанием предложенного различения служат характерные для авторов данного направления противоположные представления о том, насколько социологии морали необходимо инкорпорировать модели объяснения и методы изучения морали из (гораздо более популярной и влиятельной) области когнитивной психологии. В статье представлен краткий обзор некоторых концептуальных и эмпирических работ, выступающих примерами каждой из выделяемых перспектив, а также эксплицированы различия между ними по трем фундаментальным основаниям - теоретическому, методологическому и аксиологическому. Кроме того, в тексте обсуждаются ключевые особенности и потенциальные проблемы развития когнитивной и аналитической перспектив в социологии морали, а также обозначаются некоторые возможные пути преодоления этих проблем. Таким образом, данная статья позволяет сделать вклад в разработку исследовательской программы новой социологии морали за счет демонстрации специфики и указания на ключевые проблемы двух выделяемых перспектив, а также раскрытия их потенциала с точки зрения углубления социологического и междисциплинарного знания о природе человеческой моральной способности.Статья посвящена анализу перспектив развития проекта новой социологии морали в контексте продолжающихся усилий по институционализации данной исследовательской области. С целью оценки и общей классификации проведенных в рамках данного проекта теоретических и эмпирических исследований, а также определения возможных и потенциально продуктивных направлений его дальнейшего развития автор выделяет две взаимодополняющие перспективы - когнитивную и аналитическую социологию морали. Основанием предложенного различения служат характерные для авторов данного направления противоположные представления о том, насколько социологии морали необходимо инкорпорировать модели объяснения и методы изучения морали из (гораздо более популярной и влиятельной) области когнитивной психологии. В статье представлен краткий обзор некоторых концептуальных и эмпирических работ, выступающих примерами каждой из выделяемых перспектив, а также эксплицированы различия между ними по трем фундаментальным основаниям - теоретическому, методологическому и аксиологическому. Кроме того, в тексте обсуждаются ключевые особенности и потенциальные проблемы развития когнитивной и аналитической перспектив в социологии морали, а также обозначаются некоторые возможные пути преодоления этих проблем. Таким образом, данная статья позволяет сделать вклад в разработку исследовательской программы новой социологии морали за счет демонстрации специфики и указания на ключевые проблемы двух выделяемых перспектив, а также раскрытия их потенциала с точки зрения углубления социологического и междисциплинарного знания о природе человеческой моральной способности.
Социология страданий является отраслью социологического знания, которая активно развивается в течение последнего времени. Возникает сложность с концептуализацией проблематики и объектнопредметного поля социологии страданий. Настоящая статья ставит цель проанализировать особенности поиска оснований отраслевой социологии, выявить ее теоретическую и методологическую ориентацию, определить ключевые направления в научном дискурсе, затронуть историческую канву развития. Поиск оснований социологии страданий ведется не в формате «страх - боль - страдание», являющемся традиционным для социального знания, рассматривающего страдание более предметно, а в аспекте соотношения экзистенциального и социального опыта индивида. В статье показано, что именно через дифференциацию двух типов человеческого опыта возможно более системное осмысление феномена страданий. При этом экзистенциальный опыт идентифицирован как состояние переживания бытия, сопряженного с внутренним конфликтом индивида, его нравственным выбором. В то же время социальный опыт обозначен как общее дело, а феномен коллективного страдания соотнесен с отчуждением индивидов или их общностей и групп от общего дела. В ходе обсуждения проблемы ставился вопрос о необходимости объективации страдания как социального феномена, а не только как индивидуального, переживаемого в виде экзистенции. Основной вывод статьи заключается в том, что поиск оснований социологии страданий должен вестись на уровне одновременного оценивания роли экзистенциального и социального опыта в возникновении и закреплении страданий в человеческом индивидуальном и коллективном бытии. Акцент только на экзистенции может увести социологию в метафизику или психологию. В то же время систематизация только социального опыта в рамках социологии страданий способна свести социальный опыт к формально накопленному, а сами страдания -к «закрепленным» за общностями и группами. Таким образом, в статье признается необходимость при концептуализации социологии страданий учитывать экзистенциальный и социальный опыт.Социология страданий является отраслью социологического знания, которая активно развивается в течение последнего времени. Возникает сложность с концептуализацией проблематики и объектнопредметного поля социологии страданий. Настоящая статья ставит цель проанализировать особенности поиска оснований отраслевой социологии, выявить ее теоретическую и методологическую ориентацию, определить ключевые направления в научном дискурсе, затронуть историческую канву развития. Поиск оснований социологии страданий ведется не в формате «страх - боль - страдание», являющемся традиционным для социального знания, рассматривающего страдание более предметно, а в аспекте соотношения экзистенциального и социального опыта индивида. В статье показано, что именно через дифференциацию двух типов человеческого опыта возможно более системное осмысление феномена страданий. При этом экзистенциальный опыт идентифицирован как состояние переживания бытия, сопряженного с внутренним конфликтом индивида, его нравственным выбором. В то же время социальный опыт обозначен как общее дело, а феномен коллективного страдания соотнесен с отчуждением индивидов или их общностей и групп от общего дела. В ходе обсуждения проблемы ставился вопрос о необходимости объективации страдания как социального феномена, а не только как индивидуального, переживаемого в виде экзистенции. Основной вывод статьи заключается в том, что поиск оснований социологии страданий должен вестись на уровне одновременного оценивания роли экзистенциального и социального опыта в возникновении и закреплении страданий в человеческом индивидуальном и коллективном бытии. Акцент только на экзистенции может увести социологию в метафизику или психологию. В то же время систематизация только социального опыта в рамках социологии страданий способна свести социальный опыт к формально накопленному, а сами страдания -к «закрепленным» за общностями и группами. Таким образом, в статье признается необходимость при концептуализации социологии страданий учитывать экзистенциальный и социальный опыт.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru