Во второй половине XX в. в западной социологии последовательно появилось множество разных направлений, занимающихся исследованиями потребления, включая культурный поворот, материальный поворот, практический поворот, поворот к устойчивому развитию и цифровой поворот. Перечисленные повороты обозначают тренды в развитии социологии, которые меняются с нарастающей скоростью и отчасти накладываются друг на друга. С одной стороны, в этих направлениях прослеживается преемственность идей о потреблении, заложенных классиками экономической теории и социологии, а с другой - наблюдаются постоянные попытки критического осмысления базовых понятий и наполнения их новым содержанием. Цель статьи: раскрыть концепт потребления посредством обзора исторического развития подходов к его исследованию в западной социологии XX-XXI вв. Для этого сначала рассматриваются интегральные определения потребления, представленные в работах современных социологов (В.В. Радаев, Э.М. Макдоннелл, А. Вард). Далее излагаются базовые взгляды на потребление классиков социологии (К. Маркс, Т. Веблен, М. Вебер, Г. Зиммель, Франкфуртская школа, П. Бурдьё). И наконец, обозреваются социологические представления о потреблении, появившиеся во второй половине XX в. Обзор ключевых подходов к потреблению демонстрирует, как понятие последовательно обрастало новыми значениями и контекстами, приобретало внутреннюю самостоятельную логику и превращалось в многомерный концепт в социологии. Представляемый обзор охватывает широкую временную перспективу и опирается на ключевые работы разных этапов, не претендуя на полноту их описания. В данной статье также не рассматривается отечественная традиция исследований, заслуживающая специального изучения.Во второй половине XX в. в западной социологии последовательно появилось множество разных направлений, занимающихся исследованиями потребления, включая культурный поворот, материальный поворот, практический поворот, поворот к устойчивому развитию и цифровой поворот. Перечисленные повороты обозначают тренды в развитии социологии, которые меняются с нарастающей скоростью и отчасти накладываются друг на друга. С одной стороны, в этих направлениях прослеживается преемственность идей о потреблении, заложенных классиками экономической теории и социологии, а с другой - наблюдаются постоянные попытки критического осмысления базовых понятий и наполнения их новым содержанием. Цель статьи: раскрыть концепт потребления посредством обзора исторического развития подходов к его исследованию в западной социологии XX-XXI вв. Для этого сначала рассматриваются интегральные определения потребления, представленные в работах современных социологов (В.В. Радаев, Э.М. Макдоннелл, А. Вард). Далее излагаются базовые взгляды на потребление классиков социологии (К. Маркс, Т. Веблен, М. Вебер, Г. Зиммель, Франкфуртская школа, П. Бурдьё). И наконец, обозреваются социологические представления о потреблении, появившиеся во второй половине XX в. Обзор ключевых подходов к потреблению демонстрирует, как понятие последовательно обрастало новыми значениями и контекстами, приобретало внутреннюю самостоятельную логику и превращалось в многомерный концепт в социологии. Представляемый обзор охватывает широкую временную перспективу и опирается на ключевые работы разных этапов, не претендуя на полноту их описания. В данной статье также не рассматривается отечественная традиция исследований, заслуживающая специального изучения.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
В XXI в. произошел очередной всплеск внимания социологов к потреблению из-за необходимости переосмысления его роли в современных обществах в контексте новых глобальных вызовов, включая
расширение «мирового класса потребителей», череду экономических шоков, обострение геополитической напряженности, ускорение цифровизации, усиление экономического неравенства.
Список литературы
- Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48 [электронный ресурс]. Дата обращения 20.01.2024. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204931/ecsoc_t6_n3.pdf. EDN: OYOBXD Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Ekonomicheskaya sostsiologiya. 2005. Vol. 6. No. 3. P. 25-48. Accessed 20.01.2024. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204931/ecsoc_t6_n3.pdf (In Russ.).
- Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Пер. с англ. С. Сорокиной. М.: Прогресс, 1984. - 368 с. Veblen T. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. [Russ. ed.: Teoriya prazdnogo klassa: ekonomicheskoe issledovanie institutsii. Transl. from Eng. by S. Sorokina. Moscow: Progress publ., 1984. 368 р.].
- Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во. Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с. EDN: YWCDGG Volkov V., Kharkhordin O. Teoriya praktik. [Theory of Practices.] St Petersburg: Izd-vo. Evropeiskogo un-ta v Sankt-Peterburge publ., 2008. 298 p. (In Russ.).
- Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; Под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом “Высшей школы экономики”, 2014. - 384 с. EDN: SYZVMJ Latour B. Reassambling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. [Russ. ed.: Peresborka sotsial’nogo: vvedenie v aktorno-setevuyu teoriyu. Transl. from Eng. by I. Polonskaya; Ed. by S. Gavrilenko. Moscow: Izd. dom “Vysshei shkoly ekonomiki”, 2014. 384 p.] (In Russ.).
- Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. А. Юдина. М.: АСТ, 2003. -526, [2] с. Marcuse H. One-Dimensional Man. The Ideology of Industrial Society. [Russ. ed.: Odnomernyi chelovek. Issledovanie ideologii razvitogo industrial’nogo obshchestva. Transl. from Eng. by A. Yudin. Moscow: AST publ., 2003. 526, [2] p.].
- Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18. Дата обращения: 10.04.2024. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-1/radaev_socneed.pdf. EDN: OOYJUD Radaev V. Sociology of Consumption: Basic Approaches. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2005. No. 1. P. 5-18. Accessed: 10.04.2024. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-1/radaev_socneed.pdf. (In Russ.). EDN: OOYJUD
- Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / Пер. с англ. А.В. Лазарева; Вступ. статья Т.А. Дмитриева. М.: Праксис, 2011. - 592 с. EDN: QUSGWH Ritzer G. The McDonaldization of Society 5. [Russ. ed.: Makdonal’dizatsiya obshchestva 5. Transl. from Eng. by A.V. Lazarev; Foreword by T.A. Dmitriev. Moscow: Praksis publ., 2011. 592 p.].
- Рощина Я.М. Социология потребления: Учебное пособие. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 447 с. Rochshina Ya. Sotsiologiya potrebleniya: Uchebnoe posobie. [Sociology of Consumption.] Moscow: Izd. Dom GU VShE publ., 2007. 447 p. (In Russ.).
- Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ.; Общ. ред. и послесл. В.И. Добренькова. 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990. - 330, [1] с. Fromm E. To have or to be? [Russ. ed.: Imet’ ili byt’? Transl. from Eng.; Ed and afterword by V.I. Dobren’kov. 2nd ed. Moscow: Progress publ., 1990. 330, [1] p.].
-
Adorno T.W. The Culture Industry Reconsidered. The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture. Ed. by J.M. Bernstein. L.; N.Y.: Routledge, 2001. P. 98-106. DOI: 10.4324/9781003071297-4
-
Appadurai A. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. N.Y.: Cambridge University Press, 1988. 329 p.
-
Arnould E.J., Thompson C.J. Consumer Culture Theory (CCT): Twenty Years of Research. Journal of Consumer Research. 2005. No. 31. P. 868-882. DOI: 10.1086/426626
-
Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. L.: Sage, 1998. 224 p. DOI: 10.4135/9781526401502
-
Beyond use value. For a Critique of the Political Economy of the Sign. Ed. by J. Baudrillard. St Louis, MO: Telos Press, 1981 [1972]. P. 130-142.
-
Belk R.W. Digital Consumption and the Extended Self. Journal of Marketing Management. 2014. Vol. 30. No. 11-12. P. 1101-1118. DOI: 10.1080/0267257X.2014.939217
-
Benjamin W. The Arcades Project. Transl. by H. Eiland, K. McLaughlin. Cambridge, MA: Belknap, 1999. 1073 p.
-
Bijker W.E., Hughes T.P., Pinch T. (eds.) The Social Constructions of Technological Systems. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1987. 405 p.
-
Blühdorn I., Welsh I. Eco-Politics beyond the Paradigm of Sustainability: A Conceptual Framework and Research Agenda. Environmental Politics. 2007. No. 16 (2). P. 185-205. DOI: 10.1080/09644010701211650
-
Braga C., Suarez M. Actor-Network Theory: New Perspectives and Contributions to Consumption Studies. EBAPE.BR. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 218-231. DOI: 10.1590/1679-395164275
-
Brand K.-W. Social Practices and Sustainable Consumption: Benefits and Limitations of a New Theoretical Approach. Environmental Sociology. European Perspectives and Interdisciplinary Challenges. Ed. by M. Gross, H. Heinrichs. N.Y.: Springer, 2010. P. 217-235. DOI: 10.1007/978-90-481-8730-0_13
-
Callon M. The Laws of the Markets. Oxford: Blackwell, 1998. 278 p.
-
Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. Oxford: Blackwell, 1987. 312 p.
-
Cochoy F., Licoppe C., McIntyre M.P., Sörum N. Digitalizing Consumer Society: Equipment and Devices of Digital Consumption. Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 1-11. DOI: 10.1080/17530350.2019.1702576 EDN: FIEFGX
-
Cochoy F. Driving a Shopping Cart From STS to Business, and the Other Way Around. On the Introduction of Shopping Carts in American Grocery Stores (1936-1959). Organization. 2009. Vol. 16. No. 1. P. 31-55. DOI: 10.1177/1350508408098921
-
Cohen L. A Consumers' Republic: The Politics of Mass Consumption in Postwar America. N.Y.: Alfred A. Knopf, 2003. 576 p.
-
Cohen M.J., Murphy J. (eds) Exploring Sustainable Consumption: Environmental Policy and the Social Sciences. Amsterdam: Elsevier Science (Pergamon), 2001. 249 p. DOI: 10.1016/B978-008043920-4/50003-3
-
Evans D.M. After Practice? Material Semiotic Approaches to Consumption and Economy. Cultural Sociology. 2020. Vol. 14. No. 4. P. 340-356. DOI: 10.1177/1749975520923521 EDN: LABBKO
-
Evans D.M. What is Consumption, Where has it been Going, and does it Still Matter? The Sociological Review. 2019. Vol. 67. No. 3. P. 499-517. DOI: 10.1177/0038026118764028
-
Evans D.M. Why Consumption, Why Society, Why Now? Consumption Studies and Societal Challenges. Consumption and Society. 2022. Vol. 1. No. 1. P. 231-241. DOI: 10.1332/lajc5187 EDN: KJPVFA
-
Featherstone M. Perspectives on Consumer Culture. Sociology. 1990. Vol. 24. No. 1. P. 5-22. DOI: 10.1177/0038038590024001003 EDN: JPUGNV
-
Gilroy-Ware M. Filling the void: emotion, capitalism and social media. L.: Repeater Books, 2017. 244 p.
-
Graeber D. Consumption. Current Anthropology. 2011. Vol. 52. No. 4. P. 489-511. DOI: 10.1086/660166
-
Horkheimer M., Adorno T.W. Dialectic of Enlightenment: Philosophical Fragments. Ed. by G.S. Noerr. Stanford, CA: Stanford University Press, 2002. 282 p.
-
Kopytoff I. The Cultural Biography of Things: Commoditization as Process. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 64-92. DOI: 10.1017/CBO9780511819582.004
-
Maniates M. Individualization: Plant a Tree, Buy a Bike, Save the World? Global Environmental Politics. 2001. Vol. 1. No. 3. P. 31-52. DOI: 10.1162/152638001316881395
-
Marx K. Capital: A Critique of Political Economy. N.Y.: Modern Library, [1867] 1906. 869 p.
-
Marx K. Economic and Philosophic Manuscripts of 1844. The Marx-Engels Reader. Ed. by R.C. Tucker. N.Y.: Norton, 1972. P. 52-103.
-
McDonnell E.M. Budgetary Units: A Weberian Approach to Consumption. American Journal of Sociology. 2013. Vol. 119. No. 2. P. 307-350. DOI: 10.1086/673295
-
Murphy W.W. Consumer Culture and Society. Thousand Oaks, CA: Sage, 2020. Accessed 20.01.2024. URL: https://us.sagepub.com/sites/default/files/upm-assets/76590_book_item_76590.pdf.
-
Miller D. Material Culture and Mass Consumption. N.Y.: Basil Blackwell, 1987. 240 p.
-
Miller D. A Theory of Shopping. L.: Polity, 1998. 192 p.
-
Miller D. Stuff. Cambridge: Polity, 2009. 220 p.
-
Miller D. Consumption and Commodities. Annual Review of Anthropology. 1995. Vol. 24. P. 141-161. DOI: 10.1146/annurev.anthro.24.1.141 EDN: HFAHZP
-
Ritzer G., Miles S. The Changing Nature of Consumption and the Intensification of McDonaldization in the Digital Age. Journal of Consumer Culture. 2019. Vol. 19. No. 1. P. 3-20. DOI: 10.1177/1469540518818628
-
Sahakian M., Wahlen S., Welch D. (Un)sustainable Consumption: A Contested, Compelling and Critical Field. Consumption and Society. 2022. Vol. 1. No. 2. P. 244-254. DOI: 10.1332/byhl7310 EDN: EJWEHO
-
Schau H., Muniz A., Arnould E. How Brand Community Practices Create Value. Journal of Marketing. 2009. Vol. 73. No. 5. P. 30-51. DOI: 10.1509/jmkg.73.5.30
-
Schor J.B., Slater D., Zukin S., Zelizer V.A. Critical and Moral Stances in Consumer Studies. Journal of Consumer Culture. 2010. Vol. 10. No. 2. P. 274-291. DOI: 10.1177/1469540510365688
-
Shove E., Pantzar M., Watson M. The Dynamics of Social Practice: Everyday Life and How it Changes. L.: Sage, 2012. 208 p. DOI: 10.4135/9781446250655
-
Shove E. Social theory and climate change. Theory, Culture and Society. 2010. Vol. 27. No. 2-3. P. 277-288. DOI: 10.1177/0263276410361498
-
Simmel G. Fashion. American Journal of Sociology. 1957 [1904]. Vol. 62. P. 541-558. DOI: 10.1086/222102
-
Skeldon G. The Frankfurt School, Leisure and Consumption. The Palgrave Handbook of Leisure Theory. Ed. by K Spracklen, B. Lashua, E. Sharpe, S. Swain. L.: Palgrave Macmillan, 2017. P. 507-522. DOI: 10.1057/978-1137-56479-5_29
-
Swedberg R. Principles of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 2003. 384 p. EDN: QOJJXD
-
Trentmann F. Empire of Things: How We Became a World of Consumers, from the Fifteenth Century to the Twenty-First. L.: Harper, 2016. 896 p.
-
Trigg A.B. Veblen, Bourdieu, and Conspicuous Consumption. Journal of Economic Issues. 2001. Vol. 35. No. 1. P. 99-115. DOI: 10.1080/00213624.2001.11506342 EDN: DKWHHP
-
Vargo S.L., Lusch R.F. Evolving to a New Dominant Logic for Marketing. Journal of Marketing. 2004. Vol. 68. No. 1. P. 1-17. DOI: 10.1509/jmkg.68.1.1.24036
-
Warde A. Consumption and Theories of Practice. Journal of Consumer Culture. 2005. Vol. 5. No. 2. P. 131-153. DOI: 10.1177/1469540505053090
-
Warde A. After Taste: Culture, Consumption and Theories of Practice. Journal of Consumer Culture. 2014. Vol. 14. No. 3. P. 279-303. DOI: 10.1177/1469540514547828
-
Warde A. Consumption: A Sociological Analysis. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 252 p. DOI: 10.1057/978-1-137-55682-0
-
Warde A. Society and Consumption. Consumption and Society. 2022. Vol. 1. No. 1. P. 11-30. DOI: 10.1332/gtye7193 EDN: EGXMDY
-
Warde A. The Sociology of Consumption: Its Recent Development. Annual Review of Sociology. 2015. Vol. 41. P. 117-134. DOI: 10.1146/annurevsoc-071913-043208
-
Warde A. Changing Conceptions of Consumption. The changing consumer. Ed. by A. Anderson, K. Meethan, S. Miles. L.: Routledge, 2002. P. 10-24.
-
Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. Transl. by T. Parsons. N.Y.: Scribner, 1958. 292 p.
-
Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley: University of California Press, 1978. 1469 p.
-
Weber M. Class, Status, Party. Max Weber: Essays in Sociology. Ed. by H.H. Gerth, C.W. Mills. N.Y.: Oxford University Press, 1946. P. 180-195.
-
Welch D., Warde A. Theories of Practice and Sustainable Consumption. Handbook of Research on Sustainable Consumption. Ed. by L. Reisch, J. Thøgersen. Cheltenham: Edward Elgar, 2015. P. 84-100. DOI: 10.4337/9781783471270.00013
-
Wilk R. Morals and Metaphors: The Meaning of Consumption. Elusive Consumption. Ed. by K. Eckstrom, H. Brembeck. Oxford: Berg Publishers, 2004. P. 11-26. DOI: 10.4324/9781003085232-3
-
Wilk R. Consuming Morality. Journal of Consumer Culture. 2001. No. 2. P. 245-260. DOI: 10.1177/146954050100100211
-
Zelizer V. Culture and Consumption. Handbook of Economic Sociology. Ed. by N. Smelser, R. Swedberg Princeton, N.J.: Princeton University Press; N.Y.: Russell Sage Foundation, 2005. P. 331-354.
-
Zuboff S. The age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. N.Y.: Public Affairs, 2019. 704 p.
-
Zukin S., Maguire J. Consumers and Consumption. Annual Review of Sociology. 2004. No. 30. P. 173-197. DOI: 10.1146/annurev.soc.30.012703.110553
-
Zukin Sh. Point of Purchase: How Shopping Changed American Culture. N.Y., L.: Routledge, 2004. 336 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Жилищная социология - достаточно современная отрасль, зародившаяся в США в середине XX в. и все более набирающая популярность по всему миру. Однако дискуссии о ней как самостоятельной дисциплине не утихают и по сей день. Издание в 2023 г. книги “The Sociology of Housing” под редакцией социологов - исследователей жилищной сферы Б.Дж. МакКейба и Е. Розен фактически ставит точку в данном споре. Коллективный труд авторов не только раскрывает многообразие вопросов и методов их изучения, к которым обращается жилищная социология, но и демонстрирует проблемы и перспективы развития данной дисциплины, возможности междисциплинарного сотрудничества, особенности социологического воображения и мышления представителей отрасли. Именно на этом и сделан акцент автором настоящей рецензии. Фактически данная книга может рассматриваться как манифест жилищной социологии (по аналогии с манифестом социологии мобильностей Дж. Урри), о чем ее авторы и редакторы скромно умолчали.Жилищная социология - достаточно современная отрасль, зародившаяся в США в середине XX в. и все более набирающая популярность по всему миру. Однако дискуссии о ней как самостоятельной дисциплине не утихают и по сей день. Издание в 2023 г. книги “The Sociology of Housing” под редакцией социологов - исследователей жилищной сферы Б.Дж. МакКейба и Е. Розен фактически ставит точку в данном споре. Коллективный труд авторов не только раскрывает многообразие вопросов и методов их изучения, к которым обращается жилищная социология, но и демонстрирует проблемы и перспективы развития данной дисциплины, возможности междисциплинарного сотрудничества, особенности социологического воображения и мышления представителей отрасли. Именно на этом и сделан акцент автором настоящей рецензии. Фактически данная книга может рассматриваться как манифест жилищной социологии (по аналогии с манифестом социологии мобильностей Дж. Урри), о чем ее авторы и редакторы скромно умолчали.
Формально это - юбилейное интервью с Яковом Ильичем Гилинским, известным российским социологом и криминологом, многие годы жизни посвятившим изучению многообразных форм девиантного поведения. Реально же это моя беседа с коллегой и другом на подступах к значимой дате в его жизни - 90-летию. Поскольку это далеко не первое наше обсуждение прожитого и сделанного им, поскольку он сам десять лет назад рассказал о себе в книге «Я в Мире, Мир во мне» и с учетом того, что множество интервью с ним размещено на платформе Youtube, мне показалось оправданным освободиться от стремления пройтись по всем этапам жизненного пути Я.И. Гилинского и просить его поговорить о событиях последних 20 лет на фоне более отдаленного прошлого. Благодаря такому ключу беседы читатель знакомится с непростыми судьбами его предков, с его движением в науку и важнейшими научными достижениями, с его счастливыми и в высшей степени продуктивными перестроечными годами. Читатель узнает об активном общении Я.И. Гилинского с авторитетнейшими криминологами мира и об участии в крупнейших научных форумах, о его путешествиях и деловых поездках с женой - верным помощником - во многие европейские страны и государства других континентов. Вместе с тем характер динамики важнейших макрополитических процессов в мире и стране, негативные тренды в развитии общественных наук в России, тяжелые переживания в личной жизни - все это сделало нашу беседу невосторженной. Однако жизнь Якова Гилинского сложилась успешно, сделанное им будет долго востребовано. Формально это - юбилейное интервью с Яковом Ильичем Гилинским, известным российским социологом и криминологом, многие годы жизни посвятившим изучению многообразных форм девиантного поведения. Реально же это моя беседа с коллегой и другом на подступах к значимой дате в его жизни - 90-летию. Поскольку это далеко не первое наше обсуждение прожитого и сделанного им, поскольку он сам десять лет назад рассказал о себе в книге «Я в Мире, Мир во мне» и с учетом того, что множество интервью с ним размещено на платформе Youtube, мне показалось оправданным освободиться от стремления пройтись по всем этапам жизненного пути Я.И. Гилинского и просить его поговорить о событиях последних 20 лет на фоне более отдаленного прошлого. Благодаря такому ключу беседы читатель знакомится с непростыми судьбами его предков, с его движением в науку и важнейшими научными достижениями, с его счастливыми и в высшей степени продуктивными перестроечными годами. Читатель узнает об активном общении Я.И. Гилинского с авторитетнейшими криминологами мира и об участии в крупнейших научных форумах, о его путешествиях и деловых поездках с женой - верным помощником - во многие европейские страны и государства других континентов. Вместе с тем характер динамики важнейших макрополитических процессов в мире и стране, негативные тренды в развитии общественных наук в России, тяжелые переживания в личной жизни - все это сделало нашу беседу невосторженной. Однако жизнь Якова Гилинского сложилась успешно, сделанное им будет долго востребовано.
Эссе сконструировано в виде социологической реинтерпретации основных идей и результатов исследования, содержащегося в книге А. Строева «Авантюристы Просвещения». Его методология представляет собой редкий для отечественной науки пример синтеза исторических и филологических подходов к изучению уникального феномена авантюризма в эпоху Просвещения. Автор монографии, известный специалист в области мировой литературы, исследует судьбы европейских авантюристов как на Западе, так и в их странствиях и приключениях в Российской империи второй половины XVIII в. В те времена понятие «авантюрист» не было негативно окрашенным и характеризовало скорее свободную личность в состоянии свободных перемещений - территориальных, текстуальных и социальных. Автор книги сконструировал репрезентативную базу авантюристов, преимущественно французов и итальянцев, среди которых были как известные персонажи, к примеру Калиостро и Казанова, так и яркие личности, совершенно не известные ранее, но оставившие заметный «след» в истории России. Эти авантюристы, вопреки расхожему мнению, отнюдь не были мошенниками и шарлатанами; социальный обман не определял их зонтичную идентичность. Они - творческие люди, высокообразованные и талантливые писатели, а в широком смысле - «граждане мира». Единичная идентичность их не устраивала, они творили свои биографии как художественное произведение, постоянно меняя занятия и имиджи. Предложенные ими поведенческие образцы апеллировали к игре и лицедейству. Подобная манера поведения настолько привлекала внимание элит и эпатировала широкую публику, что в итоге это способствовало рождению новых социальных ролей в статичном российском обществе. Авантюристы продвигали ценности свободы и равенства, республиканизма и сетевых сообществ и сами демонстрировали образцы высокой мобильности. Выступая в роли «консультантов» и «проводников» просветительских идей для властей и аристократии, они прививали им вкус к социальному воображению и утопическому мышлению. Французские философы-просветители, которые посещали Россию в качестве путешествующих авантюристов и с которыми Екатерина поддерживала тесные и уважительные отношения, тем не менее почти никак не повлияли на «курс» российской модернизации. Никому из них по-настоящему не удалось подкрепить свои теоретические идеи российской практикой, а императрица чаще всего отторгала их рекомендации как неадекватные нашим историческим условиям и тем самым закрепляла в отечественной политике и культуре установку на антиуниверсализм. Мотивированные исключительно эгоистическими соображениями и целями, авантюристы подспудно способствовали трансгрессии (первая «культура отмены») множества норм и ценностей императорской России в пользу принципов и стандартов становящегося раннего Модерна. Однако эти долгосрочные последствия пребывания авантюристов в стране имели непредумышленный и во многом случайный характер.Эссе сконструировано в виде социологической реинтерпретации основных идей и результатов исследования, содержащегося в книге А. Строева «Авантюристы Просвещения». Его методология представляет собой редкий для отечественной науки пример синтеза исторических и филологических подходов к изучению уникального феномена авантюризма в эпоху Просвещения. Автор монографии, известный специалист в области мировой литературы, исследует судьбы европейских авантюристов как на Западе, так и в их странствиях и приключениях в Российской империи второй половины XVIII в. В те времена понятие «авантюрист» не было негативно окрашенным и характеризовало скорее свободную личность в состоянии свободных перемещений - территориальных, текстуальных и социальных. Автор книги сконструировал репрезентативную базу авантюристов, преимущественно французов и итальянцев, среди которых были как известные персонажи, к примеру Калиостро и Казанова, так и яркие личности, совершенно не известные ранее, но оставившие заметный «след» в истории России. Эти авантюристы, вопреки расхожему мнению, отнюдь не были мошенниками и шарлатанами; социальный обман не определял их зонтичную идентичность. Они - творческие люди, высокообразованные и талантливые писатели, а в широком смысле - «граждане мира». Единичная идентичность их не устраивала, они творили свои биографии как художественное произведение, постоянно меняя занятия и имиджи. Предложенные ими поведенческие образцы апеллировали к игре и лицедейству. Подобная манера поведения настолько привлекала внимание элит и эпатировала широкую публику, что в итоге это способствовало рождению новых социальных ролей в статичном российском обществе. Авантюристы продвигали ценности свободы и равенства, республиканизма и сетевых сообществ и сами демонстрировали образцы высокой мобильности. Выступая в роли «консультантов» и «проводников» просветительских идей для властей и аристократии, они прививали им вкус к социальному воображению и утопическому мышлению. Французские философы-просветители, которые посещали Россию в качестве путешествующих авантюристов и с которыми Екатерина поддерживала тесные и уважительные отношения, тем не менее почти никак не повлияли на «курс» российской модернизации. Никому из них по-настоящему не удалось подкрепить свои теоретические идеи российской практикой, а императрица чаще всего отторгала их рекомендации как неадекватные нашим историческим условиям и тем самым закрепляла в отечественной политике и культуре установку на антиуниверсализм. Мотивированные исключительно эгоистическими соображениями и целями, авантюристы подспудно способствовали трансгрессии (первая «культура отмены») множества норм и ценностей императорской России в пользу принципов и стандартов становящегося раннего Модерна. Однако эти долгосрочные последствия пребывания авантюристов в стране имели непредумышленный и во многом случайный характер.
В статье рассматривается социальная философия техники Н.А. Бердяева, которую он позиционирует как персоналистически-социалистическую. Реконструируются ее основные положения, выявляются «метафизические и «социологические» аспекты. Показывается, во-первых, что к метафизике техники Бердяев относит критику современного представления человека о самом себе как homo faber или toolmaking animal, возникшего вследствие нарушения им вечного порядка ценностей и сотворения из техники кумира. Во-вторых, что, согласно Бердяеву, техника создает онтологически «новую действительность», которая, в свою очередь, определяет специфику современной «технической и экономической» эпохи. В-третьих, что христиански правильное, одухотворенное отношение человека к технике является необходимым и существенным элементом апокалиптической эсхатологии Бердяева. Социология техники трактуется русским мыслителем как социальная философия и философия истории. В их свете, с одной стороны, вскрываются культурно- и реально-исторические предпосылки возникновения «технической» эпохи - таковыми Бердяев считает, соответственно, гуманизм и капитализм, а с другой - предлагаются способы преодоления ее сущностных изъянов в свете персоналистически-социалистического идеала общества. Автор статьи подчеркивает актуальность социально-философских идей Бердяева в контексте новейших исторических реалий.В статье рассматривается социальная философия техники Н.А. Бердяева, которую он позиционирует как персоналистически-социалистическую. Реконструируются ее основные положения, выявляются «метафизические и «социологические» аспекты. Показывается, во-первых, что к метафизике техники Бердяев относит критику современного представления человека о самом себе как homo faber или toolmaking animal, возникшего вследствие нарушения им вечного порядка ценностей и сотворения из техники кумира. Во-вторых, что, согласно Бердяеву, техника создает онтологически «новую действительность», которая, в свою очередь, определяет специфику современной «технической и экономической» эпохи. В-третьих, что христиански правильное, одухотворенное отношение человека к технике является необходимым и существенным элементом апокалиптической эсхатологии Бердяева. Социология техники трактуется русским мыслителем как социальная философия и философия истории. В их свете, с одной стороны, вскрываются культурно- и реально-исторические предпосылки возникновения «технической» эпохи - таковыми Бердяев считает, соответственно, гуманизм и капитализм, а с другой - предлагаются способы преодоления ее сущностных изъянов в свете персоналистически-социалистического идеала общества. Автор статьи подчеркивает актуальность социально-философских идей Бердяева в контексте новейших исторических реалий.
В статье представлена проблематика, отражающая современные стратегии и тактики конструирования целостного образа города. Так называемая сборка (пересборка) осуществляется в ответ на вызовы раздробленного, фрагментированного, децентрализованного, гибридного, но все-таки развивающегося города. Выявляются несколько типов сборки в зависимости от «собирателей взгляда»: всякий раз это либо представители лояльно настроенных к политике властных структур, либо оппозиционно настроенные блогеры, популярные лидеры городских сообществ, либо представители исследовательских групп. Авторы рассматривают город как динамичную систему, формирующую множество векторов развития и многообразие урбанистических дискурсов. В статье доказано: в медиапространстве города конкурируют три типа дискурса: дискурс устойчивого развития, критически-урбанистический и лайт-вариант дискурса нового урбанизма. Предметом анализа стали тексты и высказывания представителей социально-медийных сообществ (трех сибирских городов: Новосибирска, Барнаула, Томска), которые производят аудит пространственного развития и предлагают свои сценарии сборки города. Выявлены роль и значение виртуальных сборок, которые, как показывает опыт социально-медийных сообществ, могут привести к реальным сборкам и взаимодействию всех акторов города в процессе трансформации пространства, к пересмотру режимов вовлеченности горожан в процесс проектирования городской жизни. Дискуссии, связанные со сборкой города, могут и затормозить процесс реализации городских проектов, практику застройки городов, обладающих статусом исторического поселения. Тем более что потребности горожан в аутентичном городском пространстве, отвечающем критериям подлинности, историчности, зачастую исключены из зоны интересов представителей власти. Каждый из анализируемых городов демонстрирует свой уникальный набор институциональных механизмов и взаимодействий участников на аренах принятия решений, обусловленный неповторимым культурным, социальным, политическим и историческим контекстами.В статье представлена проблематика, отражающая современные стратегии и тактики конструирования целостного образа города. Так называемая сборка (пересборка) осуществляется в ответ на вызовы раздробленного, фрагментированного, децентрализованного, гибридного, но все-таки развивающегося города. Выявляются несколько типов сборки в зависимости от «собирателей взгляда»: всякий раз это либо представители лояльно настроенных к политике властных структур, либо оппозиционно настроенные блогеры, популярные лидеры городских сообществ, либо представители исследовательских групп. Авторы рассматривают город как динамичную систему, формирующую множество векторов развития и многообразие урбанистических дискурсов. В статье доказано: в медиапространстве города конкурируют три типа дискурса: дискурс устойчивого развития, критически-урбанистический и лайт-вариант дискурса нового урбанизма. Предметом анализа стали тексты и высказывания представителей социально-медийных сообществ (трех сибирских городов: Новосибирска, Барнаула, Томска), которые производят аудит пространственного развития и предлагают свои сценарии сборки города. Выявлены роль и значение виртуальных сборок, которые, как показывает опыт социально-медийных сообществ, могут привести к реальным сборкам и взаимодействию всех акторов города в процессе трансформации пространства, к пересмотру режимов вовлеченности горожан в процесс проектирования городской жизни. Дискуссии, связанные со сборкой города, могут и затормозить процесс реализации городских проектов, практику застройки городов, обладающих статусом исторического поселения. Тем более что потребности горожан в аутентичном городском пространстве, отвечающем критериям подлинности, историчности, зачастую исключены из зоны интересов представителей власти. Каждый из анализируемых городов демонстрирует свой уникальный набор институциональных механизмов и взаимодействий участников на аренах принятия решений, обусловленный неповторимым культурным, социальным, политическим и историческим контекстами.
Классические подходы к категоризации конфликтов, используемые в области социальных наук, зачастую не адаптированы к контексту рынка труда, поскольку находятся вне рамок экономических теорий. Насколько нам известно, в настоящее время ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует концептуальной систематизации конфликтов, возникающих в процессе найма. Такая систематизация позволила бы объединить факторы конфликтов на пересечении экономических, социологических теорий и теорий конфликтов. В статье предложена категоризация, основанная на наиболее значимых теориях конфликта, а также рассмотрены типы конфликтов, которые могут возникать в процессе трудоустройства на рынке труда. Авторская категоризация сгруппирована по участникам рынка (стороны спроса и предложения) и по типам конфликтов (системные и несистемные конфликты). Выделены четыре основных источника конфликта: рыночный механизм и зарплатные ожидания (системные конфликты); ценности компании и человеческий капитал (несистемные конфликты). Политика конкретной компании и ожидания соискателей по поводу конкретной вакансии относятся к несистемным конфликтогенным факторам, они зависят от ценностей компании и человеческого капитала. Системные факторы конфликтов, такие как соответствие спроса и предложения и зарплатные ожидания, определяются рыночными механизмами. Эти экономические факторы определяются объективными и предсказуемыми процессами. Социологические теории конфликтов обычно исключаются из вышеуказанного контекста, что может привести к необъективному изображению макроэкономических процессов. Предложенная в статье категоризация позволяет на раннем этапе определить источник конфликта и потенциально снизить нежелательный эффект от него.Классические подходы к категоризации конфликтов, используемые в области социальных наук, зачастую не адаптированы к контексту рынка труда, поскольку находятся вне рамок экономических теорий. Насколько нам известно, в настоящее время ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует концептуальной систематизации конфликтов, возникающих в процессе найма. Такая систематизация позволила бы объединить факторы конфликтов на пересечении экономических, социологических теорий и теорий конфликтов. В статье предложена категоризация, основанная на наиболее значимых теориях конфликта, а также рассмотрены типы конфликтов, которые могут возникать в процессе трудоустройства на рынке труда. Авторская категоризация сгруппирована по участникам рынка (стороны спроса и предложения) и по типам конфликтов (системные и несистемные конфликты). Выделены четыре основных источника конфликта: рыночный механизм и зарплатные ожидания (системные конфликты); ценности компании и человеческий капитал (несистемные конфликты). Политика конкретной компании и ожидания соискателей по поводу конкретной вакансии относятся к несистемным конфликтогенным факторам, они зависят от ценностей компании и человеческого капитала. Системные факторы конфликтов, такие как соответствие спроса и предложения и зарплатные ожидания, определяются рыночными механизмами. Эти экономические факторы определяются объективными и предсказуемыми процессами. Социологические теории конфликтов обычно исключаются из вышеуказанного контекста, что может привести к необъективному изображению макроэкономических процессов. Предложенная в статье категоризация позволяет на раннем этапе определить источник конфликта и потенциально снизить нежелательный эффект от него.
Данное исследование посвящено тому, насколько пожилые люди вовлечены в обмен помощью со своим социальным окружением, как оказание (получение) финансовой и инструментальной помощи детям (от детей) связано с субъективным благополучием пожилых людей. Исследование основано на данных Национального исследования старшего поколения (НИСП) 2021 г. Анализ данных проводился с использованием множественной регрессии. Для дескриптивного анализа были отобраны респонденты в возрасте 60 лет и старше. Выборка составила 1782 респондента. Для регрессионного анализа отбирались пожилые люди в возрасте от 60 лет и старше, у которых есть дети (1536 респондентов). Было установлено, что практически каждый пятый пожилой человек получает помощь от лиц, не живущих в домохозяйстве, в работе по дому или работе с документами. Около 20% пожилых сами выступали донорами практической помощи другим людям. Примерно четверть пожилых людей оказывали финансовую помощь или дарили крупные подарки другим людям. Сами пожилые несколько реже оказывались в роли получателей финансовой помощи или крупных подарков от других людей. Основная часть обмена помощью происходит между пожилыми людьми и их детьми. Исследование показало, что получение инструментальной помощи от детей отрицательно связано с удовлетворенностью жизнью пожилых людей. В то же время получение финансовой помощи от детей оказалось положительно связанным с уровнем удовлетворенности жизнью людей старшего возраста. Причем получение финансовой помощи от детей важно в первую очередь для матерей, а также для пожилых родителей, испытывающих проблемы со здоровьем. Связь между удовлетворенностью жизнью и оказанием финансовой или инструментальной помощи детям не достигла статистической значимости.Данное исследование посвящено тому, насколько пожилые люди вовлечены в обмен помощью со своим социальным окружением, как оказание (получение) финансовой и инструментальной помощи детям (от детей) связано с субъективным благополучием пожилых людей. Исследование основано на данных Национального исследования старшего поколения (НИСП) 2021 г. Анализ данных проводился с использованием множественной регрессии. Для дескриптивного анализа были отобраны респонденты в возрасте 60 лет и старше. Выборка составила 1782 респондента. Для регрессионного анализа отбирались пожилые люди в возрасте от 60 лет и старше, у которых есть дети (1536 респондентов). Было установлено, что практически каждый пятый пожилой человек получает помощь от лиц, не живущих в домохозяйстве, в работе по дому или работе с документами. Около 20% пожилых сами выступали донорами практической помощи другим людям. Примерно четверть пожилых людей оказывали финансовую помощь или дарили крупные подарки другим людям. Сами пожилые несколько реже оказывались в роли получателей финансовой помощи или крупных подарков от других людей. Основная часть обмена помощью происходит между пожилыми людьми и их детьми. Исследование показало, что получение инструментальной помощи от детей отрицательно связано с удовлетворенностью жизнью пожилых людей. В то же время получение финансовой помощи от детей оказалось положительно связанным с уровнем удовлетворенности жизнью людей старшего возраста. Причем получение финансовой помощи от детей важно в первую очередь для матерей, а также для пожилых родителей, испытывающих проблемы со здоровьем. Связь между удовлетворенностью жизнью и оказанием финансовой или инструментальной помощи детям не достигла статистической значимости.
Статья посвящена обзору англоязычных fan studies как междисциплинарного исследовательского направления. В частности, в ней обсуждаются тенденции развития исследований фан-культуры, различные подходы к концептуализации фэндомов и фанатов, а также феномен «акафанов» и особенности этики фан-исследований. Показан сложный путь становления и оформления fan studies в самостоятельную субдисциплину, признанную академическим сообществом. Этот путь отмечен чередой «волн», отражающих как разные подходы к пониманию предмета изучения, так и изменение статуса самих fan studies. Широкое распространение фанатских практик и сообществ, возникающих вокруг объектов массовой культуры, способствовало их нормализации и мейнстримизации. Исследования фан-культуры также демонстрируют изменения своей направленности: проблематика стигматизации фанатов отходит на второй план, актуализируется изучение фэндомов в контексте социального неравенства, культуры соучастия и медиапотребления. Современные дискуссии внутри fan studies направлены на переосмысление ключевых понятий и поиск новых интерпретаций и концептов, позволяющих преодолеть ограничения прежних подходов. Одна из основных тем обсуждения: по-прежнему ли главным объектом фан-исследований является фанатское сообщество (традиция, заложенная Генри Дженкинсом) или это также индивидуальные фанаты? Помимо пересмотра понятий и границ предметного поля, артикулируются методологические и этические проблемы в этой области. Особое внимание уделяется позиции «акафанов», принадлежащих как научному, так и фанатскому миру. В статье также показано, как оптика fan studies начинает применяться в смежных социальных дисциплинах. Поскольку многие сообщества и движения (политические, потребительские, культурные и т. д.) функционируют в ряде аспектов подобно фэндомам, обращение к теориям fan studies углубляет понимание этих феноменов.Статья посвящена обзору англоязычных fan studies как междисциплинарного исследовательского направления. В частности, в ней обсуждаются тенденции развития исследований фан-культуры, различные подходы к концептуализации фэндомов и фанатов, а также феномен «акафанов» и особенности этики фан-исследований. Показан сложный путь становления и оформления fan studies в самостоятельную субдисциплину, признанную академическим сообществом. Этот путь отмечен чередой «волн», отражающих как разные подходы к пониманию предмета изучения, так и изменение статуса самих fan studies. Широкое распространение фанатских практик и сообществ, возникающих вокруг объектов массовой культуры, способствовало их нормализации и мейнстримизации. Исследования фан-культуры также демонстрируют изменения своей направленности: проблематика стигматизации фанатов отходит на второй план, актуализируется изучение фэндомов в контексте социального неравенства, культуры соучастия и медиапотребления. Современные дискуссии внутри fan studies направлены на переосмысление ключевых понятий и поиск новых интерпретаций и концептов, позволяющих преодолеть ограничения прежних подходов. Одна из основных тем обсуждения: по-прежнему ли главным объектом фан-исследований является фанатское сообщество (традиция, заложенная Генри Дженкинсом) или это также индивидуальные фанаты? Помимо пересмотра понятий и границ предметного поля, артикулируются методологические и этические проблемы в этой области. Особое внимание уделяется позиции «акафанов», принадлежащих как научному, так и фанатскому миру. В статье также показано, как оптика fan studies начинает применяться в смежных социальных дисциплинах. Поскольку многие сообщества и движения (политические, потребительские, культурные и т. д.) функционируют в ряде аспектов подобно фэндомам, обращение к теориям fan studies углубляет понимание этих феноменов.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru