В статье анализируются основные результаты репрезентативного общенационального социологического исследования, посвященного изучению отличительных характеристик национальной идентичности современного армянского общества. На основе теоретического анализа полученных данных и сравнительного исследования вторичных данных из ранее проведенных социологических исследований конструируется динамика основных характеристик национальной идентичности современных армян. Отмечаются основные гендерные, возрастные и урбанистические различия в национальной автоидентификации населения Армении. Приведен социологический анализ самовосприятия армян в соотнесении с другими этническими группами большого региона. Отдельно рассматриваются особенности социальной дистанции внутри армянского этноса между различными группами армянской диаспоры. Проводится сопоставление части полученных социологических данных с результатами последних генетических исследований армянского этноса.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Феномен социальной идентичности в последнее время привлекает все большее внимание ученых. Термин «идентичность» — междисциплинарное понятие, которое активно употребляется в современной философской, социологической, политологической и психологической научной литературе.
Список литературы
- Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. постиндустр. о-ва; журн. “Свободная мысль”. М.: Логос, 2002. - LXIII, 324, [2] с.
Bauman Z. Individualized society. [Russ. ed.: Individualizirovannoe obshchestvo. Transl. from Eng.; Ed. by V.L. Inozemtsev; Research Center in industrial style islands; “Free Thought”. Moscow: Logos publ., 2002. LXIII, 324, [2] p.]. - Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ. О.А. Оберемко; Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 166, [2] с. Berger P. Invitation to sociology: a humanistic perspective. [Russ. ed.: Priglashenie v sotsiologiyu: gumanisticheskaya perspektiva. Transl. from Eng. by O.A. Oberemko; Ed. by G.S. Batygin. Moscow: Aspekt-Press publ., 1996. 166, [2] p.].
- Большой толковый словарь по культурологии / Сост. Б.И. Кононенко. М.: Вече; АСТ, 2003. - 509, [2] с. [электронный ресурс]. Дата обращения 26.03.2023. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-200-1.htm#zag-443. Bol’shoi tolkovyi slovar’ po kul’turologi. [Large explanatory dictionary of cultural studies.] Comp. B.I. Kononenko. Moscow: Veche publ.; AST publ., 2003. 509, [2] p. Accessed 03.26.2023. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-200-1.htm#zag-443 (In Russ.).
- Горшков М.К. Роль государства в сохранении и развитии национальной и гражданской идентичности и укреплении доверия в контексте глобальных процессов // Гуманитарий юга России. 2013. № 3. С. 11-25. EDN: SBUMRB Gorshkov M.K. The state’s role in the preservation and development of national and civic identity and confidence-building in the context of global processes. Gumanitarii yuga Rossii. 2013. No. 3. P. 11-25. (In Russ.). EDN: SBUMRB
- Золян С.Т. О принципах и типах описания национальной идентичности // Вестник РАУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2 (29). С. 7-18. Zolyan S.T. On the principles and types of description of national identity. Vestnik RAU. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. [Bulletin of RAU. Series: Humanities and social sciences.] 2018. No. 2 (29). P. 7-18. (In Russ.).
- Искусство и цивилизационная идентичность / [Отв. ред. Н.А. Хренов]; Науч. совет РАН “История мировой культуры”. М.: Наука, 2007. - 603 с. Iskusstvo i tsivilizatsionnaya identichnost’. [Art and civilizational identity.] Ed. by N.A. Khrenov; Scientific Council of the Russian Academy of Sciences “History of World Culture”. Moscow: Nauka publ., 2007. 603 p. (In Russ.).
- Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 144-162. EDN: PAVDFZ Kochetkov V.V. National and ethnic identity in the modern world. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2012. No. 2. P. 144-162. (In Russ.).
- Кузнецов К.А., Щелин П.А. Национальная идентичность и устойчивая государственность // Comparative politics. 2014. Т. 5. № 1 (14). С. 31-36. Kuznetsov K.A., Shchelin P.A. National identity and sustainable statehood. Comparative politics. 2014. Vol. 5. No. 1 (14). P. 31-36. (In Russ.).
- Манукян С. Ядро этнической идентичности армян Армении [на арм. яз.] [электронный ресурс]. Дата обращения 26.06.2023. URL: https://orbeli.am/hy/post/402/2020-03-27/Հայաստանի+հայերի+էթնիկ+ինքնության+միջուկը. Manukyan S. The core of the ethnic identity of the Armenians of Armenia. Accessed 26.06.2023. URL: https://orbeli.am/hy/post/402/2020-03-27/bedroom (In Armenian).
-
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов др. М.: Мысль, 2010. - 744 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2023. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija_v_4_tomakh_2010/23-1-0-1152. Novaya filosofskaya entsiklopediya: V 4 t. [New philosophical encyclopedia: In 4 volumes.] Ed. advice: V.S. Stepin, A.A. Guseinov, G.Yu. Semigin, A.P. Ogurtsov, etc. Moscow: Mysl' publ., 2010. 744 p. Accessed 23.06.2023. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija_v_4_tomakh_2010/23-1-0-1152 (In Russ.).
-
Погосян Г.А. Историческая память и национальная идентичность. Ереван: Изд-во РАУ, 2023. - 134 с. Pogosyan G.A. Istoricheskaya pamyat' i natsional'naya identichnost'. [Historical memory and national identity.] Yerevan: Izd-vo RAU publ., 2023. 134 p. (In Russ.).
-
Погосян Г.А. Контуры новой армянской идентичности и социальная солидарность // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3 (75). С. 125-131. EDN: PCVPOR Pogosyan G.A. Contours of the new Armenian identity and social solidarity. Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2005. No. 3 (75). P. 125-131. (In Russ.). EDN: PCVPOR
-
Погосян Г. Судьба армянина в Армении // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 150-154. Poghosyan G. The fate of the Armenian in Armenia. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. No. 10. P. 150-154. (In Russ.).
-
Саркисян О.Л. Культурный ресурс политики идентичности (на примере Армении) // Вестник РАУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2 (29). С. 28-34. Sarkisyan O.L. Cultural resource of identity politics (on the example of Armenia). Vestnik RAU. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. [Bulletin of RAU. Series: Humanities and social sciences.] 2018. No. 2 (29). P. 28-34. (In Russ.).
-
Сапожникова Р.Б. Анализ понятия "идентичность": теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. Серия: Психология. 2005. Вып. 1 (45). С. 3-17. EDN: JWKTRR Sapozhnikova R.B. Analysis of the concept of "identity": theoretical and methodological foundations. Vestnik TGPU. Seriya: Psikhologiya. 2005. Iss. 1 (45). P. 3-17. (In Russ.).
-
Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 45-61. EDN: PFORZN Simonova O.A. Towards the formation of a sociology of identity. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2008. No. 3. P. 45-61. (In Russ.). EDN: PFORZN
-
Словарь социолингвистических терминов / Сост. А.Н. Биткеева, В.Ю. Михальченко, В.А. Кожемякина, Т.Б. Крючкова и др. М.: Ин-т языкознания РАН, 2006. - 312 с. Slovar' sotsiolingvisticheskikh terminov. [Dictionary of sociolinguistic terms.] Comp. by A.N. Bitkeev, V.Yu. Mikhalchenko, V.A. Kozhemyakin, T.B. Kryuchkov, et al. Moscow: In-t yazykoznaniya RAN publ., 2006. 312 p. (In Russ.).
-
Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2008. - 608 с. Sotsiologicheskii slovar'. [Sociological Dictionary.] Ed. by G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. Moscow: Norma publ., 2008. 608 p. (In Russ.).
-
Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. - 488 с. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar'. Na russkom, angliiskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh. Sociological encyclopedic dictionary. In Russian, English, German, French and Czech. Ed. by G.V. Osipov. Moscow: INFRA-M - NORMA publ., 1998. 488 p. (In Russ.).
-
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. - 344 с. Erickson E. Identity: youth and crisis. [Russ. ed.: Identichnost': yunost' i krizis. Transl. from Eng. Moscow: Progress publ., 1996. 344 p.].
-
Calhoun C. Critical Social Theory: Culture, History, and Challenge of Difference. Oxford; Cambridge: Wiley-Blackwell 1995. - 356 p.
-
Bogardus E.S. Social Distance in the City // Proceedings and Publications of the American Sociological Society. 1926. No. 20. P. 40-46.
-
Hellenthal G., Busby G.B., Band G., Capelli C., Falush D., Myers S.R., Wilson J.F. A Genetic Atlas of Human Admixture History // Science. 14 Feb. 2014, Vol. 343. Iss. 6172. P. 747-751. DOI: 10.1126/science.1243518 EDN: SQBMST
-
Giddens A. Modernity and Self Identity: Self and society in late modern age. Cambridge: Polity Press, 1991. - 256 p.
-
Hall S. Who Needs "Identity"? // Questions of Cultural Identity / Ed. by S. Hall, P. du Gay. London: Sage, 1996. P. 1-17.
-
Huntington S.P. Who are We: The Challenges to America's National Identity. New York: Simon & Schuster, 2004. - 428 p.
-
Sabagh G., Bozorgmehr M., Der-Martirosian C. Subethnicity: Armenians in Los Angeles // California Immigrants in World Perspective: The Conference Papers, April 1990. 1989-1990. Vol. V. No. 6. Los Angeles: Institute for Social Science Research, 1990 [online]. Accessed 19.11.2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/5000004_Subethnicity_Armenians_in_Los_Angeles.
-
Sahakyan V. Between Host-Countries and Homeland: Institutions, Politics and Identities in the Post-Genocide Armenian Diaspora (1920s to 1980s). Dissertation submitted for the degree of Doctor of Philosophy (Near Eastern Studies). Ann Arbor: University of Michigan, 2015. - 498 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена такому научно-социальному феномену советского времени, как заводская социология. История становления и упадка этой интереснейшей прикладной дисциплины прослежена на примере города Бийска - одного из ведущих центров советской оборонной промышленности 1960-1980-х гг. В основу статьи положены личные воспоминания Сергея Орлова и Людмилы Мрачковской, которые в 1970-1980-е гг. трудились заводскими социологами на таких крупных предприятиях, как НПО «Алтай», Бийский химический комбинат и Бийский олеумный завод. В качестве нового источника информации о работе заводских социологов в научный оборот введены публикации из многотиражной газеты Бийского олеумного завода «За прогресс», которые помогают восстановить картину проблем, волновавших руководство советских предприятий. В заключение выдвигается несколько гипотез, призванных обозначить горизонт дальнейших исследований по теме заводской социологии.
Статья является продолжением исследования эволюции социальной мысли С. Л. Франка, результаты которого начали публиковаться в предыдущем номере. В данной статье рассматривается концепция социальной философии С.Л. Франка, изложенная в его труде «Духовные основы общества». Главные идеи его концепции сопоставляются со взглядами Г. Зиммеля, Э. Гуссерля, М. Шелера. Автор приходит к выводу, что в основе социально-философской доктрины Франка лежит идея «богоподобного» («теоморфного») человека, постепенно преодолевающего в обществе и истории свою эмпирическую, естественно-животную природу и обретающего самого себя как личность в стремлении к Богу - высшей основе мироздания. Общественное и духовное бытие сливаются у Франка в онтологическое единство, которое фундировано в бытии человека - в истории его общества как «феноменологии духа» и «драматической судьбе Бога в сердце человека», а также в его «живом знании» о себе как «медиуме», «проводнике» высших начал и ценностей. Концепция социальной философии Франка сложилась, по мнению автора, под влиянием «философско-социологических» установок Г. Зиммеля, трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, а его философская антропология во многом близка ранним религиозно-философским идеям М. Шелера.
Интервью посвящено воспоминаниям об отечественном ученом Г.С. Батыгине (1951-2003), оставившем значимый след на поле социологической методологии. Особое внимание уделяется не столько его научному мышлению, связанному с интенсивной критической рефлексией по поводу разных методологических подходов в социальной теории, сколько представлениям о нем как типе личности.
Статья посвящена проблеме воздействия социальных отношений на здоровье людей. Одно из направлений исследования этой проблемы связано с анализом социального капитала - сетевых ресурсов, доступных индивиду для решения жизненных проблем. Теоретическое основание - концепция позиционного сетевого капитала Н. Лина, согласно которой знакомство с лицами, имеющими высокий профессиональный статус, обеспечивает индивиду доступ к важным для здоровья ресурсам и улучшает его состояние. Предшествующие работы, проводившиеся в отдельных странах в разных частях мира, в общем подтверждают это теоретическое положение, однако остается неясным, почему воздействие социального капитала варьирует в разных странах и связано ли это с контекстуальными факторами их социально-экономического развития и особенностей культуры. Для прояснения этих вопросов использовались опросные данные Международной программы социальных исследований (ISSP) 2017 г. для 30 стран мира и сведения (статистические и агрегированные) о различиях между ними. Результаты проверки теоретических представлений о зависимости состояния здоровья от доступных индивиду статусных сетевых ресурсов продемонстрировали, что такие ресурсы действительно играют важную роль, способствуя сохранению здоровья. Было также показано, что влияние на здоровье статусного социального капитала зависит от культурного контекста и с большей отчетливостью проявляется при широком распространении в обществе доверия к другим людям.
Научное наставничество в университетах может быть рассмотрено не только как научно-образовательный институт, но и как сфера и способ взаимодействия face-to-face, в процессе которого рождаются смыслы и мотивация научно-исследовательской деятельности наставника и наставляемого. Такой подход к исследованию научного наставничества обосновывается социологическими концепциями повседневности, но их ключевые положения требуют адаптации к проблематике научного наставничества. В микросоциологической перспективе раскрывается представление о науке как повседневном жизненном мире вузовских исследователей. Взаимодействие научного наставника и наставляемого (студента, аспиранта) трактуется как элемент их жизненного мира и рассматривается через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Цель статьи заключается в рассмотрении целостности, структуры (рутинных действий, предметного мира, языка, пространства и времени, ритуалов, знаков и символов, неформальных традиций) и функциональности повседневных практик научного наставничества сквозь призму социологических концепций повседневности. Обосновывается тезис, что повседневные практики взаимодействия научного наставника и молодого исследователя являются способом конструирования и межгенерационной трансляции смысла научной работы и выбора академической профессии.
Цифровая трансформация, пересмотр принципов Болонской системы, новые направления академических контактов - далеко не полный перечень вызовов, стоящих перед вузами России. Отвечать на них в первую очередь приходится преподавателям высшей школы, что чревато повышенным уровнем стресса и требует более внимательного контроля за динамикой общей удовлетворенности работой (УР) профессорско-преподавательского состава (ППС). Несмотря на наличие исследований, посвященных УР в вузе, их взаимная верификация затруднена, так как общая теоретико-методологическая рамка такого рода исследований отсутствует, а набор показателей УР, как правило, не адаптирован для российских реалий. Кроме того, большой проблемой опросов преподавателей высшей школы является административная дистанция между инициаторами или заказчиками исследования и самими преподавателями, превращенными в объект исследования со сниженной агентностью. Авторы данной статьи предлагают подход, основанный на опыте проведения мониторинга отношения ППС к актуальным вызовам, который бы сочетал количественные и качественные методы опроса и ориентировался на универсальные домены УР в вузе. На взгляд авторов, такой подход может способствовать переходу преподавателя-респондента с пассивной позиции объекта исследования на активную позицию его участника и стать залогом оптимизации условий труда ППС. Выбор релевантных доменов УР, всесторонне характеризующих условия труда преподавателя в высшей школе, должен быть обоснован в ходе серии апробирующих исследований, а главное - внутренней дискуссии отраслевой социологии.
В статье на базе социологической литературы исследуется феномен компетентности работников в современных условиях. В первой части статьи мы попытались сформулировать социологическую концепцию неопределенности и проследить ее эволюцию в зависимости от стадий общественного развития. Неопределенность постиндустриального времени трактуется как комплексность процессов и явлений, предполагающих большую автономию жизни, чувствительность к нефиксированной окружающей среде и множество открывающихся альтернатив решений и действий. В этих условиях появляются высочайшие возможности для раскрытия творческого потенциала людей, но одновременно возрастают неуверенность и тревожность, социальная изолированность и неравенство.
Во второй части статьи в контексте текущей социально-экономической неопределенности исследуется феномен компетентности современных работников. Хотя компетентность создавалась на базе индустриальной модели профессиональной подготовки работников, в настоящее время она переживает новый эволюционный сдвиг. В условиях обновления капитализма компетентность индивидуализируется, связывается с багажом культурного капитала, чертами личности и биографией, формируется как уникальная, обладающая внутренней комплексностью и подвижностью. Новая компетентность приветствуется там, где критериями являются высокая квалификация и современные знания, развиваются наиболее передовые и культурно-креативные отрасли экономики, пространства и формы трудовой деятельности. Для неидеальных работников компетентность отражает рациональную стратегию ситуативного приспособления своих навыков и умений к текущим требованиям рынка труда. В этом же направлении развиваются новые образовательные и политические инициативы, предполагающие воспроизводство «способности к занятости» среди основной массы трудящихся. Одновременно рынки труда и организации начинают функционировать по принципу «машин для воспроизводства неравенства». Несмотря на то что вокруг современной компетентности складывается целая индустрия посредников, ее достижение оказывается трудной задачей для общества.
Волонтерство - неотъемлемая часть общественной жизни. Вместе с тем это сложный конструкт, который сопряжен с эмоциональными дилеммами, ведь эмоции волонтеров имеют ключевое значение для их деятельности. Однако данная тема мало освещается в российском научном дискурсе - как содержательно, так и методологически. В этой статье представлены результаты методической разработки количественных индикаторов эмоциональной составляющей волонтерской деятельности. На примере онлайн-опроса 274 волонтеров следующих направлений - социальное, экологическое, событийное, спортивное, зооволонтерство, волонтерство общественной безопасности - апробируются полученные показатели путем поиска связи с факторами эмоций волонтеров. В ходе исследования были разработаны и описаны индикаторы эмоциональной составляющей волонтерской деятельности: валентный индекс, эмоциональное выгорание, природа эмоций и эмоциональный интеллект. Валентный индекс учитывает два типа (две валентности) эмоций волонтеров - положительную и отрицательную. Эмоциональное выгорание выражается в виде модели факторного анализа - причин выгорания. Эмоциональный интеллект представлен как сумматорный показатель эмоциональных процессов (например, обмена, контроля и т. д.). Природа эмоций репрезентируется интервальными семантическими дифференциалами при построении модели кластерного анализа. Путем апробации полученных методик выясняется, что формальные и неформальные добровольцы обладают одинаково высоким эмоциональным интеллектом и одинаково подвержены эмоциональному выгоранию. Самые низкие значения валентного индекса наблюдаются у событийных волонтеров, самые высокие - у волонтеров общественной безопасности. С возрастом возможность выгореть по причине наличия постоянной радости и веселья уменьшается, по причине излишней жалости - увеличивается, по причине усталости от сочувствия - уменьшается. Женщины по сравнению с мужчинами склонны в наибольшей степени испытывать эмоции - как положительные, так и отрицательные, то есть у них выше валентный индекс и эмоциональный интеллект.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru