ISSN 1991-8569 · EISSN 2712-892X
Язык: ru

Статья: Процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации (2024)

Читать онлайн

Представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации. Определены риски осуществления современной социализации детей младшего школьного возраста в рамках социокультурной трансформации социума. Разработана процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации в целях минимизации рисков жизнедеятельности подрастающего поколения, продуктивного освоения ими культурного наследия российского социума, приобретения позитивного социального опыта. Целевой блок модели описывается в рамках идеального, сознательно планируемого результата системной организации исследования по отношению к социализации младших школьников с использованием педагогических возможностей культуросообразной среды школы в рамках государственного заказа, сформулированного ФГОС НОО и социальными потребностями российского социума. Методологический блок модели содержательно раскрывает ведущие методологические подходы (средовой, деятельностный) и принципы (аксиологичности, культуросообразности, сотрудничества, социальности, успешности и социальной значимости), представляющие ориентировочную основу целенаправленности осуществления педагогической деятельности субъектов на совершенствование различных сторон изучаемого феномена. Содержательный блок модели призван затронуть все стороны изучаемого процесса (содержание, методику, контроль и управление, параметры оценки) с учетом реализации этапов (ориентировочного, информативного, активизирующего) социализации младших школьников, на каждом из которых осуществляется выбор направлений и форм целесообразного сочетания программно-методического и ресурсного обеспечения, организационно-педагогических условий, определяющих эффективность достижения и качество социализированности детей младшего школьного возраста. Результативный блок модели описывает аксиологический, познавательный, поведенческий компоненты социализированности младших школьников; представляет когнитивный, мотивационный, деятельностный критерии, позволяющие отслеживать ожидаемую позитивную уровневую динамику социализированности детей младшего школьного возраста от низкого к среднему и высокому уровню.

Ключевые фразы: СОЦИАЛИЗАЦИЯ, младшие школьники, культуросообразная среда, общеобразовательная организация, рискогенность социума, ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ, методологические подходы, общенаучные принципы, педагогические возможности культуросообразной среды школы, общероссийские ценности, социокультурные практики
Автор (ы): Чергинская Зарина Ильдаровна, Пак Любовь Геннадьевна
Журнал: ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.017.7. Воспитание члена человеческого общества
Для цитирования:
ЧЕРГИНСКАЯ З. И., ПАК Л. Г. ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2024. ТОМ 21, № 4
Текстовый фрагмент статьи