Статья посвящена изучению опыта молодых россиян в медиаволонтёрстве, выявлению потенциала данного вида просоциальной активности и определению условий для его расширения в молодёжной среде. Анализ научной литературы и результаты социологического опроса молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 35 лет позволили определить факторы и характеристики активизации субъектности молодого поколения в медиаволонтёрских инициативах. Установлено, что для повышения управляемости цифрового добровольчества среди молодёжи потенциальные медиаволонтёры должны осознавать ценность своей деятельности в медиа - пространстве для себя лично. В этой связи требуется расширение взаимодействия не только между организаторами добровольческой деятельности и добровольцами, но и между волонтёрами и благополучателями. Это условие связано и с необходимостью транслирования в публичном пространстве как самих инициатив, так и качественных изменений в жизни конкретных людей и сообществ, которые произошли благодаря помощи медиадобровольцев. Следующим важным аспектом является выбор канала связи с потенциальными волонтёрами, в этом отношении социальные сети и онлайн -платформы наиболее удобны в использовании как для организаторов, так и для самих добровольцев. Установлено, что при наличии базовых навыков работы в цифровой среде у современной молодёжи ведущим мотивом включения молодых уральцев в волонтёрские практики в формате онлайн являются перспективы получения новых знаний и навыков, полезных для их личного и профессионального развития. Молодёжи важно понимать, что в конкретной практике медиаволонтёрства она будет взаимодействовать с профессионалами. Для старшеклассников определяющее значение имеет социальная среда медиаволонтёрства - нужно создать условия, чтобы они могли делать что-то полезное совместно с друзьями. В исследовании доказано, что для управляемости данного вида добровольчества важна дружественная цифровая среда, которая в нашей стране формируется благодаря федеральным цифровым платформам. Молодые россияне достаточно хорошо знакомы и с платформой «Добро.РФ», и с порталом «Решаем вместе, голосование». Использование сервисов «Госуслуги» коррелирует с интересом молодёжи к контенту федерального волонтёрского портала. Полученные результаты могут быть использованы организаторами социальных проектов в некоммерческом секторе для повышения эффективности рекрутинга молодых волонтёров и расширения их функционала.
Идентификаторы и классификаторы
Процесс цифровой трансформации за последние несколько десятилетий охватил практически все сферы общественной жизни, не только детерминировав экономические преобразования, но и изменив привычные практики социального взаимодействия [1]
Список литературы
1. Рогачев С. В., Горлов К. Н. Социальная консолидация в современном городе в условиях развития цифровых коммуникаций // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 75-84. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.6 EDN: QJTZJA Rogachev S. V., Gorlov K. N. Social consolidation in the modern city in the development of digital communications. Science. Culture. Society. 2022;28(4):75-84. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.6 EDN: QJTZJA
2. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Представления о волонтерской деятельности у современной молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 4(40). С. 125-136. DOI: 10.11621/npj.2020.0410 EDN: JWLLTR Molchanov S. V., Almazova O. V., Poskrebysheva N. N. Ideas about volunteering among modern youth. National Psychological Journal. 2020;(4):125-136. (In Russ.). DOI: 10.11621/npj.2020.0410 EDN: JWLLTR
3. Мерсиянова И. В., Брюхно А. С. Цифровые волонтерские платформы: готовность россиян и потенциал применения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 357-375. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1732 EDN: GIIDPB Mersianova I. V., Briukhno A. S. Digital volunteer platforms: Russians’ willingness to use them and application potential. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020;(6):357-375. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1732 EDN: GIIDPB
4. Hustinx L., Lammertyn F. Collective and reflexive styles of volunteering: A sociological modernization perspective // Voluntas. 2003. Vol. 14, No. 2. P. 167-187. DOI 10.1023/A:1023948027200. EDN: EQNOEB
5. Seddighi H., Salmani I. Online volunteering, a way to reduce health inequalities: a review study // Journal of Community Health Research. 2018. Vol. 7, No. 4. Р. 256-264. DOI: 10.18502/jchr.v7i4.273
6. Ackermann K., Manatschal A. Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared // New Media & Society. 2018. Vol. 20, No. 12. P. 4453-4472. DOI: 10.1177/1461444818775698
7. Башева О. А., Ермолаева П. О. Цифровизация деятельности российских волонтеров в чрезвычайных ситуациях: влияние пандемии или самостоятельный тренд развития? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 376-402. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1746 EDN: SGOHRT Basheva O. A., Ermolaeva P. O. Digitalization of the Russian emergency volunteers’ activities: a pandemic impact or an independent development trend? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020;(6):376-402. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1746 EDN: SGOHRT
8. Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктивных практик / М. В. Певная, Е. А. Шуклина, Т. Ю. Быстрова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020. 244 с. ISBN: 978-5-7996-3170-3 EDN: CSSKGD Pevnaya M. V., Shuklina E. A., Bystrova Т. Yu. [et al.]. Social participation of youth in urban development: methodological ideas, methodological approaches and experience in researching constructive practices. Ekaterinburg: Ural University Press; 2020. (In Russ.). ISBN: 978-5-7996-3170-3
9. Dunas D. V., Vartanov S. A. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of Generation Z // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15, No. 2. P. 186-203. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648 EDN: TTOZMA
10. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153-184. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184 EDN: NDPSAT Zeer E. F., Tserkovnikova N. G., Tretyakova V. S. Digital generation in the context of predicting the professional future. The Education and Science Journal. 2021;23(6):153-184. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184 EDN: NDPSAT
11. Дядык Н. Г. Смысложизненные ориентиры студенческой молодежи цифрового поколения // Социум и власть. 2022. № 4(94). C. 26-35. DOI: 10.22394/1996-0522-2022-4-26-35 EDN: BHKVRZ Dyadyk N. G. Meaningful life guidelines for college kids of the digital generation. Society and Power. 2022;(4):26-35. (In Russ.). DOI: 10.22394/1996-0522-2022-4-26-35 EDN: BHKVRZ
12. Аношкин И. В., Сычев О. А. Связь семейных ценностей молодежи с гедонизмом и эвдемонией // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 90-111. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111 EDN: MDGLQZ Anoshkin I. V., Sychev O. A. The relationship of youth family values with hedonism and eudemonia. The Education and Science Journal. 2019;21(8):90-111. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111 EDN: MDGLQZ
13. Apdillah D., Panjaitan Kh., Stefanny N. T. P. [et al.]. The global competition in the digital society 5.0 era: The challenges of the younger generation // Journal of Humanities, Social Sciences and Business. 2022. Vol. 1, No. 3. P. 75-80. DOI: 10.55047/jhssb.v1i3.151 EDN: IQSPAW
14. Зинурова Р. И., Никитина Т. Н., Фатхуллина Л. З. Социальные практики и социально-психологические характеристики поколения Z (по результатам фокус-группового исследования) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 146-158. DOI: 10.17223/15617793/476/16 EDN: WNOHVA Zinurova R. I., Nikitina T. N., Fatkhullina L. Z Social practices and socio-psychological characteristics of generation Z (based on the results of focus group research). Tomsk State University Journal. 2022;(476):146-158. (In Russ.). DOI: 10.17223/15617793/476/16 EDN: WNOHVA
15. Усов В. Н., Бурцев С. А., Миронов А. С. Социальные последствия изменения досуговых предпочтений современной молодежи: от активных форм отдыха к онлайн-развлечениям // Социология. 2023. № 4. С. 204-211. EDN: WDIKON Usov V. N., Burtsev S. A., Mironov A. S. Social consequences of changing leisure preferences of modern youth: from active forms of recreation to online entertainment. Sociology. 2023;(4):204-211. (In Russ.).
16. Беляева Л. А., Зеленев И. А., Прохода В. А. Добровольчество в России: история развития и современные установки молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 4. С. 825-838. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-825-838 EDN: WBYMHU Belyaeva L. A., Zelenev I. A., Prokhoda V. A. Volunteering in Russia: history and attitudes of the contemporary youth. RUDN Journal of Sociology. 2021;21(4):825-838. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-825-838 EDN: WBYMHU
17. Кульминская А. В. Добровольчество в сети Интернет: проблемы идентификации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5(62). С. 169-178. DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.016 EDN: FZFYSW Kulminskaya A. V. Volunteering in the Internet: identification problems. Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2019;(5):169-178. (In Russ.). DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.016 EDN: FZFYSW
18. Boulianne S., Theocharis Y. Young people, digital media, and engagement: A meta-analysis of research // Social Science Computer Review. 2020. Vol. 38, No. 2. P. 111-127. DOI: 10.1177/0894439318814190
19. Мерзляков А. А. Концептуальные основания исследования субъектности населения // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 33-47. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-3 EDN: AFSHKS Merzlyakov A. A. Conceptual foundations for the study of the population subjectivity. Research result. Sociology and Management. 2021;7(4):33-47. (In Russ.). DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-3 EDN: AFSHKS
20. Alony I., Haski-Leventhal D., Lockstone-Binney L. [et al.]. Online volunteering at DigiVol: an innovative crowd-sourcing approach for heritage tourism artefacts preservation // Journal of Heritage Tourism. 2020. Vol. 15, No. 1. P. 14-26. DOI: 10.1080/1743873X.2018.1557665
21. Saura J. R., Palos-Sanchez P., Velicia-Martin F. What drives volunteers to accept a digital platform that supports NGO projects? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11, Art. 429. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00429 EDN: XPHTFN
22. Зубок Ю. А., Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2. С. 89-105. DOI: 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105 EDN: UOMSPG Zubok Yu. A., Berezutskiy Yu. V. Social activity of youth: ideological foundations of self-regulations. Power and administration in the East of Russia. 2020;(2):89-105. (In Russ). DOI: 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105 EDN: UOMSPG
23. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Отношение к цифровому волонтерству российской молодежи // International Journal of Open Information Technologies. 2021. Т. 9, № 12. С. 83-89. EDN: SWKOJP Molchanov S. V., Almazova O. V., Poskrebysheva N. N. Digital volunteering attitude in adolescence and youth. International Journal of Open Information Technologies. 2021;9(12):83-89. (In Russ.). EDN: SWKOJP
24. Trautwein S., Liberatore F., Lindenmeier J. [et al.]. Satisfaction with informal volunteering during the COVID-19 crisis: An empirical study considering a Swiss online volunteering platform // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. Vol. 49, No. 6. P. 1142-1151. DOI: 10.1177/0899764020964595 EDN: MWVJXA
25. Carlsen H. B., Toubøl J., Brincker B. On solidarity and volunteering during the COVID-19 crisis in Denmark: the impact of social networks and social media groups on the distribution of support // European Societies. 2021. Vol. 23, Sup. 1. P. S122-S140. DOI: 10.1080/14616696.2020.1818270 EDN: UHLSZL
26. Смирнов В. А. Онлайн-сообщества российских волонтеров (на примере социальной сети VKontakte) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25, № 3. С. 71-93. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-3-90-111 EDN: PMXDEJ Smirnov V. A. Online community of Russian volunteers (on the example of social network VKontakte). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(3):71-93. (In Russ.). DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-3-90-111 EDN: PMXDEJ
27. Naqshbandi K. Z., Liu C., Taylor S. [et al.]. “I am most grateful”. Using gratitude to improve the sense of relatedness and motivation for online volunteerism // International Journal of Human-Computer Interaction. 2020. Vol. 36, No. 14. P. 1325-1341. DOI: 10.1080/10447318.2020.1746061 EDN: GLBRRC
28. Краснопольская И. И., Гусева П. Д., Мейс Л. [и др.]. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384-408. DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.2113 EDN: RCYDOR Krasnopolskaya I. I., Guseva P. D., Meijs L. [et al.]. Determinants of the Episodic Volunteer Satisfaction. Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2022;(2):384-408. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.2113 EDN: RCYDOR
29. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / И. В. Батыков, А. В. Батыкова, А. В. Быков [и др.] // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2017. № 2. С. 1-129. DOI: 10.19181/inab.2017.2 EDN: YLJOXV Batykov I. V., Batykova A. V., Bykov A. V. [et al.]. Youth employment in the motivational and structural dimensions. Information and Analytical Bulletin of the Institute of Sociology FCTAS RAS. 2017;(2):1-129. (In Russ.). DOI: 10.19181/inab.2017.2
30. Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, № 4(24) С. 95-104. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6087 EDN: YQJUHZ
Merzlykov A. A. The problem of subjectivity in the sociology of management. Sociologicheskaja nauka i social’naja praktika. 2018;6(4):95-104. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6087 EDN: YQJUHZ
31. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / А. В. Тихонов, В. А. Шилова, Е. М. Акимкин [и др.]. М.: Канон+, 2010. 607 с. ISBN: 978-5-89697-166-5 EDN: RVXDRD
Tikhonov A. V., Shilova V. A., Akimkin E. M. [et al.]. Sociology of management: strategies, procedures and research findings. Moscow: Kanon+; 2010. ISBN: 978-5-89697-166-5
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ восприятия респондентами стиля регионального управления как индикатора, оценивающего характер взаимодействия региональных органов власти и населения. Для этого были выделены и проанализированы шесть стилей управления: авторитарный, коллегиальный, демократический, либеральный, клановый» и неопределённый (смешанный). На основе вторичной концептуализации эмпирических данных, полученных в 2019-2020 гг. в 12 регионах РФ методом массового опроса, автором было проведено исследование по определению связи оценки стиля управления с обеспокоенностью недостатками региональной управленческой системы и оценками работы вертикали власти от федерального до локального уровней. Выявлен ряд закономерностей, на основе которых сделаны выводы о том, что при демократическом и коллегиальном стиле управления в регионах выстраивается более гармоничная система взаимодействия «органы власти - население», что влечёт за собой ряд положительных моментов, связанных с понижением степени обеспокоенности населения недостатками системы управления и повышением оценок результата деятельности властно - управленческой вертикали. При авторитарном и клановом стиле, наоборот, в системе взаимодействия «органы власти - население» возникают деструктивные факторы, которые приводят к повышению обеспокоенности, как в целом, так и по отдельным недостаткам управления, а также снижают оценки населением результата работы таких органов власти, как Правительство РФ, администрация территориального поселения, органы местного самоуправления.
Научные исследования скулшутинга актуализировались в начале XXI века, но случаи инцидентов зарегистрированы гораздо раньше, с конца XVI века. В статье особое внимание уделяется причинам и объяснению механизма подражания, значимой движущей силы в скулшутинге. Приводятся примеры случаев, наглядно демонстрирующие действие механизма подражания и аргументированы меры, которые позволят предотвратить распространение «эффекта подражания». В работе обозначены ключевые признаки, объединяющие терроризм и скулшутинг, которые дают веские основания рассматривать инциденты скулшутинга как новый вид терроризма. Аргументировано сходство инцидентов скулшутинга с террористическими актами через описание общих характеристик, таких как ритуально-демонстративный характер насилия, плановый и символический характер насилия, культурная детерминация, групповая идентификация. В данной работе акцент сделан не на научную проблему изучения скулшутинга как особого феномена, а на проблемы создания, организации и управления проактивной системой предотвращения скулшутинга. Приведены результаты анализа американской практики разработки и применения системы оценки угроз для предотвращения скулшутинга. Представлено описание необходимых элементов комплексной системы для предотвращения инцидентов скулшутинга, дано определение проактивной системы.
Статья раскрывает тематику управления профессиональной социализацией женщин в инженерно-технической сфере, являющуюся важным аспектом контекста глобальных усилий по достижению гендерного равенства и устойчивого развития. В условиях социально-политической нестабильности, с учётом принятия Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы эта тема приобретает особое значение для России. Цель исследования заключается в анализе проблем и вызовов, с которыми сталкиваются женщины в инженерно-технической сфере, а также в выявлении эффективных мер поддержки их профессиональной социализации. Исследование реализовано на данных биографических интервью с женщинами-преподавателями и инженерами-практиками (N=19, 2019), а также на экспертных интервью с представителями вузов (N=25, 2024) и анализе документов. В ходе исследования выявлены две основные проблемы: ограниченная вовлеченность женщин-инженеров в научно-исследовательскую деятельность, а также гендерное неравенство в сфере инженерно-технического труда и ограниченные карьерные возможности женщин-инженеров из-за несоответствия рабочей среды в организациях принципам гендерного равенства. Определены и ключевые вызовы в достижении гендерного равноправия в сфере инженерно-технического труда, связанные с обеспечением равных условий для профессионального роста женщин и преодолением устойчивых гендерных стереотипов об их профессиональной роли и возможностях. Предложены пути решения выявленных проблем, включающие меры по повышению вовлеченности женщин в научные исследования и поддержки их профессионального развития, а также созданию благоприятных условий для карьерного роста в инженерно-технической сфере.
Статья посвящена изучению организационно - управленческого контекста развития проектного обучения в российских вузах. Выборочная совокупность исследования представлена двенадцатью университетами разного типа (федеральные, научно - исследовательские, опорные) Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов. На основе традиционного документов - официальных документов, размещённых на официальных сайтах университетов, - осуществлена оценка ключевых аспектов политик университетов в реализации проектного обучения студентов, отражающих развитие организационной инфраструктуры анализируемой практики и формирующей среду социального взаимодействия студентов, преподавателей, кураторов, работодателей и представителей образовательного менеджмента. Разработка оценочного инструментария основывалась на методологии системного, организационно - управленческого, процессного, ситуационного и темпорального подходов. Цель исследования - проанализировать организационно-управленческий контекст проектного обучения в российских университетах. Установлено, что институциональные практики внедрения проектного обучения в исследуемых университетах имеют разные ресурсные возможности и реализуются по различным траекториям, имеющим свою логику. В исследовании зафиксировано, что в информационном пространстве, а соответственно и в организационно - управленческой среде, представлено многообразие в определении целей и результативности проектного обучения. Демаркационными линиями в существующих организационно - управленческих моделях являются стратегические развилки, обеспечивающие: массовость или избирательность проектного обучения в вузах; ориентацию на образовательный и/или продуктовый результат; интеграцию проектного обучения в образовательный процесс или реализацию проектной деятельности студентов за рамками их учебных активностей. Выявлена зависимость между организационным дизайном проектного обучения и его ресурсным обеспечением - нормативно-правовым, кадровым, информационным сопровождением. Масштабность и интенсивность управленческих инноваций, связанных с переходом образовательного процесса на форматы проектного обучения, в большей степени характерна для университетов, входящих в программу развития университетов «Приоритет-2030». Они детерминируют не только серьёзные институциональные и организационные изменения, но и трансформацию практик социального взаимодействия в высшем образовании.
В статье проведён анализ негативных эффектов воздействия менеджеристского управления на субъектность академического сообщества. Цель исследования: установить взаимосвязь между снижением субъектности академического сообщества и менеджеристской моделью управления высшей школой. Для сбора эмпирической информации использовались два метода: массовый опрос преподавателей четырёх вузов Ростовской области и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих порядок применения менеджеристских норм к системе высшего образования. Результатом операционализации базовых понятий (субъектность, академическое сообщество, менеджеристское управление) стало определение трёх эмпирических индикаторов: 1)представления академического сообщества о традиционных целях высшего образования; 2)ресурсы академического сообщества для достижения менеджеристских целей; 3)наличие деформаций в профессиональной этике учёных и преподавателей. Исследование подтвердило гипотезу о том, что реализуемая менеджеристская политика оказывает негативное воздействие на академическое сообщество, снижая его субъектность. Дисфункции проявляются по двум направлениям профессиональной деятельности учёных и преподавателей. Первое обусловлено особенностями менеджеризма. Менеджеризм в любых социокультурных и социально-политических условиях неизбежно ведёт к подмене целей средствами их достижения. Это происходит из-за отсутствия у эффективных менеджеров надёжных индикаторов оценки качества воспроизводимых учёными и преподавателями результатов своей деятельности. Второе направление связано с потерей свободы в принятии решений на заседаниях исторически сложившихся в университетах устойчивых социальных практиках (заседаний кафедры, учёных советов, диссертационных советов ит.п.). Это вызвано административным подчинением академического сообщества управленческим задачам бюрократии.
По мере расширения практик использования цифровых средств в различных сферах жизнедеятельности и на уровнях обеспечения её регуляции всё более актуальным становится рассмотрение вопроса о характере и последствиях гибридизации социальных и цифровых отношений, результаты которой сегодня прослеживаются на всех уровнях социального управления: на социетальном (взаимодействие государства и общества), организационном (менеджеральном, отраслевом), локальном (территориальное и межличностное взаимодействие). В этом контексте возникает дуальная перспектива гибридизации: технократическая (унификация, модернизация и контроль сверху) и социально-контекстуальная (учёт потребностей и интересов снизу, развитие с учётом жизненных стратегий). С позиции технократической перспективы гибридизацию можно рассматривать как идеализированный продукт (объект) эволюции искусственных регулятивных систем, как воплощение идеальной формы, структуры алгоритмизации человеческой деятельности, и идти по разворачивающемуся пути технократизации общественной жизни. Однако необходимо актуализировать социально-контекстуальную перспективу на основе знаний социальных наук, т.к. уже сегодня мы наблюдаем сбои в процессах цифровой трансформации территорий и в работе гибридных систем управления, назначение и функциональность которых скорее настроены на построение и воспроизводство технократических принципов организации управления, что порождает императивы и детерминацию гибридных объектов над гибридизирующимися субъектами управления, снижает сензитивность к спонтанным процессам социально-сетевого группообразования. Последний феномен предлагается рассматривать и изучать как механизм запуска формирования (локализации) гибридных систем управления в рамках теоретического конструкта социологии управления под названием «социокультурное тело решения проблем».
Статья посвящена актуальной и спорной теме – спонтанному формированию регулятивов управления поведением субъектов в виртуальном мире в условиях цифровой трансформации и гибридного социального пространства и влиянию этих процессов на социальный порядок. Разнообразие субъектов (многосубъектность) представлено как традиционными субъектами социума в виртуальном пространстве (представители органов власти, граждане и их объединения, включённые в цифровые коммуникации), превращённой виртуальной реальностью актора с высоким уровнем анонимности, так и техносубъектами (изделиями со встроенными алгоритмами искусственного интеллекта (чат-ботами, нейросетями, цифровыми двойниками и т.п.), проявляющими некоторые элементы субъектности (возможности влияния на поведение участников коммуникации, обладания техносуъектами социальным телом (по А. В. Тихонову). Мягкое управление рассматривается как демократический стиль субъект-субъектного управления через воздействие на культуру, сознание, поведение с передачей участникам необходимых полномочий и применения неформальных методов коммуникаций. Если регулятивы программированного общества имеют высокие риски латентной манипуляции со стороны органов власти или анонимных претендентов на власть, то регулятивы мягкого управления имеют двойственную основу (установление законов, правил и инструкций для всех типов субъектов, регулятивы согласования интересов партнёров в партиситипативных взаимодействиях, развитие резистентной реакции на манипулятивные влияния, технико-технологические услуги в экосистемах и цифровых платформах), но в том числе и регулятивы латентного и манипулятивного характера. Сделан вывод о необходимости включения всех указанных аспектов в проблематику научной дисциплины «Социология управления».
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru