Тематика статьи относится к социологическому дискурсу относительно категории неопределённости на личностном уровне анализа. Неопределённость среды имманентно содержит риски как потенциальную возможность ущерба от неблагоприятного исхода событий, явлений, процессов. Стратегия анализа, представленного в статье, за исходное и независимое положение исследования принимает факт наличия в среде такого контекста, таких условий, которые могут послужить источниками рисков различного уровня. В предлагаемом в статье исследовании автор исходит из того, что принципиально рискованный социально-политический контекст на уровне страны (СВО, усиливающееся санкционное давление) конкретным субъектом может и не восприниматься как обусловливающий неопределённость в пространстве его личной жизненной среды. Эмпирической базой анализа являются данные репрезентативного опроса населения России, проведённого по квотной выборке в июне 2023 года. Применяется методический подход, особенностью которого является формирование внутри совокупности опрошенных целевых групп по критерию, соответствующему основной задаче анализа - самоопределению статуса непосредственной личной жизненной среды. Данные группировались и анализировались под разведывательную стратегию, нацеленную на выявление сходства и различий между теми, кто позитивно и чётко видит свою жизненную перспективу, и теми, кто находится в ситуации неопределённости в отношении будущего и настоящего. Анализ тех ресурсов и признаков, которые имеют наибольший вес в дифференциации самоопределения субъектами статуса своей личной жизненной среды внутри рискогенной внешней, позволил оценить их внутреннюю взаимосвязь и осуществить эмпирическую (реальную) в отличие от априорной (теоретической) группировку. Эмпирическая группировка выявила три блока ресурсов-детерминантов различий целевых групп по самоопределению адаптивного статуса жизненной среды, которые соотносятся с составляющими субъективного интеллекта: эмоциональным как способностью распознавать, понимать и использовать эмоции, с социальным как навыками и опытом коммуникации с институциональной средой, рациональностью как наличием навыков самоорганизации и самоконтроля.
Идентификаторы и классификаторы
Переживаемый современным российским обществом исторический этап отличается скоростью и глубиной изменений процессов практически во всех сферах функционирования общественного целого.
Список литературы
1. Васильев В. В. Социальная неопределённость как предмет социологического анализа // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2023. № 2 (46). С. 8-22. DOI: 10.25688/2078-9238.2023.46.2.1 EDN: JTOXKQ Vasiliev V. V. Social uncertainty as a subject of sociological analysis. MCU Journal of Philosophical Sciences=Vestnik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki. 2023;(2):8-22. (In Russ.). DOI: 10.25688/2078-9238.2023.46.2.1
2. Герасимова И. А. Неопределённость в познании и в социальных практиках // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56, № 4. С. 8-20. DOI: 10.5840/eps201956462 EDN: JILDUX Gerasimova I. A. Uncertainty in cognition and in social practice. Epistemology and philosophy of science=E’pistemologiya i filosofiya nauki. 2019;56(4):8-20. (In Russ.). DOI: 10.5840/eps201956462
3. Мир человека: неопределённость как вызов / Под ред. Г. Л. Белкина. М.: URSS, 2019. 520 с. ISBN: 978-5-9710-5915-8 EDN: KSCVFY Belkin G. (ed.) The human world: uncertainty as a challenge. Moscow: URSS; 2019. 520 с. (In Russ.). ISBN: 978-5-9710-5915-8
4. Мозговая А. В. Идентификация, оценка и адаптация к риску в условиях неопределённости // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 4 (28). С. 151-165. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6808 EDN: WHBFAU Mozgovaya A. V. Identifying, Evaluating, and Adapting to Risks in an Atmosphere of Uncertainty. Sociological science and social practice=Sociologicheskaja nauka i social’naja praktika. 2019;7(4):154-168. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6808
5. Смакотина Н. Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография / Н. Л. Смакотина. М.: КДУ, 2009. 242 c. ISBN: 978-5-98227-615-5 EDN: QOKBPD Smakotina N. L. Fundamentals of the sociology of instability and risk: philosophical, sociological and socio-psychological aspects [[Osnovy’ sociologii nestabil’nosti i riska: filosofskij, sociologicheskij i social’no-psixologicheskij aspekty’]. Moscow: KDU; 2009. 242 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-98227-615-5
6. Белинская Е. П. Конструирование идентичности в неопределённости // Личность в пространстве и времени. 2015. № 5. С. 26-31. EDN: UXMBRB Belinskaya E. P. Constructing identity in uncertainty. Personality in space and time=Lichnost’ v prostranstve i vremeni. 2015;(5):26-31. (In Russ.).
7. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Будущее образовательных общностей: временнАя перспектива в условиях социальной неопределённости // Социологические исследования. 2016. № 10 (390). С. 3-13. EDN: WVJOVR Zborovsky G. E., Ambarova P. A. The future of educational communities: a temporary perspective in conditions of social uncertainty. Sociological studies=Sociologicheskie issledovaniya. 2016;10(390):3-13. (In Russ.).
8. Истомина О. Б., Майпиль Е. С. Проблемы социализации молодёжи в условиях социальной неопределённости // Вестник Бурятского государственного университета. 2022. № 3. С. 25-31. DOI: 10.18101/1994-0866-2022-3-25-31 EDN: JLMXDP Istomina O. B., Maypil E. S. Problems of youth socialization in the conditions of social uncertainty. Bulletin of Buryat State University=Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022;(3):25-31. (In Russ.). DOI: 10.18101/19940866-2022-3-25-31
9. Особенности ценностных и мотивационных ориентаций будущих педагогов в условиях социальной неопределённости / В. Ю. Могилевская, Н. Н. Ковальчук, Д. В. Солдатов, Т. В. Тимохина // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 3 (48). С. 34-46. EDN: VOLSFE Mogilevskaya V. Yu., Kovalchuk N. N., Soldatov D. V., Timokhina T. V. Features of value and motivational orientations of future teachers in conditions of social uncertainty. Actual problems of psychological knowledge=Aktual’ny’e problemy’ psixologicheskogo znaniya. 2018;3(48):34-46. (In Russ.).
10. Мясоутов О. В. Цифровая молодёжь в эпоху неопределённости: современные смыслы и социокультурные ценности // Архонт. 2022. № 6 (33). С. 47-53. EDN: SIROCD Myasoutov O. V. Digital youth in the era of uncertainty: modern meanings and socio-cultural values. The electronic scientific journal. Archont=Arxont. 2022;(6):47-53. (In Russ.).
11. Бабинцев В. П. Гайдукова Г. Н., Шаповал Ж. А. Проблема социокультурных констант в нестабильной социальной реальности (региональный аспект) // Социодинамика. 2020. № 5. С. 94-104. DOI: 10.25136/24097144.2020.5.32951 EDN: SKWAFF Babintsev V. P., Gaidukova G. N., Shapoval J. A. The problem of sociocultural constants within the instable social reality (regional aspect). Sociodynamics=Sociodinamika. 2020;(5):94-104. (In Russ.). DOI: 10.25136/24097144.2020.5.32951
12. Борцов Ю. С. Детерминация формирования девиантных поведенческих стратегий социальной неопределённостью: методологический подход // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11. С. 42-49. EDN: VVDGXF Bortsov Yu. S. Determination of the formation of deviant behavioral strategies by social uncertainty: a methodological approach. Socio-humanitarian knowledge=Social’no-gumanitarny’e znaniya. 2015;(11):42-49. (In Russ.).
13. Буркина Л. С. Девиантность как способ преодоления социальной неопределённости // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 201-205. EDN: TEEPLB Burkina L. S. Deviance as a way to overcome social uncertainty. Social and humanitarian knowledge=Social’no-gumanitarny’e znaniya. 2014;(11):201-205. (In Russ.).
14. Касьянов В. В., Кротов Д. В., Самыгин С. И. Специфика политической социализации российской молодёжи в условиях социальной неопределённости // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 42-45. EDN: XUXMPL Kasyanov V. V., Krotov D. V., Samygin S. I. The specificity of political socialization of the russian youth in the conditions of social uncertainty. Humanities, socio-economic and social sciences=Gumanitarny’e, social’no-e’konomicheskie i obshhestvenny’e nauki. 2017;(1):42-45. (In Russ.).
15. Мозговая А. В., Шлыкова Е. В. Адаптация к неопределённости среды: ресурсы жителей больших городов // Logos et Praxis. 2019. Т. 18, № 3. С. 124-130. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.3.13 EDN: GJZAEB Mozgovaya A. V., Shlykova E. V. Adaptation to the uncertainty of the environment: resources of big cities residents. Logos et Praxis=Logos et Praxis. 2019;18(3):124-130. (In Russ.). DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.3.13
16. Панкова С. Н. Социальный потенциал личности в условиях социальной неопределённости // В мире научных открытий. 2014. № 5-2 (53). С. 594-604. EDN: SHTQVN Pankova S. N. Person’s social potential at conditions of social uncertainty. The World of Scientific Discoveries=V mire nauchny’x otkry’tij. 2014;(5-2):594-604. (In Russ.).
17. Белая Е. А. Социальная неопределённость как фактор трансформации образования // Развитие территорий. 2017. № 2 (8). С. 24-27. EDN: ZHFBID Belaya E. A. Social uncertainty as a factor in the transformation of education. Development of territories=Razvitie territorij. 2017;(2):24-27. (In Russ.).
18. Дедов Н. П., Кохова И. В. Актуальные проблемы цифровой адаптации в высшей школе в условиях неопределённости // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № S2. URL: https://esj.today/PDF/01FAVN223.pdf (дата обращения: 24.05.2024). EDN: OFGAKV Dedov N. P., Kokhova I. V. Actual problems of digital adaptation in higher education under uncertainty. The Eurasian scientific journal=Vestnik evrazijskoj nauki. 2023;15(s2):01FAVN223. (In Russ.). Available at: https://esj.today/PDF/01FAVN223.pdf (accessed: 24.05.2024).
19. Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления: монография / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, И. С. Шаповалова [и др.]; отв. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: ООО “Эпицентр”, 2016. 207 с. ISBN: 978-5-9907865-2-3 EDN: WBJMHD Zubok Yu. A. (ed.) Risks of the transforming habitat: the problem of research and management. Belgorod: OOO E’picentr, 2016. 207 p. (In Russ.). 978-59907865-2-3. ISBN: 978-5-9907865-2-3
20. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; отв. ред. В. Н. Иванов; изд. 2-е перераб. и доп. М.: Наука, 1987. 248 с. Yadov V. A. Sociological research: methodology, program, methods. Ed. vt., reprint. and additional [Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody’. Izd. vt., pererab. i dop.]. Moscow: Nauka; 1987. 248 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи длительности проживания и типа миграционных стратегий с различными аспектами интеграции мигрантов из постсоветских государств в российском обществе. Анализируется, как в разные временные интервалы (до пяти лет, через 5-10 лет, после 10 лет с начала миграции) происходят улучшения в статусе, качестве жизни, транснациональных связях (применительно к интеграции, уменьшение их «плотности»), языковых навыках, межэтнических контактах, формировании российской идентичности у долгосрочных и циркулярных внешних мигрантов. Используется модель исследования, включающая «соответствующие условия» по каждому индикатору интеграции. Эмпирическую базу составили данные общероссийского опроса трудовых мигрантов, проведённого Центром этнополитических и региональных исследований в 19 субъектах Российской Федерации (2017 год, выборка 7417 респондентов). Результаты показывают, что изменение статуса и частоты межэтнических контактов не связано с продолжительностью проживания ни у долгосрочных, ни у циркулярных мигрантов, даже при добавлении в анализ условий интеграции. «Плотность» транснациональных связей значимо меняется во времени (пик приходится на промежуток 5-10 лет после начала миграции, спустя 10 лет уменьшается), однако интерпретация этой связи требует дальнейших исследований. «Время» положительно связано с такими индикаторами интеграции, как языковые навыки, качество жизни, формирование идентичности. Эти взаимосвязи не исчезают при включении в анализ «соответствующих условий» интеграции, однако делается вывод о том, что длительность проживания сама по себе не является фактором прогресса в интеграции, а действует «совместно» с контекстом миграции, мотивацией субъектов, их индивидуальными возможностями и доступными ресурсами, определяющими траекторию и темпы интеграционного процесса.
В статье в рамках ресурсного подхода по результатам анкетного опроса выявляется оценка дагестанской молодёжью, проживающей в Санкт-Петербурге, своего адаптационного потенциала, выраженного в наличии как материальных, так и нематериальных ресурсов. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что успешность социальной адаптации внутренних мигрантов в новой среде во многом зависит от наличествующего адаптационного потенциала и составляющих его ресурсов, а также возможностей его мобилизации и наращивания. Соответственно, возможно корректировать процесс социальной адаптации, развивая определённые ресурсы, переводя их в капиталы. Автором обосновано разграничение понятий «потенциал», «капитал», «ресурс». Приведена авторская операционализация понятия адаптационного потенциала мигрантской молодёжи, разработанного на базе классификации адаптационных ресурсов, предложенной Ю. М. Пасовец. Новизна данного исследования заключается в первой попытке выявления адаптационного потенциала дагестанской молодёжи, проживающей в Санкт-Петербурге, и составляющих его ресурсов. Выявлено, что на успешность адаптационного процесса наибольшее влияние оказывают личностно-культурный и социальный (индивидуальный) ресурсы. Обоснован вывод, что дополнительным ресурсом успешной адаптации может выступать включённость в общественную деятельность, но этот ресурс практически не реализован ввиду низкой включённости мигрантской молодёжи в данный вид деятельности. Соответственно, полученные результаты могут быть использованы в первую очередь лидерами и активистами общественных организаций, представляющих Республику Дагестан в Санкт-Петербурге, для вовлечения молодёжи в общественную деятельность. Полученные данные возможно использовать для корректировки процесса социальной адаптации дагестанской молодёжи на муниципальном уровне и уровне субъекта федерации.
В статье рассматривается процесс развития и усложнения страхов, начиная с перехода от традиционного общества к «обществу риска» и «мировому обществу риска» и далее к современному обществу, сущностными чертами которого, согласно антропосоциокультурному подходу Н. И. Лапина, являются «синергийные сложности». Они представляют собой реалии как результат нелинейного процесса их становления в контексте прошлого, настоящего и будущего. Их имманентная суть проявляется в саморазвитии, самоорганизации и гибридизации природы, социума, технологий, что выражается в эмерджентных эффектах неустойчивости, неравновесности, динамического хаоса, которые производят страхи для людей перед неопределённостями настоящего и будущего. Конкретно рассматриваются два типа синергийных сложностей, являющихся детерминантами «культуры страха» (У. Бек) и становления специфического рынка страхов, на котором доминируют инсценированные страхи сложного типа и продаются средства их «лечения». Однако содержание страхов детерминировано не только глобальными трендами преобразования мироздания, но и локально-национальными факторами, и прежде всего генотипом культуры страны. В связи с этим критически анализируются зарубежные прагматические подходы к минимизации страхов, которым противопоставляются исследования отечественных учёных, предлагающие культурно обусловленные средства их преодоления. В заключение авторы обосновывают контуры концепции стратегии рефлексивного лечения страхов, нацеленной на противодействие проникновению инсценированных страхов в сознание российской молодёжи.
Рост ожидаемой продолжительности жизни - глобальный тренд в сфере народонаселения. Цель статьи - в контексте парадигмы активного долголетия выявить изменения в компонентах ресурсного потенциала россиян, относящихся к разным реальным поколениям, но находящихся в одной возрастной фазе 50-69 лет. Первая когорта достигла возраста 50-69 лет в 1993 году, вторая - в 2021 году. Под ресурсным потенциалом в рамках исследования понимается набор значимых социально-экономических и личностных характеристик, необходимых для ведения активной социальной и повседневной жизни. В качестве методологической основы исследования берётся положение Э. Россета об удлинении периода зрелого возраста при росте ожидаемой продолжительности жизни. Положения теории социальной активности и социологического подхода к самодостаточности личности используются для выявления качественных изменений в социально-личностных характеристиках россиян, находящихся на переходной стадии жизненного пути от зрелости к старости. Исследовательская гипотеза о постепенных изменениях в семейных, профессиональных, коммуникативных и других характеристиках проверяется на основе сопоставления данных двух исследований: Руссет (RUSSET), 1-я волна, 1993 год; Национальное исследование старшего поколения по программе SHARE (население 50+), 2021 год. Сравниваются социальные характеристики и установки респондентов, находящихся в одной возрастной фазе (50-69 лет), но относящихся к разным возрастным когортам, различающимся на длину поколения. Главным результатом исследования стала дифференциация компонентов ресурсного потенциала старшего поколения на изменчивые и малоподвижные. Были выявлены тренды, отражающие качественные изменения ресурсного потенциала россиян старших поколений. Их нельзя однозначно охарактеризовать как позитивные или негативные. В контексте обозначенной проблемы самое значимое изменение связано с повышением уровня образования россиян старших поколений. Сдерживает ресурсный потенциал россиян старших поколений ригидность установок на пенсионный возраст и профессиональную занятость. В заключение делается вывод, что результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной основой для практической реализации задач, связанных с мобилизацией человеческого ресурса россиян старших поколений.
Объектом анализа в статье является культурный потенциал российского региона в контексте развития инфраструктуры и потребления населением услуг культурно-досугового назначения. Цель исследования - выявить количественные и качественные характеристики различных составляющих сферы культуры региона. Эмпирической основой выступают данные статистики, отчёты органов власти, государственные программы и проекты, а также материалы мониторинга общественного мнения населения Вологодской области за 2022 год (n=1500). Методология анализа опирается на ресурсный подход к изучению культурного потенциала региона. Анализ данных статистики показывает негативные тенденции в части сокращения числа культурно-досуговых учреждений в регионе, снижение потребления некоторых видов услуг за 2000-2022 гг., отставание муниципальных районов и сельских территорий от крупных городов в развитии инфраструктуры культуры и досуга. Позитивные изменения связаны с реализацией комплексной государственной культурной политики как со стороны федерального центра, так и со стороны региональной власти: выявлен рост общих бюджетных расходов на культуру при недостаточной доле внебюджетных источников финансирования. В качестве эффективного ресурса нивелирования проблем с привлечением внебюджетных источников приведены примеры участия частных инвесторов в рамках государственно-частного и государственно-муниципального партнёрства. Результаты социологического опроса зафиксировали позитивные изменения в оценках населением общей ситуации в культурно-досуговой сфере региона, выявили спектр востребованных услуг культуры, досуга и спорта, высокий уровень удовлетворённости их качеством, который превосходит среднероссийские показатели. Установлено, что старшее поколение, категория жителей с низким уровнем образования и малообеспеченные жители проявляют меньшую активность в потреблении услуг культурно-досугового профиля. С повышением возраста сокращается посещаемость всех предложенных к выбору учреждений сферы. Комплекс результатов анализа обосновывает потребность использования более дифференцированного подхода к разработке национальной и региональной культурной политики с ориентацией на социально-демографические категории населения, учитывая их потребности.
Актуальность исследования цифровых практик молодёжи в социальных сетях связана как с ростом влияния социальных медиа на все сферы жизни молодёжи, так и с процессами адаптации пользователями цифровых технологий под собственные потребности. Использование студентами социальных медиа рассматривается как коммуникативная практика, находящаяся под влиянием объективных и субъективных факторов. Пользователи выступают как активные субъекты, осуществляющие действия по комбинированию каналов коммуникации на основе, с одной стороны, социотехнических аффордансов социальных медиа, с другой - собственных целей и потребностей. Эмпирической базой анализа выступают данные социологических исследований, проведённых среди студенческой молодёжи Нижнего Новгорода с 2021 по 2023 гг., среди которых: четыре анкетных опроса (2021- 2023 гг.) и одна серия глубинных интервью (2023 г.). Триангуляция данных анкетных опросов и материалов глубинного интервью студентов позволяет описать практики медиаиспользования как в количественных данных, так и с точки зрения социальных смыслов взаимодействий. Полученные результаты позволяют выделить основные элементы, формирующие практики использования медиа: 1) выбор цифрового пространства взаимодействий (по параметрам «публичности-приватности») и практики индивидуального комбинирования социальных сетей и мессенджеров; 2) количество используемых аккаунтов; 3) пользовательский контроль над выкладываемой в профиль личной информацией. Через анализ динамики популярности социальныхсетей описаны объективные факторы, влияющие на выбор молодёжи цифрового пространства. Делается вывод об усилении тенденции к приватности социальных взаимодействий в цифровом пространстве. Обозначены сценарии конструирования индивидуальной полимедиасреды на основе социотехнических параметров, соответствующих пользовательским мотивам и потребностям. Рассмотрены три основные коммуникационные потребности, удовлетворяемые в социальных медиа: 1) неформальное общение по линии «сильных связей», реализуемое преимущественно посредством мессенджеров; 2) поддержание «слабых связей» путём комбинирования различных медиаканалов и управления количеством участников взаимодействий; 3) формирование «квазисвязей» и наблюдение за «другими». Показано, что удовлетворение этих потребностей мотивирует молодых людей адаптировать свои цифровые практики к различным фреймам социальных взаимодействий, обозначая демаркации между публичным и приватным пространствами. Выявлены две доминирующие стратегии формирования индивидуальной медиасреды. Сделан вывод о масштабировании молодыми людьми цифровых взаимодействий на основе системы социальных ожиданий, потребностей и целей.
В статье рассматривается массовое сознание как теоретический конструкт, разновидность общественного сознания и как реальные отношения населения к России на эмоциональном и рациональном уровнях. Показано, что современное массовое сознание в России есть порождение массовой культуры, которая актуализировалась в процессе модернизации общества в экономической, политической, культурной, бытовой сферах жизни. Сегодня оно находится под воздействием системы массовых коммуникаций и высокотехнологических средств связи, отражая в то же время жизненный опыт разных поколений. Методология исследования основана на трактовке массового сознания как усреднённого сознания всей массы входящих в социальные группы индивидов, в нём стираются индивидуальные различия, особенности людей, которые в каждом единичном случае могут не совпадать с массовым сознанием, но придают ему качественное разнообразие. Эмпирическую базу исследования составили репрезентативные массовые опросы: 8-я волна Всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России» (лето 2023 г.), Всероссийский опрос взрослой молодёжи России (июнь 2020 г.), Европейское социальное исследование (2018-2019 гг.). В представленном в статье анализе данных предпринята попытка определить, насколько российский менталитет более склонен к эмоциональным, чем к рациональным акцентам в отношении к «малой родине», к своей области/республике/краю, к России как стране и обосновано предположение, что эти свойства менталитета составляют особенности такого сложного психологического явления, как российский патриотизм. В статье показано, что на фоне высокого уровня эмоционального отношения к стране и месту жительства респондентов наблюдается рост рационального восприятия проблем общества с выраженной критической направленностью. Таковы оценки привлекательных и непривлекательных черт России, значимости прав и свобод граждан, среди которых первые места с поддержкой более 90% респондентов заняли права, обеспечивающие основные современные жизнеобеспечивающие потребности населения, - занятость, образование, собственность, безопасность и защита законом. На этом фоне выделяется когорта молодёжи 18-24 лет, для которой по сравнению с другими когортами более значимыми становятся политические права и демократические свободы, которые закреплены в Конституции России.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru