В статье анализируются идентификационные процессы российского общества в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов. Обосновывается, что условиях неопределенности общество требует консолидации и единения на основе объединяющей концепции или модели. Цель статьи - обосновать возможности брендинга регионов как части региональной политики идентичности в укреплении общероссийской идентичности. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, за основу взяты основные положения теории социального конструктивизма и концепция многоуровневой идентичности.
В качестве гипотезы предлагается предположение о том, что усиление региональной идентичности в российских регионах и основанный на ней брендинг регионов, способны не фрагментировать, а, напротив, укрепить российскую национальную идентичность. Проверка гипотезы осуществлялась с применением количественных и качественных методов.
Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса жителей трех республик Северного Кавказа - Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, проведенного в октябре-ноябре 2023 г. (n = 1421). Его результаты дополнены данными экспертного опроса.
Полученные данные свидетельствуют об отсутствии сформированных брендов в исследуемых регионах, что подтверждают результаты репрезентативного опроса (низкий уровень (менее 20%) осведомленности жителей о соседних регионах) и экспертные мнения.
В то же время наблюдается последовательное движение в сторону признания потенциала брендинга в развитии регионов, который включает поиск ключевых образов-идей, конструируемых как снизу (населением республик), так и сверху (органами региональной власти совместно с бизнесом, СМИ и общественными организациями). Брендинг регионов, повышение их узнаваемости способствует укреплению не только региональной, но и российской национальной идентичности. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что брендинг регионов является механизмом поддержания консолидации российского общества и его потенциал должен быть встроен в политику идентичности.
Идентификаторы и классификаторы
Сложная геополитическая и социокультурная реальность диктует необходимость консолидации российского общества и укрепления национальной идентичности. Это заставляет переосмыслить исторически сложившиеся идентификационные маркеры региональной и национальной идентичности.
Список литературы
1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. “Портфель идентичностей” молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76-87. ;. DOI: 10.31857/S013216250019645-2 EDN: HEOCFJ Avksentiev V. A., Aksiumov B. V. “Identities portfolio” of the youth of the southern Russia after 12 years. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2022: 7: 76-87 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250019645-2 EDN: HEOCFJ
2. Аксенова О. В. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. № 1. С. 9-17. ;. DOI: 10.31171/vlast.v27i6.6813 EDN: KXCTXQ Aksenova O. V. Strategy of Russian regions development: official version. Vlast, 2019: 1: 9-17 (in Russ.). ;. DOI: 10.31171/vlast.v27i6.6813 EDN: KXCTXQ
3. Антонова Н. Л., Бусыгин А. Г. Идентичность как социальный феномен: теоретико-методологические основания социального конструктивизма // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2(132). С. 12-16. ;. DOI: 10.24158/tipor.2019.2.1 EDN: YWCEOT Antonova N. L., Busygin A. G. Identity as a social phenomenon: theoretical and methodological foundations of social constructivism. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, 2019: 2(132): 12-16 (in Russ.). ;. DOI: 10.24158/tipor.2019.2.1 EDN: YWCEOT
4. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. EDN: QOGTMH Bourdieu P. The Logic of Practice. Transl.: A. T. Bikbov, K. D. Voznesenskaya, S. N. Zenkin, N. A. Shmatko; ed. by. N. A. Shmatko. St. Petersburg, Aletejya, 2001 (in Russ.).
5. Визгалов Д. Брендинг города. М.: Ф-д “ИЭГ”, 2011. 160 с. EDN: QONFRJ Vizgalov D. City Branding. Moscow, F-d “IEG”, 2011: 160 (in Russ.). EDN: QONFRJ
6. Гаджалова Ф. А., Магомедов А. Д. Дагестанские гастрономические бренды (курзе, чуду, хинкал): названия, этнокультура, современное бытование // Вестник ДНЦ РАН. 2022. № 85. С. 23-29. ;. DOI: 10.31029/vestdnc85/4 EDN: ZBWGCQ Gadzhalova F. A., Magomedov A. D. Daghestan gastronomic brands (kurze, chudu, khinkal): names, ethnoculture, modern existence. Vestnik DNC RAN: 2022: 85: 23-29. (in Russ.). ;. DOI: 10.31029/vestdnc85/4 EDN: ZBWGCQ
7. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100-115. ;. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09 EDN: YAEHZR Drobizheva L. M. Russian identity: discussions in the political space and dynamics of mass consciousness. Polis. Politicheskiye issledovaniya, 2018: 5: 100-115 (in Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09 EDN: YAEHZR
8. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37-50. ;. DOI: 10.31857/S013216250009460-9 EDN: IZTYSH Drobizheva L. M. Russian identity: searching for definition and distribution dynamics. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020: 8: 37-50 (in Russ.). DOI: 10.31857/S013216250009460-9 EDN: IZTYSH
9. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Общероссийская идентичность в социологическом измерении // Вестник российской нации. 2021. № 1-2(77-78). С. 39-52. EDN: HAGVQK Drobizheva L. M., Ryzhova S. V. All-Russian identity in the sociological dimension. Vestnik rossijskoj nacii, 2021: 1-2 (77-78): 39-52 (in Russ.). EDN: HAGVQK
10. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2012. 247 с. EDN: QOOAJB Imidzh Rossii: kontseptsiya natsional′nogo i territorial′nogo brendinga [The image of Russia: the concept of national and territorial branding]. Ed by I. A. Vasilenko, E. V. Vasilenko, N. N. Emel’yanova. Moscow, Ekonomika, 2012 (in Russ.). EDN: QOOAJB
11. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь Мир, 2022. 248 с. DOI: 10.55604/9785777709042 EDN: HEUCDA Historical consciousness of Russians: assessments of the past, memory, symbols (experience of sociological measurement). Ed. by M. K. Gorshkov. Moscow, FNISC RAN, 2022: 248 (in Russ.). DOI: 10.55604/9785777709042
12. Кешева З.М. Бренды Кабардино-Балкарии в информационном пространстве как фактор социокультурной и экономической привлекательности региона // Вестник КБИГИ. 2020. № 2(45). С. 50-55. ;. DOI: 10.31007/2306-5826-2020-2-45-50-55 EDN: QIQMQM Kesheva Z. M. Brands of Kabardino-Balkaria in the information space as a factor of socio-cultural and economic attractiveness of the region. Vestnik KBIGI, 2020: 2(45): 50-55. ;. DOI: 10.31007/2306-5826-2020-2-45-50-55 EDN: QIQMQM
13. Котлер Ф., Асплунд К. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб., 2005. 376 с. Kotler Ph., Asplund K. et al. Marketing Places Europe. How to attract investments, industries, residents and visitors to cities, communities, regions and nations in Europe. St. Petersburg, 2005: 376 (in Russ.).
14. Куек М. Г. Археологическое и художественное наследие Адыгеи: концепция развития этнокультурного бренда региона в мировом художественном пространстве // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. по итогам межд. науч. форума. М.: Ин-т наследия, 2021. С. 117-127. EDN: JSCCCY Kuyok M. G. Archaeological and artistic heritage of Adygea: concept of development of ethno-cultural brand of the region in the world art space. Cultural heritage of the North Caucasus as a resource of interethnic harmony: coll. of scient. art. Moscow, In-t nasledie, 2021: 117-127 (in Russ.). EDN: JSCCCY
15. Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как инструмент территориального развития // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 1. С. 134-143. ;. DOI: 10.15688/re.volsu.2020.1.12 EDN: HMDPAT Mitina E. A., Kalkova N. N., Yarosh O. B. Brand Identifiers as a Tool of Territorial Development. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii, 2020: 8: 1: 134-143 (in Russ.). ;. DOI: 10.15688/re.volsu.2020.1.12 EDN: HMDPAT
16. Назукина М. В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России // Журнал “Регионология”. 2011. № 4. URL:https://regionsar.ru/ru/node/809?ysclid=lqbeg86nr7235890814 (дата обращения: 25.12.2023). EDN: OXUYUN Nazukina M. V. Structural levels of regional identity in modern Russia. Regionologiya. 2011: 4. Accessed 25.12.2023. URL:https://regionsar.ru/ru/node/809?ysclid=lqbeg86nr7235890814 (in Russ.).
17. Назукина М. В., Тарасова Е. Ю. Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2022. Т. 16. № 1. С. 40-48. ;. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-40-48 EDN: TYLVDM Nazukina M. V., Tarasova E. Yu. Branding experience of Russian republics: variability of the institutionalization of the ethnic component. Vestnik Permskogo un-ta. Politicheskie nauki, 2022: 16: 1: 40-48. (in Russ.). ;. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-40-48 EDN: TYLVDM
18. Национальная идентичность в северокавказском обществе: поиски путей укрепления / Под общ. ред. А. Ю. Шадже и Е. С. Куквы. М.: РФО; Майкоп: АГУ, 2015. 192 с. EDN: TYYBDX National Identity in the North Caucasian Society: the Search for Ways to Strengthen. Ed. by A. Y. Shadzhe, E. S. Kukva. Moscow, RFO, Maikop, AGUU, 2015: 192 (in Russ.). EDN: TYYBDX
19. Прает Д. В. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. М.: Азбука-Аттикус, 2012. 371 с. Praet D. V. Unconscious branding. The use of the latest achievements of neuroscience in marketing. Moscow, Azbuka-Attikus, 2012: 371 (in Russ.).
20. Рыжова С. В. Российская идентичность в региональном разнообразии: роль доверия // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. C. 13-31. ;. DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.828 EDN: TPBYIX Ryzhova S. V. Russian Identity in Regional Diversity: The Role of Trust. Vestnik instituta sotziologii, 2022: 13: 3: 13-31 (in Russ.). ;. DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.828 EDN: TPBYIX
21. Семененко И. С. Идеи, идеологии, идентичности: от дискурсов к дискурсивной силе // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: мат. Всеросс. конф. РАПН с междунар. участ. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2023. С. 531-532. EDN: DRUDTU Semenenko I. S. Ideas, ideologies, identities: from discourses to discursive force. In Political science in a changing world: new practices and theoretical search: mat. of the All-Russian RAPN Conf. with intern. particip. Ed. by O. V. Gaman-Golutvina, M. M. Mchedlova, L. N. Timofeeva. Moscow, RUDN, 2023: 531-532 (in Russ.).
22. Симонян М. А. Национальный брендинг как основа конкурентной идентичности // Управление инновациями-2021: мат. междунар. науч.-практ. конф. Новочеркасск: НПИ им. М.И. Платова, 2021. С. 93-96. ;. DOI: 10.34981/Lab-67.2021.innovconf.17-simonyan EDN: YFNRJ Simonyan M. A. National branding as the basis of competitive identity. In Innovation Management-2021: proceed. of the intern. scientif. and pract. conf. Novocherkassk, NPI im. M. I. Platova, 2021. (in Russ.). ;. DOI: 10.34981/Lab-67.2021.innovconf.17-simonyan EDN: YFNRJT
23. Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: ИЭА РАН, 2023. 69 с. DOI: 10.33876/978-5-4211-0299-1/2023-12/1-69 EDN: EHVYVA Tishkov V. A. Nation of Nations: on approaches to understanding Russia. Moscow, IEA RAN, 2023: 69 (in Russ.). DOI: 10.33876/978-5-4211-0299-1/2023-12/1-69
24. Шадже А. Ю. Бренд региона в гуманитарном познании: некоторые методологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 9. С. 125-129. EDN: TCNHZK Shadzhe A. Y. Brand of the region in humanitarium cognition: some methodological features. Social’no-gumanitarnoe znanie, 2023: 9: 125-129 (in Russ.). EDN: TCNHZK
25. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. N. Y., 2007. 134 p.
26. Dinnie K. Introduction to the Theory of City Branding // City Branding: Theory and Cases. N. Y., 2011. 239 p.
27. Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding // Place Branding and Public Diplomacy, 2010. Vol. 6. P. 97-103. DOI: 10.1057/pb.2010.16 EDN: XDQZPM
28. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / Ed. by S. Worchel, W. Austin. Chicago, 1986. P. 7-24.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на материалах современных социологических исследований анализируются факторы неравенства в отечественном образовании. Представлены данные, показывающие, что неравенство в образовании имеет тенденцию к воспроизводству в двух базовых формах: а) неравные образовательные возможности для разных групп учащихся; б) неравные образовательные результаты. В рамках той и другой формы существуют факторы (барьеры) неравенства, препятствующие получению индивидами образования. В статье к таким факторам неравенства отнесены: а) группирование учащихся по разным образовательным потокам по итогами тестов и успеваемости, когда подобная группировка получила название трекинга; б) специфические отношения педагогов к учащимся из разных социальных групп, что может вести к необъективной оценке учебных достижений школьников; в) региональные различия в деятельности образовательных учреждений, что связано с типом населенных пунктов и их экономическим развитием; г) различия в семейных структурах, среди которых выделяются количественный размер семьи, порядок рождения детей, является ли семья полной или нет; д) ценностное отношение родителей из разных социальных слоев к учебе своих детей; е) гендерные стереотипы при получении образования, ведущие в дальнейшем к гендерному дисбалансу профессиональной структуры в обществе; ж) развитие языковых способностей учащихся, когда дети из разных социальных слоев по-разному выражают свои знания и опыт, что отражается на учебных оценках и успеваемости. Появляются новые формы неравенства, например, цифровое, развитие которого увеличивает социальное неравенство. Развитие информационной техники, IT-технологий приводит к появлению новых форм цифрового неравенства, в том числе в городах и в среде персонала самой системы образования. Показана негативная роль образовательного неравенства для современного российского общества, что может проявиться в ослаблении солидарности общностей и групп российского общества. Приведены практики преодоления влияния факторов неравенства в образовании на примерах школ, работающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (резильентные школы). Также анализируются эмпирические данные увеличения числа молодежи из экономически благополучных слоев населения, поступающих в систему среднего профессионального образования. Специфика рассмотренных факторов неравенства в образовании усиливает исследовательское внимания к ним.
В статье рассмотрены особенности развития системы образования в Республике Крым как основного фактора социопространственного развития региона. Авторами проведен анализ динамики основных показателей системы образования на трех уровнях: общее образование, среднее профессиональное и высшее образование. В качестве основных показателей рассмотрены такие как: географическая доступность образовательных учреждений для населения, обеспеченность их информационно-техническими средствами учебного процесса и кадровыми ресурсами. Анализ кадрового ресурса проведен в разрезе тех категорий персонала, которые непосредственно реализуют и обеспечивают учебный процесс. В ходе исследования было выявлено наличие в образовательных учреждениях руководителей и педагогических работников, не имеющих высшего образования. В статье проведено сравнение численности внешних совместителей и штатных работников по исследуемым категориям, выполнено сопоставление полученных результатов с численностью обучающихся. Показано, что в условиях тенденции роста числа внешних совместителей и сокращения штатных сотрудников в системе высшего образования растет число обучающихся, добровольно оставивших обучение. В статье рассмотрена также динамика роста фонда заработной платы по указанным категориям сотрудников и проведено сравнение средней заработной платы на одного человека по виду деятельности (образование) в Южном федеральном округе по отношению к другим федеральным округам. Выявлено, что уровень оплаты труда работников образования в Южном федеральном округе в 2021 г. находится на уровне 2016 г. в сравнении с другими округами. Согласно показателям структуры персонала по соотношению штатных сотрудников и внешних совместителей построены линии трендов, позволяющие выявить тенденции изменений их численности. По некоторым категориям сотрудников выполнен прогноз на два года для выявления вероятностных количественных изменений в кадровом обеспечении системы образования. Обосновано, что решение кадровых вопросов приведет к сохранению и увеличению численности обучающихся, повышению качества образования и развитию человеческого потенциала в регионе. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования. На основе построенных трендов и сделанных выводов авторами сформулированы конкретные рекомендации по устранению выявленных проблем в системе образования.
В данной статье представлен анализ российской муниципальной власти на примере малых российских городов. Анализ опирается на результаты эмпирического исследования, проведенного при участии автора в шести малых городах в Пермского края, Ивановской и Тамбовской областей. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе было проведено 69 глубинных интервью с представителями локальных и региональных элит и экспертами (2012-2015 гг.). На втором этапе в 2018-2020 гг. было проведено 64 интервью, в том числе с теми же респондентами, кто был проинтервьюирован на первом этапе. В 2023 г. были проведены дополнительно несколько интервью с экспертами в городе Пермского края в связи с резко изменившейся ситуацией.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что проблемное поле малых городов за прошедшие годы изменилось не столь значительно. До сих пор проблемы концентрируются вокруг темы ухудшающегося социально-экономического положения, налогов и кадрового дефицита. В тоже время управленческие проблемы власти нарастают в связи с дефицитом кадров в малых городах, управленческой слабостью некоторых глав малых городов. Среди новых проблем - пандемия, недостаточное число лидеров в корпусе муниципальных руководителей, последствия СВО. Анализ мотивационного профиля глав муниципальных образований и их команд показал, что за последние годы у глав городов повысился уровень мотивации и эффективность управления. Запрос элит и населения к власти значительно усилился, что не могло не отразиться на внутренней мотивации акторов. Эмпирическое исследование на примере одного моногорода позволило убедиться в том, что малый город при всех ресурсных и иных ограничениях вполне может развиваться, если сформирована партнерская модель взаимодействия между местной властью и стратегическими лидерами крупной компании. Однако и она не всегда гарантирует, что достигнутая эффективность взаимодействия власти и бизнеса останется без изменений, если в систему отношений двух акторов вмешивается федеральная власть.
В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного выявлению особенностей восприятия баланса работы и личной жизни современными государственными служащими столичного мегаполиса. Эмпирической основой послужили материалы анкетирования и интервьюирования, осуществленных авторами в 2022 г. в федеральных министерствах (расположенных в г. Москва). Применяя современные методы анализа текстовых данных, авторы визуализируют с помощью облака слов ответы респондентов на открытый вопрос о субъективном понимании баланса работы и личной жизни. Выявлено, что в интерпретации опрошенных государственных служащих преобладают такие термины, как «время», «возможность» и «семья». Это позволяет выяснить, какой смысл вкладывают работники государственной службы в концепт баланса работы и личной жизни. Так, выступая субъективным феноменом, данный концепт прежде всего ассоциируется с пропорциональным распределением времени на семью и работу. Исходя из результатов анкетирования, авторы выделяют две группы государственных служащих, которые испытывают и не испытывают чувство баланса работы и личной жизни, и анализируют их социально-демографические характеристики, жизненные приоритеты, отношение к работе, оценки временных ресурсов и уровень удовлетворенности различными жизненными сферами. Репрезентируя субъективные оценки, авторы отмечают, что чуть более половины опрошенных работников государственной службы не ощущают баланса работы и личной жизни. Статистический анализ показал, что выделенные авторами группы не имеют существенных социально-демографических отличий. Также было установлено, что государственные служащие, по-разному оценивающие наличие баланса работы и личной жизни, значимо не отличаются в определении ведущих жизненных приоритетов, выдвигая на первый план семью и работу. Однако были выявлены статистически значимые связи между субъективными показателями баланса работы и личной жизни и особенностями разграничения рабочих и личных проблем, оценкой достаточности времени на повседневные практики и удовлетворенностью приватной жизнью. Установлено, что состояние дисбаланса в большей мере характерно для людей, которые отмечают влияние работы на личные дела, испытывают недостаток времени на повседневную частную жизнь и не удовлетворены ее основными составляющими. В рамках интервьюирования основное внимание было сосредоточено на группе внешних факторов, которые относятся к условиям занятости, что важно учитывать в вопросах кадровой политики и организации труда на государственной службе. Полученные материалы позволили рассмотреть с точки зрения государственных служащих существующий рабочий режим, обсудить инициативы по его совершенствованию, возможности и ограничения удаленной работы.
Данная статья посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, вызовов и рисков ее адаптации к современным условиям жизни, социально-экономическим и социокультурным трансформациям. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью молодежи для развития российского социума, в том числе и на региональном уровне. Целью работы является выявление особенностей динамики ценностных установок молодежи в сфере профессиональной ориентации и трудовой занятости, а также особенностей адаптации молодых людей к рыночным процессам. В этой связи авторами отдельно рассматриваются модели приспособления молодежи к новым рыночным реалиям, а также динамика формирования социокультурных типов молодежных групп. Особое внимание авторы уделили изучению специфики ценностных приоритетов молодых людей, формы и содержание которых в определенной степени отличаются от ценностей предыдущих поколений. Представляемое исследование проведено с использованием методов системного анализа социально-экономических процессов региона, анализа данных социологических опросов молодых жителей Тувы с применением специальных компьютерных программ (SPSS). На основе сравнительного ретроспективного анализа материалов исследований, проведенных под руководством авторов в 2010, 2015 и 2021 гг., сделан вывод о специфике формирования ценностей молодых людей республики Тыва, которую необходимо учитывать при разработке региональных программ социального развития. Обнаружена постепенная трансформация моделей социальной адаптации нового поколения к современным реалиям, переход от пассивных форм, к более активному типу встраивания в экономику, что в большей степени соответствует ее требованиям. Авторы показывают, что адаптационные стратегии несколько различаются у представителей молодежи, относящихся к разным этническим группам. Однако вопрос о том, насколько это обусловлено именно этнокультурными особенностями требует дополнительного исследования.
Россия в своей истории переживала совершенно различное отношение населения к вопросам потребления алкоголя и, порой, диаметрально противоположные подходы государства к его регуляции: от сухих законов до повсеместного поощрения, от северного типа потребления алкоголя (доминирование крепких напитков) до южного типа (доминирование слабоалкогольных напитков). В этом смысле сегодня мы переживаем уникальную ситуацию: в современной России пиво (слабоалкогольный напиток) выходит на лидирующее положение рынка алкогольной продукции. Пиво вновь становится, по сути, народным напитком. Данное обстоятельство делает интересным и актуальным вопрос изучения потребления пива в историческом контексте. Каким образом потребление алкоголя в прошлом повлияло на его потребление сегодня? Существует ли какая-либо культурная связь эпох? Или сегодняшняя пивная культура начинает развиваться с нуля? На эти вопросы мы постарались ответить с помощью изучения современного пивного нейминга.
В данной статье на примере магазинов разливного пива города Кирова рассмотрены социально-культурные истоки современных пивных названий. Наименования анализируются в контексте сменяющих друг друга крупных российских исторических эпох. Исследование проведено при помощи метода контент-анализа трехсот семидесяти пивных наименований, собранных авторами в первой половине 2023 г. в двадцати двух пивных магазинах города. Выделены три стратегии, которые используются для наименований пива: дореволюционная (эти наименования тесно связаны с названиями сортов различных западноевропейских стран), советская (строится на отрицании дореволюционной стратегии, основана на разработке новых, уникальных наименований) и постсоветская (современные наименования, не соотносящиеся с дореволюционной и советской стратегией). В ходе исследования было выявлено, что наиболее популярные стратегии - это дореволюционная и постсоветская (по 38% от всех рассмотренных наименований), а наименее популярная - советская (24% от всех рассмотренных наименований). Помимо этого, введен коэффициент уникальности используемой стратегии, который позволяет понять, насколько разнообразно использование той или иной стратегии в продажах. Показано, что наиболее часто в торговле пивом прибегают к дореволюционной и постсоветской стратегиям пивного нейминга, советская же стратегия - наименее популярная.
В статье рассматриваются подходы российских исследователей к пониманию солидарности и ее социальных оснований. Каждая концепция солидарности подчеркивает те или иные основания и факторы солидаризации общества, привязывая их к социальным изменениям либо, напротив, к константам человеческого существования. В периоды социальных изменений происходит не только снижение или повышение степени социальной консолидации, но ослабление одних форм солидарности и формирование других. Цель настоящего исследования - выявить основания солидарности, связанные с социальностью и антропологическими параметрами бытия. Хотя формы солидарности меняются от общества к обществу и на разных исторических этапах их развития, ни одно общество не остается жизнеспособным и прогрессивным в отсутствие солидарности. Настоящее исследование оснований солидарности выходит за рамки как традиционных социологических концепций интеграции и дезинтеграции, нормального общества и аномии, так и психологических теорий о потребностях в группе и самовыражении, описывающих только непосредственные предпосылки и эффекты солидарности. Автор опирается на вторичный анализ источников и теоретический анализ социологических концепций социальности и социального воспроизводства. В материалы исследования вошли публикации российских ученых начиная с XIX в. (когда в российской социальной мысли возникли первые концепции соборности, всеединства и позитивистско-прагматические трактовки солидарности) и до наших дней, посвященные вопросам условий формирования солидарности, консолидации и деконсолидации общества. Автор выявляет эксплицитно и имплицитно присутствующие в источниках представления об основаниях солидарности, связанных с константами человеческого бытия и социальности: субъектность, предсказуемость и общность чувств. Субъектность социальных акторов как высший, рефлексивный уровень субъективности определяет их способность и волю к социальному творчеству и действиям в пользу социального целого. Предсказуемость социальной среды обеспечивает следование большинства приемлемым общим правилам, веру в общие ценности на основе взаимного доверия и справедливости. Взаимопомощь и альтруизм внутри солидарных общностей рассматриваются как невозможные без третьего фундамента солидарности - общности чувств социальных субъектов, связанной с общностью их жизненных миров.
В статье представлены результаты авторского исследования, посвященного адаптации и апробации в российских условиях признанного в мире инструментария измерения социокультурных характеристик по модели Хофстеде на индивидуальном уровне. Апробация инструментария выполнена в рамках полевого социологического исследования арктических территорий Республики Карелия (n = 1042), проведенного в 2023 г. Определена территориальная специфика значений социокультурных характеристик индивидов по модели Хофстеде, а также их выраженность в аспекте социальных групп (в частности, пола). Наибольшие различия прослеживаются для показателя «маскулиность», а минимальные - для показателя «коллективизм». Проверена релевантность модели культурных показателей и оценена сходимость измерений. Применены методики факторного анализа методом главных компонент (PCA), многомерного шкалирования (ALSCAL), иерархического кластерного анализа. Качество факторного анализа было проверено на основе значений критерия сферичности Бартлетта и статистики меры адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина. Также для проверки надежности используемого инструментария было проведено сопоставление результатов авторов и разработчиков методики, с использованием коэффициента альфа Кронбаха (α). Полученные значения коэффициента говорят о высокой надежности используемого инструментария, а также подтверждают сохранение измерительной способности шкал после перевода по пяти показателям из шести. По шестому показателю «долгосрочность целеполагания» целесообразна корректировка перевода вопросов, исходя из относительно более низкого значения коэффициента альфа Кронбаха (α). Анализ на номологическую валидность подтвердил релевантность представленного инструментария. Это позволяет говорить о достижении цели исследования и успешной адаптации и апробации актуального инструментария расчета значений социокультурных характеристик по модели Хофстеде на индивидуальном уровне в условиях России. Примененные шкалы характеризуются высокой надежностью и валидностью. Перспективны для дальнейших исследований расширение географии применения инструментария; составление этнометрической базы данных регионов РФ по значениям социокультурных характеристик по модели Хофстеде, измеренных на уровне индивидов; анализ закономерностей пространственной дифференциации показателей, а также изучение аспектов влияния в рамках триады «пространство - социокультурная специфика индивидов - воспроизводство человеческого капитала».
В настоящей статье представлены ключевые подходы к пониманию и исследованию радикализации, а также возможности и ограничения применения некоторых исследовательских методов для моделирования сетевой топологии и оценки контентного сходства онлайн-сообществ. Сегодня в исследованиях социальных сетей и участия в них молодежи часто применяются методы и технологии Web Mining и AI. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, как эти подходы могут быть эффективно использованы в целях изучения онлайн-радикализации. Ответ на него должен повысить объяснительную и прогностическую способность вычислительных моделей для обнаружения и прогнозирования радикализации в онлайн-пространстве. В значительной части российских исследований онлайн-радикализации распространен подход, при котором задача выявления взаимосвязей отдельных онлайн-сообществ или их кластеров сводится к оценке степени их сходства по подписчикам, либо по лингвистическим маркерам. Такой подход ограничен в прогнозировании новых связей между сообществами и обосновании путей радикализации, но в то же время актуален в моделировании информационной диффузии. В данной работе авторы стремятся продемонстрировать возможности и ограничения применения методов tf-idf, doc2vec для оценки контентного сходства онлайн-сообществ без признаков радикализации и онлайн-сообществ с признаками радикализации. Такой подход позволил выявить сообщества со значительной тенденцией к объединению (установлению прямых связей). В статье представлены результаты сравнительного исследования в виде социальных графов, сформированных по принципам общности подписчиков, сходства значимых слов, контекстного сходства на базе doc2vec модели. Социальный граф на основе doc2vec метода показал лучшие результаты с точки зрения кластеризации онлайн-сообществ, а также интерпретируемости результатов. Это является критически значимым для обнаружения и прогнозирования радикализации в Интернете, поскольку открывает перспективы для изучения природы ассортативности в наблюдаемой сети.
Для обозначения происходящих в последние годы изменений в России и мире нередко используется термин «турбулентность», в том числе и на страницах нашего журнала. Категория турбулентности позволяет, не вдаваясь в детали, обозначить время перемен: сложнейшие сплетения социально-экономических и социокультурных процессов и неожиданные метаморфозы ранее устойчивых феноменов. Однако исследовать реальность, которую мы этим понятием только зафиксировали, все же необходимо для того, чтобы иметь возможность ответить на извечный вопрос «что делать?» в стремительно наступающей новой эпохе. Ее уже несколько поспешно назвали «постглобализацией», однако в любом случае, начавшееся разрушение глобальной системы в ее нынешнем виде есть непосредственно данный, наблюдаемый факт.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru