В статье анализируются религиозные идеи сериала «Мир Дикого Запада». Раскрываются смыслы лабиринта как места обретения самосознания и пространства языческих жертвоприношений. Показано, что в сериале создание мира и человека демонстрирует черты различных религиозных систем: ветхозаветного монотеизма, зороастрийского дуализма и христианства. Проведены параллели между развитием фабулой второго сезона и библейским сюжетом Исхода. Проанализирован символизм 55 Вавилонской башни в третьем и четвертом сезоне сериала, а также концепция христианской жертвы, данная средствами технологий в постхристианском мире.
Идентификаторы и классификаторы
Картина мира современного человека раскрывается в текстах культуры. Популярные кинотексты выражают мировоззренческие идеи, значимые для самосознания эпохи. В эпоху постмодерна религиозные мировоззренческие идеи выражаются не только в сакральных текстах и традиционных практиках, но и в произведениях массовой культуры. Проанализируем религиозные идеи сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022) Лизы Джой и Джона Нолана. Для исследования используем культурно-исторический и герменевтический метод.
Список литературы
1. Атакуев, 2022 - Атакуев М. Н. Причины и следствия цифрового возрождения бихевиоризма // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 3. С. 103-116. EDN: EMGLXQ
2. Балакирева, 2020 - Балакирева Т. А. Художественный образ искусственного интеллекта в кинематографе (на примере кинофильма “Ex machina” и сериала “Мир Дикого Запада”) // Studia Culturae. 2020. № 44. С. 165-174. EDN: GLIXGS
3. Беляев, Гончарова, Максимов, 2020 - Беляев И. А., Гончарова В. А., Максимов А. М. Соотношение свободы и независимости в христианстве и светской рациональной философии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 6. С. 120-128. EDN: YEJDCS
4. Бушуева, 2017 - Бушуева Т. И. “Мир Дикого запада” через призму теории К. Г. Юнга // Архивариус. 2017. Т. 2. № 3(18). С. 65-67. EDN: YTAFER
5. Гребенкин, 2008 - Гребенкин О. А. Учение об искупительной жертве Христа (богословско-антропологический этюд) // Сборник статей преподавателей и выпускников Воронежской Православной Духовной Семинарии. 2008. № 3. С. 75-84. EDN: LNUOYP
6. Достоевский, 2020 - Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2020. 928 с.
7. Жигалова, 2023 - Жигалова Л. Г. Живое и неживое в пространстве современных сериалов: витальность андроидов // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023. № 7. С. 119-134. EDN: UUMMXW
8. Зорин, 2020 - Зорин А. Н. “Мир дикого Запада”. От эволюции к революции вестерна // Наука телевидения. 2020. Т. 16. № 3. С. 61-85. EDN: CFTSND
9. Кереньи, 2007 - Кереньи К. Дионис: Проо6раз неиссякаемой жизни: Пер. с нем. М.: Ладомир, 2007. 319 с.
10. Кереньи, 2007 - Кереньи К. Элевсин: архетипический образ матери и дочери. Пер. с. англ. М.: Рефл-бук, 2000. 288 с.
11. Ларюшкин, 2020 - Ларюшкин С. А. Онтологичность и универсальность Христовой Жертвы как средство сохранения духовности социума // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2020. № 18. С. 395-402. EDN: LKKIKC
12. Лескова, 2015 - Лескова Е. В. Жанровая специфика притчи и параболы в творчестве Ф. Кафки и Ф. М. Достоевского экзистенциальный аспект: специальность 10.01.01 “Русская литература”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Калининград, 2015. 22 с. EDN: ZPWOXP
13. Лосев, 1957 - Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М.: ГУПИ, 1957. 620 с.
14. Нечаева, 1972 - Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских “Время”. 1861-1863. М.: Наука, 1972. 316 с.
15. Попова, 2023 - Попова Е. Р. Специфика повествования в сериале Westworld // Юный ученый. 2023. № 5(68). С. 9-16.
16. Разумовская, 2016 - Разумовская В. А. Многоязычие “сильных” текстов литературы: продолжение строительства Вавилонской башни // Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: языковая личность. Текст. Дискурс: сборник статей VI международной научной конференции, Кемерово - Ялта, 25-27 сентября 2016 года / Кемеровский государственный университет; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Кемерово - Ялта: Кемеровский государственный университет, 2016. С. 287-293. EDN: XEBSOT
17. Селютина, Шарашина, Лихватских, 2018 - Селютина Е. А., Шарашина Ю. Н, Лихватских Т. С. Картина мира сериала “мир Дикого запада”: семиотический подход // Научные школы. Молодёжь в науке и культуре XXI века: Материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции), Челябинск, 01-02 ноября 2018 года. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. С. 268-271. EDN: YNTFOX
18. Смирнов, Кульпинов, 2016 - Смирнов А. Е., Кульпинов С. С. К вопросу о влиянии зороастризма на космологию христианских гностиков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 15. С. 96-102. EDN: VLEKWV
19. Смирнова, 2021 - Смирнова М. В. Проблема реальностей в научно-фантастическом сериале “Мир Дикого Запада” // Визуальное во всём: Сборник статей спецсеминара. Вып 3. М.: Общество с ограниченной ответственностью “Эдитус”, 2021. С. 109-114.
20. Строева, 2018 - Строева О. В. Феноменология тела в контексте постгуманизма (на примере популярных сериалов жанра киберпанк) // Наука телевидения. 2018. Т. 14, № 1. С. 41-56. EDN: YWFQFE
21. Суинберн, 2011 - Суинберн Р. Искупительная жертва Христа // Философия религии: альманах. 2011. Вып. 3. С. 40-50. EDN: VCUJKH
22. Сухих, 2006 - Сухих О. С. Элементы антиутопии в рассказах В.Ф. Одоевского и “Легенде о великом инквизиторе” Ф.М. Достоевского // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2006. № 1. С. 82-86. EDN: WENXIJ
23. Сычев, Коваль, Ушкин, 2020 - Сычев А. А., Коваль Е. А., Ушкин С. Г. Социология за пределами реальности: постгуманизм и биополитика в сериале “Мир Дикого Запада” // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 141-172.
24. Шеркова, Кузина 2020 - Шеркова Т. А., Кузина Н. В. К вопросу о сформированности категории личности как саморегулирующейся динамической системы самосознания индивидуума в додинастическом Египте // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 3. С. 505-526. EDN: GDNGNM
25. Barbu, 2022 - Barbu M. Virtual Dystopias: Westworld and Technology’s Potential to Save or Enslave the World // Caietele Echinox. 2022. Vol. 43. P. 226-245. EDN: LXFSVH
26. Da Silva, 2023 - Da Silva C. Um futuro laboral distópico prenunciado na série Westworld da HBO Max // Aurora. Revista de Arte, Mídia e Política. 2023. Vol. 16. No. 47. P. 19-36. EDN: NLJUSZ
27. Day, 2023 - Day K. Oedipal Anxieties in HBO’s Westworld // Journal of Popular Film and Television. 2023. Vol. 51. No. 1. P. 18-28. EDN: DUWBHG
28. Holy, 2022 - Holy M. Westworld and overcoming of traditional gender dualisms: Is feminism really for everybody or just for female androids? // Northern Lights. 2022. Vol. 20. No. 1. P. 83-98. EDN: UQYMBU
29. Negri, 2022 - Negri A. Westworld as cultural continuity and symptom / A. Negri, R. Tietzmann // Societes. 2022. Vol. n° 154. No. 4. P. 9-20. EDN: NIQLOM
30. Ralambosoa, 2022 - Ralambosoa M. Westworld: un abrégé incisif de sociologie de la souffrance // Societes. 2022. Vol. n° 154. No. 4. P. 99-110. EDN: MEBRBS
31. Wilder, 2023 - Wilder S. A. All the (West)World’s a Stage: HBO’s Westworld as Metatext-Intertextuality, Genre, Seriality, Format // Journal of Popular Film and Television. 2023. Vol. 51. No. 3. P. 118-130. EDN: UFCSUW
32. Wilkins, 2023 - Wilkins Ch. Intangibility and Selfhood: Westworld as Allegory for Adaptation in the Digital Age // Adaptation. 2023. Vol. 16. No. 2. P. 214-230. EDN: YEFBHY
33. Wise, 2022 - Wise J. M. Person of Westworld: figurations of living machines, memory, and trauma // Subjectivity. 2022. Vol. 15. No. 4. P. 248-263. EDN: CEDHVV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается наиболее крупная этнографическая коллекция по башкирской культуре, собранная во второй половине XIX - начале ХХ в., хранящаяся в собрании Дашковского этнографического музея (ныне - Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург). Работа автора с фондами и описями музея показала, что формирование башкирских коллекций началось в результате передачи экспонатов с Первой Всероссийской этнографической выставки в Москве в 1867 г. Пополнение фондов происходило благодаря различным дарителям, в числе которых были ученые, краеведы, учителя. В 1923 г. в музей предметы поступили после участия башкир на выставке ВДНХ. Помимо вещевого материала в музей передавались этнографические фотографии. В целом сформировалось собрание, отражающее разные аспекты традиционной культуры башкирского народа. Уникальными, не имеющими аналогов в других музеях, являются элементы женской и мужской одежды в разнообразии вариантов, головные уборы, украшения, обувь. Также в фондах музея представлены ценные экспонаты по хозяйственной деятельности, быту, музыкальным инструментам. Значимость описей башкирских коллекций в том, что они дают информацию не только о названиях и местах приобретения, но и назначении предметов, технологии изготовления, способах бытования.
Статья посвящена одной из знаковых мистических организаций России XIX в. - «Духовному союзу» Е. Ф. Татариновой, соединившей в себе экстатическую практику широко распространенного в народной среде скопчества с духовными прозрениями европейского масонства. В статье рассматриваются особенности сектантских и масонских доктрин и ритуалов, при этом обнаруживается присущее им внутренее сходство. Раскрывая негативный характер отношения русских мистиков к церкви и государству, автор подчеркивает антиправославный характер мистицизма и его общественную опасность.
Объектом исследования в статье является исландская «Книга о занятии земли», созданная в XIII в., и история её изучения учёными-гуманитариями в Исландии на протяжении XIX-XXI вв. Первичное заселение Исландии - не только объект интереса исландской науки, оно также обладает колоссальной символической и эмоциональной важностью для носителей современной исландской культуры, поэтому послужило темой художественных произведений и стало неотъемлемой составляющей исландской национальной идентичности. Восприятие «Книги о занятии земли», а также родовых саг, связанных с нею текстуально, исландским научным сообществом XIX-XXI вв. можно описать как движение от безоговорочного принятия на веру национальными романтиками XIX века ко всё более нарастающему скептицизму в ХХ веке, к признанию её источниковедческой важности в современную эпоху - с той оговоркой, что теперь к этому источнику ставятся другие вопросы. В современной исландской науке нельзя выделить какой-либо один преобладающий подход к изучению древнеисландской прозы; распространены культурная антропология и «новая текстология», много междисциплинарных исследований. Однако изучению древнеисландских текстов в историко-этнографическом ключе уделялось и уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Данная статья открывает собой цикл исследований, рассматривающих «Книгу о занятии земли» и соответствующие саги Западных Фьордов преимущественно в историко-этнографическом аспекте, причём истории каждого первопоселенца 195 открывают новые аспекты данной тематики. При сопоставлении текста «Книги о занятии земли» с текстами родовых саг, в противоположность укоренившемуся тезису, что «авторы» саг, используя краткие сведения «Книги о занятии земли», сочиняли сами саги, мы выдвигаем постулат, что всё происходило в точности наоборот.
В статье рассматривается процесс возникновения и становления феномена политических элит. Особое внимание уделяется проблемам, встающим на пути у исследователей элит. Преодоление этих проблем способствует более качественному наполнению содержанием исследуемого феномена. Автором рассматриваются возможные перспективы дальнейшего развития элитарных исследований. Цель статьи - изучение феномена политических элит через призму классических и современных теорий, а также определение ключевых проблем и перспектив дальнейшего развития. Делается вывод, что понимание действий и степени влияния политических элит на политическую систему способствует глубинному осмыслению структуры властных отношений общества.
В начале ХХ века полиэтничная Бессарабия стала одной из опор российского государственно-охранительного движения. Даже после проигранной войны с Японией, в период революции 1905-1907 гг., когда престиж государственной власти пал, в пограничной губернии не возникло сепаратистских тенденций. После свержения монархии (1917) население оказало вооруженное сопротивление румынским войскам, введенным в Бессарабию. В годы Гражданской войны представители дореволюционной бессарабской элиты сражались как на стороне большевиков - центрального правительства России, так и в составе белых армий - под лозунгами восстановления единой и неделимой России. На Днестре белые и красные пытались взаимодействовать на патриотической основе - в борьбе против румынских оккупантов. Персонификация истории позволяет раскрыть истоки и суть попыток некоторых деятелей обоих лагерей превратить Гражданскую войну в войну Отечественную.
В статье рассматривается вопрос об эффективности государственного управления в России, анализируется сущность данного феномена, выделяется его российская специфика в исторической ретроспективе, а также рассматриваются современные проблемы. По мнению авторов, отличительной чертой государственного управления в России всегда являлась централизация государственной власти, которая способствовала и способствует повышению эффективности управления.
Работа посвящена рассмотрению национальной идентичности, которая в условиях глобализации находится на этапе трансформации и переживает глубокий кризис. В исследовании применяется философско-антропологический подход, а также экзистенциальный. С их помощью раскрывается сущность и значение национальной идентичности в процессе осмысления человеком и нацией своего места в мире и поиска пути дальнейшего развития. Обретение и утрата идентичности рассматриваются как неотъемлемые элементы глобализационного процесса XXI века, в котором перед каждой нацией встает выбор о самоопределении (сохранении идентичности) либо самоуничтожении (отказе от идентичности).
В данной статье рассматривается феномен мема, его история и применение в современной политической сфере. Предлагаются различные технологии для эффективного использования данного инструмента в политической коммуникации и общении с избирателями. Также проводится обзор успешного и неудачного использования политических мемов, анализируется ряд возникающих при этом этических дилемм.
В статье рассматривается проблема профессиональной честности как одного из базовых элементов профессиональной этики в науке. Показано, что современная наука, усложняющаяся во всех своих аспектах (знание, деятельность, социальный институт) создает благоприятные условия для фальсификаций и лжи. Обращается внимание на проблему привлечения исследователей к ответственности (в том числе юридической) за умышленное искажение результатов научных работ. Акцент делается на необходимости формирования у представителей научного сообщества социальной и профессиональной ответственности.
В статье исследуется специфика и динамика медиаобраза советского космоса в социальной сети «ВКонтакте». Главным методологическим решением работы является социально-философская аналитика динамики хештега «#советскийкосмос». Данный подход позволяет выявить трансформации медиаобраза советского Космоса в конкретный временной промежуток, а также выдвинуть те социально-политические факторы, которые могли эти трансформации определить
В данной работе представлены взгляды известного российского публициста конца XIX - начала XX вв. Михаила Осиповича Меньшикова на 112 проблемы системы образования в Российском государстве указанного периода. Нами показано, как, критикуя отдельные аспекты образовательной системы, Меньшиков предлагал собственное видение основных составляющих образовательного процесса, которые не утратили своей актуальности и по настоящее время. Предлагаемые Меньшиковым методологические принципы образования, звучавшие утопично для своего времени, в современных условиях частично уже реализуются, а частично могут быть использованы для преодоления кризиса отечественной образовательной системы.
Рассматриваются пространственно-временные факторы, влияющие на ценностное сознание студенческой молодежи. Анализируются теоретико-методологические подходы к темпоральным характеристикам ценностей и смыслов. Автор приходит к выводу, что временная перспектива влияет на формирование жизненных целей и планов. В качестве социального проявления темпоральности рассматривается неопределённость как социокультурный феномен и его влияние на ценностное сознание студенческой молодежи. Неопределенность отражает темпоральные аспекты социокультурной сферы общества. Доказывается, что в условиях неопределённости формируется стратегия «социального серфинга», которая реализуется в частой смене статусов и ролей без глубокой идентификации с социальными структурами. В этом контексте выделяется временная перспектива как характеристика ценностного сознания студенческой молодежи, которая также отражает реакцию социального субъекта на состояние неопределенности. В качестве пространственного фактора рассматриваются цифровые коммуникации, в которых формируются и конституируются виртуальная идентичность и виртуальные роли и связанные с ними ролевые диспозиции. Последние включают систему установок и ценностей. Выделяются риски для ценностного сознания молодых людей в пространстве цифровых коммуникаций.
Данная статья посвящена анализу концепции постиндустриального общества Д. Белла. В ней предпринимается попытка дать оценку прогнозам, данным мыслителем, относительно технократического будущего человечества.
В философии Достоевского осуществляется реинтерпретация классического понятия «отчуждение», представленного в работах К. Маркса, т.е. его смысловое расширение, обогащение, что вызвано национально-культурным, религиозным, историческим своеобразием России, а также фокусировкой русской философской мысли вообще на антропологической тематике. Если Маркс анализирует отчуждение в оптике производственно-экономических отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то Достоевский усматривает в отчуждении следствие отпадения человека от духовных оснований, задаваемых религией. Оба автора соглашаются с тем, что современное общество, основанное на господстве материального интереса, бесчеловечно, безнравственно и разобщено. Немецкий философ считает, что преодоление отчуждения возможно через утверждение «царства свободы», в котором труд будет не способом закабаления человека, а способом утверждения его высшего достоинства. Достоевский связывал возможности преодоления отчуждения с отказом от ложного сознания, с «возвращением» человека к истинной христианской вере, основанной на любви к Богу.
Статья посвящена концептуальному анализу понятий «образ» и «изображение» приментиельно к православной иконе. Основным предметом исследования выступает трактовка их взаимоотношений в теории иконопочитания св. Иоанна Дамаскина.
В своих работах Х-Г. Гадамер формулирует самобытную концепцию понимания феномена игры. Рассматривая ее на трех различных уровнях, философ пытается очистить ее от субъективного восприятия, представляя игру в качестве самодостаточного явления, не зависящего и не нуждающегося в игроке. В свою очередь игрок воспринимает игру на герменевтическом уровне, помещая ее между двумя гносеологическими полюсами: «верой» и «пониманием». Промежуточное состояние позволяет философу рассматривать игру в форме диалога, предполагающего вопрос, адресованный собеседнику, и ответ в качестве ответной реакции. Однако возникновение «подлинного» собеседника возможно только в том случае, когда каждый из участников играет «честно».
Статья посвящена социально-философскому анализу альтеральности как атрибута социального субъекта в его динамическом аспекте. Автором рассматриваются различные виды альтеральности в контексте процессов субъективации. Подчёркивается затруднённость познания Другого и взаимопонимания в условиях перманентной изменчивости социального субъекта. Сформулированы выводы о роли альтеральности в пространстве бытия социального субъекта на групповом и индивидуальном уровнях. Указаны основные направления реализации рассматриваемого подхода в современном мире.
В данной статье мы анализируем проблему субъектности человека. Прежде всего, мы даем в ней предварительное описание нашего понимания субъектности человека. Здесь же мы подчеркиваем то принципиально важное обстоятельство, что субъектность является фундаментальным и конституирующим началом в человеке. Указывается также, что содержательная и системная характеристика субъектности человека представляет собой чрезвычайно сложную исследовательскую задачу. Формулируется предположение, согласно которому трудности в понимании субъектности человека являются одной из причин распространенности 36 позиции её отрицания. Далее критически обсуждаются основные типы отрицания субъектности человека, представленные в истории духовной культуры: натуралистическое отрицание, теоцентристское отрицание, социоцентристское отрицание. Особое внимание в статье уделено рассмотрению отрицанию субъектности человека, представленному в работах современных нейробиологов. В заключении критической части статьи мы даем краткий анализ постмодернистской идеи «смерти субъекта». В статье также формулируется и обосновывается предположение, в соответствии с которым субъектное начало в человеке - это творец, хранитель и страж ценностей и смыслов.
В статье рассматривается понятие смысла, что является преамбулой к исследованию авторами новых сложных смыслов. Для этой цели авторами был проведен анализ этого феномена и изучены процессы их образования, формулирования и передачи исследователем. Изучена специфика формирования новых сложных смыслов в контексте исследования процесса создания инноваций. Сформирован подход, позволяющий структурировать идентификацию сложных понятий, определения которых нельзя эффективно задать в родовидовом виде. Кроме того, для пояснения понятия «смысл» был использован семантический треугольник Фреге. Были предложены четыре контрольных (наводящих) вопроса, поясняющих понятие «смысл». Предложена гипотеза, базирующаяся на концепции К. Поппера. Авторы анонсировали схему коммуникаций по передаче нового сложного смысла, представив значимую для целей настоящего исследования и его продолжения, модель коммуникаций между создателем нового сложного смысла и его получателем. Предложены направления будущих исследований
Статья посвящена наличным в культуре способам совладания с радикальной неопределенностью общественной и личной жизни людей, которая особо яркое выражение получает при взгляде в будущее. Автор развивает мысль о том, что неопределенность не может быть преодолена чисто рациональными, в частности математическими вероятностными способами, к тому же никто из людей, живущих обыденной жизнью, не будет в ситуации неясного будущего прибегать к сложным вычислениям на базе огромной информации. Практика выработала иные способы преодоления страха и тревоги перед неясностью будущего. В статье показано, что неопределенность снижается за счет обращения к разного рода устойчивым и повторяющимся моментам: стереотипам, нормам, традициям, «эталонным повествованиям». Но эти внешние формы дополняются сугубо субъективной, личной формой - построением проекта, который формирует определенное будущее, отметая все, что не соответствует достижению цели.
Издательство
- Издательство
- ОГУ им. И.С. Тургенева
- Регион
- Россия, Орел
- Почтовый адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- Юр. адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- ФИО
- Федотов Александр Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@oreluniver.ru
- Контактный телефон
- +7 (486) 2751318