Статья посвящена рассмотрению атрибутов и организационных форм воинской службы, таких как традиции, ритуалы, священные символы воинской службы (военная присяга, знамя и мундир полка) в русской армии первой половины XIX в. Подчеркивается, что организационно-атрибутивный фактор можно определить как элемент войскового режима, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых атрибутов воинской службы и организационных форм их реализации в войсковой практике, которые наиболее эффективно воздействовали на сознание и поведение офицеров и нижних чинов. Делается вывод о том, что в реальной войсковой практике он представляют собой сложную систему, все элементы которой были тесно связаны между собой и взаимозависимы.
Идентификаторы и классификаторы
Анализ архивных источников и документов исследуемого периода показывает, что на государственном и военном уровне осознавалось, что к высшим побуждениям (побудительным мотивам) военной службы в русской армии относились: во-первых, государственный патриотизм как любовь к Отечеству и Государю, чувство долга за защиту государства российского от врагов «внешних» и «внутренних»; во-вторых, религиозность как покорность военного своей судьбе и отсутствие страха смерти; в-третьих, чувство чести, честолюбие и славолюбие как любовь к славе и уважение к званию; в-четверых, чувство воинского братства и товарищества, нашедшее отражение в стремлении к взаимопомощи и взаимной выручке в сложных условиях повседневной воинской службы, а в бою – в руководстве суворовским принципом «сам прогибай, а товарища выручай».
Список литературы
[1] Яковлева, Л. .В. Воспитание нравственности у военнослужащих Российской армии с учетом традиций воспитания офицерских кадров в дореволюционной России // Мир науки: Научный интернет-журнал. – 2013. – Вып. 1. – URL: http://mir-nauki.com.
[2] Российский военный сборник. Вып. 13. – Москва : Воен. ун-т, 1997.
[3] Минер, В. Л. Церемонии и ритуалы российской армии. – Москва : Авант Статус, 2004.
[4] Российский военный сборник : [электронное издание]. Вып. 13. – Москва : Воен. ун-т, 1999.
[5] Краснов, П. Н. Душа Армии. Очерки по военной психологии // Российский военный сборник : [электронное издание]. Вып. 13. – Москва : Воен. ун-т, 1999.
[6] Полковой историк. Нужна ли нивелировка войсковых частей? // Русский инвалид. – 1912. – № 284.
[7] Елец, Ю. История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (1824-1896) : в 2 т. Т. 1. – Санкт-Петербург: Тип. В.С.Балашева, 1890. [8] Объявления // Санк-Петербургские ведомости. – 1779. – 26 нояб. – С. 1419. [9] Военная энциклопедия : в 18 т. Т. 6. – Санкт-Петербург: Тов-во И.Д. Сытина, 1911-1915.
[10] Фадеев, Р. А. Вооруженные силы России. – Москва : Катков и К°, 1868.
[11] Милютин, Д. А. Год на Кавказе. 1839-1840 // Осада Кавказа. Воспоминания участников Кавказской войны XIX века. – Санкт-Петербург, 2000.
[12] Воронцов, С. Р. Инструкция ротным командирам, за подписанием полковника графа Воронцова 1774 года // О долге и чести воинской в армии российской / под ред. Н.А. Панкова. – Москва : Воениздат, 2009.
[13] Княжнин, Б. Я. Краткое начертание истории Гренадерского Графа Аракчеева полка с 1808 по 1815 гг. – Санкт-Петербург: изд. А.А. Аракчеева, 1816.
[14] РГВИА. Ф. 70. Оп. 1. Д. 734. Л. 8-11.
[15] РГВИА. Ф. 1450. Оп. 10. Д. 345. Л. 2; Там же. Д. 364. Л. 1.
[16] Ольховский, П. Д. Воинское воспитание // Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. – Москва, 1997.
[17] Бобровской, П.О. История Лейб-гвардии Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка: в 2 т. Т. 2.– Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1903.
[18] Керсновский, А .А. История русской армии : в 4 т. Т. 2.– Москва : Голос, 1992-1994.
[19] РГВИА. Ф. 970. Оп. 1. Д. 106.
[20] Военный энциклопедический словарь. – Москва : Воениздат, 1986.
[21] Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и ССС Р : в 2 т. Т. 1 / под ред. Соколова В.А. – Москва : МГИУ, 2002.
[22] Николаев, Н. Г. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии : в 3 т. Т. 2. – Санкт-Петербург: Глав. интенд. упр., 1898–1902.
[23] Его императорского величества воинский устав о полевой пехотной службе с планами. – Москва : Сенатская тип., 1797.
[24] Николаев, Н. Г. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. Т. 3. – Санкт-Петербург, 1902.
[25] Полное собрание законов Российской империи : Собр. 2-е : в 129 т. – Санкт-Петербург : тип. II отд. его собств. Е.И.В. канцелярии, 1830-1885. Т. 10. № 7759.
[26] Свод военных постановлений : в 5 ч. Ч. 2. – Санкт-Петербург: тип. II отд. его собств. Е.И.В. канцелярии, 1838.
[27] Петренко, П. «Нет выше чести – носить русский мундир» // Военно-экономический журнал. – 1994. – № 5. – С. 45-47.
[28] Дондуков-Корсаков, А. М. Мои воспоминания. 1845-1846 // Осада Кавказа. Воспоминания участников Кавказской войны XIX века. – Санкт-Петербург: Изд-во журн. «Звезда», 2000.
[29] Казаков, И. М. Поход во Францию. 1814 г. // Русская старина. – 1908. – Т. 133. – № 3. – С. 522-541. [30] Гринев, С. А. История Роты дворцовых гренадер. – Санкт-Петербург: тип. Глав. упр. уделов, 1912.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В течение 2022–2023 гг. российскими музеями был подготовлен ряд выставок и экспозиций, рассказывающих о трагедии мирного населения Донбасса, о возрождении нацисткой идеологии на Украине и о подвигах героев СВО. Обзор этих актуальных музейных практик, представленный в статье, включает несколько направлений: проекты военно-исторических музеев; выставки, подготовленные в центральных, региональных и местных музеях; выставочные проекты общественных движений и фондов.
В статье анализируется мемориальное пространство русского зарубежья как часть общего культурного пространства России и русского мира. В центре внимания исследования находится мемориальная культура – культура памяти, которая рассматривается на разнообразном эмпирическом материале существующих в зарубежье русских мемориальных объектов: некрополя, воинских мемориалов, памятников монументального искусства, мемориальных музеев, объектов православной, гражданской, военно-оборонительной архитектуры и др.
В статье исследуется соотношение отдельной игрушки и мира детства в отечественной детской книге первой трети ХХ века. Близкое чтение текстов и реконструкция контекстов тогдашней психологии и социологии (Вундт, Бехтерев, Павлов) показывает, что в игрушке выделялась нулевая степень, ее минималистическая функциональность (палка — лошадь), менявшая телесные привычки ребенка. Такое изменение телесных привычек позволяет не противопоставлять дореволюционную буржуазную детскую и послереволюционный мир индустрии, но видеть их сродство в непосредственном освоении ребенком многообразия мира. Рассмотрены ключевые детские книги с изображение игрушек, от Бориса Дикса до Агнии Барто, и показано, как в них постепенно происходит индустриализация уже тела самих игрушек.
Слобожанская икона – одна из духовных составляющих геокультурного пространства России. Благодаря первым исследователям церковного искусства Слобожанщины, находивших ее истоки в киевской иконописи, она была причислена к украинскому искусству, что в настоящее время является парадигмой. Цель статьи: используя методы исторического анализа, рассмотреть события XVII–XVIII вв., происходившие на территории Малороссии и Слобожанщины, и определить влияние киевской иконописной школы на развитие иконописного искусства Слобожанщины.
Сравнительный анализ доказал, что киевская иконопись, находившаяся во власти униатских священников с XVI по XVII ст., развивалась под сильным влиянием католической церкви и её искусства и только с XVIII ст. – под русским, а слобожанская формировалась в лоне русской православной церкви и испытывала те же изменения, что и русская.
Статья посвящена важному и малоизученному феномену русского искусства – народной иконе. Рассмотрены особенности её стилистики и технические характеристики, а также приведены факторы, обосновывающие потребность в народной иконе.
Глобализация – это современный исторический процесс, оказывающий значительное влияние на культуру и идентичность независимых государств. В силу этого возникает необходимость выработки и реализации такой государственной культурной политики, которая гарантирует России сохранение её национальной идентичности и уникальности. Именно культура страны играют ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику. В условиях глобализации государственная культурная политика России должна стать задающим вектором стратегического планирования долгосрочных целей влияния на процессы мирового развития. Целеполагание, исходящее из интересов российской цивилизации, обеспечит сохранение и укрепление суверенитета страны. Сложившееся понимание культуры трактует её как вторичный фактор социального развития. Необходимо поднять статус культурной политики до компонента политической сферы, превратив её в инструмент внешней политики, влияющий на улучшение имиджа страны в международном пространстве, а также на усиление влияния в мире в целях обеспечения собственной безопасности.
В данной статье рассматриваются научные подходы к изучению процессов глобализации, с опорой на исследования по проблемам культурной политики для определения дальнейших ориентиров по совершенствованию государственной культурной политики России. Анализируются основные проблемы, стоящие перед государством и обществом, предлагаются пути их решения. Указывается на актуальность рассмотрения культурной политики в контексте политического процесса как управленческого воздействия России на основные сферы социокультурного пространства как внутри страны, так и в мировом масштабе.*
В статье представлено авторское видение правоприменения дефиниции «культурный суверенитет» в целях противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности России и характеристика некоторых его свойств. Обеспечение культурного суверенитета рассматривается в качестве ключевой составляющей согласованных действий в сфере стратегического планирования органов публичной власти и институтов гражданского общества по охране суверенитета государства, достижения стратегических целей управления, защиты основ конституционного строя России, аксиологического фундамента государственности и исторически сложившейся конституционной идентичности. Свойства культурного суверенитета раскрываются, по мнению автора, в измеримых с точки зрения стратегического управления результатах государственной политики, требующих реализации комплекса управленческих мер и мероприятий. Свойство культурного суверенитета «защищенность народа и государства от деструктивного идеологического и информационного воздействия» должно выражаться в измеримых результатах скоординированных действий всех структур государства по пресечению деструктивного воздействия на культуру при активном участии в этом процессе гражданского общества. Свойство культурного суверенитета «сохранение исторической памяти и самобытности народа» требует выражения в измеримых с точки зрения стратегического управления результатах государственной политики, в числе которых – снижение количества и активности транснациональных, локальных «сообществ идентичности» в стране, не комплементарных с общероссийской гражданской и культурной идентичностью. Свойство культурного суверенитета «проведение общегосударственной политики в соответствии с традиционных российскими ценностями» должно найти свое выражение в конкретных результатах укрепления действующих исторически сложившихся институтов публичной власти с точки зрения их модернизации для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности и развития на основе конституционного принципа солидарности, формирующей гражданское единство и самосознание. Качество культурного суверенитета России определяется, таким образом, поддержанием духовных сил государства и народа, основных публичных институтов на уровне, необходимом для формирования суверенной политической воли и достижения целей стратегического управления.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858