В статье представлен обзор зарубежных исследований психологического состояния детей и подростков, испытывающих прямое или опосредованное влияние военных действий. Обозначены основные направления исследований, включающие изучение последствий разных видов травматического опыта: активных боевых действий, бомбардировок, разрушений и потери жилища, вторичной травматизации через освещение военных действий в средствах массовой информации, потери близких и др. Рассматриваются работы, посвященные связи интенсивности проявления симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и близости к эпицентру военных действий, проблемам детей-беженцев. Приводятся результаты лонгитюдных исследований психологических последствий длительных военных действий, данные, касающиеся анализа психофизиологических, эмоциональных, когнитивных, психосоциальных нарушений у детей, вызванных столкновением с военным травматическим опытом и во взаимосвязи с проявлениями основной симптоматики ПСТСР-интрузии, избегания, диссоциативных симптомов. Проанализированы работы, посвященные роли факторов, опосредующих влияние военного травматического опыта на ребенка: социокультурных, семейных и индивидуальных, таких как резилентность, оптимизм, способы совладания и др. Представлен обзор некоторых программ психологической помощи и новых методов оценки состояния детей, переживших опыт столкновения с войной.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130113
- eLIBRARY ID
- 68003229
Исследователи также обращаются к анализу влияния на несовершеннолетних других типов травматического опыта, обусловленного войной: столкновения со сценами насилия и боли в СМИ как к опыту вторичной травматизации, которому подвержены более 90% детей [24].
Список литературы
1. A 3-year retrospective study of 866 children and adolescent outpatients followed in the Nice Pediatric Psychotrauma Center created after the 2016 mass terror attack / M. Gindt, A. Fernandez, R. Zeghari, M.-L. Ménard, O. Nachon, A. Richez, P. Auby, M. Battista, F. Askenazy // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. Article ID 1010957. 9 p. DOI: 10.3389/fpsyt.2022.1010957 EDN: HSDPWE
2. Abu Liel F., Berte D.Z., Russo S. Experience of Palestinian Children Facing Consistent Intermittent Traumatic Events: A Descriptive Phenomenological Exploration // Sociology and Anthropology. 2017. Vol. 5. № 1. P. 91-99. DOI: 10.13189/sa.2017.050111
3. Altawil M.A.S., El-Asam A., Khadaroo A. Impact of chronic war trauma exposure on PTSD diagnosis from 2006-2021: a longitudinal study in Palestine // Middle East Current Psychiatry. 2023. Vol. 30. Article ID 14. 8 p. DOI: 10.1186/s43045-023-00286-5 EDN: LUTWJQ
4. Bennouna C., Stark L., Wessells M. Children and Adolescents in Conflict and Displacement // Child, Adolescent and Family Refugee Mental Health / Eds. S.J. Song, P. Ventervogel. Berlin: Springer, 2020. P. 17-36. DOI: 10.1007/978-3-030-45278-0_2
5. Buheji M., Buheji B. Mitigating Risks of Slow Children Development Due to War on Gaza // International Journal of Psychology and Behavioral Sciences. 2024. Vol. 14(1). P. 11-21. DOI: 10.5923/j.ijpbs.20241401.02
6. Çekiç A. Psychological symptoms in children who are victims of war and migration: Comparison of Turkish and Syrian students // Global Journal of Guidance and Counseling in Schools: Current Perspectives. 2022. Vol. 12. № 1. P. 150-157. DOI: 10.18844/gjgc.v12i1.7457 EDN: FGAKYE
7. Children’s prolonged exposure to the toxic stress of war trauma in the Middle East / M. Samara, S. Hammuda, P. Vostanis, B. El-Khodary, N. Al-Dewik // British medical journal. 2020. Vol. 371. Article ID m3155. 6 p. DOI: 10.1136/bmj.m3155 EDN: FJTJXP
8. Complicated Grief in Palestinian Children and Adolescents / I.G. Barron, A. Dyregrov, G. Abdallah, D. Jindal-Snape // Journal of Child and Adolescent Behavior. 2015. Vol. 3. № 3. Article ID 1000213. 6 p. DOI: 10.4172/2375-4494.1000213
9. Dyregrov A., Gjestad R., Raundalen M. Children Exposed to Warfare: A Longitudinal Study // Journal of Traumatic Stress. 2002. Vol. 15. № 1. P. 59-68. DOI:10.1023/A:1014335312219. EDN: ERHKEZ
10. El-Khodary B., Samara M., Askew C. Traumatic Events and PTSD Among Palestinian Children and Adolescents: The Effect of Demographic and Socioeconomic Factors // Frontiers in Psychiatry. 2020. Vol. 11. Article ID 4. 11 p. DOI: 10.3389/fpsyt.2020.00004 EDN: JQLWBW
11. El-Khodary B., Samara M. Effectiveness of a School-Based Intervention on the Students’ Mental Health After Exposure to War-Related Trauma // Frontiers in Psychiatry. 2020. Vol. 10. Article ID 1031. 10 p. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.01031 EDN: MDVQBD
12. Farajallah I. Continuous Traumatic Stress in Palestine: The Psychological Effects of the Occupation and Chronic Warfare on Palestinian Children // World Social Psychiatry. 2022. Vol. 4. № 2. P. 112-120. DOI: 10.4103/wsp.wsp_26_22 EDN: CJEMOC
13. Ghannam R., Thabet A. Effect of Trauma Due to War on Dissociative Symptoms and Resilience among Palestinian Adolescents in the Gaza Strip // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25. № 2. P. 107-118. DOI: 10.12816/0006760
14. Gratitude and PTSD symptoms among Israeli youth exposed to missile attacks: examining the mediation of positive and negative affect and life satisfaction / Y. Israel-Cohen, F. Uzefovsky, G. Kashy-Rosenbaum, O. Kaplan // The Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10. № 2. P. 99-106. DOI: 10.1080/17439760.2014.927910
15. Hasanović M. Posttraumatic Stress Disorder of Bosnian internally displaced and refugee adolescents from three different regions after the war 1992-1995 in Bosnia-Herzegovina // Paediatrics Today. 2012. Vol. 8(1). P. 22-31. DOI: 10.5457/p2005-114.34
16. Hazer L., Gredebäck G. The effects of war, displacement, and trauma on child development // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10. Article ID 909. 19 p. DOI: 10.1057/s41599-023-02438-8 EDN: SSPLYP
17. Hope and life satisfaction in Palestinian children victim of military violence: The predictive role of agency, potentially traumatic experiences and symptoms of trauma / G. Veronese, D. Bdier, H. Obaid, F. Mahamid, C.R. Crugnola, F. Cavazzoni // Child Abuse & Neglect. 2023. Vol. 146. Article ID 106520. 10 p. DOI: 10.1016/j.chiabu.2023.106520 EDN: HXTSGA
18. Pfefferbaum B., Nitiema P., Newman E. A Critical Review of Effective Child Mass Trauma Interventions: What We Know and Do Not Know from the Evidence // Behavioral Sciences. 2021. Vol. 11. Article ID 25. 15 p. DOI: 10.3390/bs11020025 EDN: JLUQWN
19. Posttraumatic stress disorder symptoms among trauma-exposed adolescents from low- and middle-income countries / D. Stupar, D. Stevanovic, P. Vostanis [et al.] // Child and adolescent psychiatry and mental health. 2021. Vol. 15. Article ID 26. 10 p. DOI: 10.1186/s13034-021-00378-2 EDN: KRCBBC
20. Post-traumatic stress disorders among children and adolescents in conflict-affected zones of Amhara region, February 2022 / G. Biset, D. Goshiye, N. Melesse, M. Tsehay // Frontiers in psychology. 2023. Vol. 13. Article ID 1052975. 6 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1052975 EDN: YXHOGG
21. Preservation of differences in social versus non-social positive affect in children exposed to war / Z. Warren, N. Etcoff, B. Wood, C. Taylor, C.D. Marci // The Journal of Positive Psychology. 2009. Vol. 4. № 3. P. 234-242. DOI: 10.1080/17439760902819576 EDN: YCQYDB
22. Psychological Distress in Young Adults Exposed to War-Related Trauma in Childhood / M.M. Llabre, F. Hadi, A.M. La Greca, B.S. Lai // Journal of clinical child and adolescent psychology: the official journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association. 2015. Vol. 44. № 1. P. 169-180. DOI: 10.1080/15374416.2013.828295
23. Punamäki R.-L. Qouta S.R., Peltonen K. Family systems approach to attachment relations, war trauma, and mental health among Palestinian children and parents // European Journal of Psychotraumatology. 2017. Vol. 8, № 7. Article ID 1439649. 15 p. DOI: 10.1080/20008198.2018.1439649
24. Qeshta H., Hawajri A.M.A, Thabet A.M. The Relationship between War Trauma, PTSD, Anxiety and Depression among Adolescents in the Gaza Strip // Health Science Journal. 2019. Vol. 13. № 1. Article ID 621. 13 p. DOI: 10.21767/1791-809X.1000621
25. Risk and resilience in Syrian refugee children: A multisystem analysis / D. Smeeth, A.K. May, E.G. Karam, M.J. Rieder, A.A. Elzagallaai, S. van Uum, M. Pluess // Development and psychopathology. 2023. Vol. 35. № 5. P. 2275-2287. DOI: 10.1017/S0954579423000433 EDN: HLGAQY
26. Thabet A., EL-Buhaisi O., Vostanis P. Trauma, PTSD, Anxiety, and coping strategies among Palestinians adolescents exposed to War on Gaza // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25. № 1. P. 71-82. DOI: 10.12816/0004117
27. Thabet A.A.M., Thabet S.S. Coping with trauma among children in South of Gaza Strip // Psychology and Cognitive Sciences. 2017. Vol. 3. № 2. P. 36-47. 10.17140/ PCSOJ-3-122. DOI: 10.17140/PCSOJ-3-122
28. The Effects of a Reading-Based Intervention on Emotion Processing in Children Who Have Suffered Early Adversity and War Related Trauma / J.E. Michalek, M. Lisi, D. Awad, K. Hadfield, I. Mareschal, R. Dajani // Frontiers in Psychiatry. 2021. Vol. 12. Article ID 613754. 18 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.613754 EDN: TPUQTT
29. The effects of armed conflict on the health of women and children / E. Bendavid, T. Boerma, N. Akseer [et al.] // The Lancet. 2021. Vol. 397. № 10273. P. 522-532. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)00131-8 EDN: BBWWMG
30. The network structure of posttraumatic stress symptoms in war-affected children and adolescents / F. Scharpf, L. Saupe, A. Crombach [et al.] // Journal of child psychology and psychiatry advances. 2022. Vol. 3. № 1. Article ID e12124. 11p. DOI: 10.1002/jcv2.12124
31. Tol W.A., Song S., Jordans M.J.D. Annual Research Review: Resilience and mental health in children and adolescents living in areas of armed conflict - a systematic review of findings in low- and middle-income countries // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54. № 4. P. 445-460. DOI: 10.1111/jcpp.12053
32. Trajectories of posttraumatic stress symptoms (PTSS) after major war among Palestinian children: Trauma, family- and child-related predictors / R.L. Punamäki, E. Palosaari, M. Diab, K. Peltonen, S.R. Qouta // Journal of affective disorders. 2015. Vol. 172. P. 133-140. DOI: 10.1016/j.jad.2014.09.021
33. Traumatic Events Exposure and Psychological Trauma in Children Victims of War in the Gaza Strip / A.L. Manzanero, M. Crespo, S. Barón, T. Scott, S. El-Astal, F. Hemaid // Journal of Interpersonal Violence. 2021. Vol. 36. № 3-4. P. 1568-1587. DOI: 10.1177/0886260517742911
34. Veronese G., Pepe A., Giordano F. Child Psychological Adjustment to War and Displacement: A Discriminant Analysis of Resilience and Trauma in Syrian Refugee Children // Journal of Child and Family Studies. 2021. Vol. 30. P. 2575-2588. DOI: 10.1007/s10826-021-02067-2 EDN: PGQBIA
35. Violent Radicalization and Post-traumatic Dissociation: Clinical Case of a Young Adolescent Girl Radicalized / J. Rolling, G. Corduan, M. Roth, C.M. Schroder, A.C. Mengin // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. Article ID 793291. 11 p. DOI: 10.3389/fpsyt.2022.793291 EDN: CEMTPU
36. Vus V., Shipley K., Lühmann T. Mapping and identifying barriers and facilitators to Mental Health and Psychosocial Support interventions for war-affected children // Polski merkuriusz lekarski: organ Polskiego Towarzystwa Lekarskiego. 2023. Vol. 51. № 1. P. 64-73. DOI: 10.36740/Merkur202301110 EDN: PSUCIM
37. War-related trauma linked to increased sustained attention to threat in children / J. Michalek, M. Lisi, N. Binetti, S. Ozkaya, K. Hadfield, R. Dajani, I. Mareschal // Child development. 2022. Vol. 93. № 4. P. 900-909. DOI: 10.1111/cdev.13739 EDN: LXTIDX
38. Yeter Ö., Rabagliati H., Özge D. Threat of war on cognitive development of refugee children // East European Journal of Psycholinguistics. 2022. Vol. 9. № 2. P. 144-159. DOI: 10.29038/eejpl.2022.9.2.yet EDN: ZNJKCR
39. Zaid N.M.A. Construction and Standardization of a Psychological Scale for Post-Traumatic Stress Disorder for adolescents and adults [Электронный ресурс] // The Journal of Positive Psychology. 2022. Vol. 6. № 4. P. 514-527. URL: https://journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/2424 (дата обращения: 11.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Функция временного отклика - новый метод, который позволяет исследовать мозговые механизмы восприятия естественной, натуралистической речи. В отличие от других методов изучения мозговой активности (например, вызванных потенциалов), функция временного отклика не требует предъявления большого количества однотипных стимулов для получения устойчивого мозгового ответа - в экспериментальных парадигмах могут использоваться записи обычной нарративной речи длительностью от 10 минут, что повышает их экологическую валидность. С помощью функции временного отклика можно изучать мозговые механизмы онлайн-обработки различных компонентов естественной речи: акустического (физические свойства аудиосигнала, такие как огибающая и спектрограмма), фонологического (отдельные фонемы и их сочетания), лексического (контекстуальные характеристики отдельных слов) и семантического (смысловое значение слов), а также взаимодействие между механизмами обработки этих компонентов. В статье приводится история появления метода, обосновываются его преимущества в сравнении с другими методами и показаны ограничения, математическая основа, особенности выделения компонентов естественной речи, а также дается краткий обзор основных исследований с применением данного метода.
Цель. Репрезентация является мультисенсорной моделью объекта, который может быть представлен либо не представлен в непосредственном опыте восприятия. В связи с этим возникает вопрос о возможности включения в репрезентацию информации о способе действия с объектом (моторные программы). Целью данной работы является анализ имеющихся теоретических представлений и эмпирических исследований тезиса о включении моторного знания в репрезентацию объекта и влияние этого знания на другие когнитивные процессы.
Методы. В рамках работы рассматриваются такие теоретические подходы, как теория двойной зрительной системы, модель укорененной репрезентации, а также подходы, основанные на манипуляции и на намерении. В частности, анализируется эффект совместимости, который заключается в снижении времени реакции в случае совпадения выполняемой моторной программы и воспринимаемого объекта.
Результаты. Эффект совместимости может быть обнаружен в задачах наименования, категоризации и зрительного поиска. Рассматриваются условия возникновения эффекта совместимости в зрительном поиске.
Выводы. Предполагается существование двух альтернативных объяснений эффекта совместимости в зрительном поиске - за счет разрешения конфликта в рабочей памяти или за счет подавления аффордансов от окружающих целевой стимул объектов.
В статье рассмотрены современные теоретико-методологические подходы к изучению когнитивных аспектов спортивного мастерства на основе анализа зарубежных исследований. Предложена классификация подходов в зависимости от типа задач, рассматриваемого феномена и объяснения причин когнитивных различий между квалифицированными спортсменами и контрольной группой. Выделены экспертный, когнитивный подходы и подход экологической динамики. Экспертный подход рассматривает перцептивно-когнитивные способности, измеряемые при помощи специфических спортивных тестов, стимулы которых основаны на фотографиях и видеозаписях реальных ситуаций. При этом подчеркивается значимость специфических знаний и опыта для спортивных достижений. Когнитивный подход дает представление о базовых когнитивных механизмах спортивного мастерства на основе использования лабораторных когнитивных парадигм. Подход экологической динамики опирается на концепцию единства восприятия и действия и рассматривает деятельность спортсменов в реалистичных условиях, оценивая эффективность восприятия возможностей, предоставляемых средой, и эффективность двигательных ответов. Для каждого подхода описаны теоретические основы, ключевые результаты и используемые парадигмы; обсуждаются преимущества и ограничения, приводятся критерии, которыми можно руководствоваться при разработке концепции научного исследования и выборе методик спортивного тестирования.
Интервенция Лучшего Возможного Я обращает человека к возможному будущему, в котором все цели и стремления успешно воплотились в жизнь в наилучшем виде. Она варьирует свой формат от только размышления, написания и визуализации до любой комбинации трех этапов. Однако многочисленные изменения, вносимые авторами в изначальную инструкцию интервенции, ставят под сомнение возможность считать все вариации единым инструментом, а не множеством техник, основанных на феномене Лучшего Возможного Я. Цель данной работы заключается в критическом анализе эмпирических исследований на предмет эффективности интервенции во всех вариациях. Недавние исследования демонстрируют эффективность воздействия интервенции на мотивацию, самоэффективность и настойчивость в выполнении сложной задачи. Положительное влияние на уровень оптимизма и позитивного аффекта подтверждены результатами многочисленных исследований, и в последние годы прослеживается тенденция к расширению исследовательского поля. На теоретическом уровне предстоит восполнить пробелы в исследовании эффективности интервенции с учетом индивидуальных особенностей: личностных характеристик, профессионального статуса и принадлежности к определенной культуре. Также, учитывая частую практику сужения интервенции Лучшего Возможного Я до отдельной сферы жизни, следует обратить более пристальное внимание на разнообразие и специфику данных тенденций, чтобы успешно адаптировать ее под требуемую задачу и расширить возможности практического применения интервенции, обладающей многообещающим потенциалом.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/