Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что она затрагивает значимую проблему, связанную с низкой финансовой грамотностью в России, и исследует возможности дидактической игры как механизма формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Повышение финансовой грамотности населения, в том числе с детского возраста, соответствует государственной политике повышения качества финансового образования граждан и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Современная жизнь устанавливает свои стандарты, нормы и правила. Финансовая грамотность в любом возрасте - залог успеха личности в рыночной экономике. В этой связи, именно в дошкольном возрасте закладываются основы формирования представления о денежных средствах и о том, как их тратить.
Экономическая грамотность в нашей стране находится на низком уровне, поэтому нам необходимо усилить работу по обучению экономической грамотности. Начинать эту работу нужно с детских садов, которые являются первым звеном в системе непрерывной образовательной деятельности. Получение знаний о деньгах и финансовых продуктах в дошкольном возрасте позволяет детям внести вклад в свое экономическое здоровье.
Практическая ценность исследуемой темы состоит в том, что в статье обобщается отечественный опыт использования дидактической игры, способствующей формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. В этой связи статья может дать полезные рекомендации педагогам дошкольных и школьных образовательных организаций по организации и проведению дидактических игр, способствующих формированию финансовой грамотности у детей.
Идентификаторы и классификаторы
Деньги и финансы играют очень важную роль в бытийности каждого человека. Каждый из нас ежедневно сталкивается с финансовыми расходами, оплатой проезда, покупками в продуктовых магазинах.
Список литературы
1. Азовская, Е. В. Дидактическая игра как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Азовская, О. Ю. Зайцева. - Текст: непосредственный // Сборник научных статей: Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом. - 2021. - С. 103-116. EDN: SQPGRI
2. Бучкова, А. И. Сложные ситуации в вопросах и ответах. Финансовая грамотность / А. И. Бучкова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 4. - С. 43-47. EDN: EDRQZU
3. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Галкина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 89 с. - Текст: непосредственный.
4. Куликова, Н. Р. Инновационная методика повышения уровня финансовой грамотности в рамках стратегии развития финансовой грамотности: описание, результаты и перспективы / Н. Р. Куликова. - Текст: непосредственный // Современные инновации социально-экономических систем: Материалы III научно-практической конференции с международным участием, Энгельс, 17 марта 2023 года. - Саратов: Общество с ограниченной ответственностью “Амирит”, 2023. - С. 65-72. EDN: KRHKIB
5. Курзина, Н. А. Реализация мини-проектов по информационной и финансовой грамотности в системе допобразования / Н. А. Курзина, Ю. В. Мирзина. - Текст: непосредственный // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 11. - С. 33-37.
6. Левковская, В. В. Педагогические условия формирования финансовой грамотности у старших дошкольников / В. В. Левковская. - Текст: электронный // Ребенок дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвуз. студенческой науч.-практ. конф. - 2021. - С. 27-30. - Режим доступа: item.asp?id=47210795. EDN: XQJJYC
7. Малькова, Н. М. Роль дидактической игры с математическим содержанием в процессе реализации познавательного развития / Н. М. Малькова, Л. В. Тургунбаева. - Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - № 10. - С. 305-306.
8. Мелконьян, М. К. Как деньги попадают в наш дом: конспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности “Росток” / М. К. Мелконьян. - Текст: непосредственный // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 9. - С. 16-19.
9. Морозова, М. М. Экскурсия на монетный двор: формирование предпосылок финансовой грамотности / М. М. Морозова, Е. Г. Долганова. - Текст: непосредственный // Ребенок в детском саду. - 2022. - № 10. - С. 24-25.
10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) - Текст: электронный // Доступ из справ. -правовой системы “КонсультантПлюс”.
11. Обердерфер, Д. Я. Финансовая грамотность детей как основа формирования финансовой грамотности / Д. Я. Обердерфер. - Текст: непосредственный // Аллея науки. - 2022. - Т. 1, № 9(72). - С. 210-214. EDN: JFAHRF
12. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р “Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы” - Текст: электронный // Доступ из справ. -правовой системы “КонсультантПлюс”.
13. Стахович, Л. В. Образовательная программа Азы финансовой культуры для дошкольников: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с. - Текст: непосредственный.
14. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие / Е. А. Стребелева. - Москва: Владос, 2016. - 256 с. - Текст: непосредственный.
15. Судакова, А. Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование / А. Е. Судакова. - Текст: непосредственный // Финансы и кредит. - 2017. - 26 с. EDN: YURAPN
16. Сытник, Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в страну финансов”: сборник трудов конференции / Н. А. Сытник. - Текст: непосредственный // Научные исследования и современное образование: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 нояб. 2022 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС “Интерактив плюс”, 2022. - С. 121-123. EDN: ODOUHI
17. Ульева, Е. Д. “Финансовая грамотность в сказках. История Монетки” / Е. Д. Ульева. - Москва: Феникс-Премьер, 2020. - 42 с. - Текст: непосредственный.
18. Федеральный закон от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 02.05.2015) “Об образовании в Российской Федерации” - Текст: электронный // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 31 декабря. - № 53 (ч. 1). - URL: http://www.pravo.gov.ru.
19. Шатова, А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы / А. Д. Шатова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 2. - С. 22-26. EDN: YOUUJF
20. Черновой, Н. М. Формирование навыка финансовой грамотности детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Н. М. Черновой, Е. Лихачева, Е. В. Лупехина. - Текст: непосредственный // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2021. - С. 107-111.
Выпуск
Другие статьи выпуска
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и ранее опубликованных работ В. П. Кащенко рассматривается специфика воспитательного процесса единственного ребенка с учетом контекста развития взглядов на эту новую проблему для педагогической мысли первой трети XX века. Определены причины его исключительного положения в семье, факторы влияния семьи, родственников, друзей и других социальных групп. Обозначены основные принципы разумного воспитания таких детей (по мнению В. П. Кащенко), пути коррекции. Дана типологическая характеристика единственного ребенка с точки зрения психологии.
Целью данной статьи является историко-педагогическая рефлексия влияния белорусских педагогических периодических изданий на процесс самообразования педагога на разных исторических этапах; представленный содержательный анализ историографии развития педагогической периодики позволяет раскрыть многообразие и глубину не только различных форм самообразования педагога в процессе поиска дополнительного знания, но и содержания образования и педагогической мысли Республики Беларуси в исторической динамике в целом. В статье на основе изучения публикаций белорусской педагогической печати начала XX в. - по настоящее время раскрывается стимулирующее влияние прессы на совершенствование отечественной системы педагогического образования в этот период. В статье автор делает основной акцент на функциональном анализе белорусской научной педагогической периодики, определяя ее информационную (коммуникативную), стимулирующую, культуроформирующую, социально-ориентирующую или идеологическую функции. Также автором рассматривается ведущая роль самообразования и саморазвития педагога в процессе повышения педагогического мастерства, важность самостоятельного поиска, приобретения новой педагогической информации вследствие понимания ценности собственной деятельностной активности педагога, особенно в дореволюционный период, когда малочисленная периодика была зачастую единственным способом получения или актуализации дополнительного педагогического знания. Результатом историко-логического анализа является заключение о том, что педагогическая печать на разных исторических этапах вносила и продолжает вносить огромный систематический вклад в развитие как самообразованности педагога, так и системы дополнительного образования педагогических работников в целом, оказывая действенное влияние на читательскую аудиторию, и являясь своеобразным педагогическим «маяком», основной целью которого является своевременное улавливание назревающих тенденций в области современной педагогической практики.
В статье демонстрируются примеры применения инструментов анализа больших текстовых данных Google Books Ngram Viewer для выявления характеристик педагогов и демонстрации частоты упоминаний известных педагогов в корпусе русской литературы за период 1850-2019 гг. Показаны 10 самых частотных словосочетаний «прилагательное + существительное» для существительных «педагог», «учитель», «воспитатель», а также примеры дальнейшего применения найденных словосочетаний для выявления самых упоминаемых педагогов в выявленных микроконтекстах. Показаны примеры запросов в Google Books Ngram Viewer, возможности отображения частоты упоминаний как для всех найденных результатов, так и для отдельных запросов, возможности анализа полученных данных в историческом контексте, рассмотрены основные соответствующие компетенции для эффективного использования инструмента больших текстовых данных Google Books Ngram Viewer.
В статье показаны факты биографии и раскрыты прогрессивные педагогические идеи видного российского общественного деятеля, демократа, педагога-публициста второй половины XIX в. Николая Васильевича Шелгунова (1824-1891). Дается оценка его вклада в отечественную педагогическую мысль, раскрывается содержание некоторых его педагогических статей, таких как «Итоги 14-летней деятельности Д. А. Толстого в Министерстве народного просвещения», «По поводу земской школы», «Педагогическая путаница», «Письма о воспитании», «Чего не знают женщины» и др. Труды Шелгунова охватывают вопросы истории развития просвещения в России за последнее столетие, характеризуют современные явления в отечественном образовании, затрагивают основные направления педагогической мысли. В работах Н. В. Шелгунова дана научно обоснованная критическая оценка некоторых работ таких известных педагогических авторов, как Л. Н. Толстой и М. Б. Чистяков. Шелгунов характеризуется как продолжатель демократических традиций К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина в российской педагогике второй половины XIX в. Статья приурочена к 200-летию со дня рождения Н. В. Шелгунова.
Научный Совет является признанным и значимым центром развития отечественной историко-педагогической науки. Совет консолидирует деятельность ученых – историков педагогики из многих регионов России, а также Казахстана, Белоруссии и Китая.
Славной и прочной традицией отечественной педагогической науки является существование в ней различных научных школ. Не исключением в данном аспекте является и развитие историко-педагогического знания.
Если обратиться к последним десятилетиям ХХ века, то можно с полным основанием сделать вывод о продуктивной деятельности нескольких таких научных школ. Прежде всего, это научные школы академика РАО А. И. Пискунова (Москва), членов-корреспондентов АПН-РАО К. И. Салимовой (Москва), Ш. И. Ганелина (Ленинград), Е. Г. Осовского (Саранск), Ф. А. Фрадкина (Владимир), профессоров Л. А. Степашко (Хабаровск), В. В. Макаева (Пятигорск) и А. А. Фролова (Нижний Новгород).
В первом номере нашего журнала в 2024 году представлены содержательные публикации доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО М. В. Богуславского о научной школе З. И. Равкина – М. В. Богуславского «История педагогики и образования». Также читатели журнала познакомятся с деятельностью Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, являющегося признанным и значимым центром развития отечественной историко-педагогической науки. Совет консолидирует деятельность ученых – историков педагогики из многих регионов России, а также Казахстана, Белоруссии и Китая. В результате организующей и консолидирующей деятельности Совета на основе общих профессиональных ценностей сохранилось научное сообщество историков образования страны. Научный совет базируется в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в лаборатории сравнительного образования и истории педагогики.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/