В статье рассматриваются вопросы изменения соотношения теории и практики при освоении учебных дисциплин в общеобразовательных школах Советского Союза в результате проведенной реформы образования во второй половине 50-х - начале 60-х годов XX века. Предпосылки трансформации учебных планов определены с учетом уровня развития отечественной педагогической мысли, общественно-политической ситуации, сложившейся в СССР, глобальными вызовами, стоящими перед нашей страной в рассматриваемый период. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие системы образования 50-х - 60-х годов прошлого столетия. Показаны реальные практические изменения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений - увеличение доли практических и лабораторных работ, обновление комплекса методической литературы, расширение социального партнерства школ, улучшение материально-технической базы учебных заведений. Рассмотрены изменения в деятельности института дошкольного образования в рамках интеграционных процессов и организации модели непрерывного обучения. Определены направления работы по подготовке и переподготовке профессиональных педагогических кадров рассматриваемого периода с учетом изменившихся условий. Положительные и отрицательные результаты практико-ориентированной модели образования показаны комплексно, с опорой на принцип исторической объективности.
Идентификаторы и классификаторы
Система образования, выполняя функции важнейшего социального института и реализуя на практике государственный заказ в области обучения и воспитания подрастающего поколения, должна трансформироваться с учетом изменений и вызовов времени.
Список литературы
1. Багова, Л. Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки / Л. Л. Багова. - Текст: непосредственный // Вестник Майкопского Государственного технологического университета. - 2014. - № 1. - С. 57-61. EDN: SEZDPJ
2. Барабина, И. А. Гафурова, В. М. Политехническое образование в общеобразовательной школе СССР во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов / И. А. Барабина, В. М. Гафурова. - Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. - 2016. - Т.26, вып. 4. - С. 129-134.
3. Грифцова, И. Н. Линьков, В. В. К вопросу о связи теории и практики в образовании: социокультурные факторы и их влияние на образовательный процесс / И. Н. Грифцова, В. В. Линьков. - Текст: непосредственный // Развитие личности. - 2018. - № 2. - С. 13-25. EDN: YTWALZ
4. Добудько, Т. В. Тюжина, И. В. Развитие школьной математики в СССР как предпосылка современного состояния Российского математического образования / Т. В. Добудько, И. В. Тюжина. - Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 190-193. EDN: REFYFJ
5. Жидченко, А. В. Политика по повышению рождаемости в контексте социально-демографического развития СССР в 1950-60-е годы / А. В. Жидченко. - Текст: непосредственный // Filo Ariadne. - 2018. - № 4(12). - С. 40-51. EDN: YSAJZR
6. Закон Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. 24.12.1958 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - Текст: электронный. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm.
7. Иванов, В. М. Гурдуз, А. А. Мачульная, И. А. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности / В. М. Иванов, А. А. Гурдуз, И. А. Мачульная. - Текст: непосредственный // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 18. - С. 21-25.
8. Каверина, А. А. Школьная химия и ее творцы (вторая половина XX в. и первое десятилетие XXI в.) / А. А. Каверина. - Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - № 1(47). - С. 102-117. EDN: LZGGIX
9. Пивченко, В. П. Шадрина, Е. В. Содержание понятия “Целостный подход в общем образовании” в истории педагогической мысли / В. П. Пивченко, Е. В. Шадрина. - Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 153-156. EDN: RVSWDX
10. Постановление Совмина РСФСР № 2027 Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе от 29.12.1959 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - Текст: электронный. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5481.htm.
11. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 “О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста” от 21.05.1959 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - Текст: электронный. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5407.htm.
12. Приказ Министерства просвещения РФ № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” от 31 мая 2021 г. // Информационно-правовой портал Гарант.ру. - Текст: электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#review.
13. Соломин, В. П. РГПУ им. А. И. Герцена - страницы истории. 1956-1966 годы / В. П. Соломин. - Текст: непосредственный // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 133. - С. 8-18. EDN: OWUIIR
14. Ульянова, В. С Орельчикова, А. Ю. Реформы и преобразования в СССР во второй половине 50-х - 60-х годов / В. С. Ульянова, А. Ю. Орельчикова. - Текст: непосредственный // Учебное пособие. - Москва: МИИТ, 2007. - 23 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
На сегодняшний день в России формируется специализированный кластер образовательного направления по воспитанию, обучению и развитию способностей у одаренных детей. Выявлены проблемы работы с одаренными детьми в современном образовательном пространстве Оренбургской области: заинтересованность педагогов и родителей к развитию одаренности у детей и недостаточного внимания к решению задач их воспитания и социализации; отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования. Изучены стили лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер». В контексте научного исследования изучены личностные характеристики подростков, обладающие лидерской одаренностью: социальная компетентность, социальная активность, социальный интеллект, социальная ответственность, креативность, мотивация достижения успеха. Приведены компоненты в структуре подростковой лидерской одаренности: личностно-потенциальная (потенциал одаренного лидера), социально-психологическая (опыт собственной практической деятельности) и профессионально-личностная (необходимые качества личности в управленческой, коммуникативной, творческой, гражданско-патриотической деятельности) составляющая. Рассмотрен опыт работы с лидерской одаренностью на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко»: функционирование областной очно-заочной школы «Лидер» (далее - ООЗШ «Лидер»), которая нацелена на развитие подростковой лидерской одаренности обучающихся в Оренбургской области. Обозначены основные формы образовательной деятельности ООЗШ «Лидер»: занятия в дистанционном режиме с использованием цифровых образовательных технологий, выезд в очном формате в период весенних и осенних каникул в загородный лагерь на профильную смену (учебная сессия). Деятельность ООЗШ «Лидер» организуется педагогами дополнительного образования по следующим дисциплинам: «Основы менеджмента», «Основы правоведения», «Психология лидерства», «Самоуправление. Медиа. Имидж», «Основы социального проектирования», «Этика деловых отношений», «Историко-литературное краеведение», «Символика и историческое наследие России». Просмотрена связь реализации программы ООЗШ «Лидер» в контексте развития подростковой лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей в соответствии со стилем лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер».
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фонда Наркомпроса РСФСР и персональные дела В. П. Кащенко, отложившиеся в Государственном архиве РФ, документы из фонда В. П. Кащенко в Научном архиве РАО) проводится частичная реконструкция и анализ деятельности курсов по детской дефективности проф. В. П. Кащенко в Москве. Рассматривается место курсов в системе комплексной системной подготовки специалистов-дефектологов, содержание обучения, на основании анкетного материала дается социальный портрет слушателя курсов, описываются бытовые условия их жизни, подготовка преобразования курсов в полноценное высшее учебное заведение. Показана уникальность курсов в мировой педагогической практике. Курсы, сочетавшие теоретическую и практическую подготовку, стали основой системы высшего дефектологического образования, ориентированной на взаимодействие с ребенком с учетом новейших педагогических методик 10-20 гг. XX века. В приложении впервые публикуется часть использованных документов (отдельные анкеты слушателей, план работы курсов, учебный план, письмо слушателей об увеличении продолжительности обучения).
В статье представлен историко-педагогический анализ развития образования в Оренбуржье в первую декаду послереволюционного периода. Выявлен уровень образования школьников, раскрывается качество подготовки педагогов, а также анализируются проблемы введения всеобщего начального образования, а также применяемые способы их устранения. Особое внимание авторы уделяют изменениям в системе начального и среднего общего образования в Оренбуржье в рассматриваемый период.
В статье представлен анализ учебной и методической литературы по вопросам среднего профессионального образования с 1930 по 1965 год, изданной в СССР и хранящейся в Российской Государственной Библиотеке. Выпуск педагогической литературы систематизирован по этапам развития системы среднего профессионального образования 1930-1941 гг., 1942-1948 гг., 1949-1958 гг., 1959-1965 гг. Рассчитана численность (в %) печатных изданий по основным видам литературы - учебники, тексты лекций, учебные пособия, методические указания для преподавателей и студентов, программы дисциплин, методические материалы и др. по каждому из выделенных этапов.
Проведенное исследование может быть использовано для дальнейшей историко-педагогической реконструкции развития системы среднего профессионального образования.
В статье представлены результаты исследования историко-педагогического опыта трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ в 80-е гг. ХХ в. Реализации трудового воспитания и наиболее успешные практики рассматриваются на примере общеобразовательных учреждений ряда областей Южного Урала (Курганской, Оренбургской и Челябинской). Данная тема на современном этапе развития отечественной системы образования актуальна, поскольку сейчас вопрос возвращения трудового воспитания в общеобразовательные школы поднимается на государственном и общественном уровнях.
В советский период общеобразовательные школы накопили значительный историко-педагогический опыт реализации трудового воспитания школьников. Школы исследуемого региона всегда показывали высокие результаты в области трудового воспитания учащихся. Педагогические идеи руководителей школ, передовой опыт организации трудового обучения и воспитания, профориентационная работа со школьниками выходили за пределы отдельных районов и областей. Они внедрялись в практику трудового воспитания в других регионах страны, высоко оценивались на государственном уровне, получали признание среди педагогической общественности. О новаторах и передовиках трудового воспитания из Дедуровской, Ибрагимовской, Краснозвездинской средних школ знали по всей стране, а имена их директоров звучали на самом высоком уровне.
Трудовое воспитание в общеобразовательных школах в течение всего советского периода в истории отечественного образования являлось одним из важных приоритетов в области воспитания подрастающего поколения. В процесс трудового воспитания школьников были вовлечены партийно-государственные органы, комсомольские организации, профсоюзные и другие общественные организации, базовые предприятия, выступавшие в качестве шефов общеобразовательных школ.
Положительные результаты в области трудового воспитания советских школьников наметились в ходе реализации реформы общеобразовательной школы 1984 г. Одна из ее приоритетных задач - улучшение качества трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе, реализация новых подходов в профориентационной работе со школьниками. Для решения данной задачи предусматривалось соединение обучения с производительным трудом непосредственно на предприятиях страны. Важными результатами реформы стало увеличение времени трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ и появление базовых предприятий, осуществлявших взаимодействие со школами в области трудового воспитания.
Различные факторы влияли на степень успешности реализации трудового воспитания в школах. Они носили как объективный, так и субъективный характер, поскольку очень многое в правильной постановке трудового воспитания зависело от директоров, педагогических коллективов школ, руководителей базовых предприятий.
Таким образом, для успешности реализации трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ на современном этапе необходимо дальнейшее всестороннее изучение историко-педагогического опыта трудового воспитания в советский период, а также дальнейшее исследование и анализ теории и практики трудового воспитания на примере отдельных регионов страны.
Перед Вами первый номер журнала в 2023 году, который объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом педагога и наставника. Ис торически это напрямую связано с 200-летием со дня рождения классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Очень символично, что именно к этому году российское общество пришло к осознанию того неоспоримого факта, что труд Учителя и Наставника бесценен!
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/