Статья является продолжением исследования аспектов исторической политики в центральноазиатских республиках. Автор предпринимает попытку изучить влияние «войн памяти» на формирование новых идеологических основ в политических системах Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.48137/23116412_2024_4_4
Как пишет доктор исторических наук Максим Кирчанов, «этничность стала универсальной формой актуализации исторической памяти и коллективного опыта таджикского общества. Политика памяти тесным образом пересекается с ценностями и принципами идеологии таджикского национализма» [6, с. 546]. Данное положение является в настоящее время абсолютно сложившимся, укрепившимся в образовательной системе и академической науке. Мировая турбулентность не внесла в это положение каких-либо перемен и, принимая во внимание специфику развития таджикского общества с его контролируемостью властями, можно ожидать что использование «арийской мифологии» в качестве ключевого элемента исторической политики страны будет продолжено.
Список литературы
1. Дятленко П. Реабилитация - проект внешнего влияния по навязыванию политики десоветизации в Кыргызстане // https://centrasia.institute/zakonoproekt-kak-proekt-vneshnego-vliyaniyapo-navyazyvaniyu-politiki-desovetizaczii-v-kyrgyzstane.html (дата обращения: 30.01.2023).
2. Болотбеков Ч. Англосаксы приступили к деколонизации Центральной Азии // https://www.ritmeurasia.ru/news--2023-04-07--anglosaksy-pristupili-k-dekolonizacii-centralnoj-azii-65633 (дата обращения: 13.04.2024).
3. Караев С. Таджикско-российский товарооборот побил рекорд, но это еще не предел // https://old.asiaplustj.info/news/tajikistan/economic/20230304/tadzhiksko-rossiiskii-tovarooborotpobil-rekord-no-eto-etshe-ne-predel (дата обращения: 22.06.2024).
4. Шарипов Ч. Эмомалӣ Раҳмон - бунёдгузори консепсияи таърихи тамаддуни тоҷикон // https://tnu.tj/index.php/tj/jemomalra-mon-bunjodguzorikonsepsijai-tarihi-tamadduni-to-ikon (дата обращения: 12.05.2024).
5. Абдуллозода М. Истиқлоли давлатӣ ва эҳёи ҳувияти ориёӣ // http://hamsafon.tj/print:page,1,7791-isti1178loli-davlat1250-vae1202ei-1202uviyatiorie1250.html (дата обращения: 19.04.2024).
6. Кирчанов М. «Арийское» измерение политики памяти в современном Таджикистане // Постсоветские исследования. 2023. № 5(6). 540-548 с.
7. Маслов Д. Исторические мифы стран Средней Азии // https://moskvam.ru/publications/publication_1559.html?ysclid=luy065tz2o537136254 (дата обращения: 12.06.2024).
8. Рахимов К., Короткова Е. Центральная Азия: испытание спецоперацией. Страны региона выстраивают отношения с Москвой исходя из национальных интересов // https://www.ng.ru/courier/2023-03-12/11_8677_asia.html (дата обращения: 12.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на основе положений Грозненской фетвы дается определение традиционного ислама, рассматривается роль его важнейшей неотъемлемой легитимной составляющей – суфизма (тасаввуфа) и его последователей в гармоничном развитии Чечни и Дагестана.
В статье исследуются представления об исторических меж - государственных этапах взаимодействия России и Монголии в XVII-XX вв. Автор анализирует динамику и причины развития российско-монгольских отношений.
В статье анализируется российская государственная политика, направленная на сохранение единого социокультурного пространства с республиками Центральной Азии в начале 2000-х годов, когда изменения геополитической обстановки и рост внешних угроз обусловили необходимость стабилизации региона. Рассматривается ухудшение положения русскоязычных граждан в исследуемых странах, в частности возможность получения образования на русском языке, и реакция России на эти вызовы.
Консерватизм в постсоветской России представляет собой не статичный феномен, а динамичную идеологию, способную адаптироваться к меняющимся условиям и выступать альтернативой другим политическим доктринам. Он стал своеобразной платформой для политической эволюции в России, отвечая на потребность в стабильности и традиционных ценностях.
Дискуссия о консервативной модернизации отражает поиск новой парадигмы развития в постсоветской России, в которой консервативные ценности могут стать ключом к успешному продвижению вперед.
Национальной стратегической целью России, как и любого государства, является социально-экономическое развитие. Одним из важнейших его направлений является повышение уровня жизни. Оно имеет колоссальный эффект и на остальные отрасли экономики страны, что немаловажно в условиях санкционного давления на Россию. Под давлением внешних угроз в виде нестабильности геополитической ситуации, а также внутренних обстоятельств перестроения российской экономики, образуется проблема нестабильности и негативной тенденции в вопросах уровня и качества жизни граждан.
Объектом исследования является социальная безопасность России, а предметом исследования – проблемы обеспечения социальной безопасности и пути их преодоления.
Статья описывает основные принципы использования искусственного интеллекта и цифровых технологий в условиях выявления и противодействия иностранных средств влияния на молодежь в условиях СВО. Раскрываются основные принципы влияния цифровых технологий, цифровизации в политике и ее влияние на молодежь и современную политику в целом. Актуальность статьи определяется тем, что в условиях современной глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий, иностранные государства все чаще используют цифровые методы воздействия, направленные на влияние на молодежь других государств, в том числе и российскую. Это проявляется как распространение дезинформации и пропаганды, организация протестных акций и вербовка молодежи в террористические и экстремистские организации и т. д. Искусственный интеллект и цифровые технологии могут помочь России в противодействии иностранному влиянию на молодежь. Они могут быть использованы для анализа больших объемов данных, создания системы мониторинга и разработки информационных кампаний.
В статье анализируются административно-правовые аспекты регулирования утратившего юридическую силу иммиграционного статуса «носитель русского языка», рассматриваемого как правовой механизм ускоренного обретения гражданства Российской Федерации. Автором утверждается, что сама структура внутренних элементов законодательного закрепления данного миграционного механизма была предложена таким образом, что этапы его реализации создавали комплекс проблем, конструктивного и своевременного решения которых со стороны государства не было. В конечном счете, это привело к утрате инициативы.
В статье рассматривается электоральное поведение в Красноярском крае, в том числе в кроссрегиональном контексте. На основе эмпирических данных показано, что уровень электорального участия на выборах того или иного уровня в темпоральном плане достаточно низкий. Помимо этого, раскрывается генезис такого социального позиционирования. Рассматриваются аспекты избирательных предпочтений в отношении провластной партии и отражается уровень ее легитимности в зависимости от уровня избирательной кампании. Одним из методологических подходов в анализе электорального участия является социальная дифференциация, которая базируется преимущественно не на идеологических установках, а на социокультурных ориентациях, профессионально-трудовой деятельности и характеристиках урбанизированной среды. Выделяются черты региональной партийной политической системы (через призму доминирующего партийного субъекта), которая детерминирована социальными предпочтениями и институциональными ограничениями, выраженными в виде соответствующих порогов.
В статье рассматривается политическая стратегия внедрения искусственного интеллекта правительством Китая. Автор анализирует стратегические цели и задачи Министерства транспорта Китайской Народной Республики по развитию и внедрению технологий ИИ, а также прогнозирование объемов финансирования и инвестирования в интеллектуальный транспорт.
В статье автор исследует влияние реформы территориальной организации системы местного самоуправления на процесс формирования представительных органов власти в Московской области. Реформа привела к замене избранных глав муниципальных образований на сити-менеджеров, отбираемых конкурсным путем представительными органами власти. Данное изменение вызвало переход от прямых выборов к системе назначения, что фактически свело на нет политическую конкуренцию на местном уровне и снизило интерес избирателей к процессу выборов. Статья анализирует последствия этой реформы для системы местного самоуправления и ее влияние на уровень участия населения в политической жизни.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/