В завершающем материале о перипетиях судьбы насильно высланных из Отечества страстотерпцев с «философского парохода», а с ними - мытарствах национальной интеллигенции, сугубое внимание обращается на предпосылки обеспечения симфонии в ответственном социальном взаимодействии народа - власти - интеллигенции. Общественная сплоченность вовлечения, участия всех агентов гражданской интеракции усматривается на пути размыкания порочного круга недоверия, подозрительности восстановлением служения традиционным ценностям «русского пути», обеспечивающего солидарное действие.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
- Префикс DOI
- 10.15643/libartrus-2023.1.1
- eLIBRARY ID
- 50500790
По части прямолинейного заявления идеала ощутимые трудности, преткновения испытывали буквально все утописты, беллетристы, адепты догматической философии (типа и В. Соловьева – «Оправдание добра», Лосского – «Условия абсолютного добра»), развертывавшие футурологические сценографии социальной реальности (в том числе в терминах выполнения закона любви – амитологи от Бердяева до Сорокина).
Список литературы
1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Т. 3. 682 с.
2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. Т. 9. 804 с.
3. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. Т. 12. 596 с.
4. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Париж: YMCA-Press, 1939. 224 с.
5. Бердяев Н. А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. 368 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье прослеживаются изменения, произошедшие в словарном составе английского языка с начала 2020 года в связи с появлением большого количества новых лексем. В качестве материала для исследования были отобраны новые слова, которые быстро вошли в широкое употребление, были внесены в известные словари, отмечены ведущими изданиями как модные слова или признаны символами года. В статье приводится широкое трактование понятия неологизм, рассматриваются основные факторы для определения новизны лексических единиц. Среди неологизмов выделяются неолексемы, неофраземы, неосемемы, аббревиатуры и акронимы. В результате исследования были выявлены актуальные тенденции в развитии лексической системы английского языка, названы типы дискурсов, в которых отмечено появление большого количества неологизмов, выделены некоторые словообразовательные модели. С точки зрения авторов отслеживание лингвистических процессов, в частности эволюционных тенденций в лексической системе, способствует лучшему пониманию ценностей, преобладающих в сознании и мышлении людей, и в целом осознанию современной истории.
Cтатья посвящена изучению специфики современной англоязычной публичной политической риторики в ситуации политического конфликта. Политический контекст подразумевает конфликтную ситуацию геополитического характера, в которую вовлечены Украина и Россия. Англоязычная риторика, рассмотренная в статье, отражает позицию одной стороны конфликта. Исследовательский интерес авторов направлен на выявление жанровых характеристик публичных выступлений политических лидеров, а также на прагмалингвистические особенности публичных выступлений: стратегию поведения в конфликте, стратегии и тактики манипулятивности. Авторы статьи приходят к выводу, что рассматриваемые выступления, которые могут быть отнесены к убеждающе-призывному жанру, содержат стратегии манипулятивного политического дискурса, которые определяют прагмалингвистические характеристики публичной речи.
Настоящая работа посвящена осмыслению положения личности в информационном обществе, в условиях трансформации, связанной с цифровыми технологиями. Основное внимание уделяется человеку и состоянию его субъектности и ответственности. При этом устанавливается, что одним из важнейших трендов модернизации общества является активное внедрение принципов устойчивого развития. Современная технологическая платформа и формирующаяся на ее основе цивилизация, автоматизация и роботизация, искусственный интеллект и другие функционирующие артефакты способствуют активному, системному симбиозу живого и неживого, природного, человеческого и механического начала. Развитие и нарастание влияния видеоконтента, переход рационального и эмоционального интеллекта человека в удаленный доступ, формирование из кусочков цифровой мозаики аватара человека в киберпространстве, с одной стороны, и вытеснение человека из занятости и новые формы получения дохода, монополизация права на использование цифрового следа человека и Hi-Tech в целом в руках отдельных мегакорпораций, тотальный брендинг и маркетизация, с другой стороны, предъявляют целый ряд требований к личности и ее ответственности за себя и происходящее в обществе. Результаты философских, социологических и нейрофизиологических исследований показывают, что самосознание человека происходит в результате социализации, сопровождающейся нарративной коммуникацией. Развивающаяся активность от первого лица, проходящая через воспитующий механизм свободы/ответственности, формирует сознательность и вменяемость человека, то есть личность, способную к социальной активности и рефлексии. Сегодня мы наблюдаем перманентную утрату способности человека к рассуждению и рефлексии, переход от нарративной к сигнальной коммуникации, редуцирование сложного человеческого и социального опыта к простым схемам. Растворение экзистенциальной сущности человека в цифровых кодах ведет к утрате востребованности личности как таковой в социальном мире. Таким образом, существующая ситуация уже сама по себе активизирует дискурс об актуализации человеческой идентичности и осознанной социальной свободы, с одной стороны, и институционализации на различных уровнях социо-гуманитарной экспертизы происходящих событий и процессов, с другой.
Усложнение современного мира происходит под влиянием многочисленных факторов, ведущее место среди которых занимают достижения науки и техники. Самоочевидно, что происходящие изменения также тесно связаны с бытием человека, приобретающем дополнительные свойства. Появление виртуальной и дополненной реальности конституирует целый ряд новых вопросов, сопряженных с проблемой человека, что формирует цифровую антропологию как целое исследовательское поле. Настоящая статья посвящена аналитике теоретического базиса цифровой антропологии и возможностям построения новых моделей человека. Однако, несмотря на некоторую общность воздействия на современный мир цифровизации, ее проявления всегда будут контекстуально определены, а новые версии человека порой будут реализовываться весьма контрастно, существенно отклоняясь друг от друга.
В настоящем исследовании делается попытка междисциплинарного - литературоведческого и музыковедческого - подхода к роману Рушди «Кишот» (2019), чем обусловлена его актуальность и научная новизна. В статье доказывается, что художественная рецепция протосюжета «Дон Кихота» Сервантеса в романе Рушди имеет характер темперации и в этом смысле может быть соотнесена с «Хорошо темперированным клавиром» Баха, принципы организации которого помогают при анализе романа, где темперируются идеи, темы, образы, структура романа Сервантеса. Сервантесовский претекст стал составной частью романного языка Рушди и выполнил те же функции, что протестантские хоралы в «Хорошо темперированном клавире» Баха, где отдельные хоральные мотивы приобретают качества устойчивых формул символического характера. Интерпретация и раскрытие их смыслового содержания дешифруют нотный текст и наполняют его духовной программой. Для современников Баха хоральные мелодии отражали содержание протестантских хоралов - конкретные эпизоды библейской истории, праздники, ритуальные действа. За четыре столетия с момента появления роман Сервантеса прочно вошел в литературно-культурный ареал всех эпох, стал важнейшим основанием миропонимания и миропознания. «Дон Кихот» порождает бесконечное множество смыслов и ассоциативных рядов символов, обретает качество знаковой системы, которая раскрывается при встрече с другими знаковыми системами. Рушди актуализировал именно эту особенность сервантесовского текста, используя приемы фугированной обработки исходного текста, остинато, импровизации на заданную тему, модуляции. При этом в сочинении Баха господствует барочная гармония, баховский «Хорошо темперированный клавир» свидетельствует о совершенстве и гармонии мира. В романе же Рушди основополагающей является постмодернистская дисгармония, что в конечном счете обусловлено общим для постмодернистов представлением об относительности истины, о «смерти» бога, автора, субъекта, о мире-тексте и человеке-тексте. Благодаря темперации идеи, темы, проблематики, системы героев, структуры романа Сервантеса в «Кишоте» Рушди раскрываются механизмы деконструкции традиционного сюжета с ее антирациональным философским дискурсом.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательство Социально-гуманитарное знание
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- просп. Бакунина, 7
- Юр. адрес
- просп. Бакунина, 7
- ФИО
- Шепелевич Игорь Станиславович (Руководитель)
- E-mail адрес
- mail@libartrus.com