Раскрывается научное, педагогическое и просветительское наследие профессора Л. А. Шкатовой. Выявляются наиболее яркие особенности ее языковой личности и вклада в филологическую науку. Утверждается, что научный вклад ученого связан с разработкой проблем языкового сознания, профессиональной номинации и коммуникации, терминографии и лингвокультурологии. Языковую личность Л. А. Шкатовой отличает внимание к родной культуре, восприимчивость к новому, ясная гражданская позиция и стремление к просветительству.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.29039/2712-9519-2023-2-6-15
По инициативе Людмилы Александровны и при ее непосредственном участии в 1999 году на основе договора с Институтом языкознания РАН в Челябинском государственном университете была создана вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций, которая поддерживала тесную связь с Институтом русского языка имени В. В. Виноградова.
Список литературы
1. Шкатова Л.А. Роль филолога в формировании языковой культуры провинции // Культура провинции: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Курган, 2005. - С. 5-7.
2. Шкатова Л.А. Высокий стиль повседневности // Стереотипность и творчество в тексте. - Вып. 9. - Пермь, 2005. - С. 323-328.
3. Шкатова Л.А. Психолингвистические аспекты изучения корпоративной культуры вуза // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: 14-й Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 2003. - С. 316-317.
4. Шкатова Л.А. Формирование языкового сознания учащихся // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты: материалы междунар. науч. конф. - Пенза, 2004. - С. 212-218.
5. Шкатова Л.А. Лингвоэкология // Государственные и национально-культурные объединения: социальное партнерство: документы и публикации. - Челябинск, 2004. - С.7078.
6. Шкатова Л.А. Прагматика текста // Текст: восприятие, информация, интерпретация: сб. докл. I междунар. науч. конф. Российского нового университета. - М.: РосНОУ, 2002. - С. 287-298.
7. Шкатова Л.А. Психолингвистический анализ политической речи // Современная политическая лингвистика: материалы междунар. науч. конф. - Екатеринбург, 2003. - С. 182184.
8. Шкатова Л.А. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: материалы междунар. науч. конф. - М.; Барнаул, 2004. - С. 165-169.
9. Шкатова Л.А. Роль филологии в корпоративной культуре классического вуза // Вестник Петровской академии. - 2005. - № 2. - С. 55-58.
10. Шкатова Л.А. Роль языка в духовной культуре общества // Православная культура на Урале: Контексты истории и современность: сб. науч. ст. - Челябинск, 2006. - С. 35-39.
11. Шкатова Л.А. Модели речевого поведения горожан в стереотипных ситуациях общения // Вестник Челябинского государственного университета. - 1994. - Т. 2, № 1. - С. 123-126.
12. Голованова Е.И. Словарь языковой личности Л.А. Шкатовой // Проблемы номинации и речевой коммуникации в профессиональной среде: сб. науч. тр. в честь проф. Л.А. Шкатовой. - Челябинск, 2009. - С. 10-49.
13. Голованова Е.И. Профессиональная языковая личность: принципы и параметры лингвистического описания // Языки профессиональной коммуникации: сб. ст. участников IV Междунар. науч. конф. - Челябинск, 2009. - С. 14-17.
14. Голованова Е.И. Универсальные и национально-культурные черты языковой личности ученого // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: материалы II Междунар. науч. конф. - Челябинск, 2013. С. 84-90.
15. Шкатова Л.А. Народная культура и культура народа: осознание и самопознание // Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика. - Челябинск, 2006. - Т. 2. - С. 425-430.
16. Шкатова Л.А. Национально-культурные стереотипы поведения и их отражение в фольклоре // Динамика фольклорной традиции на современном Урале. - Челябинск, 2000. - С. 107-109.
17. Шкатова Л.А. Лингвокультурологический аспект фольклора // Первые Лазаревские чтения. - Челябинск, 2001. - С. 107-108.
18. Голованова Е.И. Харизматическая личность, или Быть, а не казаться (к юбилею профессора Л.А. Шкатовой) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - № 10 (432). - С. 7.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу лексико-семантической репрезентации концепта «память». Рассматриваются и анализируются структура концепта, представленная ядром, ближней периферией и дальней периферией, основные термины и терминоэлементы, а также глагольные словосочетания, репрезентирующие данный концепт. Авторы делают вывод о том, что термины, связанные с процессами сохранения информации, функционируют не только в медицинском дискурсе, но и подвергаются метафорическому переосмыслению и используются в других отраслях.
Статья посвящена изучению университетского медиадискурса в качестве представления о патриотизме как значимой государственной ценности. Социальные сети, каналы и официальные сайты образовательных организаций служат основным источником информации о вузе для студентов, и именно они могут использоваться для укрепления патриотической позиции.
В медицинской литературе в последнее время используется большое количество аббревиатур. Сокращения можно встретить в медицинских протоколах, отчетах и историях болезни. Данная статья посвящена аббревиатурам, как одному из видов медицинской терминологии. Аббревиатуры позволяют в компрессионной форме передать максимальный объем информации. Основной целью исследования является анализ проблем, связанных с переводом медицинских аббревиатур, а также различных подходов, применяемых в решении данных проблем. Для правильного перевода аббревиатур необходимо анализировать структуру. В ряде случаев именно разложение аббревиатуры на составляющие элементы позволит правильно ее понять и перевести. Зачастую нельзя обойтись без использования словарей сокращений. Аббревиатуры в образовательном дискурсе важны для практического применения во всех областях образования. Данная тема представляет собой важный объект для дальнейшего как образовательного, так и лингвистического изучения.
В данной статье рассматривается причина появления консубстанциональных лексем в терминологическом поле «хирургический инструментарий» в немецком языке. Результаты анализа терминов данного терминологического поля показывают, что интеграция медицинского словарного фонда и общеупотребительной лексики, а также связанные с ней тенденции к дифференциации и специализации, являлись основной характеристикой понятийного аппарата медицины на протяжении всей истории существования медицинской науки в Германии. Процесс терминологизации сопровождался частичным переосмыслением общеупотребительных лексем. Наличие консубстанциональных лексем в терминологическом поле «хирургический инструментарий» свидетельствует о том, что научное познание опирается на результаты обыденного познания.
Основной целью статьи является рассмотрение жанра исправления ошибок в институциональной академической среде. Исправление ошибок является одним из аспектов анализа коммуникативного аудита образовательной организации. Так, авторами приводятся различные взгляды на данный аспект как в отечественной, так и в зарубежной литературе; некоторые морально-психологические последствия некорректного исправления ошибок, а также случаи, выходящие за рамки институционального общения, например, шейминг. Авторы статьи сопоставляют два рассмотренных явления, приводят обобщения и дают рекомендации, а также намечают перспективы дальнейшего исследования.
В статье рассматривается ряд терминологических номинаций из области информационной безопасности, создание и функционирование которых обусловлено концептуализацией и интерпретацией на ментальном и языковом уровнях формируемого знания. Ввиду большого объема исседуемого материала статья состоит из двух частей. В данной части статьи представлены принципы ономасиологического и когнитивного подходов к проблеме языковой номинации. Показано, что концептуализация и интерпретация получаемой информации может осуществляться через осмысление ситуаций, возникающих в объективной реальности с последующим оформлением когнитивных структур хранения полученного знания.
В статье рассматриваются стереотипные представления о деятельности человека и его общении с окружающими на трудовом этапе социализации. На материале рассказов Алексея Варламова «Попугай на Оке», «Сектор “Е”», «Все люди умеют плавать» выявляются ценностные ориентиры, лежащие в основе оценочной интерпретации деятельности человека, рассматриваются языковые средства оценочной интерпретации деятельности и общения героев рассказов с родителями, друзьями, представителями противоположного пола. Утверждается, что самостоятельность, независимость от родителей, становление в профессиональной деятельности, преодоление страха перед трудностями выступают социальными нормами, которые лежат в основе процесса социализации человека. Сферы социализации (общение, деятельность, самосознание) служат пространством освоения данных социальных норм, их соблюдения или отклонения от них.
Проанализирована роль принципа самодостаточности в обеспечении когнитивных свойств учебных терминологических словарей и узкопрофильных словарей, представляющих микротерминосистемы медицины и биологии. Рассмотрены наиболее распространенные особенности словарей, приводящие к разрыву познавательного процесса, затрудняющие освоение терминосистемы в целом. В их числе: использование терминов, не получивших дефиниций в словаре, неотражение синонимических связей и применение кустового расположения терминов в учебном словаре. Обсуждаются основные причины отхода от самодостаточности и меры по её соблюдению.
Статья посвящена анализу ономасиологической структуры клинических терминов ветеринарной медицины. Рассматриваются производные наименования с терминоэлементом -osis (-оз), отобранные из профессиональных словарей и справочников. Выделяются такие ономасиологические признаки, как проявление болезни, ее причина, особенности животного-пациента, часть тела, орган, подверженный патологии, географическая местность, в которой было обнаружено заболевание. Делаются выводы о преобладании рациональной связи между ономасиологическим признаком и патологическим процессом, метонимических номинаций над метафорическими.
В данном исследовании приводится обзор основных компонентов профессиональной идентичности ученого в современном российском обществе. Дано определение профессиональной идентичности, определены основные составляющие профессиональной идентичности ученого и обозначены проблемы, с которыми ученые сталкиваются в процессе научной деятельности. В основном они связаны с нечеткой иерархией профессиональных ролей, невысоким уровнем владения иностранными языками, а также сменой приоритетов и идеалов современной науки, что может создавать препятствия для профессионального роста и формирования устойчивой профессиональной идентичности.
Издательство
- Издательство
- Астраханский ГМУ
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- Бакинская ул., 121
- Юр. адрес
- Бакинская ул., 121
- ФИО
- Башкина Ольга Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- post@astgmu.ru
- Контактный телефон
- +7 (851) 2669480
- Сайт
- https://astgmu.ru