В статье рассматриваются особенности культурно-досуговой деятельности NEET-молодежи. На основе анализа данных социологического исследования «Мониторинг наркоситуации в Республике Мордовия» (2022 г., n = 95) и материалов биографических интервью с представителями незанятой молодежи показано, что содержательная наполненность их досуговых практик ориентирована преимущественно на развлекательные формы досуга. Отмечено, что чем выше уровень образования, тем более высокий уровень потребления в сфере досуга демонстрирует молодежь статуса NEET. При этом «оторванность» от сфер занятости и образования и избыток свободного времени трансформирует содержание досуговых практик, что в ряде случаев приводит к развитию девиантных форм поведения.
Идентификаторы и классификаторы
За термином «NEET» (от английского «Not in Education, Employment or Training» – «вне образования, трудовой занятости и профессионального обучения») скрывается категория молодежи, которая по различным причинам оказалась вне сферы образования и не смогла выйти на рынок труда. По данным статистики доля незанятой молодежи в России снижается (2022 г. – 10,7 %, 2023 г. – 8,7 %)1, однако границы этой группы довольно размыты, что исключает возможность точной количественной оценки масштабов и динамики этой группы.
Список литературы
1. Белозерова И.А., Крикун Е.В. Мониторинг культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32) С. 30-34. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0004 EDN: ZWVSYE
Belozerova I.A., Krikun E.V. (2020) Monitoring of cultural and leisure activities student youth. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. Vol. 9. No. 3(32) P. 30-34. (In Russ.). DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0004 EDN: ZWVSYE
2. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31-39. EDN: WMAEID
Varshavskaya E.Ya. (2016) NEET-Youth in Russia: Characteristics and Typology. Sociological Studies = Sotsiologicheskie Issledovaniia. No. 9. P. 31-39. (In Russ.). EDN: WMAEID
3. Демиденко С.Ю. О проблеме активизации человеческого потенциала NEET-молодежи // Социологические исследования. 2022. № 12. С. 150-156. DOI: 10.31857/S013216250023349-6 EDN: OHBXJW
Demidenko S.Yu. (2022) About the Problem of Activating the Human Potential of NEET-Youth. Sociological Studies = Sotsiologicheskie Issledovaniia. No. 12. P. 150-156. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250023349-6 EDN: OHBXJW
4. Зудина А.А. Дороги, ведущие в NEET // Экономический журнал ВШЭ. 2018. Т. 22. № 2. С. 197-227. DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227 EDN: VLMGAN
Zudina A.A. (2018) The Pathways that Lead Youth in NEET: the Case of Russia. The HSE Economic Journal. Vol. 22. No. 2. P. 197-227. (In Russ.). DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227 EDN: VLMGAN
5. Зудина А.А. “Не работают и не учатся”: NEET-молодежь на рынке труда в России: препринт WP3/2017/02. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 21 с.
Zudina A.A. (2017) “They don’t work and don’t study”: NEET youth on the Russian labour market: Working paper WP3/2017/02. Moscow: Higher School of Economics Publ. House. 21 p. (In Russ.).
6. Кускарова О.И. Досуговые ценности современной молодежи республики Адыгея (по материалам социологического исследования) // Молодежь в трансформирующемся обществе: настоящее и будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию Адыгейского государственного университета, Майкоп, 08-10 декабря 2020 года. Майкоп: ООО “Электронные издательские технологии”, 2020. С. 129-133. EDN: WPIDTX
Kuskarova O.I. (2020) Leisure values of modern youth of the Adygea Republic (based on sociological research). Youth in a transforming society: present and the future: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Maykop: Elektronnye izdatel’skie tekhnologii Publ. P. 129-133. (In Russ.).
7. Понукалина О.В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи // Высшее образование в России. № 1. 2009. С. 137-142. EDN: KBDFUF
Ponukalina O.V. (2009) Social construction of youth ideas about leisure. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1. P. 137-142. (In Russ.). EDN: KBDFUF
8. Суровенкова М.А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи // Вестник ассоциации вузов туризмов и сервиса. 2013. № 1. С. 67-71.
Surovenkova M.A. (2013) Leisure activities of modern student youth. Universities for tourism and service association bulletin. No. 1. P. 67-71. (In Russ.). EDN: PVPZQR
9. Heckman J., Carneiro P. (2003) Human Capital Policy. IZA Discussion Papers. No. 821. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/20066/1/dp821.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее десятилетие наблюдается тенденция роста судебной нагрузки, что негативно отражается на качестве правосудия. Необходимость принятия мер для ее снижения подталкивает к поиску новых подходов и инструментов. Данная проблема является предметом научных дискуссий на протяжении длительного времени. Статья посвящена рассмотрению увеличения размера государственной пошлины как одного из способов регулирования нагрузки на судебную систему. Анализируются предполагаемые последствия такого шага. Особое внимание уделяется тому, как предлагаемый механизм может повлиять на доступность правосудия для различных категорий граждан, а также на оптимизацию работы судебных органов. Предлагаются альтернативные меры, которые помогут уменьшить нагрузку на суды без ущерба для их финансовой стабильности. Автор резюмирует, что решение проблемы высокой нагрузки на суды требует комплексного подхода. Только в совокупности предлагаемые механизмы и инструменты позволят сократить количество обращений в суды, снизить нагрузку на судебную систему. Кроме того, необходимо активно поддерживать и развивать альтернативные процедуры разрешения споров. Эти процедуры должны стать доступными и привлекательными для широкого круга лиц. Более того, они могут стать основой для создания новых механизмов, способствующих повышению эффективности работы судов.
В статье рассматривается применение учебной аналитики (Learning Analytics, LA) в образовательном процессе. Она широко используется, позволяет оптимизировать процесс обучения, оперативно оценивать качество материалов и преподавания, учитывать результаты и достижения обучающегося, прогнозировать его успеваемость. Среди этических проблем, возникающих при использовании образовательной аналитики, наиболее часто дискуссии возникают вокруг конфиденциальности, прозрачности, навешивания ярлыков, права собственности на данные, алгоритмической справедливости и обязанность вуза упреждающе взаимодействовать с обучающимися при наличии академической неуспеваемости. Каждая из них акцентирует автономию обучающегося, его активную и осознанную вовлеченность в процесс контроля своего обучения для самостоятельного принятия решений. Есть примеры вузовских кодексов использования учебной аналитики, что свидетельствует о необходимости введения нормативной практики использования новых образовательных инструментов.
На основе использования прогностического подхода авторами проанализированы проблемы и ключевые направления развития дополнительного профессионального образования (ДПО) как наиболее гибкой и чувствительной к изменениям на рынке труда системы, нацеленной на удовлетворение требований приоритетных отраслей экономики. Очерчены возможные сценарии и перспективы развития ДПО, исходя из стратегических задач, стоящих перед современным российским обществом, среди которых наиболее значимыми являются совершенствование цифровых технологий, осмысление их влияния на изменение подходов к обучению различных целевых аудиторий и формирование образов будущего.
В статье, основанной на данных межрегионального социологического опроса студенческой молодежи, исследуется взаимосвязь между реализацией профессионально-образовательных планов при поступлении в вуз и текущим социальным самочувствием студентов. Путем ранжирования по индексу социального самочувствия выделены четыре группы молодежи. Было обнаружено, что с улучшением социального самочувствия растет доля респондентов, которые поступили в желаемый вуз и на желаемую специальность. Эти студенты более оптимистично настроены в отношении будущего трудоустройства: они чаще других ориентированы на свою специальность и не сомневаются, что найдут достойную работу. Среди студентов с плохим социальным самочувствием распространены опасения по поводу трудоустройства, возможной низкой оплаты труда и перспектив работать не по специальности.
Издательство
- Издательство
- ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- Юр. адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- ФИО
- Александрова Ольга Ивановна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rpa@rpa-mjust.ru
- Контактный телефон
- +_ (___) _______
- Сайт
- https://rpa-mu.ru/