В статье проведен глубокий анализ действующего законодательства Республики Казахстан, рассмотрены отдельные положения Конституции Республики Казахстан, а также ряд других нормативно-правовых актов. Наряду с этим раскрыты особенности реализации такого принципа деятельности, как экономическое развитие на благо народа, закрепленного в ст. 2 действующей Конституции Республики Казахстан. Национальная система регламентации бухгалтерского учета Республики Казахстан определена как движущая сила совершенствования ее экономики. Система, характеризующаяся определенной структурой и особой иерархией, представлена правовым механизмом регламентации бухгалтерского учета с едиными учетными требованиями. В национальной системе учетной регламентации отражена специфика взаимодействия нормативных правовых актов на основе их принадлежности к одному из уровней описанной системы. В процессе исследования выявлены некоторые особенности национальной системы учетной регламентации Республики Казахстан. Особое внимание уделено правовым и методологическим основам ведения учета в отношении экономического субъекта. Освещен вопрос о роли Президента Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан в становлении национальной системы учетной регламентации.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.35854/2219-6242-2023-2-294-301
В соответствии с положением о Департаменте методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки МФ РК [7] на Управление методологии бухгалтерского учета возложены функции разработки нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности: разработка порядка ведения бухгалтерского учета, национальных стандартов финансовой отчетности, форм первичных документов бухгалтерского учета и др.
Список литературы
1. Конституция Республики Казахстан: принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. (с изм. и доп. по состоянию на 23 марта 2019 г.) // Офиц. сайт Президента РК. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 09.09.2022).
2. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г. № 234 (в ред. от 12 сентября 2022 г.) // Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов. URL: https://www.gov.kz/legalacts/details/Z070000234_?lang=ru (дата обращения: 09.09.2022).
3. Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности: приказ Министерства финансов РК от 31 января 2013 г. № 50 (в ред. от 22 октября 2021 г.) // Министерство финансов РК: офиц. сайт. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/documents/details/adilet/V1300008328?lang=ru (дата обращения: 09.09.2022).
4. Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета: приказ Министерства финансов РК от 31 марта 2015 г. № 241 (в ред. от 22 октября 2021 г.) // Министерство финансов РК: офиц. сайт. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/documents/details/adilet/V1500010954?lang=ru (дата обращения: 09.09.2022).
5. Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях: приказ Министра финансов РК от 3 августа 2010 г. № 393 (в ред. от 6 января 2022 г.) // Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов. URL: https://www.gov.kz/legalacts/details/V100006443_?lang=ru#z1 (дата обращения: 09.09.2022).
6. Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета: приказ Министерства финансов РК от 23 мая 2007 г. № 185 (в ред. от 4 июля 2019 г.) // Министерство финансов РК: офиц. сайт. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/documents/details/adilet/V070004771_?lang=ru (дата обращения: 09.09.2022).
7. Положение о Департаменте методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан: приказ ответственного секретаря Министерства финансов РК от 13 декабря 2019 г. // Министерство финансов РК: офиц. сайт. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/documents/details/3892?lang=ru (дата обращения: 10.03.2023).
8. Справка по выработке мер по формированию Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства для проведения анализа (пересмотра) регуляторных актов // Министерство финансов РК: офиц. сайт. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/documents/details/410417?lang=ru (дата обращения: 10.03.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу текста торгового договора между Россией и Германией 1894 г. Автором подробно проанализированы условия и структура торгового договора, его историко-правовое значение. На основе проведенного исследования обосновано предположение о том, что заключение торгового договора не привело к окончанию Русско-германской таможенной войны, начавшейся в 1892 г. В статье дана оценка последствиям заключения торгового договора для взаимной торговли двух стран и дальнейших событий в мировой истории.
Статья посвящена регламентации деятельности профсоюзов. Отражены их несостоятельность в настоящее время, снижение их роли как института трудового права в современной России по сравнению с этапом становления их в СССР. Авторами кратко раскрыта проблематика их незначительной самостоятельности, независимости от работодателя и политики государства, а также изложен путь становления законодательной базы в области профсоюзных организаций. В качестве правового механизма рассмотрен один из основных инструментов защиты прав с помощью забастовки. Приведены примеры забастовок в СССР и современной России. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства в области деятельности профсоюзов с целью повышения их самостоятельности и независимости от работодателя и государственного аппарата.
Статья посвящена проблемам категории «достоинство личности» как объекта уголовно-правовой охраны. Авторами на основании научных методов предпринята попытка рассмотрения права на достоинство личности с позиции конституционного строя, нуждающегося во всесторонней защите. Признан факт преждевременности декриминализации деяний, предусмотренных ст. 129, 130, 297 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Показаны возможности Конституционного Суда РФ. Утверждается, что уголовно-правовая характеристика категории достоинства личности, имея широкий спектр влияния, распространяется на все сферы жизни нашего государства.
Авторами проанализированы проблемы формирования и развития навыков креативности будущих юристов в сфере правотворчества, а также представлены результаты открытого анкетирования, позволившего выявить не только знания студентов о природе правотворчества, но и их желание и умение в будущем создавать законы. В статье рассмотрены варианты правотворческой деятельности, проведен сравнительный анализ различных взглядов на этот процесс. Показаны педагогические инструменты, которые развивают креативность и могут разнообразить учебный процесс в вузе. Утверждается, что именно применение нестандартных форм и методов обучения студентов-юристов способствует достижению целей правотворчества и профессионально-личностному совершенствованию будущего профессионала. Сделан вывод о том, что развитие креативности в сфере правотворчества является актуальной проблемой современного юридического образования, которую можно решить с помощью специальных юридико-педагогических инструментов, позволяющих сделать учебный процесс более творческим и профессионально ориентированным.
В настоящей статье авторами предпринята попытка рассмотрения некоторых правовых коллизий в законодательстве Российской Федерации (РФ) об административных правонарушениях. Актуальность настоящего исследования обоснована не благоприятной статистикой о количестве совершаемых правонарушений, что свидетельствует о наличии проблем в данной области. Применение действующего законодательства РФ об административных правонарушениях сопровождается рядом проблемных вопросов, которые необходимо решать в процессе планомерной модернизации законодательства, направленной на разграничение юрисдикции административных органов, развитие оперативности и процессуальной экономии при осуществлении производства об административных правонарушениях, усиление превентивной функции публичного наказания.
Статья посвящена общетеоретическим основам и подходам к разделам методики и тактики. Авторами установлены их сходства и различия. Выработаны элементы частной методики выявления и раскрытия взяточничества в сфере образования. Утверждается, что в целом переустройство общества неизбежно связано с реформами в сфере образования. Взяточничество существенно затрудняет продвижение социально-экономических реформ в России, становится препятствием на пути формирования нового демократического общества. Появляются новые способы совершения указанных преступлений, которые еще не исследованы, что затрудняет их выявление и раскрытие. Практика борьбы с этим негативным явлением в сфере образования дает основание полагать, что по подозрению во взяточничестве задерживают лиц, не впервые совершающих такие преступления. Однако в процессе расследования уголовных дел им вменяется, как правило, только эпизод преступной деятельности, который задокументирован при задержании с поличным. Это указывает на необходимость совершенствования в первую очередь частной методики выявления и раскрытия взяточничества.
Настоящая статья посвящена рассмотрению концепции электронного правительства в Российской Федерации (РФ) и за рубежом. Авторами сделан акцент на актуальности темы ввиду того, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в мире и цифровизации экономики большинства стран требует оперативного внедрения проекта электронного правительства. В статье выделено несколько подходов к определению понятия «электронное государство». Авторами сформулирована главная цель реализации этой концепции в России, заключающаяся в создании тесного взаимодействия между государством и обществом, а также выделены приоритетные задачи, поставленные для достижения ранее упомянутой цели. Речь идет и о том, что формирование рассматриваемого института в России началось в 2002 г. Учитывается и зарубежный опыт формирования электронного государства. Сравнительный анализ проведен на основе отчета, составленного Департаментом экономического и социального развития ООН, который демонстрирует рейтинг стран по уровню развития электронного правительства в 2022 г. Утверждается, что в соответствии с этим рейтингом Россия заняла 42-е место, в связи с чем авторы обращают внимание на острую необходимость анализа принципов концепции электронного государства ряда стран-лидеров. Так, в статье выявлены особенности некоторых стран, входящих в топ-15 государств по уровню развития электронного правительства. В заключение указаны пробелы, создающие помехи при повышении уровня электронного правительства в России.
В настоящем исследовании авторами рассмотрена возможность ограничения конституционного права на проведение публичных мероприятий ввиду режима уровней реагирования с фактической и юридической точки зрения. Дана оценка возможности ограничения права на публичные мероприятия в условиях военного положения и производного от него режима уровня реагирования в контексте соответствия нормам Конституции РФ. Установлены основания, при которых ограничение рассматриваемого права может быть признано допустимым. Охарактеризована юридическая возможность ограничения права на публичные мероприятия. Сделан вывод о наличии фактических оснований для применения ограничительных мер в отношении свободы публичных мероприятий в условиях среднего уровня реагирования и при отсутствии законодательной базы для этого.
В статье представлены итоги социологического исследования об отношении студентов Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики к актуальному феномену «культуры отмены» (cancel culture), канселлингу в целом и оценке «отмены российской культуры» на Западе в связи с началом специальной военной операции (СВО). Цель исследования — выявить особенности восприятия феномена молодежной аудиторией, в том числе влияние этого явления на выбор студентами миграционной стратегии. Результаты исследования показали, что молодые люди понимают суть термина «культура отмены», выражают готовность думать и говорить о проблеме. В оценке возможных негативных последствий так называемой «отмены России» респонденты оказались в целом оптимистичнее разновозрастной аудитории Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): большинство опрошенных считает, что «отмена» будет способствовать укреплению позиций России. Кроме того, молодые люди обращают внимание на изменение мотивации в связи с этим явлением в части миграционной стратегии: теперь они серьезнее, чем раньше, взвесили бы все «за» и «против» решения о жизни и работе за рубежом.
В статье проведен анализ базовых ценностей российского общества. Методологической основой настоящего исследования выступают философско-антропологический, исторический, аксиологический и социологический подходы. Культура характеризуется как процесс целенаправленного возделывания человеческого в человеке и одновременно как сложная самоорганизующаяся система, создающая, транслирующая и сохраняющая базовые ценности человеческого бытия. Под базовыми ценностями авторы понимают социально значимые артефакты культуры, которые оказывают существенное воздействие на функционирование и продуктивную жизнедеятельность не только индивидов и социальных групп, но и общества в целом. Утверждается, что восприятие людьми социальной действительности происходит не произвольно, а на основе сформировавшейся в их головах системы базовых ценностей, позволяющей различать добро и зло, красивое и безобразное, истинное и ложное, полезное и вредное, свое и чужое. Базовые ценности идеальны и объективны. Но их восприятие всегда субъективно. На основании серии глубинных интервью с экспертами, проведенных авторами в январе и феврале 2023 г., сделаны выводы о том, что: 1) аксиосфера российского общества заполнена мифологическими и медийными конструктами, религиозными и секулярными смыслами, нарративами и дискурсами классических и неклассических идеологий; 2) существенное воздействие на ее актуальное состояние оказывает как спонтанное циркулирование традиционных базовых ценностей, так и целенаправленная деятельность различных субъектов, вовлеченных в процессы духовного производства; 3) базовыми ценностями россиян, согласно систематизации ответов экспертов, являются патриотизм и семья.
В статье раскрыта такая важная функция управления социальной адаптацией курсанта военного вуза, как регулирование (регуляция). Она выполняет ведущую роль в коррекции других функций — целеполагания, информации, планирования, организации, мотивации и стимулирования, контроля и анализа. Утверждается, что регуляция управления социальной адаптацией курсанта — тип профессиональной деятельности, представляющий собой способ поддержания единства любой системы, ее развития. Особенно значимы отношения регуляции в многочисленных армейских организациях, а также в обществе в целом, в котором социальные регуляторы приобретают все большее значение, будучи государственными ориентирами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные цифровые технологии оказывают негативное влияние на поведение потребителей и затрудняют различие в восприятии между настоящими и фейковыми медиа. Последние, в свою очередь, губительны для общества. Одним из событий, способствующих возникновению институциональных проблем в сфере медиа, стало появление deepfakes, представляющих собой гиперреалистичные видеоролики «ложного содержания», в которых используется искусственный интеллект. В сочетании с охватом и скоростью социальных сетей убедительные deepfakes в сжатые сроки становятся достижимыми для миллионов людей и оказывают негативное влияние на наше общество. В статье проведен анализ технологии создания и применения deepfakes, описаны результаты ее влияния на поведение потребителей, выявлены типы deepfakes и группы их производителей, определены преимущества и угрозы указанной технологии.
В статье на основе анализа статей китайских социологов, материалов Всекитайской переписи и выборочных статистических обследований населения, организованных в разные периоды, представлены ключевые статистические показатели относительно источников доходов пожилых городских и сельских жителей Китая. Проанализированы, в частности, показатели общей численности пожилых людей в городе и деревне, категории таких граждан по источникам доходов и гарантированному доходу в разные периоды проведения Всекитайской переписи и выборочных статистических обследований населения. Приведены данные о предварительных результатах Всекитайской переписи населения 2020 г. Исследуемые в статье статистические данные подтверждают наличие кризиса традиционной модели жизнеобеспечения пожилых людей в Китае и постепенное ее замещение современной моделью, что находит отражение в повышении роли государственного пенсионного обеспечения пожилых в Китае.
Статья посвящена влиянию информационного неравенства на обеспечение социальной безопасности. Авторами раскрыто понятие информационного неравенства, осуществляется его социологический анализ в качестве одной из форм социального неравенства. Исследованы социальные риски, опасности и угрозы воздействия информационного неравенства на социальную безопасность российского общества. Показаны различия между «информационным» и «цифровым» неравенством. Представлены ведущие направления использования интернет-ресурсов. На основе осуществленного анализа определены варианты преодоления информационного неравенства в стране.
Издательство
- Издательство
- СПбУТУиЭ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, д.44, Лит.А, а/я 85
- Юр. адрес
- 190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, д.44, Лит.А, а/я 85
- ФИО
- Смешко Олег Григорьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@spbume.ru
- Контактный телефон
- +7 (781) 2313394