В статье рассмотрено влияние изменившейся с началом специальной военной операции международной обстановки на характер двусторонних отношений РФ и КНДР. Результаты исследования показали, что в наибольшей степени за прошедший период укрепление сотрудничества между Москвой и Пхеньяном произошло в военно-политической и гуманитарных сферах. Оценены перспективы и ограничения для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в этих и других сферах взаимодействия.
Идентификаторы и классификаторы
Длительное время КНДР и Россия находятся под сильным санкционным давлением (с 2006 г. под международными санкциями, введёнными СБ ООН, и с 2014 г. под односторонними санкциями стран Запада – соответственно), и в этих условиях укрепление связей Москвы и Пхеньяна отвечает их интересам. Знаковые шаги в этом направлении были предприняты в 2014 г., когда были урегулированы проблемы задолженности КНДР перед РФ. В этом же году на шестом заседании Межправительственной комиссии во Владивостоке стороны заявили о стремлении увеличить взаимный товарооборот к 2020 г. до одного млрд долларов, однако в период с 2014 по 2020 гг. его пик в 2017 г. составил всего 78 млн долл. Причиной этому стали как экзогенные, так и эндогенные факторы, к которым эксперты относят такие, как санкционный режим, пандемия коронавируса, слабая экспортная и инфраструктурная база КНДР, отсутствие целенаправленных действий российской власти, межведомственная согласованность, конфликты интересов на разных уровнях взаимодействия и др.[15, с. 192].
Список литературы
1. Александр Мацегора: Россия не помогает КНДР строить военные спутники // РИА Новости. 10.02.2024. URL: https://ria.ru/20240210/matsegora-1926423860.html (дата обращения: 20.08.2024).
2. Асмолов К. Современное состояние и перспективы отношений РФ и КНДР // Российский совет по международным делам. 23.04.2024. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-otnosheniy-rf-i-kndr/(дата обращения: 20.08.2024).
3. Белоусов Е. Президент Южной Кореи призвал Россию выбрать между двумя Кореями // Коммерсант. 08.07.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6820103 (дата обращения: 20.08.2024).
4. “Важнейшее геополитическое событие года”: мировые СМИ о визите Путина в Пхеньян // ТАСС. 20.06.2024. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21150159 (дата обращения: 20.03.2024).
5. В МИД Южной Кореи вызвали российского посла / РИА Новости. 21.06.2024. URL: https://ria.ru/20240621/koreya-1954429840.html (дата обращения: 20.08.2024).
6. Воронцов А. В. КНДР будет “всегда стоять в одном окопе вместе с армией и народом России” // Восточная аналитика. 2023. №14 (2). С. 54-60. DOI: 10.31696/2227-5568-2023-02-054-060 EDN: CLAFIA
7. Встречи на высоком уровне провела делегация Приморского края в КНДР // Вести Приморье. 25.03.2024. URL: https://vestiprim.ru/news/ptrnews/148096-vstrechi-na-vysokom-urovne-provela-delegacija-primorskogo-kraja-v-kndr.html (дата обращения: 20.08.2024).
8. Глава Минприроды Козлов: Поставка мясной продукции в КНДР начнется в 2024 году //Российская газета. 17.11.2023. URL: https://rg.ru/2023/11/17/glava-minprirody-kozlov-postavka-miasnoj-produkcii-v-kndr-nachnetsia-v-2024-godu.html (дата обращения: 20.08.2024).
9. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой (Пхеньян, 13 июня 2024 г.) (документ не всту пил в силу). URL: https://base.garant.ru/409304598/ (дата обращения: 20.08.2024).
10. Дьячков И. В. Российско-северокорейские связи в 2023 г. //Проблемы Дальнего Востока. 2023. №6. C. 37-47. DOI: 10.31857/S013128120029186-5 EDN: HTLBKG
11. Забровская Л. В. Сотрудничество КНДР и КНР в реализации задач проекта “Туманган” // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 2. С. 147-153. DOI: 10.24866/1998-6785/2024-2/147-153 EDN: RIOVZQ
12. Заявления для прессы по итогам российско-корейских переговоров. 19.06.2024. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/74334 (дата обращения: 20.06.2024).
13. Из Приморья в Северную Корею будет построен автомобильный мост // PrimaMedia. 20.06.2024. URL: https://primamedia.ru/news/1775665/ (дата обращения: 20.08.2024).
14. Кеффер Л. Северная Корея будет поставлять России яблоки // Коммерсант. 15.07.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6835408?tg (дата обращения: 20.08.2024).
15. Лешаков П. С., Соловьёв А. В. Сердечно, но мучительно // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 184-196. EDN: BKZMZU
16. Министерство физической культуры и спорта Приморского края. URL: https://sportprimorsky.ru/ (дата обращения: 20.08.2024).
17. Министры спорта России и КНДР подписали план обменов на 2024-2026 годы. URL: https://www.sport-express.ru/obshchestvo/news/ministry-sporta-rossii-i-kndr-podpisali-plan-obmenov-na-2024-2026-gody-2146242/ 16/11/2023. (дата обращения: 20.08.2024).
18. Путин В. Россия и КНДР: традиции дружбы и сотрудничества сквозь года //ЦТАК. 18.06.2024. URL: http://kcna.kp/ru/article/q/904d568863da758180e721aee779e890.kcmsf (дата обра щения: 20.08.2024).
19. Россия и КНДР нацелены на расширение сотрудничества в области высшего образования // Министерство науки и высшего образования РФ. 09.04.2024. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/81405/(дата обращения: 20.08.2024).
20. Руденко заявил, что мост на границе РФ и КНДР не нанесет ущерба отношениям с КНР // ТАСС. 15.07.2024. URL: https://tass.ru/politika/21364203 (дата обращения: 15.07.2024).
21. РФ в СБ ООН заветировала продление мандата группы экспертов по санкциям в отношении КНДР // ТАСС. 29.03.2024. URL: https://tass.ru/politika/20384635 (дата обращения: 30.08.2024).
22. “Санкции не должны быть направлены против народа и права страны на развитие” // Коммерсант. 09.07.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6820150 (дата обращения: 20.03.2024).
23. Сергей Лавров прокомментировал важный пункт договора России и КНДР // Сайт “Первого канала”. 19.06.2024. URL: https://www.1tv.ru/news/2024-06-19/479007-sergey_lavrov_prokommentiroval_vazhnyy_punkt_dogovora_rossii_i_kndr (дата обращения: 20.08.2024).
24. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между дву мя странами. 16.05.2024. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6132 (дата обращения: 20.08.2024).
25. Участники российско-корейских переговоров. 13.09.2023. URL: http://kremlin.ru/supplement/6001 (дата обращения: 20.08.2024).
26. Что последует за договоренностью России и КНДР о взаимной военной помощи // РБК. 19.06.2024. URL: https://www.rbc.ru/politics/19/06/2024/6672f7999a794757cd3bb525?from=article_body (дата обращения: 20.08.2024).
27. Hong, Wan-suk. The Putin paradox and Russia’s pivot to Asia // Global Asia. June 2024. URL: https://globalasia.org/v19no2/feature/the-putin-paradox-and-russias-pivot-to-asia_wan-suk-hong (дата обращения: 20.03.2024).
28. Lukin A. The Korean Peninsula’s New Geopolitics: Why North Korea Is Shifting toward an Alliance with Russia // Asia Policy. 2024. Vol. 19, №3. P. 57-69. DOI: 10.1353/asp.2024.a934565 EDN: QIGPGT
29. 로씨야련방정부대표단 평양시내 여러곳 참관 // 민주조선 = Российская делегация посетила несколько мест в Пхеньяне // Минджу чосон. 17.11.2023. http://www.minzu.rep.kp/Home/index/disp/3347/ko (дата обращения: 20.08.2024).
30. 장호진 “러, 北에 정밀무기 주면 우크라 지원에 어떤 선도 없어” = Чан Ходжин: “Если Россия поставит высокоточное оружие Северной Корее, у Сеула не будет ограничений на помощь Украине” //Ronhap News. URL: https://m.yna.co.kr/view/AKR20240623014200001?section=politics/all&site=major_news01 (дата обращения: 23.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Противодействие организованной преступности и наркотрафику в контексте американо-мексиканских отношений является в настоящее время актуальной проблемой для США. Цель исследования - на основе анализа правительственных и ведомственных документов США и Мексики рассмотреть криминальный аспект американо-мексиканских миграционных отношений. Было выявлено, что совместные проекты Вашингтона и Мехико сегодня нацелены прежде всего на борьбу с наркокартелями и нелегальной поставкой наркотиков в США как главными угрозами национальной безопасности. Определено, что проблему криминальной составляющей иммиграции невозможно решить лишь посредством усиления пограничного контроля, поскольку требуются комплексные меры.
Целью исследования является оценка влияния политических и экономических рисков и их компонентов на приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны АТР в 1994-2022 гг. Показано, что на страны АТР приходилось более половины накопленного объёма глобального притока ПИИ, лидерами среди которых являлись США и КНР. Выявлено, что приток ПИИ в страны АТР определялся в долгосрочном периоде рисками в политической и экономической сфере, которые оценивались на основе сводных индексов политического риска и экономической свободы и их компонентов. Чем выше значения сводных индексов, тем ниже уровень риска. В соответствии с полученными оценками, увеличение на 1% значений сводных индексов политического риска и экономической свободы способствовало наращиванию притока прямого зарубежного капитала в АТР на 0,24% и на 0,17% соответственно. Оценки компонентов рисков указали, что для создания долгосрочных условий привлечения ПИИ в страны АТР ключевыми моментами являлись: построение сильного и гармоничного государства, не конфликтующего с другими странами; низкая налоговая нагрузка и увеличение доли частного сектора в экономике. Показано, что в современных условиях нарастание различных ограничений способно фрагментировать потоки ПИИ, искажая долгосрочное влияние политических и экономических рисков на привлечение прямого зарубежного капитала в страны АТР.
В статье представлен опыт применения метода направленных ассоциаций с использованием оценочных прилагательных для изучения образовательного видеоблогинга. Образовательные видеоролики, отобранные на основе рекомендаций учителей и учащихся - участников исследования, изучались экспертами. Последним было предложено описать свои впечатления от видео тремя прилагательными. Всего в датасете 341 прилагательное для 236 образовательных видео. Прилагательные были перекодированы в 4 смысловые группы, связанные с длиной, содержанием, эмоциональностью видео и особенностью подачи информации. К ним в дальнейшем были применены методы количественного и качественного анализа. Цель исследования - на основе сравнения результатов метода направленных ассоциаций с экспертами и комментариев пользователей, определить значимые характеристики изучения образовательных видеоблогов. Решалась задача обоснования возможностей и ограничений в использовании метода направленных ассоциаций для изучения образовательного видеоконтента.
В представленной статье основное внимание уделено тому, чтобы выявить, какое влияние оказывают этнические ценности на стратегии этносоциального поведения метисов Хакасии в условиях современного общественного развития. Работа выполнена на основе комплексного подхода с опорой на статистические данные, вторичный социологический анализ. Также использованы опросные методы (анкетный опрос, неформализованное интервью). В ходе исследования были выявлены основные социально-демографические характеристики метисов Хакасии, определены их основные этнические ценности с учётом маркеров этнической идентичности, описаны основные стратегии этносоциального поведения. Это, в какой-то мере, позволяет расширить представления о месте и роли метисов в межнациональном пространстве Хакасии, что в перспективе может способствовать выработке оптимальной региональной концепции развития этносоциальных процессов, а также комплекса мероприятий по сохранению хакасского языка и культуры.
В статье представлен анализ внутренней миграции в постсоветской России с фокусом внимания на Дальнем Востоке. Авторы сопоставляют статистические данные межрегиональной миграции между субъектами ДФО и европейской частью России за период с 1991 г. по настоящее время. Работа позволяет сформировать целостную картину, способную не только отразить динамику формальных показателей, но и дать ключи к их пониманию. В результате исследования выделяются миграционные сценарии, определяется интенсивность миграционного обмена между регионами в разные периоды, а также их специфические особенности. Вопреки сложившемуся в научном дискурсе нарративу о постсоветском “побеге” населения с Востока на Запад в работе выдвигается гипотеза о существовании иных (встречных) сценариев, обусловленных социальными особенностями региона и сложившимся феноменом “проточного общества”.
Целью статьи является анализ первых туристических путеводителей, которые подготовили в Китае русские эмигранты в первой половине ХХ в. Уникальную информацию о российской диаспоре содержат издания: “Путеводитель по Шанхаю” Г. Г. Сюннерберга (1919), “Торгово-промышленно-деловой справочник и указатель Тяньцзинь” П. Г. Тидемана (1922), “Русский путеводитель по Пекину и его окрестностям” И. И. Серебренникова (1923), “Путеводитель по Дальнему Востоку” К. А. Полюхова-Морозенко (1925), справочник “Порт Циндао” (1935), справочник-путеводитель по курорту “Жемчужина Монголии: Халхин-Халун-Аршан” И. Чарова (1928), “Путеводитель по городу Харбину Бюро по делам российских эмигрантов (1938), “Памятка Забытые могилы” Попечительного совета по охране и приведению в порядок Порт-Артуровского и других военных кладбищ (1938). По понятным причинам эмигранты, выехав в другие страны или на родину, не старались сохранять эти путеводители. Многолетние исследования автора в зарубежных библиотеках и архивах позволили выявить оригиналы ценных изданий.
Статья рассматривает кинематограф как средство репрезентации российской монархии. Авторы уделяют внимания двум сторонам взаимоотношения Николая II с кинематографом: съёмкам монарха, составившим значительную часть отечественного документального кино, и киносеансам, устраиваемым для него. Рассматривается история возникновения “царской хроники”, её тематика, личности операторов и место, которое она занимала в жизни царского двора и российском кинопрокате. Авторы освещают роль кинопросмотров в царской семье, отношение Николая II к кинематографу как зрителя и как государственного деятеля.
В статье анализируется процесс наделения якутских казаков различного вида пахотными, выгонными и сенокосными землями, количество посевных площадей и сбора урожая зерновых культур казачьими хозяйствами Якутской области. Приводятся сведения о формах пашенного земледелия, осуществляемых казаками, особенностях сельскохозяйственной обработки земли в зоне рискованного земледелия. Автор систематизирует попытки урегулирования казачьего землепользования, введения правил пользования казаками хлебопахотными землями, предпринятые администрацией области во второй половине XIX в.
В статье представлен общий обзор развития традиционного скотоводства на российско-монгольском трансграничье в постсоциалистический период. Авторы отмечают симметричность процессов по обе стороны границы, характеризующиеся возрождением низкозатратного пастбищного животноводства как ответа на вызовы переходного периода. Идентичные процессы наблюдаются между Монголией и отдаленными районами Бурятии, где произошёл возврат к традиционному отгонно-пастбищному типу животноводству. Современная практика кочевничества в Монголии имеет общую тенденцию к меньшей степени мобильности и большей оседлости. Вызревает и становится распространенной формой полукочевое хозяйство как результат адаптации скотоводческого хозяйства к конъюнктуре рынка и соответствия условиям экологии и климата аридной зоны российско-монгольского трансграничья.
Приграничная торговля на рубеже XX-XXI вв. стала заметным фактором развития приграничных регионов Китая. Чтобы воспользоваться географическим преимуществом, китайские власти создали специальный институт (“приграничный пояс открытости”), который позволил выстроить торговые каналы, простирающиеся далеко за пределы китайских границ. Сопредельные страны (от Северной Кореи до Мьянмы) вынуждены были реагировать на китайские инициативы. Некоторые из них даже создали свои зеркальные институты. Но публикации, оценивающие результаты, пессимистичны: в отличие от Китая, его сопредельным странам редко удавалось достичь успеха. В статье предложено использовать концепцию интернализации правил для осмысления двусторонних результатов.
В нынешних условиях, связанных с жёсткими западными санкциями против России и усиливающимися торговыми трениями между Китаем и США, приграничное экономическое сотрудничество между Китаем и Россией демонстрирует рост масштабов, в т. ч. увеличение объёма перевезённых через границу грузов, ускорение строительства пограничных пунктов пропуска и трансграничной инфраструктуры. Углубленный анализ, тем не менее, показывает, что приграничное экономическое сотрудничество между сторонами по-прежнему осуществляется главным образом в рамках традиционной модели, основанной на торговле сырьевыми товарами. Стратегическое взаимодействие Китая и России на правительственном уровне способствует расширению сотрудничества, но его углубление ограничивает несоответствие стратегий регионального развития Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока. Поэтому углублению приграничного экономического сотрудничества между двумя сторонами следует содействовать на государственном уровне.
Дальний Восток (ДВ) - уникальный макрорегион России: в его пределах, а они не были неизменными, в разных его частях происходило формирование разнообразных трансграничных регионов (ТР). Упомянутое разнообразие в свою очередь определяется как геополитическими факторами, так и природным, экономическим и социально-политическим контекстом присущим дальневосточному макрорегиону на различных этапах его эволюции. При этом макрорегион рассматривается нами не просто как площадка, на которой взаимодействуют глобальные игроки, а как участник геополитической игры. Характерная черта дальневосточных ТР - их аква-территориальная природа. Другая характерная черта ТР ДВ - вовлеченность в формирование их геополитического ландшафта не только сопредельных государств.
В статье анализируется институциональный аспект приграничного сотрудничества на российских границах, рассмотрены различные формы и типы трансграничных взаимодействий. Автор показывает, как геополитический кризис в отношениях с Западом и российский разворот на Восток сказались и ещё могут сказаться на эволюции институтов сотрудничества. Автор приходит к выводу, что для активизации сотрудничества на российских границах необходимо формирование особой российской политики добрососедства, которая с помощью программно-проектного подхода позволит сделать приграничное сотрудничество одновременно и средством развития приграничных регионов России, и механизмом продвижения внешнеполитических интересов страны в сопредельных государствах.
Трансграничные отношения – пожалуй, самый быстро растущий сегмент современной общественной жизни. Темпы пространственной экспансии этих отношений, их проникновения в различные сферы общества далеко опережают скорость развития спровоцированных ими научных исследований.
Издательство
- Издательство
- ВВГУ
- Регион
- Россия, Владивосток
- Почтовый адрес
- 690014, ДФО, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
- Юр. адрес
- 690014, ДФО, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
- ФИО
- Терентьева Татьяна Валерьевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@vvsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (423) 2404289
- Сайт
- https://www.vvsu.ru/