ISSN 2313-061X
Язык: ru

Статья: УЧАСТИЕ КОСТРОМСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ В РОСПИСИ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ В 1656-1691 ГГ (2024)

Читать онлайн

В статье изучается деятельность костромских иконописцев во второй половине XVII века, что является логическим продолжением ранее опубликованных исследований автора. Источниковая база исследования состоит из сборников документов, опубликованных до революции 1917 г.; документы, опубликованные В. Г. Брюсовой в своих трудах; труды дореволюционных авторов. В ходе работы использовались общеисторические методы исследования. Системный подход, позволяющий рассмотреть взаимодействие иконописцев и власть во множественных связях и отношений; историко-генетический, примененный для характеристики изменений деятельности иконописцев; сравнительно-исторический, использованный для сопоставления особенности деятельности изографов в городах, храмах и монастырях; сравнительный - для характеристики биографий иконописцев. Кроме того, при написании диссертации использовались методы, заимствованные из других наук: математико-статистический - для анализа динамики изменения количества иконописцев и их возрастных групп. В советской историографии большое внимание уделялось деятельности Гурия Никитина. В начале 2000-х гг. появляются работы посвященные деятельности других иконописцев. В то же время комплексное исследование деятельности костромских иконописцев во второй половине XVII века отсутствует. Поэтому в данной статье ставится задача комплексного исследования участия костромских иконописцев в росписи храмов и монастырей с 1655 до конца XVII века. Чума 1654-1655 гг. не прерывает развитие костромской иконописи. Преемственность поколений изографов прослеживается на протяжении всей второй половины XVII века. В артелях присутствуют группы изографов различных возрастов. На протяжении всей второй половины XVII века было несколько сильных костромских иконописцев: Сила Савин, Василий Осипов, Марко Назарьев. По имеющимся источникам, сложно сказать, кто из них был лучше или хуже. Всех их приглашали писать иконы и фрески. Состав артелей постоянно менялся. Поэтому постоянно действующей артели не было. В ней присутствовали костромичи, ярославцы. В артели преобладали костромские изографы. Имеющие источники, не позволяют назвать Гурия Никитина главой костромских изографов. В тоже время знаменщик руководил всем процессом, и члены артели должны были писать в одном стиле. Во второй половине XVII века с каждым десятилетием происходит смещение иконописцев в провинциальные храмы. Это связано с тем, что в первую очередь расписывались столичные храмы, в потом уже провинциальные.

Ключевые фразы: иконописец, ФРЕСКА, изограф, роспись
Автор (ы): СУЛОЕВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
Журнал: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ"

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
94. Всеобщая история
Для цитирования:
СУЛОЕВ И. Н. УЧАСТИЕ КОСТРОМСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ В РОСПИСИ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ В 1656-1691 ГГ // ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ". 2024. №3
Текстовый фрагмент статьи