В статье рассматриваются особенности и направления исследования кинодискурса в российских и зарубежных публикациях последних лет. Кинодискурс понимается как мультимодальный лингвосемиотический коммуникативный феномен культуры, способный отражать, накапливать и транслировать во времени социальный, политический, идеологический контекст периода создания фильма, конструировать национальную и гендерную идентичность. Исходя из потенциала кинодискурса конструировать гендер, наибольшее освещение в статье получили вопросы истории гендерных исследований и гендерной асимметрии в кинодискурсе.
Идентификаторы и классификаторы
Изобретение братьев Люмьер, сделанное в 1895 году, положило начало эре развития одного из самых мощных по силе воздействия искусств, искусству кинематографа. «Живопись возникла из отражения, из зеркала, или из взгляда на поверхность воды, или из обведенной пальцем тени, а рифма возникла из эха» (Лотман, Цивьян, 1994: 8).
Список литературы
1. Бодрова А.А. Конструирование гендера в контексте (на материале американского варианта английского языка): автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.04. - Н. Новгород, 2009. - 24 с. EDN: ZOAFOB
2. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - С.-Пб., 1997. - 544 с.
3. Коробко Р.В. Ракурс в кинематографе как прием и метафора: автореф. дис. … канд. филол. наук: 24.00.01. - Ярославль, 2020. - 36 с. EDN: QWRTPV
4. Ерохина Т.И. Советский дискурс индийского кинематографа: культурные коды и стереотипы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2021. - Вып. 13 (855). - С. 331-347. EDN: VJFKZB
5. Коровина С.Г., Шабельская Н.К. Кинотекст как продукт нескольких культур: проблема переноса культурных концептов (на материале кинофильмов о Мулань) // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2023, № 1. - Т. 20. - С. 135-145. EDN: VFYYJO
6. Ломова О.Е. Ценности немецкой лингвокультуры через призму кинодискурса // Балтийский гуманитарный журнал. - 2022, № 1(38). - Т.11. - С. 33-37. EDN: TTOBDC
7. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. - Таллинн: Александра, Сор, 1994. - 214 с.
8. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ кино. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 334 с.
9. Монастырский В.А. Кино как вид искусства // VI Державинские чтения: Молодые ученые, аспиранты. - Тамбов: ТГУ, 2001. - С. 79-82.
10. Олянич А.В. Кинодискурс // Дискурс Пи: научно-практический альманах. - 2015, № 2(19). - С. 162-165.
11. Опарина Е.О. Культурные коды в кинематографе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание. - 2022, № 3. - С. 119-127. EDN: NCYNLW
12. Павловская О.Е., Шушанян Н.С. Конструирование гендера в современном военном кинодискурсе (на примере фильма А. Малюкова “Мы из будущего”, 2008) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2013, № 4 (128). - С. 57-60.
13. Busso L., Vignozzi G. (2017) Gender Stereotypes in Film Language: A Corpus-Assisted Analysis // Proceedings of the Fourth Italian Conference on Computational Linguistics CLiC-it, Torino, Accademia University Press, pp. 71-76. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/publication/345641977_Gender_Stereotypes_in_Film_Language_A_Corpus-Assisted_Analysis (date of access: 25.11.2023).
14. Chaudhuri, Sh. (2006) Feminist film theorists: Laura Mulvey, Kaja Silverman, Teresa de Lauretis, Barbara Creed, Taylor & Francis e-Library, London, 160 p.
15. Elsesser, K. (2023) Women Still Underrepresented Behind The Camera Of Box Office Hits, New Report Shows [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: https://www.forbes.com/sites/kimelsesser/2023/01/04/percent-of-women-behind-the-scenes-of-top-films-declined-in-2022-according-to-new-study/?sh=4524b9ff58f4 (date of access: 26.11.2023).
16. Erkaeva, D.B. (2022) Film Discource in the contemporary world: semiotics and analysis // Indonesian Journal of Innovation Studies. Vol. 18 (2022): April [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/publication/ 366406932_Film_Discourse_in_the_Contemporary_World_Semiotics_and_Analysis (date of access: 26.11.2023).
17. Kuhn, A., Biltereyst, D., Meers, Ph. (2017) Memoiries of cinemagoing and fim experience: An introduction // Memory Studies, Vol. 10(I), pp. 3-16.
18. Lauzen, M., Dozier, D. (2005) Maintaining the Double Standard: Portrayals of Age and Gender in Popular Films // Sex Roles, Vol. 52, Nos. 7/8, pp. 437-446.
19. Lenets, A. (2020) Discourse National Identity Construction In Austrian Movie // Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects. Chelyabinsk State University, pp. 880-885. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/publication/343401412_Discourse_National_Identity_Construction_In_Austrian_Movie) (date of access: 26.11.2023). EDN: JYYRRV
20. Mai, M. (2018). Filme und kulturelle Identität // Handbuch Filmsoziologie, Wiesbaden: Springer Fachmedien GmbH. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: 10.1007/978-3-658-10947-9_78-1 (date of access: 27.11.2023). DOI: 10.1007/978-3-658-10947-9_78-1(dateofaccess
21. Mulvey, L. (2004) Looking at the past from the present: rethinking feminist film theory of the 1970s // Journal of Women in Culture and Society, University of Chicago Press, Vol. 30, no. 1, pp. 1286-1292. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: https://jmionline.org/articles/2004/looking_at_the_past_from_the_present_rethinking_feminist_film_theory_of_the_1970s.pdf. (date of access: 27.11.2023).
22. Mulvey, L. (1975) Visual Pleasure and Narrative // Screen 16.3 Autumn, pp. 6-18. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: http://theslideprojector.com/pdffiles/art6/visualpleasureandnarrativecinema.pdf. (date of access: 27.11.2023).
23. Muntean, A.I. (2022) The cultural memory of classical cinema* in the digital age // Jurnal Libertăţii de conştiinţă, Vol. 10, Nr. 1, pp. 619-641.
24. Schofield A., Mehr L. (2016) Gender-Disinguishing Features in Film Dialogue // Proceedings of the Fifth Workshop on Computational Linguistics for Literature, San Diego, California, p. 32-39. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/publication/306093567.
25. Stefanovic, P., Parać, A.G. (2021) Male Gaze and Visual Pleasure in Laura Mulvey // The Palgrave Handbook of Image Studies, pp. 343-362. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: 10.1007/978-3-030-71830-5_21. (date of access: 27.11.2023). DOI: 10.1007/978-3-030-71830-5_21.(dateofaccess
26. Tahir, Munazza Batool (2010) Creation of ideology through the language of cinema: a feminist discourse study of media education // Procedia Social and Behavioral Sciences, Vol. 2, Iss. 2, 2010, pp. 4592-4596. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: 10.1016/j.sbspro.2010.03.736. (date of access: 27.11.2023). DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.03.736.(dateofaccess
27. Zhou, Y., Yang, F., Yang, J., Wang, H. (2023) The Influence of Feminist Movements on the Change of Female Images in Film and Television Dramas: Based on the Theory of Semiotics // SHS Web of Conferences 171, 03026. [Ehlektronnyi resurs], Rezhim dostupa: 10.1051/shsconf/ 202317103026 (date of access: 27.11.2023). DOI: 10.1051/shsconf/202317103026(dateofaccess
Выпуск
Другие статьи выпуска
Международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности» (19-20 октября 2023 года).
IV Международная научно-практическая конференция «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации» (5-7 октября 2023 года).
Статья посвящена проблеме структуры авторитетности новостного сообщения. Рассматриваются существующие подходы, сложившиеся в лингвистике, философии и педагогике. Предлагается уровнево-компонентная структура авторитетности новостного сообщения, учитывающая все значимые факторы её конструирования. Компоненты структуры иллюстрируются примерами из новостных сообщений русскоязычных изданий.
В статье рассматриваются некоторые фундаментальные монографии, и прежде всего «Глобальный индекс экстремизма», которые были выпущены издательско-полиграфическим центром Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Эти научные труды посвящены вопросам национальной безопасности и борьбе с проявлениями в обществе экстремизма. Авторы монографий выявляют наиболее узловые, проблемные зоны экстремизма как разрушительного явления. Большое внимание уделяется текстовым факторам осуществления деструктивной политики, поскольку наиболее опасные радикальные идеологемы транслируются с использованием лексического материала, прежде всего через медийные системы.
Статья посвящена изучению структурно-семантических и лингвокультурологических особенностей диминутивных наименований лица по возрасту в англоязычной картине мира. На основе отобранного эмпирического материала осуществлена его семантическая классификация, выявлена гендерная и культурная специфика, установлены разноуровневые средства выражения диминутивной семантики. В основе понимания возраста в англоязычной картине мира лежит линейная концепция времени, приоритет которой определяется ее культурной значимостью для носителей английского языка. В статье выявлены наименования лица следующих возрастных групп: детство, молодость, взрослость, старость. Указанные диминутивные словоформы по возрасту представлены в английском языке асимметрично. Преобладание диминутивных обозначений ребенка обусловлено рядом факторов, ключевым из которых выступает значение «малый размер / ребенок» как ядерное значение категории диминутивности. Семантическая структура рассматриваемых наименований лица не ограничивается компонентом возраста и включает семы пола, внешности, поведения и другие, что способствует определению границ референтной группы. Диминутивные наименования лица по возрасту имеют уменьшительное, ласкательное, уничижительное, уменьшительно-ласкательное и уменьшительно-уничижительное значение, которое может выражаться на морфологическом, синтаксическом и лексико-семантическом уровне.
В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения лингвистической экспертизы текстов по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Авторы приходят к выводу, что содержательный объем понятия «лингвистическая экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации» может включать в себя рассматриваемые в экспертизе диагностические признаки унижения чести и достоинства, умаления деловой репутации. Выводы эксперта-лингвиста должны быть научно обоснованны и логически выстроены. Основные принципы лингвистической экспертизы делам о защите чести, достоинства и деловой репутации сводятся к следующим: комплексный анализ текста, научная обоснованность проводимой лингвистической экспертизы, персональная ответственность за результат экспертизы, доступность изложения экспертного заключения, компетентность в сфере своей деятельности.
Статья посвящена описанию способов реализации категории оценки в поликодовых медиатекстах «зеленой повестки» в современном англоязычном медиадискурсе. Актуальность исследования обусловлена интересом лингвистов к исследованию языка современного медиадискурса в целом и в частности к тому, как реализуется в нем категория оценки, и какими способами она выражается. Установлено, что оценка актуализируется посредством специфического отбора лингвистических средств эксплицитного и имплицитного типов: оценочной лексики, метафоры, метонимии, риторических вопросов, цитации. Обнаружено, что в поликодовых медиатекстах оценка реализуется не только на вербальном уровне в рамках лексики, морфологии и синтаксиса, но и на уровне изображения; частный смысл, заложенный в текст, дополняется и усиливается визуальным компонентом и наоборот.
В статье рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта и нейросетей в задаче организации и управления современными информационно-коммуникативными медиасистемами.
Статья посвящена меганарративному исследованию имитационных приёмов мимикрии в дипломатической практике на материале международного дипломатического документа. Цель работы состоит в выявлении роли меганарративной цепи текстов, обрамляющих документ и вскрывающих закулисные приёмы мимикрии. На разных уровнях меганарратива установлены виды, приёмы и функции мимикрирования участников, маскирующих свои цели в конвенциональном языке дипломатии. Выявлены дипломатические ходы, скрывающие несовместимость позиций сторон и создающие видимость единства и согласия при подписании компромиссного документа.
Издательство
- Издательство
- ТГСХА
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- Юр. адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- ФИО
- Мигулев Павел Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@tvgsha.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2531236