Рассматриваются вопросы эволюции правового регулирования статистической деятельности в Европейском Союзе (ЕС) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Выделяется уровень унификации (гармонизации, стандартизации) статистической деятельности в интеграционных объединениях через анализ учредительных договоров и ключевых правовых актов рассматриваемых интеграционных объединений. Проводится сравнительный анализ правового регулирования статистической деятельности в ЕС и ЕАЭС в разрезе организационного механизма осуществления статистической деятельности. Установив основные характеристики указанных организационных механизмов, авторы раскрывают перспективы и анализируют проблемы правоприменения в сфере реализации статистической деятельности интеграционных объединений. Выделяя общее и особое, делается вывод о сходстве ключевых черт статистической деятельности (наличие сходных принципов ее осуществления, наличие программ ее осуществления и развития) и ключевых отличиях (наличие двухуровненой организационной структуры, более широкого спектра правовых актов в ЕС), что объясняется, в том числе, историческими особенностями развития ЕС и ЕАЭС.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.52468/2542-1514.2025.9(1).142-151
Основным документом, обеспечивающим направление статистической деятельности в ЕС, является Европейская статистическая программа (текущая версия рассчитана на 2021–2027 гг.), которая является частью Программы единого рынка в целях его дальнейшего развития [14, р. 115] и установлена актом вторичного права прямого действия – регламентом5 (далее – Регламент о статистической программе).
Список литературы
1. Didier E. Do Statistics “Perform” the Economy? / E. Didier // Do Economists Make Markets? / eds. D. MacKenzie, F. Muniesa, S. Leung-Sea. - Princeton University Press, 2008. - P. 276-310. - https://doi.org/10.1515/9780691214665-012.
2. Mussari R. EPSAS and the unification of public sector accounting across Europe / R. Mussari // Accounting, Economics and Law. - 2014. - Vol. 4, iss. 3. - P. 299-312. - https://doi.org/10.1515/ael-2014-0019.
3. Kasyanov R. A. The EU Experience as a Model for the Development of a Single Financial Market Regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU) / R. A. Kasyanov // European Company and Financial Law Review. - 2019. - Vol. 16, iss. 5. - P. 592-621. - https://doi.org/10.1515/ecfr-2019-0021.
4. Syrpis P. The relationship between primary and secondary law in the EU / P. Syrpis // Common Market Law Review. - 2015. - Vol. 52, iss. 2. - P. 461-487. - https://doi.org/10.54648/COLA2015029.
5. Дьяченко Е. Б. Применение права ЕАЭС национальными судебными органами и развитие межсудебного диалога / Е. Б. Дьяченко // Правоприменение. - 2022. - Т. 6, №. 4. - С. 244-260. - https://doi.org/10.52468/2542-1514.2022.6(4).244-260.
6. Евдокимов М. А. Союз рынков капитала ЕС: правовой механизм : дис. … канд. юрид. наук / М. А. Евдокимов - М., 2022. - 277 с.
7. Sehnálek D. The European Perspective on the Notion of Precedent - are EU and Czech Court Decisions Source of Law? / D. Sehnálek // European Studies - The Review of European Law, Economics and Politics. - 2020. - Vol. 7, iss. 1. - P. 125-153. - https://doi.org/10.2478/eustu-2022-0050.
8. Krommendijk J. The highest Dutch courts and the preliminary ruling procedure: Critically obedient interlocutors of the Court of Justice / J. Krommendijk // European Law Journal. - 2019. - Vol. 25, iss. 4. - P. 394-415. - https://doi.org/10.1111/eulj.12322.
9. Евдокимов М. А. Правовой механизм Союза рынков капитала ЕС: будет ли обеспечена свобода движения капитала? / М. А. Евдокимов, Р. А. Касьянов // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2023. - Т. 16, № 3. - С. 221-244. - https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.3.221.244.
10. Vrabie M. Judicial Review of Administrative Action at National Level under the EU Charter of Fundamental Rights and General Principles of EU Law / M. Vrabie // Central European Public Administration Review. - 2020. - Vol. 18, no. 1. - P. 25-49. - https://doi.org/10.17573/cepar.2020.1.02.
11. Trondal J. Beyond the EU membership-non-membership dichotomy? Supranational identities among national EU decision-makers / J. Trondal // Journal of European Public Policy. - 2002. - Vol. 9, iss. 3. - P. 468-487. - https://doi.org/10.1080/13501760210139722.
12. Blom-Hansen J. The origins of the EU comitology system: a case of informal agenda-setting by the Commission / J. Blom-Hansen // Journal of European Public Policy. - 2008. - Vol. 15, iss. 2. - P. 208-226. - https://doi.org/10.1080/13501760701817716.
13. Fernández Pasarín A. M. Unveiling Inconsistency: Consensus and Contestation along the Council-Comitology Cycle of EU Policy-Making / A. M. Fernández Pasarín, N. Font // JCMS: Journal of Common Market Studies. - 2022. - Vol. 60, iss. 2. - P. 427-444. - https://doi.org/10.1111/jcms.13244.
14. Kasyanov R. Towards single market in financial services: highlights of the EU and the EAEU financial markets regulation / R. Kasyanov, A. Kriger // Russian Law Journal. - 2020. - Vol. 8, iss. 1. - P. 111-137.
15. Howarth D. Economic and Monetary Union at twenty: a stocktaking of a tumultuous second decade: introduction / D. Howarth, A. Verdun // Journal of European Integration. - 2020. - Vol. 42, iss. 3 : Economic and Monetary Union at Twenty: A stocktaking of a tumultuous second decade. - P. 287-293. - https://doi.org/10.1080/07036337.2020.1730348.
16. Zeynalova A. Foreign Direct Investment in the EU / A. Zeynalova. - December 24, 2020. - https://doi.org/10.2139/ssrn.3754769.
17. Iossa A. Cross-Border Social Dumping as a ‘Game of Jurisdiction’-Towards a Legal Geography of Labour Relations in the EU Internal Market / A. Iossa, M. Persdotter // JCMS: Journal of Common Market Studies. - 2021. - Vol. 59, iss. 5. - P. 1086-1102. - https://doi.org/10.1111/jcms.13166.
18. Marco-Fondevila M. Trends in private sector engagement with biodiversity: EU listed companies’ disclosure and indicators / M. Marco-Fondevila, I. Álvarez-Etxeberría // Ecological Economics. - 2023. - Vol. 210. - Art. 107864. - https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2023.107864.
19. Джагитян Э. П. Перспективы и риски формирования институциональной структуры банковского регулирования в ЕАЭС / Э. П. Джагитян // Вестник международных организаций. - 2019. - Т. 14, № 2. - С. 245- 274.
20. Borgesius F. J. Z. The right to communications confidentiality in Europe: protecting privacy, freedom of expression, and trust / F. J. Z. Borgesius, W. Steenbruggen // Theoretical Inquiries in Law. - 2019. - Vol. 20, iss. 1. - P. 291-322. - https://doi.org/10.1515/til-2019-0010.
21. Malone M. Comparing Canada’s proposed Critical Cyber Systems Protection Act with cybersecurity legal requirements in the EU / M. Malone, R. Walton // International Cybersecurity Law Review. - 2023. - Vol. 4, iss. 2. - P. 165-196. - https://doi.org/10.1365/s43439-023-00082-1.
22. Kulczycka J. Challenges in the management of data on extractive waste - the Polish case / J. Kulczycka, E. Dziobek, A. Szmiłyk // Mineral Economics. - 2020. - Vol. 33, iss. 3. - P. 341-347. - https://doi.org/10.1007/s13563-019-00203-5.
23. Woźniak E. Bioeconomy development factors in the European Union and Poland / E. Woźniak, A. Tyczewska, T. Twardowski // New Biotechnology. - 2021. - Vol. 60. - P. 2-8. - https://doi.org/10.1016/j.nbt.2020.07.004.
24. Chugunov D.K. Comprehension of the EU Political and Legal Development / D. K. Chugunov, R. A. Kasyanov, M. A. Evdokimov // Kutafin Law Review. - 2023. - Vol. 9, iss. 4. - P. 713-739. - https://doi.org/10.17803/2313-5395.2022.4.22.713-739.
25. Dar W. The investor-state arbitration legitimacy crisis: Could AI be its future savior (or resurrector)? / W. Dar, B. Praštalo // Pravni zapisi. - 2023. - Vol. 14, br. 1. - S. 21-58. - https://doi.org/10.5937/pravzap1-43940.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализируется монография видного российского конституционалиста Юрия Скуратова «Проблемы государственно-правового развития России: взгляд ученого и практика» (М.: РГУ нефти и газа (ГИУ) им. И. М. Губкина, 2023. 637 с.), представляющая собой систематизированный сборник его самых знаковых статей, приуроченный к 30- летию Конституции РФ и юбилею автора, являющийся плодом многолетнего научно-практического опыта.
Исследуются актуальные теоретические проблемы российского законодательства, регулирующего вопросы допроса свидетеля нотариусом. Приводится соотношение положений Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г., закрепляющих возможность осуществлять нотариусом допрос свидетеля с целью придания таким показаниям доказательственной силы при разрешении гражданских споров в суде, и норм Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ об обеспечении доказательств судом. Полученные у нотариуса в порядке обеспечения доказательств показания свидетеля принимаются судами в качестве надлежащих и допустимых доказательств по делу, даже если они были получены после возбуждения производства по делу в суде. Приводится критическая оценка модели допроса свидетеля нотариусом и предлагается предоставить такое полномочие нотариусу только в случае отсутствия спора в суде.
Преступники взяли на вооружение новые информационно-телекоммуникационные технологии и переместили противоправную деятельность в онлайн-пространство. В последнее время наблюдается рост преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Уровень их латентности варьируется от 80 до 90 %. С применением статистического метода, системно-структурного анализа в статье констатируется рост общественно опасных деяний, совершаемых в сфере компьютерной информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Утверждается необходимость выработать эффективные меры противодействия таким преступлениям, в том числе уголовно-правовые.
Выявляются особенности договора простого товарищества, влияющие на его правовую квалификацию. Делается вывод, что договор простого товарищества является организационным, фидуциарным, но для инвестиционных товариществ степень фидуциарности ослабевает. Договор относится к числу консенсуальных, но при отсутствии фактической передачи вклада, либо если он имеет нематериальный характер, учитывая лично-доверительный характер отношений, предъявление требования о передаче вклада не представляется возможным. Договор является многосторонним (даже если участников двое), и применение классификации: двусторонне-обязывающий / возмездный – к нему не целесообразно
Анализируется опыт зарубежных государств в законодательном закреплении и применении права на город. Рассматриваются примеры формализации данного права в южно- и центральноамериканских государствах (Эквадор, Бразилия, Мексика). Иллюстрируется возможность использования права на город для защиты интересов жителей в судебных спорах (ЮАР, Индия). Оцениваются перспективы развития исследуемого права в государствах Европы и Северной Америки
Рассматриваются тенденции развития законодательства об организации публичной власти в российских городах. Сравнительный анализ подходов проводится в контексте территориальных и организационных основ деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Поиск оптимальной модели организации единой системы публичной власти и определения стратегических ориентиров устойчивого пространственного развития находит отражение в дискуссиях на уровне экспертного сообщества и в законопроектах по вопросам управления городским пространством. Утверждается, что законодательство об организации публичной власти в городах должно быть основано на балансе публичных и частных интересов при организации публичной власти и содержать четкие правовые инструменты определения перечня «городских вопросов», что приведет к повышению эффективности управления территорией города.
С целью разработки порядка в принятии социально обоснованного и комплексного градостроительного решения обобщаются основные тенденции в сфере участия органов местного самоуправления в принятии градостроительных решений. На основе обобщения практики взаимодействия участников градостроительных отношений выделяются типы градостроительных решений, обосновываются критерии их качества. На основе выделенной структуры принятия градостроительного решения определяются основные проблемные точки, разделяющие позиции населения и органов местной власти, выявляются факторы и институциональные условия, влияющие на исход градостроительных решений. В заключение представлен алгоритм принятия эффективного градостроительного решения.
Общероссийские спортивные федерации, профессиональные лиги и Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) законодательно наделены правами создания юрисдикционных органов по обязательному досудебному урегулированию споров в спорте, возникающих между субъектами профессионального спорта и спорта высших достижений. Перечисленные спортивные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают процессуальные нормы, используемые при процедурах урегулирования названных споров, в том числе устанавливая определенные стандарты доказывания. Последние могут как иметь буквальное отражение в положениях регламентов спортивных организаций без специальной детализации, так и выражаться в нормах, обязывающих правоприменителя к определенному анализу доказательств и обоснованию принимаемого на основе такового решения. Проанализировав регламенты общероссийских спортивных федераций, профессиональных лиг и РУСАДА, авторы выделили несколько ключевых особенностей закрепления за юрисдикционными органами свободы собирания и оценки доказательств: как предоставленных сторонами, так и полученных по инициативе таких органов. Эти аспекты отличают нормотворческие подходы спортивных организаций в отношении использования стандартов доказывания, в частности обязывание субъекта спорта к сотрудничеству в целях получения юрисдикционным органом доказательств и оценка им доказательств на предмет допустимости. В качестве репрезентативного правового опыта были использованы регламентные нормы Российского футбольного союза.
Рассматривается понятие искусственного интеллекта, обращается внимание на его развитие и появление типов искусственного интеллекта, например «сильного искусственного интеллекта», определение которого получило закрепление в законодательстве. Подчеркивается важность пределов правового регулирования в сфере искусственного интеллекта. Осмысляются споры, возникающие в связи с внедрением технологий искусственного интеллекта в сферу банковских отношений, выявляются пробелы в законодательстве. Особое внимание уделяется вопросам финансово-правового регулирования технологий искусственного интеллекта, мерам финансовой поддержки таких технологий. Анализируются аспекты финансового стимулирования, выявляются пробелы в законодательстве, связанном с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исследуются правовые проблемы получения разрешения на эксплуатацию воздушных судов (сертификата эксплуатанта) в сфере беспилотной авиации. На основе анализа правовых норм различного уровня сделан вывод о том, что специфика эксплуатации беспилотных воздушных судов в настоящее время практически не учитывается. Беспилотная авиация имеет принципиальное значение для развития страны, что подчеркнуто в федеральных документах стратегического планирования. В то же время риски при использовании беспилотных воздушных судов для авиационных работ значительно ниже (в силу отсутствия людей на борту, малой массы). Поэтому обязательные требования к получению сертификата эксплуатанта для операторов беспилотной авиации рекомендуется смягчить, а также уточнить порядок получения необходимой квалификации сотрудниками, не относящимися к авиационному персоналу.
Рассматриваются вопросы развития цифрового права с целью провести анализ теоретико-правовых начал цифрового права, изучить проект Цифрового кодекса Кыргызской Республики, выявить правовые проблемы, а также дать предложения по совершенствованию национального законодательства. Используются как общие (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение), так и специальные (правовой, формально-правовой) научные методы. Актуальность статьи обусловлена существованием пробелов в законодательстве Кыргызской Республики по данному направлению. Утверждается, что в области развития цифрового права в стране возможна ориентация на создание отдельного Цифрового кодекса, направленного на регулирование развивающихся информационных отношений. В настоящее время представленный пилотный проект Цифрового кодекса не отражает полноту информации и подлежит дальнейшему совершенствованию под определенные правовые реалии, которые способны качественно усилить роль цифровой трансформации государства при развитии цифровых процессов.
Обосновывается взаимосвязь систем управления налоговыми рисками государства при осуществлении налогового, таможенного, валютного и иных видов публичного контроля, влияющих на обеспечение налоговой безопасности государства. Делается вывод о необходимости единообразно зафиксировать в нормативных актах, регулирующих основания и процедуры такого публичного контроля, базовые принципы управления рисками и иными угрозами налоговой безопасности государства.
Рассматриваются вопросы установления и применения отраслевых налоговых льгот на примере преференций для IT-сектора. Обозначены особенности законодательного регулирования сферы налоговых льгот для IT-компаний, а также проведен обзор вопросов применения законодательства о налоговых льготах, предоставляемых IT-компаниям. Выявлены препятствия для уяснения границ допустимого применения отдельных конструкций, установивших налоговые IT-льготы. Освещена правовая проблема квалификации созданной внутри группы IT-компании в качестве искусственной структуры, обособленной для применения налоговых льгот. Предложены направления совершенствования законодательства о налогах и сборах. Разделы 1 и 2 подготовлены К. А. Пономаревой (раздел 2 совместно с М. А. ГолованёНалоговое право, налоговые льготы, IT-компания, дробление бизнеса, принцип определенности налогообложения, злоупотребление правомвым), разделы 2–6 – М. А. Голованёвым (раздел 2 совместно с К. А. Пономаревой).
Рассматриваются вопросы оказания влияния на деятельность политических партий посредством вступления политических партий в коалиции, осуществления ими международного взаимодействия, а также получения финансирования. В работе дается анализ федерального законодательства, регулирующего вопросы реализации политическими партиями права на объединение, международные связи и получение финансирования, и предлагаются новые механизмы контроля за осуществлением первых двух из поименованных выше прав.
Анализируются актуальные теоретико-правовые вопросы использования концепции инноватики для формирования нового подхода к праву. Авторами обосновывается, что право, будучи подсистемой инновационного общества, само представляет собой инновационную систему. Формулируется вывод о необходимости разработки более четкой классификации инноваций в праве и нахождения баланса между правовыми традициями и инновациями. Осуществлен прогноз возможного взаимодействия между подходом к праву как инновационной системе и традиционными типам правопонимания.
Издательство
- Издательство
- ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- Юр. адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- ФИО
- Замятин Сергей Владимирович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______