. Древние уралоязычные племена Восточной Сибири – предполагаемые предки юкагиров – в неолите, бронзовом, раннем железном веке и средневековье приняли в свой состав многие иноэтнические компоненты, присутствие которых выявляется в разных подсистемах традиционной юкагирской культуры. Вопросы первоначального территориального расселения этого, ныне малочисленного охотничьего народа, инструментарий, мифология и фольклор, предковые корни актуальны в исследованиях современных коренных народов Севера. В статье анализируются резные украшения и форма костяной пластины из Родинкского женского захоронения на нижней Колыме (ымыяхтахская археологическая культура, поздний неолит). Отдельные древние привнесенные элементы рассматриваются на примере юкагирских (одульских) женских пиктографических писем на бересте и позднего фольклорно-мифологического текста. Определяются семантические связи и цепочки изменчивости между отдельными нарративами разных исторических эпох. Сопоставления текстов весьма далеких хронологически и по способу подачи информации (визуальная и фольклорномифологическая) позволили выявить гипотетически общие элементы в натурфилософских воззрениях на реинкарнацию души/тени умершего человека пришлой иноэтнической группы. в позднем неолите и у современных лесных юкагиров. Предполагается, что эта группа появляется в Колымской тундре в позднем неолите, вероятно, из Приморья. Воссоздается общий мировоззренческий базис, весьма важный для этногенетических реконструкций, в основе которого лежат раннефилософские попытки мифопоэтически осмыслить феномен циркулирования неумирающей души человека. Автор опирается на методологии, разработанные в трудах зарубежных и отечественных ученых. Высказаны некоторые предположения, которые могут быть учтены и уточнены в ходе дальнейших исследований.
The ancient Ural-speaking tribes of Eastern Siberia - the supposed ancestors of the Yukaghirs – in the Neolithic, Bronze, Early Iron Age and Middle Ages adopted many foreign ethnic components, the presence of which is revealed in different subsystems of traditional Yukaghir culture. Questions of the initial territorial settlement of this now small hunting people, tools, mythology and folklore, ancestral roots are relevant in studies of modern indigenous peoples of the North. The article analyzes carved decorations and the shape of a bone plate from the Ymyyakhtakh Late Neolithic Rodinka women’s burial in the lower Kolyma (Ymyyakhtakh archaeological culture, Late Neolithic). Individual ancient introduced elements are considered, using the example of Yukaghir (Odul) women’s pictographic letters on birchbark and late folklore and mythological text. Semantic connections and chains of variability between individual narratives of different historical eras are determined. Comparisons of texts with very distant chronologies and methods of presenting information (visual and folklore-mythological) made it possible to identify hypothetical common elements in natural philosophical views on the reincarnating soul/shadow of a deceased person among those who came, probably from Primorye to the Kolyma tundra in the late Neolithic of a foreign ethnic group. A common ideological basis is being recreated, which is very important for ethnogenesis reconstructions, which is based on early philosophical attempts to mythopoetically comprehend the phenomenon of the circulation of the undying human soul. The author relies on methodologies developed in the works of foreign and domestic scientists. Some hypothetical assumptions are made that can be considered and clarified in the course of further research.