Перед авторами стояла трудно достижимая цель - проанализировать семантику и грамматические свойства слов, обозначающих признаки предметов в бесписьменном языке одного из малых коренных народов Южного Урала. Материалом для исследования послужили записи живой разговорной речи нагайбаков. Новизна работы состоит в том, что она представляет собой один из этапов на пути создания первой нагайбакской грамматики. Нагайбаков, свободно владеющих языком своих предков, осталось немного. Не случайно социологи признали и сам нагайбакский этнос, и его язык находящимися «в зоне риска», то есть на грани исчезновения. В таких условиях наиболее эффективными оказались полевая методика сбора языкового материала, его семантическая, грамматическая, сопоставительная обработка с использованием приtмов описательного и лингвокультурологического методов анализа. Результаты наблюдения над лексемами, обозначающими признаки предметов или явлений в нагайбакском языке, свидетельствуют, с одной стороны, о богатстве данного класса слов, с другой - о резком его отличии от аналогичного разряда русских прилагательных с точки зрения проявления грамматических категорий. Наиболее ярко это проявляется в отсутствии у нагайбакских прилагательных способности изменяться по родам, числам и падежам. Потому нагайбакские прилагательные не могут согласовываться с определяемыми существительными и лишь примыкают к ним. Данное исследование является актуальным: оно будет способствовать созданию базы для внедрения нагайбакской письменности, а значит, у малого этноса появится шанс избежать растворения среди других, более многочисленных народов.
Идентификаторы и классификаторы
Сотрудники Научно-исследовательской словарной лаборатории МГТУ им. Г. И. Носова, уже более 10 лет сотрудничающие с активистами нагайбакской общины, осознали, что без письменности, без преподавания родного языка в школах, без возрождения православного богослужения [9], при огромном влиянии на молодое поколение и русского языка, и татарского [10], нагайбакский язык обречён на исчезновение. После кропотливой совместной работы по изучению звукового строя нагайбакского языка, сбора лексико-фразеологических, а также фольклорных материалов, мы создали соответствующий современному состоянию живого разговорного языка нагайбаков алфавит [11]; опубликовали, помимо собрания нагайбакских пословиц и поговорок [12], а также сборника частушек [13], «Русско-нагайбакский разговорник» [14] и «Нагайбакско-русский словарь с грамматическими пометами» [15]. Теперь настало время для создания краткой грамматики нагайбакского языка, в которой не последнее место займут и имена существительные [16], и описываемые в данной статье слова, обладающие значением призначности.
Список литературы
1. Теряков И. Г. Словарь говора нагайбаков (по материалам села Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Казань: Институт истории им. III. Марджани. Институт изучения истории, культуры кряшен и нагайбаков. 260 c. (Рукопись, 2015).
2. Минеев П. М. Русско-нагайбакский словарь. Нагайбакско-русский словарь. Русско-нагайбакский тематический словарь. Изд. 2-е испр. и доп. Челябинск: Цицеро, 2017. 271 c.
3. Васильев Н. П. Коллекция слов и этнографических заметок. Посёлок Остроленский Нагайбакского района, Челябинской области. 116 с. (Рукопись 2023 г.).
4. Барышникова О. И. Нагайбакско-русский словарь. Русско-нагайбакский словарь / гл. ред. С. Г. Шулежкова, ред. А. А. Осипова. Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г. И. Носова, 2015. 112+175 с.
5. Атнагулов И. Р. Феномен нагайбакской идентичности как результат политико-административных реформ и русских культурных влияний второй половины XVI - начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 69. С. 86-92. EDN: RNKHBC
6. Белоруссова С. Ю. Исчезают ли нагайбаки? // Этнография. Etnografia. 2023. № 1 (19). С. 203-224. EDN: RECDCF
7. Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика идентичности. СПб: Изд-во МАЭ РАН, 2019. 424 с. EDN: ZLESDP
8. Гупало А. Нагайбакская миссия в XIX - нач. XX в. 1-е изд. Челябинск: Совет Русской православной церкви, 2023. 425 с.
9. Шулежкова С. Г. Православие и письменность как факторы сохранения нагайбакского этноса // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 5. С. 140-159. EDN: XENGZZ
10. Шулежкова С. Г., Осипова А. А. Синтез тюркского и русского, отраженный в тематическом поле “Казачество” нагайбакского языка // Проблемы истории, филологии, культуры. 2023. № 4. С. 221-227. EDN: NIQHHG
11. Нагайбакский алфавит // Барышникова О. И., Шулежкова С. Г. Нагайбакско-русский словарь с грамматическими пометами / под ред. Н. В. Поздняковой. М.: ФЛИНТА, 2023. С. 11.
12. Барышникова О. И., Осипова А. А., Шулежкова С. Г. Әйтем тиктән әйтелмей // Пословица недаром молвится: толковый словарь пословиц и поговорок нагайбакского народа. Магнитогорск: ЗАО “Магнитогорский Дом печати”, 2019. 157 с. EDN: ZIZZGK
13. Барышникова О. И., Шулежкова С. Г. “О тебе душа страдает…”: нагайбакские частушки с переводом на русский язык. Магнитогорск: ЗАО “Магнитогорский Дом печати, 2020. 156 с. EDN: EIGHNZ
14. Шулежкова С. Г., Барышникова О. И. Русско-нагайбакский разговорник. М.: ФЛИНТА, 2023. 252 с. EDN: SNVHJE
15. Барышникова О. И., Шулежкова С. Г. Нагайбакско-русский словарь с грамматическими пометами / под ред. Н. В. Поздняковой. М.: ФЛИНТА, 2023. EDN: KNMHAE
16. Шулежкова С. Г., Позднякова Н. В., Георгиева С. И. Имена существительные в нагайбакском языке как грамматический класс слов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 51-58. EDN: PQYDTP
17. Замалетдинов Р. Р., Саттарова М. Р., Сафонова С. С., Чупрякова О. А., Юсупова З. Ф. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков / под ред. проф. Р.Р. Замалетдинова. Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. 180 с.
18. Шулежкова С. Г. Русский след в лексико-фразеологической системе нагайбакского языка // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. № 3. С. 49-54. EDN: GYGNUC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена идентификации и описанию семантических компонентов (сем) французских процессуальных фразеологизмов с референцией порицания. Интерес к феномену фразеологизма связан с потребностью исследовать это языковое явление в его тесной связи с особенностями менталитета, когниции и восприятия окружающего мира этносом. Актуальность исследования определяется не только необходимостью выявления семантического объема фразеологизмов с процессуальной составляющей, но и описания таких экспрессивных языковых единиц вторичной номинации с референцией порицания. Система ценностных установок говорящего субъекта в процессе ситуации порицания реализует отрицательное отношение к неблаговидным действиям, поступкам или нравственно недопустимому поведению объекта высказывания в виде прагматической формулы «знай/считай, что это плохо». Новизна работы состоит в обращении авторов к референции порицания как одной из негативных оценок со стороны порицающего субъекта, и аналитической интерпретации идентифицированных сем, интегрирующих структуру французских процессуальных фразеологизмов референции порицания. Методами компонентного анализа и аппликации, семантического анализа глаголов идентифицированы семантические признаки в структуре процессуальных фразеологизмов с референцией порицания как лингвокультурологического феномена в французском языке. Конкретизируются полученные методом аналитической интерпретации эмпирического материала перечень семантических компонентов - сем, актуализируемых в структуре процессуальных фразеологизмов с референцией порицания. Предлагаются примеры описания и сравнительного сопоставления семантических компонентов в структуре процессуальных фразеологизмов французского языка. В ходе исследования подтвердилась идея о том, что выбор субъектом речевого акта процессуальных фразеологизмов с референцией порицания находится в прямой зависимости от его коммуникативной стратегии экспрессивного выражения отрицательной оценки действий и поведения адресата. Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшем сопоставительном анализе семантической структуры процессуальных фразеологизмов с референцией порицания на материале разных языков. Это позволило бы выявить как универсальные, так и отличительные черты анализируемой референции порицания и фразеологической картины мира в целом.
Автор представляет собирательный образ директоров гимназий и реальных училищ конца XIX - начала XX века, который составлен им на основе опубликованных и архивных материалах, связанных с личностью руководителей и работой учебных заведений. Во многом успешное развитие уральской средней школы зависело от профессионализма и личных качеств директорского корпуса гимназий и реальных училищ. Приводятся сведения об особенностях работы директоров организаций данного типа в уральском регионе на рубеже веков. Охарактеризовано материальное положение (расходы на квартплату, питание и т. д.) руководителей средних учебных заведений. Показана роль и значение деятельности директоров в развитии образования на Урале. Выделены основные формы их работы. Представлены сведения о возрастном составе, об их семейном положении, вероисповедании, образовании. Анализируются основные проблемы учебных заведений в начале XX века и описывается деятельность директорского корпуса. В статье делается акцент на значении деятельности директоров и их влиянии на общественность в деле развития образования на Урале. Автором сделан вывод о том, что представителей директорского корпуса средних учебных заведений можно было считать образцом культурности и образованности.
В настоящей статье рассматриваются проблемы социокультурного развития первых закрытых поселений уральских атомщиков. На основе рассекреченных архивных документов и других материалов показано, что на этот процесс оказывали влияние первичные представления об «атомных» населенных пунктах как о небольших рабочих поселках, а также вторичность решения социальных проблем по сравнению с научно-производственными вопросами и необходимостью обеспечения секретности. В силу этого на первом этапе создания ядерного комплекса Урала атомщикам пришлось испытать немало трудностей социально-бытового характера. Серьезно отставали от потребностей быстрорастущего населения поселков сфера торговли, общественное питание и бытовое обслуживание. Крайне медленно велись работы по благоустройству вокруг строящихся и сданных в эксплуатацию жилых зданий. В дальнейшем по мере строительства и ввода в эксплуатацию новых более мощных ядерных объектов, руководство страны и атомное ведомство стали направлять огромные финансовые и материальные ресурсы на решение жилищных и социокультурных проблем в закрытых поселениях. В статье отмечается, что важную роль по формированию материальной базы культуры, духовной и интеллектуальной жизни сыграл научный руководитель атомного проекта академик И. В. Курчатов. Подчеркивается уникальность созданной в течение 35-40 лет социокультурной среды закрытых уральских атомных городов, которая отличается от других поселений России многими своими высокими показателями.
В годы войны на базе эвакуированных предприятий начала развиваться оборонная промышленность Казахской ССР. Данный процесс был затруднен из-за отсутствия опыта производства боеприпасов, так как на территории КазССР до войны не было предприятий по их производству. Основными видами производимого воооружения в республике были минно-тральное оружие, торпеды, артиллерийские снаряды, мины, авиабомбы, порох, полевые радиостанции, рентген-аппаратура и изоляционные материалы. Никакие трудности не смогли задержать выпуск оборонной продукции, и эвакуированные предприятия в скором времени наладили бесперебойный выпуск остро необходимых на фронте орудий. В статье дается анализ изменений количественного и качественного состава работников оборонных предприятий СССР в годы войны на примере Казахской ССР. Кроме того, рассмотрены особенности формирования трудовых коллективов на основе гендерных различий, национальных особенностей и миграционных факторов.
Статья посвящена проблеме увеличения количества детей, имеющих особенности в развитии, и недостаточности сети специализированных учреждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу. Целью работы является на основе анализа состояния муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе коррекционной направленности, в г. Магнитогорске Челябинской области рассмотреть модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании представлены данные, полученные путем применения методов теоретического и эмпирического характера: теоретический анализ и изучение специальной литературы, статистические методы маркетинговых исследований, педагогический опыт дефектологической диагностики, наблюдение, методы опытно-экспериментальной работы. В качестве результата работы предлагается модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ, включая описание предлагаемых услуг, категории детей, специфику видов образовательной деятельности, разработку и представление элементов бизнес-плана, планируемые результаты. Область применения: система современных дошкольных образовательных организаций, включая частные учреждения коррекционной направленности. Значимость исследования заключается в актуализации и обосновании целесообразности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров как связующего звена в рамках традиционной системы коррекционного воспитания и образования детей с особенностями развития. Открытие таких центров поможет интенсивнее оказывать квалифицированную помощь детям на ранних этапах развития и способствовать решению данной проблемы.
Статья посвящена актуальной проблеме развития личностного самоопределения будущих педагогов-психологов. Цель работы - проанализировать теоретическое обоснование, особенности и факторы этого процесса в контексте профессионального становления специалистов данного профиля. В первой части статьи раскрываются понятие и структура личностного самоопределения, рассматриваются основные концепции и подходы к его изучению, описываются этапы и закономерности этого процесса. Во второй части идет речь о педагогическом анализе понятия личностного самоопределения. Третья часть посвящена анализу специфики деятельности педагога-психолога и обзору необходимых личностных качеств (эмпатии, толерантности, коммуникабельности и др.) и ценностных ориентаций для успешной реализации в этой профессии. В четвертой части обсуждается влияние различных факторов на развитие личностного самоопределения будущих педагогов-психологов - роль вузовского обучения, социокультурных условий, индивидуальных особенностей, а также внешние и внутренние барьеры этого процесса. Авторы подчеркивают значимость создания в вузе условий для личностного роста и рефлексии, важность практико-ориентированной подготовки и развития критического мышления студентов. В заключении обобщаются ключевые идеи статьи, намечаются перспективы дальнейших исследований данной проблемы. Подчеркивается, что успешное развитие личностного самоопределения является залогом профессиональной эффективности и психологического благополучия будущих педагогов-психологов. Статья будет полезна для студентов психолого-педагогических специальностей, начинающих педагогов-психологов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами профессионального и личностного развития.
В статье рассматривается: понятие «тренд» и его проявления в различных областях современного общественного развития; влияние трансформации экономики на формирование трендов, их встраивание в современное образование на примере Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета; мировые образовательные тренды (глобализация, совместное потребление образовательных услуг, скорость информации, цифровизация, развитие технологий для понимания тенденций современного профессионального образования); оценка степени влияния различных трендов (персонализация образования, STEAM-образование, социально-эмоциональное обучение, искусственный интеллект в образовании, непрерывное образование, цифровизация образования) на качество подготовки будущих строителей. Цель работы - оценка степени влияния современных образовательных трендов на качество подготовки конкурентоспособных будущих строителей. Анализируется вопрос: какие образовательные тренды имеют наибольшее влияние на подготовку будущих строителей относительно Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета? Исследование является актуальным: критически важно обеспечить качество образовательных программ и процессов подготовки специалистов, так как современный рынок труда в области строительства испытывает на себе влияние быстрых технологических изменений, повышения требований к качеству и безопасности. В процессе сбора информации, ее анализ и интерпретация использованы методы: теоретических (анализ, обобщение), эмпирические (анкетирование, тестирование), статистическая обработка данных (ранжирование). Полученные результаты показывают, что наиболее существенное влияние на качество подготовки будущих строителей оказывают цифровизация образования, непрерывное образование и персонализация образовательного процесса.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru