Цель: Проанализировать специфику человеческого бытия как ценностного, а также осуществить рассмотрение ценностей с позиций аксиологии – не как ценностей, бытующих в каком-либо обществе, а как ценностей самих по себе.
Процедура и методы исследования. Автор исходит из допущения, что ценности не задаются логически, и потому не считает возможным рассуждать о них в рамках логического подхода. Ценности трактуются как нормы, полученные посредством естественного обобщения эффективных, достижимых, материально выгодных стратегий действия.
Результаты проведённого исследования. В статье доказано, что в своей онтологической сущности ценностный мир представляет собой концентрацию ряда фундаментальных, предельных жизненных значимостей. Ценностные абсолюты определены как «последние» установления, которые должны рассматриваться философией в целом.
Теоретическая и / или практическая значимость заключается в обосновании того, что философия ценностных абсолютов может существовать только в виде абсолютного философствования, регулятивно опосредствующего жизнь человека.
Идентификаторы и классификаторы
Человеческое бытие таинственно и тревожно потому, что ценностно. Когда невозможно придать собственному существованию ценностную цветовую гамму, отмечается провал в пустоту, развенчание святости, наступление тревоги. Уточняя чувство беспредметного, нарушающего процесс протекания страха диффузного типа, П. Тиллих вводит следующую триаду тревог: тревога пустоты, тревога смерти, тревога судьбы [8, с. 35]. Анализируемая П. Тиллихом триада, вызванная утратой «скреп», определяющих бытие человека, и детерминирующая внутренний кризис, всё же не компенсирует все его жизненные озабоченности. Кроме того, разрешая вопрос об обоснованности страстных тирад по поводу обеспокоенности человеческого бытия, следует учитывать, что они никогда не задаются логически. Поэтому и рассуждать о них в рамках логического подхода невозможно. По этой причине Б. Паскаль разрабатывал экзистенциально-чувствительную «логику сердца». Продолжил данную разработку П. Д. Юркевич, согласно которому «уразуметь сердцем ‒ значит понять; познать всем сердцем ‒ понять всецело» [10, с. 112].
Список литературы
- Гурьянова А. В., Фролов В. А. Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 1. С. 8–11.
- Гурьянова А. В., Фролов В. А. Духовность как феномен бытия человека // Духовно-нравственное воспитание. 2018. №6. С. 6–11.
- Деонтологический нормативизм: проблема обоснования в теодицее и антроподицее (статья 3) / Ильин В. В., Тимофеев А. В., Хайруллин А. Г., Поддубная Е. В. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 2. С. 7–18.
- Ильин В. В. О природе ценностного мира (Wertswelt) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2016. №3 (35). С. 70–76.
- Ильин В. В. Теория познания. Философия как оправдание абсолютов. В поисках causa finalis. М.: Проспект, 2015. 272 с.
- Ильин В. В., Тимофеев А. В., Хайруллин А. Г. Деонтологический нормативизм: проблема обоснования в теодицее и антроподицее (статья 2) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 1. С. 7–17.
- Монтень М. Опыты. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1 / Пер. с франц. А. С. Бобовича, Ф. А. Коган-Бернштейн и др. М.: Голос, 1992. 384 с.
- Тиллих П. Избранное. Теология культуры / Пер. с англ.; Отв. ред. и авт. послесл. С. В. Лезов. М.: Юрист, 1995. 479 с.
- Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; Сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; Послесл. Л. А. Чухиной. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
- Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. 670 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В этой статье рассматривается культ крёстного отца (серб. «кумство») в свете сербского фольклора. Автор рассматривает ретроспективу роли и значения института крёстного отца на протяжении истории: от божественного культа через образ святого Иоанна Крестителя до современных функций крёстного отца в современном обществе. В статье интерпретируются природные явления, связанные с этим культом: «солома крёстного отца» и «луч Иоанна» (серб. «Йовановагреда»).
Цель: целью исследования является постижение сути культовой роли крёстного отца и выявление его более глубокой семантики в сфере славянского божественного пантеона.
Методология: исследование проводилось с использованием сравнительного метода на основе обработки массива эмпирического материала.
Теоретическая и практическая значимость: теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении общего культурного кода славянских этнических групп, который позволяет выстраивать геополитические отношения в будущем для славянских народов.
Цель. Целью статьи является сравнительный анализ основных концепций природы научной истины: эмпиристской, рационалистической, априорно-апостериорной и консенсуалистской.
Процедура и методы исследования. Основное содержание исследования составляет реконструкция основных концепций природы научной истины, выявление их философских оснований и возможностей.
Результаты проведённого исследования. По итогам исследования сделан следующий вывод: консенсуалисткая концепция природы научной истины является наиболее обоснованной и соответствующей когнитивной практике современной науки во всех её областях.
Теоретическая и / или практическая значимость полученных результатов: могут быть использованы в преподавании дисциплин «история и философия науки» и «методология научного познания», в формировании современной методологической культуры учёного.
Несмотря на то, что в «чистом виде» сама по себе антропология И. Канта была провозглашена «коперниковским переворотом» в истории европейской философии, она не стала самостоятельным направлением в русской философской мысли XIX-XX вв. Целью данной статьи стал анализ идей трансцендентализма И. Канта в трудах казанских философов начала XX вв., которые широко обсуждались в пространстве именно антропологического дискурса.
Процедура и методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ оригинальных концепций В. Ивановского, А. Маковельского и К. Сотонина в контексте рецепции идей трансцендентализма в рамках психологического и эмпирического подходов.
Результаты проведённого исследования. Проведённый анализ показал, что В. Н. Ивановский обогатил свою теорию ассоциационизма благодаря трансцендентализму И. Канта, А. О. Маковельский опирался в своей процессуальной теории «души» на кантианские аргументы критики Д. Юма, а К. И. Сотонин поставил новую гносеологическую проблему, дополняя классификацию объектов суждения Канта. Обзорный анализ этих концепций представлен в данной статье.
Теоретической и / или практической значимостью проведённого исследования является введение в научный оборот российской науки малоизученных концепций «снятия Канта» в «положительной перспективе» среди региональных философов, что в практическом плане позволит дополнить полноту «картины» философской мысли России.
Целью статьи является разработка методов для решения проблемы сравнительного анализа и оценки теоретического и эвристического потенциала основных метафизических теорий свободы воли, предложенных в истории философии.
Процедура и методы исследования. Проблема ставится и получает решение в контексте традиции, согласно которой вопрос о реальности свободы воли следует рассматривать в связи решением вопроса о реальности времени и изменений.
Результаты проведённого исследования. Выявлены основные типы аргументов в пользу существования метафизической свободы воли и обоснована их актуальность для решения проблемы онтологического статуса свободы воли. Продемонстрировано существование в истории философии традиции решения вопроса о реальности свободы воли в связи с проблемой реальности времени и обосновано её теоретико-методологическое значение для достижения заявленной цели исследования. Показано, что основная трудность, с которой сталкиваются большинство теорий свободы воли, заключается в невозможности обоснования в их рамках реальности изменений в связи с особенностями используемых представлений о времени. Одновременно было указано на существование в истории философии таких теорий свободы воли, которые свободны от данной трудности.
Теоретическая и / или практическая значимость. Продемонстрировано значение категории объективного времени для сравнительного анализа и оценки основных теорий свободы воли, созданных в истории философии.
Цель. Целью статьи является экспликация сущности учения о государстве, сложившегося в трудах представителей евразийского направления русской философии. Для достижения этой цели был предпринят анализ взглядов ряда мыслителей, достаточно ярко выразивших понимание государства в рассматриваемом направлении: Н. Н. Алексеева, П. Н. Савицкого, М. В. Шахматова.
Процедура и методы исследования. На основе анализа выявлено особое значение категорий «правды» и «справедливости» в учении о государстве классического евразийства. Показано, что главную роль в проекте государственного строительства в рамках евразийства имеют духовно-нравственные аспекты.
Результаты проведённого исследования. Проведённый анализ показал, что сущность государства для евразийцев заключалась в совмещении государственно-правовой сферы и сферы этико-религиозной жизни человека. В заключении сделан вывод об актуальности этих идей в современную эпоху.
Теоретическая и / или практическая значимость исследования заключается в конкретизации сущности учения евразийцев о государстве.
Цель. Современная война подвергается серьёзным сущностным изменениям. Цель работы – анализ процесса трансформации войны, явления, которое вызывает неподдельный интерес у исследователей.
Процедура и методы исследования. Основной метод исследования – сравнительно-сопоставительный, с его помощью на основе изучения и сопоставления концептуальных позиций известных военных философов и теоретиков выводится авторское понимание понятия «малая война».
Результаты проведённого исследования. Война в современном обществе принимает разные формы: теоретики пишут о войне информационной, кибервойне, войне сетевой, гибридной войне. Гибридная война – особое явление современного общества, её особенностью является совмещение классической тактики ведения войны и тактики диверсионной, партизанской. Расширение масштабов локальных войн, которые выражают сущность современных гибридных войн, актуализирует вопрос о малой войне. Малая война – понятие, которое активно использовалось до Второй мировой войны, но затем в военно-философской литературе используется эпизодически.
Теоретическая и / или практическая значимость статьи заключается в последовательном анализе понятия малой войны на основе изучения трудов известных военных философов, историков, выявляются различия и сходства с партизанской войной, с которой нередко данное понятие совмещается, показываются возможности использования понятия «малая война» в социальнофилософских исследованиях войны как комплексного социального феномена.
Проблемы адаптации людей, которые подверглись психической травме, сложно рассматривать в едином ракурсе, поскольку уровень полученного воздействия и влияющие факторы могут быть абсолютно разными.
Целью статьи является изучение различных подходов к реабилитации людей, получивших психическую травму.
Процедура и методы исследования. В работе использована процедура научного познания и методология исторического научного анализа, способствующего формированию единой позиции по рассматриваемому вопросу.
Результаты проведённого исследования. В статье предпринята попытка определить общетеоретические подходы к рассматриваемой проблеме. Комплексное исследование, проведённое в рамках статьи, даёт возможность сформировать общенаучное представление об особенностях адаптации в работах российских и зарубежных авторов, что, в свою очередь, позволяет рассматривать данную проблему в практико-ориентированном формате в дальнейшем.
Теоретическая и / или практическая значимость. В контексте теоретической значимости статья может быть интересна широкому кругу исследователей, поскольку в рамках исследования синтезированы различные точки зрения на рассматриваемую проблему. Адаптация людей, переживших психическую травму, может быть эффективной исключительно при разносторонних методах воздействия. Психотерапевтические средства являются эффективным методом, позволяющим снизить эмоциональную напряжённость лиц, переживших психическую травму.
Целью статьи является исследование особенностей формирования представлений о соотношении телесного и социального в первобытном обществе и выделение мировоззренческой функции этих представлений.
Процедура и методы исследования. Исследование проведено с применением ретроспективно-исторического, сравнительно-исторического методов, историко-философского анализа. Историко-генетическое сравнение применялось при выявлении общих и специфических для исторической эпохи особенностей соотношения телесного и социального. Феноменологический подход важен при выделении ценностно-значимых характеристик телесности в первобытном обществе.
Результаты проведённого исследования. Автором выявлено, что уже в первобытном обществе возникали противоречия между телесным и социальным. Переход на следующую стадию развития общества был связан с обострением этого противоречия, преодоление которого происходило путём изменения представлений о телесности и социальности.
`Теоретические и / или практическая значимость исследования заключается в формировании принципиально новой концепции общественного развития через призму соотношения телесности и социальности.
Цель. Перформативная логика, визуальная культура и техники изменения визуального, влияющие на изменение представлений о реальности, – важнейшие черты современного общества, нередко называемого «обществом спектакля». Целью данного исследования является уточнение характера функционирования визуального знания в условиях трансформации образа реальности посредством цифровых медиа.
Процедура и методы исследования. Используемая методология: исторический и сравнительный анализ, аналогия, понятийное моделирование. В анализе природы гипертеатрализации общества посредством цифровых медиа автор соотносит его свойства со свойствами традиционного театра. В последнем случае очевиднее возможность для человека выйти из состояния растворённости в представляемом мире и обрести субъектность. Такая возможность осуществляется за счёт большей близости к предметно-физическому миру технологий закулисья, наличия неповторимого в воспроизведении, «понимательной топологии» и особого, игрового механизма изображений, предлагающего игру в понимание реальности, самих себя, в изображение того, что невозможно изобразить.
Результаты проведённого исследования. В итоге автор решает поставленные задачи, отталкиваясь от теории визуального, анализа театра М. Мамардашвили и Г. Марселя. Новым ракурсом исследования заявленной темы может быть рассмотрение театра (и медиа) на модели социального куматоида в понимании М. А. Розова.
Теоретическая и / или практическая значимость данного исследования заключается в конкретизации функционирования знания, имеющего преимущественно визуальный характер, и возможности его контроля.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/