Актуальность. Как известно, именно наличие качественной инфраструктуры обеспечивает необходимую основу для роста и развития экономики, снижает издержки, повышает уровень доступности базовых услуг. Для ускорения развития инфраструктуры правительства во всем мире прибегают к такому инструменту, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Проекты ГЧП могут быть инициированы как публичной стороной (что предполагает проведение конкурсных процедур), так и частным инвестором (в этом случае речь идет о механизме, который получил название частная инициатива (ЧИ)). В данной статье предпринята попытка концептуального осмысления обоснованности применения ЧИ в практике реализации проектов ГЧП на основе выявления мотивов сторон, применяемых организационных механизмов, а также имеющихся преимуществ и ограничений.Методы. Представленное исследование основано на литературном обзоре рецензируемых научных статьей, индексируемых в таких базах цитирования, как Scopus, Web of Science и eLibrary.Ru. Кроме того, были использованы данные из открытых источников, таких как отчеты Росинфра и база данных Группы Всемирного банка «Частное участие в инфраструктуре».Результаты. Анализ показал, что использование частной инициативы для реализации проектов ГЧП связано (1) с рядом противоречий в мотивах публичной и частной стороны, стремящихся использовать данный механизм, (2) с особенностями организационного подхода к его применению и (3) возможному набору положительных или отрицательных результатов. На наш взгляд, именно этим объясняется неравномерность применения исследуемого механизма в различных макрорегионах мира. В результате предложена авторская концептуальная схема применения ЧИ.Перспективы. Полученные результаты согласуются с данными других исследователей, указывая на имеющийся потенциал и перспективность дальнейшего использования частной инициативы в проектах ГЧП. Дальнейшие исследования будут направлены на сбор и обработку статистических данных по результатам применения ЧИ в ряде стран. Это позволит более аргументированно подойти к разработке организационно-управленческого механизма реализации проектов ГЧП на основе частной инициативы, обеспечивающего максимальный социально-экономический эффект.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2542-0429-2023-23-4-121-135
- eLIBRARY ID
- 62589092
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в последнее десятилетие в нашей стране стало значимым инструментом государственной политики в сфере развития национальной инфраструктуры как в России, так и во многих других странах мира. Так, по данным Росинфра за 2022 г. общий объем инвестиций в проекты ГЧП составил 702,7 млрд руб.1 Европейский рынок проектов ГЧП по итогам 2022 г. составил 9,8 млрд евро и вырос в сравнении с 2021 г. на 17 %2. Общемировой рынок – 91,7 млрд долл. США (рост на 23 % за год)3.
Необходимо отметить, что как в мировой, так и в российской практике нормативно-правового регулирования реализации проектов ГЧП существует два альтернативных варианта их инициации:
Список литературы
1. | Merzlov I.Y. The Regulatory and Institutional Framework of Public-Private Partnership: Cases of France, Germany, and Russia. Institutions and Economies. Vol. 14, no. 3, July 2022, pp. 25-52. DOI: 10.22452/IJIE.vol14no3.2 EDN: UXBZRI | |
---|---|---|
2. | Акопян О. А. Незапрошенные предложения в ГЧП (финансово-правовой аспект): ограничение инвестиционной активности рамками государственного (муниципального) планирования. Финансовое право. 2019. № 7. cc. 3-9. URL: item.asp?id=38590508. EDN: ZAUQPQ | |
3. | Hodges J.T., Dellach G. Unsolicited Infrastructure Proposals How Some Countries Introduce Competition and Transparency. Gridlines. No.19, March 2007. World Bank, PPIAF. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/895161468313861433/pdf/409110Gridline1d0proposals01PUBLIC1.pdf. | |
4. | Tiong K., Alum J. Conditions for Successfully Privately Initiated Infrastructure Projects. Proceeding of the Institution of Civil Engineers. Civil Engineering. 1997: 59-65. DOI: 10.1680/icien.1997.29328 | |
5. | Балашов А.М. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм взаимодействия бизнеса и государства. Теоретическая экономика. 2022, №6. С.47-53. DOI: 10.52957/22213260_2022_6_47 EDN: AWUGLT | |
6. | Li B., Akintoye A., Edwards P.J., Hardcastle C. Critical success factors for PPP/PFI projects in the UK construction industry. Construction Management and Economics. 2005. Vol. 23, No. 5, pp. 459-471. DOI: 10.1080/01446190500041537 | |
7. | Yescombe E.R. Public Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. Amsterdam: Butterworth-Heinemann, 2007. 350 p. DOI: 10.1016/B978-0-7506-8054-7.X5022-9 | |
8. | Liu T., Wilkinson S. Adopting innovative procurement techniques: Obstacles and drivers for adopting public private partnerships in New Zealand. Construction Innovation: Information, Process, Management. 2011, Vol. 11, No. 4, pp. 452-469. DOI: 10.1108/14714171111175918 | |
9. | Camacho F.T., Rodrigues B.C.L, Vieira H.M.M. Unsolicited Proposals in Infrastructure - Lessons from Brazil and Chile. The Emerald Handbook of Public-Private Partnerships in Developing and Emerging Economies, Emerald Publishing Limited, Bingley. 2017. pp. 559-578. DOI: 10.1108/978-1-78714-493-420171021 | |
10. | Osei-Kyei R., Chan A.P.C. Factors attracting private sector investments in public-private partnerships in developing countries: a survey of international experts. Journal of Financial Management of Property and Construction. 2017, Vol. 22, No. 1, pp. 92-111. DOI: 10.1108/JFMPC-06-2016-0026 | |
11. | Unsolicited proposals. An exception to public initiation of infrastructure PPPs: Analysis of global trends and lessons learned. PPIAF. 2014. 48 p. URL: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/sites/ppp.worldbank.org/files/documents/UnsolicitedProposals_PPIAF.pdf. | |
12. | Neves P., Kim D.J. Managing unsolicited proposals in infrastructure: 5 key questions for governments. World Bank Publication. 2017. URL: http://blogs.worldbank.org/ppps/managing-unsolicited-proposals-infrastructure-5-key-questions-governments?CID=PPP_E_PPPNewsletter_EXT. | |
13. | Zawawi M.I.Z., Kulatunga U., Thayaparan M. Malaysian experience with public-private partnership (PPP): managing unsolicited proposal. Built Environment Project and Asset Management. 2016, Vol. 6, No. 5, pp. 508-520,. DOI: 10.1108/BEPAM-10-2015-0059 | |
14. | Yun S., Jung W., Han S.H., Park H. Critical organizational success factors for public private partnership projects - a comparison of solicited and unsolicited proposals. Journal of Civil Engineering and Management. 2015, Vol. 21, No. 2, pp. 131-143. DOI: 10.3846/13923730.2013.802715 | |
15. | Takano G. The competitive performance of public-private partnership markets. The case of unsolicited proposals in Peru. Utilities Policy. 2021. Vol. 72, 101274. DOI: 10.1016/j.jup.2021.101274 | |
16. | Aziz A.A., Nabavi H. Unsolicited Proposals for PPP Projects: Private Sector Perceptions in the USA. Construction Research Congress. Construction in a Global Network. 2014, pp. 1349-1358. DOI: 10.1061/9780784413517.138 | |
17. | Hodges J. Unsolicited proposals: the issues of private infrastructure projects. Public Police for the Private Sector. 2003, 4 p. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/zh/693821468762602519/pdf/263990PAPER0VP0no10257.pdf. | |
18. | Queiroz C. Launching public private partnerships for highways in transition economies. Transport Papers series; no. TP-9. World Bank, Washington, DC. 2005, 19 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstreams/562a2462-ddd2-567f-a45f-e632a7513c6f/download. | |
19. | Ballingall J. PPPs: fiscal space and investment: the United Kingdom, Infrastructure UK. 2014, 29 p. URL: http://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum=38831864. | |
20. | Osei-Kyei R., Chan A.P.C, Dansoh A., Ofori-Kuragu J.K., Owusu E.K. Motivations for adopting unsolicited proposals for public-private partnership project implementation: A survey of international experts. Journal of Financial Management of Property and Construction. 2018, Vol. 23, Issue 2, pp. 221-238,. DOI: 10.1108/JFMPC-06-2017-0020 | |
21. | Solheim-Kile E., Wald A. Extending the Transactional View on Public-Private Partnership Projects: Role of Relational and Motivational Aspects in Goal Alignment. Journal of Construction Engineering and Management. 2019, Vol. 145, Issue 5: 04019030. DOI: 10.1061/(ASCE)CO.1943-7862.0001643 | |
22. | Iossa E., Martimort D. Corruption in Public Private Partnerships. Corruption in public-private partnerships, Incentives and contract incompleteness. CESifo DICE Report. 2014, 12, pp. 14-16. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/167172/1/ifo-dice-report-v12-y2014-i3-p14-16.pdf. | |
23. | Rosell J., Saz-Carranza A. Determinants of public-private partnership policies. Public Management Review. 2020, Vol. 22, Issue 8, pp. 1171-1190. DOI: 10.1080/14719037.2019.1619816 EDN: XJSSKK | |
24. | Быстров А.В. Мировой опыт применения механизмов государственно-частного партнёрства. Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции “Потенциал инновационного развития Российской Федерации в новых геополитических условиях”. Пенза: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 22 ноября 2020, стр. 67-71. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-335.pdf. EDN: EJPFAN | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Трансформация внешней бизнес-среды российских предприятий, которые функционируют на рынке ремонта машин и оборудования, на данный момент очень значительна из-за общей геополитической напряженности и антироссийских санкций, а также изменений цепочек поставок, это отражается на возможностях, которые могут быть использованы предприятиями и на рисках, которые необходимо учитывать. Однако, важным аспектом в сохранении и повышении конкурентоспособности ремонтных предприятий являются адаптация своих бизнес-процессов к происходящим изменениям, поэтому на первый план выходят вопросы построения успешной процессной модели управления, которая напрямую связана со спецификой бизнес-процессов предприятия, и может рассматриваться как фактор повышения конкурентоспособности. Целью исследования является выявление роли процессной модели управления в повышении конкурентоспособности ремонтных предприятий и определение конкретных направлений совершенствования бизнес-процессов предприятий по ремонту машин и оборудования. Методами исследования выступают: компаративный анализ источников, статистический анализ, математический анализ эффективности, PEST-анализ, метод анализа иерархий Т.Л. Саати, матрица БКГ. Результатом исследования является рекомендация по разработке проекта совершенствования бизнес-процессов предприятия ООО «Гидротехтрейд» и оценка его эффективности. Авторы делают вывод о том, что одним из направлений совершенствования бизнес-процессов предприятия по ремонту машин и оборудования является автоматизация бизнес-процессов управления с использованием отечественного программного обеспечения, в рамках программы импортозамещения, что, в свою очередь, увеличивает не только степень охвата возможностей, предоставляемых цифровой экономикой на 15%, но и повышает уровень информационной безопасности предприятия на 25%.
Статья содержит комплексный анализ сложной взаимосвязи между корпоративным управлением, структурой собственности, финансовой структурой и стратегической эффективностью компаний. Общие выводы определяются на основе всестороннего анализа существующих исследований. Результаты подчеркивают значимость независимого комитета по аудиту, разделения ролей председателя совета директоров (СД) и генерального директора, а также частоты проведения заседаний совета директоров на эффективность деятельности компании. Кроме того, анализируется влияние на различные переменные эффективности состава и размера совета директоров и комитетов по корпоративному управлению. Исследование также подчеркивает необходимость учета нескольких аспектов при оценке эффективности компаний и устанавливает U-образную связь между долей собственности компании в руках ее менеджеров или членов СД и эффективностью компании. Будущие исследования должны продолжить изучение этих аспектов экономического развития с учетом его разных периодов и стадий, а также специфики развитых и развивающихся стран.
Формирование цифровой экономики является одним из важных этапов в становлении нового технологического уклада как в мире в целом, так и России в частности. Приоритетность и значимость развития информационно-коммуникационных технологий выделена в ряде стратегий и программных документов РФ. Однако разрыв между российскими регионами - лидерами и отстающими регионами по ряду показателей распространения и использования цифровых технологий является весьма высоким. В этой связи данное исследование посвящено идентификации и оценке факторов, воздействующих на распространение информационно-коммуникационных технологий и их использование экономическими субъектам, с целью снижения существующего уровня цифрового неравенства. Проведенный анализ панельных данных по российским регионам, охватывающий временной период с 2017 по 2021 г., показал, что регионы с более высоким уровнем развития человеческого капитала и более молодым населением обладают преимуществами в развитии цифровой экономики, которые имеют долгосрочный характер. Усилия государства в форме субсидий, а также инвестиции в цифровую экономику в виде затрат на информационно-коммуникационные технологии значимы прежде всего для сектора государственных услуг и населения и не оказывают заметного влияния на цифровизацию бизнеса.
Неоднородность экономического пространства является его естественным свойством. В то же время высокий уровень неравенства может стать угрозой для целостности социально-экономической системы и причиной более медленного ее развития. В этом отношении проблема неравномерности пространственного развития является актуальной для пространственно протяженных экономик (причем как национальных, так и региональных) и находит отражение в документах стратегического планирования. Данная статья посвящена вопросам пространственного развития крупнейшего субъекта РФ - Республики Саха (Якутия), - в стратегии социально-экономического развития которого отмечается усиление межрайонной дифференциации и разобщенность экономических зон, что отнесено к основным вызовам пространственного развития региона. При этом в указанной стратегии не выделен перечень мер по сокращению разницы в уровне развития муниципальных районов, а также не указаны последствия реализации запланированных стратегией мероприятий и проектов в контексте пространственного развития региона и его неравномерности. В настоящей работе в разрезе муниципальных районов выполнена оценка эффектов от реализации крупных инвестиционных проектов добывающего сектора, который, согласно стратегии развития Республики Саха (Якутия), будет оставаться основным источником экономического роста региона. Исследование проведено посредством использования региональной межотраслевой модели с учетом мультипликативных эффектов и пространственной неоднородности. На основе полученных оценок показано, что реализация сырьевых проектов может стать причиной увеличения межрайонной дифференциации экономического развития. Отмечена возможность сжатия экономического пространства региона при отсутствии мер по выравниванию диспропорций. В качестве компенсаторного механизма пространственной неоднородности эффектов рассмотрено повышение локализации эффектов от реализации указанных проектов по различным направлениям (локализация производства, занятости, перераспределение изымаемой у добывающего сектора части ренты на задачи пространственного развития региона).
В рамках данного исследования разрабатывается метод применения результатов модели анализа информационного фона в модели формирования ожиданий адаптивно обучающихся экономических агентов в общей постановке DSGE-модели. Этот метод тестируется на малой DSGE-модели экономики России с адаптивным обучением, разработанной нами в ИЭОПП СО РАН. На примере этой модели показывается, что предлагаемый метод улучшает соответствие данных, имитируемых моделью, экономической статистике, что позволяет использовать эту модель для прогнозирования макроэкономических показателей, рассматривая различные сценарии развития экономики при разной окраске будущего информационного фона. Делается вывод, что управление новостным потоком оказывает влияние на функционирование экономики и может потенциально использоваться как элемент экономической политики, последствия которой можно оценить, используя наш метод. Универсальность метода, предложенного в работе, позволяет распространить его применение на широкий ряд DSGE-моделей, используемых центральными банками большинства стран мира.
На протяжении длительного времени поиск ресурсов и источников для повышения производительности труда является приоритетным направлением в деятельности органов публичной власти всех уровней и важной научной проблемой в области экономики и менеджмента. В отечественной научной мысли наблюдается заметный дефицит знаний в обозначенной области исследований применительно к учреждениям здравоохранения. Одновременно в работах зарубежных авторов можно обнаружить многочисленные примеры анализа влияния различных факторов на производительность медицинского персонала. В соответствии с этим посылом цель настоящего исследования состояла в оценке статистической зависимости, а также тесноты и направлений взаимосвязи между показателем производительности труда и отдельными факторами, влияющими на данный показатель в здравоохранении РФ в период с 2010 по 2020 г. Для достижения цели исследования авторами использовались литературные данные, представленные работами отечественных и зарубежных авторов, а также информация Росстата в разделах «Здравоохранение России» и «Национальные счета России». Корреляционный и регрессионный анализы выполнены при помощи кроссплатформенного программного пакета для эконометрического анализа Gretl. При разработке эконометрической модели использовался метод наименьших квадратов (МНК) с соблюдением обязательного условия Гаусса - Маркова. В ходе проведенного исследования была показана связь между производительностью труда, рассчитанной стоимостным способом, и отдельными факторами, которые оказывают различную степень воздействия на данный показатель. Доказана сильная прямая статически значимая связь между данным показателем, расходами консолидированного бюджета и объемом инвестиций в основной капитал. Показано, что производительность труда в здравоохранении в исследуемом периоде имела тенденцию к росту, которая проходила на фоне ежегодного сокращения численности медицинского персонала, что может свидетельствовать о дефиците кадров и нарастании интенсивности труда. Полученные результаты могут быть востребованы органами управления здравоохранением для повышения результативности деятельности медицинских организаций.
В статье анализируется соотношение монетарных и немонетарных факторов и их влияние на динамику инфляции в России в период с 2011 по 2021 г. Для данного периода на основе поквартальных данных проводится эконометрический анализ зависимости инфляции от различных факторов. Динамика цен оценивается с использованием ИПЦ (индекса потребительских цен) и дефлятора ВВП. Полученные результаты сравниваются с исследованиями динамики инфляции в России, выполненными в предшествующие годы. Выявляются как общие, так и отличительные особенности монетарных и немонетарных факторов. Так, динамика общего ИПЦ в сравниваемых периодах формировалась под влиянием схожих монетарных факторов, но их доля возрастала: в периоде 2011-2021 гг. составляла 50 %, а в периоде 2001-2016 гг. - всего 40 %. Заметно отличается характер немонетарных факторов в двух периодах. В 2001-2016 гг. влияла динамика реальных доходов населения и инфляционных ожиданий. В 2011-2021 гг. эти немонетарные факторы утрачивают свое влияние, уступая место темпам прироста железнодорожных тарифов на грузоперевозки. Проведенные расчеты для дефлятора ВВП подтверждают значимость немонетарных факторов в инфляционных процессах в периоде 2011-2021 гг. При разработке антиинфляционных мер как Правительство РФ, так и Банк России должны учитывать соотношение монетарных и немонетарных факторов с точки зрения их краткосрочного и долгосрочного влияния на инфляцию. |
---|
В работе описаны результаты эконометрического анализа влияния внешне- и внутриэкономических факторов на показатели внешней торговли России. В большинстве случаев в статьях, касающихся динамики и объемов импорта и экспорта России, изучается влияние цен на нефть, газ и другие минеральные продукты на международных рынках. В данном исследовании расширен ряд оцениваемых параметров, влияющих на внешнюю торговлю России. Опираясь на положения теории общего экономического равновесия, в анализ были включены параметры рынка труда и проанализирована их взаимная связь с экспортом и импортом в российской экономике. В работе представлена оценка параметров построенных регрессионных уравнений и дан содержательный анализ полученных численных результатов. При оценке численных характеристик регрессионных уравнений для экспорта и импорта параметры, связанные с рынком труда, оказались статистически значимыми. Показано, что прирост безработицы отрицательно влияет на объемы импорта и экспорта. Рост уровня заработной платы ведет к увеличению импорта и позитивно влияет на динамику производства товаров и услуг на экспорт при условии, что на мировом рынке имеется адекватный спрос. Из приведенных результатов также следует, что повышение уровня заработной платы через увеличение совокупного спроса может стать толчком к росту экономики, включая экспортоориентированные отрасли.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/