Целью исследования было изучение влияния травматизма на отношение девушек-студенток к спортивной деятельности. В исследовании приняли участие 148 студенток, перенесших спортивную травму разной степени тяжести. Результаты исследования оценивались в 2-х группах, первую группу составили студентки имеющиеся спортивные разряды, а вторую группу студентки не имеющие спортивных разрядов. В качестве методики использовалась авторская анкета, которая позволяла выявить причины травм, влияние травматизма на мотивацию к занятиям физической активностью, а также стратегии, способствующие психологическому восстановлению после травмы. Результаты опроса показали, что причинами травмы среди студенток со спортивными разрядами в большей степени являются физические нагрузки, в то время как среди спортсменок без разрядов психологические факторы, такие как снижение самоконтроля. После перенесенной травмы 51.5 % студенток с разрядами думали о прекращении занятий спортом, а 48,5 % хотели продолжать заниматься спортом, даже имея средние по тяжести травмы. В то время как в группе студенток без разрядов 82,6 % после получения травмы думали о прекращении заниматься физической активностью несмотря на то, что имели легкие травмы. Дальнейшие исследования могут быть связаны с профилактикой травматизма в процессе занятий физической культурой и спортом через повышение самоконтроля и стрессоустойчивости студенток.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность. Проблема травматизма студентов в процессе занятий физической кульутрой и спортом становится все более актуальной, в силу того что количество спортивных травм увеличиается с каждым годом, особенно среди молодежи [1]. Причины и этиология травматизма студентов, занимающихся физической культурой и спортом, связаны с недочетами в методике работы и организации проведения занятий; нарушение техники безопасности и недостаточная материально-техническая база; погодные условия; личностные характеристики занимающихся; уровень здоровья и недостаточная физическая подготовленность; стрессовые ситуации соревновательной деятельности и другие [4]. Негативные постравматические психологические состояния оказывают сильное влияние на занимающихся, поэтому у людей переживших травму может меняться отношения к занятиям физической активностью и спортом [2,3].
Список литературы
1. Агранович В. О., Агранович Н. В. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению // Здоровье и образование в ХХΙ веке. 2017. Том. 19. № 2. С. 77-81. EDN: XTCUFP
2. Влияние перенесенной травмы на отношение студенток к дальнейшим занятиям по физической культуре / Семёнова Г.И., Шихов А.В., Соломянный А.В., Старикова К.Е. //Теория и практика физической культуры. 2024. № 3. С. 108-110. EDN: UVJSZZ
3. Лубышева Л. И. Физическая активность студентов после перенесенной травмы с ис-пользованием ассистивных технологий // Теория и практика физической культуры. 2024. № 3. С. 107. EDN: HRSBUU
4. Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом / В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, А.Н. Григорьев // Вестник Россий-ского университета кооперации. 2012. № 3(9). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-profilaktika-travmatizma-u-studentov-pri-zanyatiyahfizkulturoy-i-sportom (дата обращения: 12.09.2024).
5. Старикова К. Е. Спортивный травматизм и психологические состояния спортсменов // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2, № 4. С. 50-53. 10.15826/spp.2022.4.56. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/120272. (дата обращения 10.08.2024). DOI: 10.15826/spp.2022.4.56.URL EDN: UYKNVR
6. Exploring attributional and coping strategies in competitive injured athletes: a qualitative approach / F. Leguizamo, A. Núñez, E. Gervilla, A. Olmedilla, A. Garcia-Mas // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14., 13 p. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37965668/(дата обращения: 15.09.2024). EDN: NDNMBP
7. Salim J., Wadey R., Diss C. Examining the relationship between hardiness and perceived stress-related growth in a sport injury context // Psychology of Sport and Exercise. 2015. № 19. P. 10-17. (дата обращения 11.07.2024).
8. Self-control and injury prevention in students in physical culture and sports / A. K. Namazov, N. B. Majidov, I.V. Kivihariu, K.A. Namazov // Sport Science Journal. Vol. 4, № 4, 2022, pp. 79-84. URL: https://www.researchgate.net/publication/369644899_self-control_and_injury_prevetion_in_ students_in_physical_culture_and_sports#fullTextFileContent (дата обращения 12.05.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные тенденции, заключающиеся в цифровизации всех сфер жизни, оптимизации часов по физической культуре в высших учебных заведениях приводят к снижению двигательной активности учащейся молодёжи, в результате чего возникает необходимость подбора таких программ двигательной активности, которые соответствовали бы возможностям студентов. Цель исследования: обосновать целесообразность применения средств мягкого фитнеса на занятиях со студентами высших учебных заведений. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, занимающиеся на отделении «мягкий фитнес» и «аэробика» в 2020/2021 учебном году. Численность каждой группы составила 30 человек. В начале и в конце учебного года студенты сдавали контрольные нормативы, а также им было предложено заполнить опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Основные результаты. Внедрение средств мягкого фитнеса в занятия позволяют увеличить показатели адаптационного потенциала (13,84 %, p < 0,05) и нервно-психической устойчивости (18,24 %, p < 0,05), улучшить коммуникативные способности, физическую и функциональную подготовленность, о чём свидетельствуют показатели контрольных нормативов и проведённые функциональные пробы. Выводы. Проведённый обзор литературных источников, а также собственные исследования позволяют нам сделать вывод о том, что упражнения мягкого фитнеса достаточно эффективны и позволяют улучшить как физические кондиции, так и функциональную подготовленность, кроме того, они оказывают значительный психорегулирующий эффект, что позволяет нормализовать эмоциональный фон и снизить уровень стресса. Полученная информация делает мягкий фитнес перспективным полем для исследования не только в высшем образовании, но и в других сферах деятельности.
Профессиональная спортивная карьера представляет собой многолетнюю спортивную деятельность, совпадая по времени с возрастными периодами детства, юности и ранней взрослости, поэтому студенты- спортсмены оказываются в ситуации совмещения учебы и спорта в течение длительного времени. Цель исследования заключалась в изучении взглядов студентов-спортсменов к построению «двойной карьеры».
Методы исследования. В качестве метода исследования использовалась авторская анкета, в ходе которой изучались ответы студентов-спортсменов на трудности сочетания спортивной карьеры с учебой в школе и вузе, а также факторы, способствующие или мешающие построению двух карьер. Выборка исследования составили 30 профессиональных студентов-спортсменов Уральского федерального университета, занимающиеся различными видами спорта. Результаты показали, что согласно студентам-спортсменам при сочетание учебы и спорта 46,7 % испытывали трудности, в то время как 46,7 % ответили, что не испытывали проблем с обучением в школе, 6,7 % затруднились ответить. Различия в ответах студентов связаны со способностями студентов, умением управлять своим временем, осознание значимости учебы, поддержкой родителей и тренеров по совмещению учебы и спорта. Студенты-спортсмены выделили условия, которые способствуют разрешению противоречий при совмещении двух карьер. Полученные данные могут быть использованы для разработки рекомендаций по улучшению условий обучения для спортсменов УрФУ, а также для создания более эффективных программ поддержки «двойной карьеры».
В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта в профилактике эмоционального выгорания тренеров-инструкторов. Цель исследования заключалась в изучении влияния эмоционального интеллекта на психологические состояния, снижающие работоспособности тренеров-инструкторов. В исследовании приняли участие 36 тренеров-фитнес инструкторов (20 мужчин и 16 женщин), средний возраст составил 26, 3 лет. В качестве методов использовалась методика ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской и методика изучения эмоционального интеллекта (автор К. Т. Вонг, перевел и адаптировал К. А. Бочавер). Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше показатель способности к регуляции эмоциональных состояний, тем ниже уровень утомляемости и стресса у тренеров-инструкторов, в то же время чем выше уровень способности к оценке эмоций других людей, тем выше у тренеров-инструкторов уровень психических состояний монотонии и пресыщения. Полученные свидетельствуют о необходимости разработки программ по развитию эмоционального интеллекта тренеров-инструкторов, причем с акцентом на специфику их деятельности.
В статье рассматривается процесс цифровизации в сфере физической культуры и спорта в России и в частности в сфере дополнительного образования детей. Обозначены цели, задачи, направления деятельности для всех функциональных блоков в сфере физической культуры и спорта, перечислены цифровые платформы, которые позволяют осуществлять свод и интерпретацию отраслевых данных по экономическим, социальным и спортивным показателям, в том числе с применением технологии искусственного интеллекта. Тестирование системы ГИС ФКиС в разных регионах России. Домен «Спорт» и единая цифровая платформа ГИС «Физическая культура и спорт» как платформы для привлечения граждан в спортивную среду. Обозначены приоритетные направления сервисов домена «Спорт», целевые показатели увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в цифровом формате. Статистика действующих образовательных площадок в рамках национального проекта «Образование». Перечислены цифровые технологии в спортивных учреждениях муниципального уровня.
В статье рассматривается состояние и перспективы подготовки спортивных менеджеров. Уделяется внимание ретроспективному анализу развития образовательных программ по спортивному менеджменту, открытых в 1990-х гг. в России в рамках специальности «Физическая культура и спорт». В работе представлены данные о количестве высших и профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, а также проведен сравнительный анализ программ подготовки спортивных менеджеров в пяти крупных вузах России: ГЦОЛИФК, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, УралГУФК, ГУФКСиТ и КГУФКСТ. На основе анализа отчетов вузов за 2023 г. приведены сведения о числе выпускников по данным направлениям и стоимости обучения в разных вузах на 2024-2025 учебный год.
В текущих политических реалиях мероприятия по повышению мотивации профессиональной деятельности в спорте приобретают высокую значимость. Доказанная потребность индивидума в уважении и признании как пускового механизма трудовой мотивации обуславливает актуальность мероприятий, направленных на выявление и поощрение лучших специалистов спорта. Одним из таких мероприятий являются профессиональные премии и конкурсы. Проведенное исследование направлено на выявление уровня заинтересованности субъектов баскетбола Свердловской области в реализации регионального проекта профессиональной премии. В исследовании приняло участие 199 респондентов старше 18 лет, включая тренеров, игроков, менеджеров, судей. Исследование показало высокий уровень заинтересованности в реализации проекта.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru