В статье рассматриваются различные аспекты формирования художественной культуры в художественно-творческой деятельности личности. Художественная культура представляет собой особую область культуры, направленную на образно-творческое воспроизведение части окружающего мира. Одной из наиболее важных функций художественной культуры является обеспечение сохранения создаваемых художественных ценностей, их передача от одного поколения к другому. Важной функцией художественной культуры является также формирование в процессе художественно-творческой деятельности эстетического сознания личности. Становление художественной культуры личности является процессом сложным, выстраивающимся в определенном порядке. С одной стороны, такая деятельность складывается как стихийный процесс, а с другой - как целенаправленное творчество с заданными условиями художественно-творческой деятельности. Культурно-образовательная среда, создаваемая педагогическим коллективом ДАХТиД, имеет вектор такого целенаправленного воздействия на личность школьника. Реализация художественно-творческой деятельности позволяет старшему школьнику в художественном образовании раскрыть свои индивидуальные способности и сформировать творческие качества и компетенции.
Идентификаторы и классификаторы
Основной задачей реализации данной площадки стало создание инновационной системы непрерывного многоуровневого профильного образования обучающихся [22] как части единой университетской системы подготовки кадров, обеспечивающей качество художественно-эстетического и социально-педагогического образования.
Преподавательский состав ДАХТиД: художники-педагоги, мастера из профессиональной среды, ученые, – включенные в разработку сложных культурных проектов, являются гарантами передачи художественной культуры, которые, владея всеми приемами педагогического мастерства, вовлекают обучающихся в творческий эксперимент, который снижает страх новизны, убирает «комплекс белого листа», дает свободу самовыражения внутри культурных кодов и традиций через совместные и индивидуальные проекты.
Список литературы
1. | Культура и культурология: словарь / под редакцией А. И. Кравченко. - М., 2003. | |
---|---|---|
2. | Викторов В. В. Культурология. - М.: Экзамен, 2002. | |
3. | Кравченко А. И. Культурология. - М.: Академический проспект, 2003. | |
4. | Фролова С. В. Традиционные детские игры и сказки как факторы психического развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2009. - Т. 9, № 2. - С. 98-102. - URL: item.asp?id=16962367. EDN: OHEWPH | |
5. | Katarzyna L. T., Szarek M. Beyond inhibitory control: relationship between spatial and social skills in preschool children // Cognitive Development. - 2021. - Vol. 59. - P. 101084. DOI: 10.1016/j.cogdev.2021.101084 | |
6. | Батенова Ю. В., Волчегорская Е. Ю., Ежова С. В., Типушков С. В., Филиппова О. Г. Исследование факторов повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 4. - С. 26-45. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.02 EDN: OEIRIV | |
7. | Дегтева И. Б. Теоретическая модель и опытно-экспериментальное исследование художественно-эстетической деятельности старших школьников // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 1. - С. 98-106. EDN: KBCSYT | |
8. | Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - № 1 (5). - С. 130-139. EDN: TKQFHR | |
9. | Ломов С. П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 2. - С. 49-52. EDN: QBAEWB | |
10. | Бадян В. Е. Методическая система развивающего обучения основам композиции учащихся детских художественных школ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. - № 1. - С. 34-38. EDN: MWLUSV | |
11. | Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Сулейманова Ф. М., Косцова С. А. Формы и методы художественно-эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 317-320. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00558 EDN: WUGNTC | |
12. | Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 51-72. DOI: 10.15293/2658-6762.2202.03 EDN: ITAWEZ | |
13. | Sánchez-Álvarez N., Berrios Martos M. P., Extremera N. A. Meta-Analysis of the Relationship Between Emotional Intelligence and Academic Performance in Secondary Education: A Multi-Stream Comparison // Frontiers in Psychology. - 2020. - Vol. 11. - P. 1517. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01517 | |
14. | Щербинина О. С., Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А. Исследование психолого-педагогических условий решения социально-культурных задач социализации одаренными подростками // Science for Education Today. - 2023. - № 2. - С. 7-24. DOI: 10.15293/2658-6762.2302.01 EDN: YKQATN | |
15. | Casino-García A. M., Llopis-Bueno M. J., Llinares-Insa L. I. Emotional Intelligence Profiles and Self-Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2021. - Vol. 18 (3). - P. 1006. DOI: 10.3390/ijerph18031006 | |
16. | Трифонова И. С., Токарев А. А., Левенкова А. Ю. Создание благоприятной среды обучения: оценка влияния доминирующих стилей любви на мотивацию студентов // Science for Education Today. - 2023. - № 5. - С. 31-50. DOI: 10.15293/2658-6762.2305.02 EDN: AYCAVI | |
17. | Shin M., Bolkan S.Intellectually stimulating students’ intrinsic motivation: The mediating influence of student engagement, self-efficacy, and student academic support // Communication Education. - 2021. - Vol. 70 (2). - P. 146-164. DOI: 10.1080/03634523.2020.1828959 | |
18. | Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 77-98. DOI: 10.15293/2658-6762.2201.04 EDN: GSBMJE | |
19. | Anton-Sancho A., Vergara D., Fernandez-Arias P. Self-Assessment of Soft Skills of University Teachers from Countries with a Low Level of Digital Competence // Electronics. - 2021. - Vol. 10 (20). - P. 2532. DOI: 10.3390/electronics10202532 | |
20. | Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Беспалова Д. С., Лапшина Л. М., Шереметьева Е. В., Цилицкий В. С. Сравнение представлений студентов и преподавателей об эффективности системы подготовки будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве // Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 7-29. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.01 EDN: GNABUT | |
21. | Fütterer T., Hoch E., Lachner A., Scheiter K., Stürmer K. High-quality digital distance teaching during COVID-19 school closures: Does familiarity with technology matter? // Computers & Education. - 2023. - Vol. 199. - P. 104788. DOI: 10.1016/j.compedu.2023.104788 EDN: DCYORI | |
22. | Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2019. EDN: MYSECJ |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Педагогические и научные заслуги юбиляра
Автором исследуется проблема трансформационных изменений, которые происходят с социальным капиталом в современных условиях повсеместной цифровизации социальной коммуникации. Цель статьи - провести анализ свойств социального капитала, которые формируются в условиях цифровизации. Задачи статьи - определить, насколько обосновано выделять цифровой социальный капитал как самостоятельную научную концепцию, а также проанализировать позицию ученых по тому, как соотносятся социальный капитал в онлайн- и офлайн-средах. Для достижения поставленной цели автором применяются методы анализа и обобщения современных исследований по проблеме формирования социального капитала в цифровой среде. На основе обобщения данных источников выявляется содержание понятия «цифровой социальный капитал», описаны его основные отличительные характеристики на уровне структуры, процессов формирования и видов. Автором отмечается, что социальный капитал в онлайн-пространстве в редких случаях является автономным по отношению к социальному офлайн-капиталу, а чаще соотносится с ним как медиатизированный, дополняющий. В заключение автором обобщаются специфичные для цифрового социального капитала свойства.
Автором исследуется проблема идентификации/идентичности посредством потребления в современном обществе и особенности демонстративного потребления. Целью является анализ демонстративного потребления/потребительства в контексте идентичности/идентификации и его роль в развитии общества и культуры. Методологическую базу составили 1) концепция принятия роли «Другого» Дж. Мида; 2) теория сходств и различения П. Бурдье. В ходе проведенного исследования автор дает определение демонстративного потребления, идентичности/идентификации, устанавливает связь между ними, выявляет различия между демонстративным потреблением в сословном обществе второй половины XIX века и современным, которое стало индикатором идентификации на уровне разного рода показателей: пола, возраста, профессии, религии и т. д. В заключение автором обобщаются основные выявленные аспекты понятия «демонстративное потребление», его мотивы и особенности на протяжении от сословного общества к современному, основанному на более мягких способах различения.
В рамках настоящего исследования был проведен культурно-исторический анализ, в котором китайская медицинская культура принята в качестве объекта исследования, а также описано ее системное развитие. В данной статье нами было доказано, что традиционная китайская медицина в Китае - это не только наука, которая помогает вылечить людей от болезней и спасти жизнь, но также имеет богатый культурный подтекст и философские идеи. В китайском языке существует большое количество фразеологизмов, связанных с традиционной китайской медициной, которые также являются важными проявлениями культурной системы традиционной китайской медицины.
Складывающаяся в последнее время ситуация развития современного общества, его культуры, влечет за собой необходимость исследования вопросов ценностных оснований происходящих изменений. Закономерно исследуются вопросы духовно-нравственного возрождения и сформированности духовно-нравственные ценностей современной личности. Проблема становится междисциплинарной. Данным проблемам уделяется особое внимание в нормативно-правовых документах, исходящих от государства. В аспекте важных аксиологического и культурологического подходов нами были проанализированы исследования в области решения проблемы формирования ценностных оснований культуры современной личности и показаны практические решения, оказывающие влияние на развитие ценностного поля средствами искусства.
Статья посвящена обобщению и анализу археологических источников, отражающих влияние культурной и религиозной буддийской традиции на территории юга Западной Сибири. Основным предметом изучения являются образцы торевтики широкого хронологического спектра от рубежа эр до эпохи средневековья. Такой широкий временной охват позволяет проследить не только динамику проникновения этой восточной традиции на сибирские территории, но и его постепенную внутреннюю и внешнюю трансформацию. Под внутренней трансформацией подразумевается развитие самой буддийской традиции, которая происходила с рубежа I в. до н. э. - II в. н. э., а затем появление ее различных толков, включая манихейство. Внешняя трансформация заключается не только в широком территориальном распространении внешних символов буддизма, но и их влиянии и адаптации в местных сибирских культурах. Признаки таких буддийских символов представлены в изображении причесок («кробилоса»), нимбов («мандорла»), налобных украшений («бинди»), декора в виде мотивов «пылающей жемчужины», «цветущей смоквы», «узла бесконечности». Наряду с этим в рамках интерпретаций учитывается, что ранний период существования и распространения косвенного влияния буддизма протекал формате активного взаимодействия с другими религиозными традициями - зороастризмом, митраизмом, христианством несторианского толка. Указанная особенность позволяет рассматривать все вышеперечисленные признаки в качестве косвенных и опосредованных при передаче буддийской религиозной традиции на территорию юга Западной Сибири. Необходимо также подчеркнуть, что в рамках общесибирского и дальневосточного регионов наблюдается явное территориальное своеобразие распространения элементов декора, связанных с буддийской традицией, обусловленных территориальными особенностями культурных связей.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/