Статья посвящена анализу проблемы формирования современной реальности, а также осмыслению современных антропологических изменений в контексте фундаментальных принципов синтетической парадигмы философии. Главная цель работы заключается в демонстрации формирования основных религиозных принципов, которые оказали значительное влияние на последующие изменения в ментальной сфере человека. В основе анализа лежит идея того, что религиозные убеждения являются одним из ключевых факторов, определяющих наши взгляды, ценности и поведение в современном мире.
Идентификаторы и классификаторы
В религиоведении существует общепризнанный консенсус в отношении того, что ранние религиозные культовые системы — какими бы еще они ни были — можно понимать как этнопластические наборы правил в соответствии с их основным способом действия. Навязывая коллективу общие нарративы, ритуалы и нормы, они превращают практикующий коллектив в носителя — говоря философским языком, субъект-объект — этих же идей и процедур.
Список литературы
1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. СПб.: Пневма, 2003.
2. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
3. Лосев А. Ф. О трактате Николая Кузанского “О неином” // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 105-120. EDN: WMJGRX
4. Лосский Н. О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж: Ymca press, 1931.
5. Пивоваров Д. В. Онтология религии: основные понятия и принципы. СПб.: Алетейя, 2017.
6. Платон. Парменид // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 346-412.
7. Волкова Н. П. Плотин о бесконечной силе единого в контексте эманаций // Философская антропология. 2016. Т. 2, № 2. С. 264-280. EDN: YMICAN
8. Мейлах М. Б. Яхве // Мифы народов мира: эн циклопедия / гл. ред. С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. К-Я. С. 687-688.
9. Прокл. Первоосновы теологии. М.: Прогресс, 1993. С. 9-83.
10. Соловьев В. С. О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994.
11. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 139-288.
12. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке. О Боге. М.: Академический проект, 2018.
13. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Лепта, 2002.
14. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / подг. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989.
15. Франк С. Л. “Проблема христианского социализма” // Новый мир. 1990. № 4. С. 234-241.
16. Maccoby H. Der heilige Henker Die Menschenopfer und das Vermächtnis der Schuld. Stuttgart: Jan Thorbecke Verlag, 1999.
17. Sloterdijk P. Im Schatten des Sinai Fußnote über Ursprünge und Wandlungen totaler Mitgliedschaft. Berlin: Suhrkamp Verlag, 2013.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Постирония и метаирония проявляются во всех областях жизни человека: от научной до повседневно-бытовой. Однако их значение и влияние на культурный код осознаются лишь частью сообщества. В данной статье рассмотрена онтологическая ретроспектива термина «ирония» и его актуальных смысловых производных, предпринята попытка упорядочения разновидностей иронии, рассмотрены формы ее взаимосвязи с социально-культурным пространством.
В статье раскрыты экзистенциальные причины, побуждающие современного человека к духовному самоопределению. Выделены основные этапы процесса духовного самоопределения и его характеристики во взаимосвязи с особенностями постижения трансцендентности. Также были определены внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор направления духовного самоопределения в рамках религиозной или нерелигиозной духовности. Выделен основной результат духовного самоопределения - формирование духовной идентичности.
В работе рассматривается метафизика и космология в необуддизме Б. Д. Дандарона. Выявляются особенности интерпретации Дандароном буддийской концепции пратитья-самутпада в оптике западно-европейской философии (неоплатонизм) и естественно-научных теорий XIX-XX вв. (теория эволюции Дарвина, теория сигнальных систем Павлова). Делается вывод о том, что в необуддизме Дандарон отходит от традиционных представлений буддийской картины мира для создания оригинального религиозно-философского учения XX в. и распространения буддизма в Советском Союзе.
Статья посвящена анализу концепции духовности, предложенной Д. В. Пивоваровым. В рамках исследования проводится сопоставление понятий «дух» и «душа», классифицируются различные определения духовности, разбираются искажения, вносимые в понятия «дух» и «духовность», рассматривается вопрос о соотношении духовного и душевного, анализируются понятия «faith-вера» и «belief-вера» как два разных пути к сверхчувственным реальностям. Также в статье рассматриваются нерациональные аспекты духовности: интуиция, совесть и смысл жизни.
Религия в жизни светского человека XIX в. слабо проявляется в виде религиозных практик. Однако зачастую она сохраняет роль ценностной и моральной основы, определяющей многие особенности мировоззрения личности. В статье в рамках исследования истории идей делается попытка разработать подходы к реконструкции набора религиозных концепций, формирующих взгляды личности. В качестве материала для анализа было взято личное книжное собрание отца и сына Фан-дер-Флитов, чиновников Министерства финансов Российской империи. Приводится классификация религиозной литературы в их библиотеке. На основе личных дневников Николая Федоровича Фан-дер-Флита очерчивается круг чтения и отношение автора к религии. Рассматриваются проблемы и ограничения интерпретации приводимых данных.
В научной статье изложены результаты гуманитарного исследования религиозной конверсии в проекции на религиозную ситуацию, сложившуюся в современном казахстанском обществе. Рассмотрены разноплановые западные, российские и казахстанские методологические подходы к изучению религиозной конверсии в реалиях универсума современности. Исследованы деструктивные формы религиозной конверсии. Анализ примеров религиозной конверсии позволил выявить основные направления ее исследования в казахстанском обществе и выработать собственную методологию автора.
XX век стал временем радикальных социальных изменений. Возможность оплачиваемого женского труда, разрушение традиционных систем родственных и брачных отношений, изобретение женских контрацептивов - все эти факторы способствовали сепарации и независимости женщин. Развитие вспомогательных репродуктивных технологий помогло человечеству приобрести не только негативный, но и позитивный контроль над рождаемостью. Репродукция оказалась отделена от секса, а секс приобрел самостоятельную ценность. Это привело к переоценке не только добрачных и внебрачных отношений, но и отношений в браке. Брак перестал быть необходимым условием для репродукции. Рождение и воспитание детей уже не требует вступления в брак ни в целях их обеспечения, ни во избежание морального осуждения. Цель данной статьи - выделить особенности мужской и женской мотивации в репродукции, сложившиеся эволюционным путем и возникшие в новых условиях.
Статья посвящена описанию концептуальных построений о природе кинематографа и выявлению алгоритмов анализа фильма, зафиксированных в ранних киноведческих исследованиях. В работе проводится обзор становления теории кино, впервые на русском языке излагаются представления о кинематографе таких мыслителей, как Маффио Маффи, Джованни Фосси, Кренкебиль, Гайо, Густав Мельхер, Курт Вайсе, Герман Кинцль, Альберт Хеллвиг. В статье также формулируются идеи Вэчела Линдсея и Гуго Мюнстерберга - первых теоретиков кино, заложивших основы двух направлений киноведческой науки: собственно киноведения и серьезных психологических исследований киноискусства соответственно. Описание концепций и аналитических схем, применяемых до 1920-х гг., позволяет расширить представления о зарождении и развитии мировой кинотеории, что свидетельствует об актуальности проведенного исследования.
Автор предлагает разработать новый подход к решению проблем изучения танатологических элементов современной религиозной мифологии. Данное исследование проводится в рамках относительно новой религиоведческой дисциплины, известной как религиозная мифология. Для достижения цели данного исследования процесс разработки метода разделен на три этапа: 1) раскрытие познавательного потенциала синтетической парадигмы Даниила Валентиновича Пивоварова; 2) создание теоретических основ метода; 3) определение алгоритма работы метода. Результаты этого исследования представляют собой новый метод, который выводит танатологию за пределы ее естественно-научных рамок, а также признает сакральное и этическое значение смерти в человеческом существовании, что является актуальным направлением для религиоведческих исследований и религиозной танатологии.
Статья посвящена рассмотрению проблемы устойчивости на материале философии А. А. Богданова. Выделено соотношение количественной и структурной устойчивости, а также дано авторское развитие идеи Богданова. Выделены четыре типа устойчивости: 1) ответ на вызов крайних условий; 2) ответ на чужое; 3) воспроизводство системы и невидимый сдвиг отчуждения; 4) традиция как тип устойчивости, сохраняющий память системы в структурах ответов. Показан методологический аспект модели устойчивости.
Представляя третий номер журнала «Koinon» за 2024 год необходимо рассказать о творческой коллаборации с оргкомитетом «Пивоваровских чтений», во многом определившей его содержание. Феномен человеческой совместности, при всей его кажущейся растворенности в витальных, психических, социальных процессах имеет четко различимые виды / способы существования.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru