ISSN 1995-4328 · EISSN 1995-4336
Языки: ru · en

Статья: ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДИВИДУАЛИЗМА (СТАТЬЯ ВТОРАЯ) (2024)

Читать онлайн

В этой статье рассматривается вопрос о том, как личностный элемент, ставший отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявился в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье предпринята попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. Прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, которая с такой силой определяла статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая в свою очередь определяла осознание человеком своего статуса. Таким образом, постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которую может поставить только свободная личность. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: в то время как в последнем происходит долгое, но неуклонное движение к монотеизму, индийский брахманизм принимает великое разнообразие божественной реальности и, утверждая её единство, лишь умножает число её составляющих. Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углублённое понимание текстов Вед приводит к тому, что философское знание выстраивается поверх религиозного. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение для осознания единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на простое воспроизведение ритуальных мантр. Свою роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в некоторых других культурах, в Индии настоящее авторство появляется в Осевой период как важный признак осознания индивидуального творчества.

This article discusses the question of how the personal element, which became the starting point of the movement toward individual thinking, manifested itself in the culture of ancient Israel and the culture of ancient India. The article attempts to describe the features of these cultures, which unlike the ancient Egyptian and Sumero-Akkadian, allowed to pass this way to the end. The process of formation of monotheism from the pre-state period to the great prophets is traced. It is noted that socio-political life, which determined with such force the status of man in a number of other Near Eastern cultures, in Israelite culture was subordinated to religious life, which otherwise determined the consciousness of man’s status. In doing so, henotheism is gradually overcome. In the consciousness of the Israelite people the idea of complete dependence on God, who reveals himself through the prophets and establishes the requirement of a personal relationship to him, is established. At the same time, God, acting as a guarantor of justice, is revealed through the problem of theodicy, which can be posed only by a free personality. The movement of thought in ancient India turns out to be the opposite of what we see in ancient Israel: while the latter is affirmed through a long but persistent movement towards monotheism, Indian Brahmanism accepts the great diversity of divine reality and through the affirmation of its unity only multiplies the number of its components The decisive period for the emergence of individual consciousness was the period of the Upanishads. At this time, the deepened comprehension of the texts of the Vedas leads to the fact that a philosophical knowledge is built over religious knowledge. The specificity of Indian consciousness is determined by the long period of its oral existence, when the sounding speech in ritual or in the process of meditation acquires the key importance in the realization of the unity of the world. Individual consciousness is manifested in the process of concentration, directed towards understanding rather than mere reproduction of ritual mantras. The practice of asceticism played a role here. Just like in some other cultures in India real authorship emerges in the Axial period as an important sign of awareness of individual creativity.

Ключевые фразы: ancient israel, ancient india, monotheism, brahmanism, upanishads, mantras, meditation, asceticism, authorship
Автор (ы): Донских Олег Альбертович
Журнал: SCHOLE. ФИЛОСОФСКОЕ АНТИКОВЕДЕНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
00. Наука в целом (информационные технологии - 004)
Для цитирования:
ДОНСКИХ О. А. ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДИВИДУАЛИЗМА (СТАТЬЯ ВТОРАЯ) // SCHOLE. ФИЛОСОФСКОЕ АНТИКОВЕДЕНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. 2024. № 1, ТОМ 18
Текстовый фрагмент статьи