Вхождение Тувы в состав Советского Союза в 1944 г. привело к созданию республиканских правоохранительных органов на базе имеющихся в Тувинской Народной Республике, синхронно шел процесс постепенного преобразования их в соответствии с советскими стандартами.
Во время их образования возникали различные трудности, в частности, связанные с законным использованием и хранением табельного огнестрельного оружия.
Руководством различного уровня предпринимались меры по укреплению служебной дисциплины, проведению воспитательных мероприятий как среди личного состава, так и местного населения, привитию им соблюдения норм социалистической законности.
Правовое регулирование использования и хранения огнестрельного оружия и боеприпасов в автономной области было направлено на укрепление социалистической законности.
Идентификаторы и классификаторы
Тува длительное время находилась в сфере влияния Российской империи и Советского Союза и лишь в октябре 1944 г. окончательно вошла в состав РСФСР в качестве автономной области Красноярского края.
Список литературы
1. Суверов Е. В., Винниченко О. Ю., Величко А. М. Становление советских органов внутренних дел в Туве (1944-1950) // Юридическая наука. 2023. № 1. С. 21-25. EDN: HCTJZF
2. Айыжы Е. В., Монгуш А. М. О. Охотничьи традиции тувинцев: этнографический аспект // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 5. С. 1359-1370. EDN: TBYEZE
3. Архив ИЦ МВД по Республике Тыва. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2.
4. Архив ИЦ МВД по Республике Тыва. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3.
5. Архив ИЦ МВД по Республике Тыва. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9.
6. Архив ИЦ МВД по Республике Тыва. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10.
7. Архив ИЦ МВД по Республике Тыва. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4.
8. Семенов В. В., Медведев И. В. Огневая и физическая подготовка в подразделениях советской милиции в 1946-1953 гг. // Алтайский юридический вестник. 2016. № 4 (16). С. 12-15. EDN: XHVEQD
9. Суверов Е. В., Москвитин Ю. Н. Преступления корыстной направленности, совершаемые милиционерами в 1945-1953 годах (на примере Западной Сибири) // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 4 (87). С. 33-38. EDN: YQXMPB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследованы субъективные и объективные детерминанты насильственных преступлений, совершаемых на сексуальной почве. Для этого определен круг преступлений данной категории.
Детально рассмотрены структурные изменения состояния, уровня, структуры и динамики указанной категории преступлений в современной России.
Осуществлен среднесрочный прогноз наиболее вероятного изменения тенденции ее прироста.
Выявлена тенденция к росту количества совершенных насильственных преступлений на сексуальной почве лицами, страдающими психическими расстройствами, как не исключающими вменяемость, так и исключающими.
Предметом исследования выступают нормы Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Беларусь, устанавливающие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Цель статьи - на основе сравнительно-правового анализа норм белорусского и российского законов «Об оперативно-розыскной деятельности» выявить положительный опыт законодательного регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования оперативно-розыскных мероприятий при решении задач борьбы с преступностью.
Исследование позволило прийти к выводу о том, что белорусский законодатель сумел разрешить многие проблемы, с которыми сталкивается оперативно-розыскная практика, и создать более совершенный механизм обеспечения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а потому его опыт может быть использован в дальнейшем совершенствовании российского оперативно-розыскного законодательства.
В статье на основе обобщения высказанных в уголовно-правовой литературе взглядов исследуется концепция освобождения лица, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении, от уголовной ответственности при длительном сроке производства предварительной проверки без предварительного согласия на такое решение указанного лица. Конкретизируются гарантии, имеющие место на данном этапе для лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о совершенном преступлении. Также определяются основные характеристики, присущие для рассматриваемой стадии в целом.
В статье представлены виды судебной практики, роль данных видов практики при формировании и реализации норм уголовного права. Рассмотрены конкретные судебные решения и их согласованность с нормами уголовного закона. Представлены научные исследования по вопросам совершенствования применения норм. Предлагается для обеспечения эффективного функционирования уголовного права учитывать изменения и потребности общества.
В статье рассматриваются виды субъектов, которые обладают правом на подачу обращения в органы предварительного расследования. Автор характеризует взаимодействие участников уголовного судопроизводства в процессе обращения.
Предлагается классификация участников уголовного судопроизводства, имеющих право на подачу обращений, в зависимости от оснований участия.
Предпринята попытка решения вопроса о наименованиях субъектов, подающих обращения.
Выявлено, что субъект является центральным звеном в институте обращений.
Результаты исследования могут быть востребованы в процессе совершенствования законодательства и в практической деятельности органов предварительного расследования.
В статье обосновывается использование термина «противодействие преступности» в целом и наркопреступности в частности как наиболее эффективный инструмент сдерживания преступлений. Также рассмотрены принципы и задачи противодействия наркопреступности в рамках функционирования такой региональной межгосударственной организации, как Организация Договора о коллективной безопасности, закреплённые в Антинаркотической Стратегии Организации Договора о коллективной безопасности на 2021-2025 годы.
В статье автор исследует вопросы профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенного несовершеннолетними лицами, а также предлагает возможные пути решения существующих и требующих устранения пробелов и недостатков в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Актуальность представленной темы весьма высока, т. к. к распространению наркотических средств все чаще привлекаются несовершеннолетние, в т. ч. лица, не достигшие возраста уголовной ответственности. Использование примеров зарубежного законодательства позволит эффективно противодействовать представителям наркобизнеса при решении данного вопроса.
В статье анализируются существующие в науке понятия незаконного оборота оружия, рассматривается его общественная опасность через вредоносность и прецедентность, социальные, экономические политические и психологические аспекты, предлагается авторская редакция незаконного оборота оружия как совокупности совершенных преступлений и лиц, их совершивших.
Формулируются стадии незаконного оборота оружия, к которым отнесены вход в незаконный оборот, «жизненный цикл» незаконного оборота, выход из незаконного оборота оружия.
Рассматриваются существующие в практике модели противодействия незаконному обороту оружия, их содержание, негативные и позитивные аспекты.
Обосновывается авторская модель противодействия незаконному обороту оружия через реализацию двух направлений: минимизацию деятельности по вооружению законопослушного населения и разоружению преступников и их привлечение к ответственности.
Анализируются статистические данные о состоянии и динамике незаконного оборота оружия, его применении в преступных целях, а также о лицах, привлеченных к уголовной ответственности.
В статье обосновывается недостаточное методическое обеспечение деятельности следователя по установлению лица, совершившего преступление.
Предлагается в рамках решения задачи алгоритмизации расследования в целом разрабатывать алгоритмы действий, направленных на поиск и получение информации о лице, совершившем преступление.
Выделяются шесть факторов, обусловливающих необходимость и возможность разработки таких алгоритмов, среди которых: закрепленная в УПК РФ обязанность следователя устанавливать лицо, совершившее преступление; принятие следователем типовых решений в типичных следственных ситуациях; активное внедрение информационных технологий в деятельность правоохранительных органов; высокая рабочая нагрузка следователя; стиль мышления следователя; статус следователя как организатора раскрытия и расследования преступлений.
В исследовании систематизируются поэтапные изменения в российском законодательстве, сформировавшие существующую в настоящее время дифференциацию размеров взятки.
Основываясь на актуальных примерах и репрезентативных данных, автор приходит к выводу о целесообразности корректировки существующего диапазона денежной оценки размера взятки, зафиксированного в абсолютных величинах в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Приводит возможные варианты развития и оптимизации размеров предмета взяточничества как в абсолютных, так и в относительных величинах, в т. ч. с учетом опыта зарубежных стран.
Результаты исследования могут быть применены в процессе совершенствования российского уголовного законодательства, а также в ходе дальнейшего изучения проблем борьбы с преступлениями коррупционного характера, в частности взяточничеством.
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с определением понятия и правовым статусом специалистов, привлекаемых оперативными подразделениями для решения задач оперативно-розыскной деятельности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, таких как сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности и некоторых других.
В статье рассматривается проблема квалификации похищения удостоверения к государственной награде. Обращается внимание на то, что в судебной практике существуют три варианта уголовно-правовой оценки указанного деяния: по ст. 324, по ч. 2 ст. 325 или по ст. 158 УК РФ. Авторами критикуется квалификация деяния как хищения чужого имущества и обосновывается вывод о том, что если исходить из понимания сути процесса награждения, применяя расширительное толкование термина «государственная награда», включив в его содержание и документы к ней, то вопрос, ставший предметом исследования, следует разрешить в пользу ст. 324 УК РФ. Однако буквальное толкование норм является основой для вменения ч. 2 ст. 325 УК РФ. Отмечено, что существование исследуемой проблемы обусловлено неудачной редакцией норм, предусмотренных ст. 324 и 325 УК РФ. В связи с этим авторы предлагают направления совершенствования уголовного законодательства.
В статье дается общая характеристика научных представлений об обоснованном риске как обстоятельстве, исключающем преступность деяния, начиная с периода его теоретической разработки в науке уголовного права в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.
Характеризуя существующие научные подходы к определению пределов допустимого риска в профессиональной или производственно-хозяйственной деятельности в сферах, связанных с осуществлением лицом своих профессиональных функций, и мер, которые должны быть приняты для предотвращения вреда, авторы указывают на их важное научное значение для становления концептуальных представлений в рассматриваемой сфере.
Авторы приходят к выводу, что уголовно-правовая характеристика данного обстоятельства, исключающего преступность деяния, должна проводиться с позиции самого права (оснований) лица на совершение такого деяния.
Авторы анализируют законодательство Российской Федерации, определяющее порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан.
Представлен анализ статистики поступления обращений в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации с момента ее создания в 2016 г.
Приводится опыт субъектов Российской Федерации по дополнительному регулированию права граждан на обращение в Российской Федерации.
Выявляется ряд пробелов в федеральном законодательстве об обращениях граждан, и в целях его совершенствования формулируются рекомендации о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон от 2 мая 2006 г.№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в т. ч. связанные с игнорированием в законе правового положения участников специальной военной операции на Украине, а также членов их семей.
Материалы, представленные в статье, являются авторским анализом признаков, цели, задач административно-правовых режимов, используемых в отечественной практике.
Проведя исторический анализ, опираясь на примеры из мирового и отечественного опыта использования административно-правовых режимов, авторы выявили основания и признаки рассматриваемых режимов, которыми являются: закрепление их в специальном законе; наличие особого (чрезвычайного) основания для их введения; временные рамки продолжительности действия каждого административно-правового режима; изменения в работе исполнительной власти и силовых структур государства; применение мер административного принуждения при ограничении прав и свобод человека и гражданина.
Современная обстановка внутри России и в ее окружении требует от ученых и практиков развития основ введения исследуемых режимов применительно к современным реалиям.
В статье на основе анализа административно-юрисдикционной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в жилом секторе рассматривается практика привлечения к административной ответственности за курение табачных изделий в запрещенных местах многоквартирного дома.
Автором производится разбор конфликтных ситуаций, возникающих между гражданами из-за курения сигарет в многоквартирном доме.
Даются рекомендации участковым уполномоченным полиции по профилактике потребления табака на придомовых территориях, в помещениях общего пользования и квартирах.
Обосновываются дополнения действующего законодательства административно-правовыми нормами, устанавливающими новые помещения в многоквартирном доме, в которых запрещается потребление табачных изделий.
Предлагается пересмотреть размеры административного штрафа, установленного для граждан за курение табачных изделий, в сторону его увеличения.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности следственно-оперативной группы как частного случая взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими подразделениями органов внутренних дел.
На основании рассмотрения исторического аспекта, проведения социологических исследований, а также использования метода аналогий обосновывается необходимость допуска подразделений по делам несовершеннолетних к оперативно-розыскной деятельности и их возвращения в штат отделов уголовного розыска.
Данные мероприятия рекомендуются автором в целях повышения как общих возможностей подразделений по делам несовершеннолетних в противодействии противоправной деятельности лиц, не достигших совершеннолетия, так и для возможности включения инспекторов данных подразделений в их состав.
Авторы статьи указывают, что к приоритетам социально-экономического развития нашей страны относится развитие физической культуры и спорта.
Доказывается, что одним из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте является соблюдение требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья всех участников.
Указываются категории объектов, предназначенных для данных мероприятий.
Анализируется финансовая составляющая оснащения обязательных объектов инфраструктуры безопасности на спортивных сооружениях, в т. ч. с учетом опыта региона.
Аргументируется авторская позиция о необходимости пересмотра требований к антитеррористической защищенности и инфраструктуре безопасности объектов (территорий) спорта, а также совершенствования действующих нормативных правовых актов.
Предмет исследования составляют юридические теоретические конструкции, нормативные правовые акты, касающиеся исследования основных элементов конституционно-правового статуса парламента в республиках Донбасса после официального вступления в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик. Проведена комплексная оценка конституционно-правового статуса парламентов ДНР и ЛНР в переходный период интеграции в состав Российской Федерации.
Статья посвящена исследованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по участию в обеспечении правового режима военного положения.
Осуществляется краткий анализ современных военных угроз и опасностей для Российской Федерации, которые имеют прямой и скрытый характер.
Подвергнуты анализу правовые и организационные аспекты исследуемой деятельности в соответствии с новыми вызовами и угрозами общественной безопасности.
В заключение формулируются рекомендации по совершенствованию подготовки органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению задач по участию в обеспечении режима военного положения.
Статья посвящена соотношению понятий «правовая культура», «правовое сознание», «правовое мышление».
Установлено, что исследуемые категории не тождественны, но при этом взаимосвязаны, взаимозависимы и обладают возможностью влиять друг на друга при различных детерминантах.
Обращено внимание на то, что национальные особенности правовой культуры, правового мышления и правового сознания, которые выражаются в совокупности признаков, характерных черт правосознания российского народа, отличаются от исследуемых категорий иных национальных правовых систем.
Авторы приходят к выводу, что для формирования надлежащего уровня правовой культуры, правового сознания и правового мышления у российских граждан на современном этапе необходима разработка и последующая реализация комплекса специальных инструментов и мероприятий, нацеленных на ликвидацию правовой безграмотности (апатии, инфантилизма) населения России.
Автор делает попытку осмысления современной правоограничительной политики Российской Федерации через призму использования таких тиражируемых форм сдерживания правового поведения, как квоты и лимиты.
Выдвигается и впоследствии доказывается тезис, что в юридической доктрине, нормах законодательства, а также интерпретационных и правореализационных решениях квоты и лимиты нередко смешиваются, отождествляются, что снижает эффективность правового упорядочивания общественных отношений.
Аргументируется автономный характер квот и лимитов в системе правовых ограничений, доказывается их диалектическая связь, характеризуемая элементами единства и различия, а также взаимодействием.
Доказывается, что нормативно закрепляя квоты и лимиты по распределению и пользованию какими-либо благами, позиционируя их в качестве средств сдерживания нежелательного поведения субъектов, государство преследует цель установления правового порядка, соблюдения прав человека, создания максимально справедливого режима распределения благ.
В статье проводится компаративистский анализ принципа соразмерности в национальных правовых системах Российской Федерации и Республики Армения. Автор приходит к выводу, что соразмерность как правовая идея играет совершенно разную роль в национальных правовых системах России и Армении. В Российской Федерации это доктринальный принцип права, а в Республике Армения - принцип позитивного права, закрепленный на конституционном уровне и имеющий общеправовой характер.
Издательство
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656038, Алтайский край, город Барнаул, ул. Чкалова, д.49
- Юр. адрес
- 656038, Алтайский край, г Барнаул, Центральный р-н, ул Чкалова, д 49
- ФИО
- Симоненко Дмитрий Александрович (НАЧАЛЬНИК)
- Контактный телефон
- +7 (738) 5237918