являясь второй и пятой по величине экономиками мира, Китай и Индия адаптируются к меняющимся внешним условиям и корректируют свою политику для укрепления национальных экономических систем, а также формирования и комфортного встраивания в многополярный мир. Обе страны запустили реализацию своих долгосрочных стратегических планов, направленных на укрепление внутреннего развития. Китай продвигает инициативу «Сделано в Китае 2025» и курс на «социалистическую модернизацию» к 2049 г., а Индия реализует программы «Vikas» («Развитие») и «Viksit Bharat» («Развитая Индия») к 2047 г. В текущем 14-м пятилетнем плане Китай обозначил приоритет перехода к инновационной модели развития, расставив акценты на технологическом прогрессе и стимулировании внутреннего потребления. Индия продвигает реализацию таких инициатив, как «Сделай в Индии», «Навыки Индии», «Цифровая Индия» и ряд соответствующих стратегических проектов. В современных условиях обе страны проводят масштабные социальные преобразования (в т. ч. в области развития человеческого потенциала, экономики знаний и других направлений). Учитывая вызовы глобализации, Китай и Индия реализуют особую политику социального обеспечения, например, с применением схем «san nong» и «jandhan» (прямые банковские переводы), соответственно. Несмотря на существующие проблемы и препятствия, Китай и Индия уверенно идут по пути социально-экономической трансформации.
Идентификаторы и классификаторы
В Индии и Китае проживает практически треть населения Земли, причем в июле 2023 г. Индия заняла первое место в мире по численности населения, обогнав Китай. Оба государства обладают обширными территориями и достаточными для дальнейшего экономического развития ресурсами. В этих странах наблюдается рост среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность и внутреннее потребление. Ранее вплоть до XIX века китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире, пока в их историю не вмешался колониализм. В течение последних 40 лет Индия и Китай переживают период «великого возрождения», реализуемого посредством глубоких экономических реформ. Будучи еще сравнительно недавно преимущественно аграрными странами, находившимися на доиндустриальном этапе своего развития, Индия и Китай относительно быстро добились впечатляющих успехов, активизировав экономический рост и расширив долю секторов промышленного производства и услуг в национальном ВВП. Обе страны входят во Всемирную торговую организацию (ВТО). Индия стояла у истоков Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), предшествовавшего ее созданию, а Китай стал членом ВТО в 2001 г. Благодаря экономическим реформам и активной интеграции в мировую экономику, Китай и Индия усилили свои позиции и влияние на международной арене. Они создают специальные экономические зоны для развития экспорта, расширяют объемы внешней торговли, привлекают ПИИ, активно внедряют рыночные механизмы, развивают новые технологии.
Список литературы
- Baldwin R. (2024). China is the world’s sole manufacturing superpower: A line sketch of the rise. URL: https://cepr.org/voxeu/columns/china-worlds-sole-manufacturing-superpower- linesketch- rise.
- Bowles P., Harriss J. (2010). Globalization and Labour in China and India − Impacts and Responses. Hampshire: Palgrave Macmillan.
- Herrald D. (2024). FDI slump in China is not headed towards India. URL: https://www.deccanherald. com/opinion/fdi-slump-in-china-is-not-headed-towards-india-2990162.
- Jianguo Gao, Baikady R., Govindappa L. (2020). Social Welfare in India and China – A Comparative Perspective. Singapore: Palgrave Macmillan.
- Lina Sun (2024). With pessimism in China and optimism in India, confidence seen key to economic puzzle // South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/economy/china-economy/ article/3269617/pessimism-china-and-optimism-india-confidence-seen-key-economic-puzzle? campaign=3269617&module=perpetual_scroll_0&pgtype=article.
- Min Ye. (2024). Diasporas and Foreign Direct Investment in China and India. New York: Cambridge University Press.
- Nakray K., Zhang Yi, Clammer J., Wenjuan Zhang (2022). Social and Economic Transitions in China and India – Welfare and Policy Changes. Singapore: Palgrave Macmillan.
- Omoruyi E.M. (2018). China’s march towards a moderately well-off society // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201803/16/WS5aab21d6a3106e7dcc142020.html.
- Ramesh S. (2017b). China’s Lessons for India: The Political Economy of Change. Vol. II. Switzerland: Palgrave Macmillan.
- Ramesh S. (2017а). China’s Lessons for India – The Political Economy of Development. Vol. I. Switzerland: Palgrave Macmillan.
- Textor C. (2024). Annual inflow of foreign direct investment (FDI) to China from 2010 to 2023. URL:https://www.statista.com/statistics/1016973/china-foreign-direct-investment-inflows/.
- Wei Wenhui (2005).China and India: Any difference in their FDI performances? // Journal of Asian Economics. Vol. 16. Iss. 4. Pp.719-736.
- Westcott B. (2020). China has reached a major milestone in ending absolute poverty. But the Communist Party isn’t celebrating yet // CNN. URL: https://edition.cnn.com/2020/11/27/asia/china- xi-jinping-poverty-alleviation-intl-hnk/index.html.
- Wilson D. (2024). Ranked: World’s Most Startup-Friendly Countries, 2024 // CEO World Magazine. URL: https://ceoworld.biz/2024/04/09/ranked-worlds-most-startup-friendly-countries-2024/.
- Young-Chan Kim (2020). China-India Relations − Geo-political Competition, Economic Cooperation, Cultural Exchange and Business Ties. Springer.
- Yu Zheng (2014). Governance and Foreign Investment in China, India, and Taiwan. Ann Arbor: The University of Michigan Press.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Подготовленная к изданию рукопись соотносится с методами обучения студентов в высшей школе, а также соответствует современному состоянию науки. Материал, изложенный в рукописи, способствует формированию необходимых компетенций касательно базовых положений теории ноономики. Логика изложения материала в рецензируемом пособии соответствует заявленной теме и содержанию. Научный уровень излагаемого материала достаточно высок, в то же время приемлем для восприятия студентами. В силу актуальности освещаемых в пособии тем, данный материал может быть полезен также студентам неэкономических специальностей.
статья посвящена теоретическому осмыслению понятия шеринговой экономики. В ходе исследования рассматриваются взгляды российских и зарубежных ученых относительно данной концепции. В статье подтверждается тезис о наличии концептуальной путаницы касательно понятия шеринговой экономики. В работе приводятся факторы, влияющие на развитие шеринга, рассмотрены основные сегменты шеринговой экономики. В результате проведенного исследования теоретической базы авторы приводят специфику шеринговой экономики, также предлагается авторское определения понятия, в соответствии с которым шеринговая экономика представляет собой совокупность экономических и неэкономических отношений, в ходе которых удовлетворение потребностей осуществляется без права собственности со стороны потребителя или заключения иных долгосрочных договоренностей. В работе акцентируется внимание на том, что шеринговая экономика представляет собой этап движения к новому обществу, новому способу организации хозяйства. Авторы исследования ссылаются на концепцию ноономики Бодрунова С. Д. Одним из ключевых выводов работы является необходимость ориентироваться на нооценности в ходе дальнейшего развития шеринга, что позволит осуществить переход к ноономике, а также нивелирует имеющиеся противоречия и возможные риски шеринговой экономики.
в статье отмечается, что в отличие от неолиберальной гегемонистской политики и модернизации США и Запада, инициатива «Один пояс – один путь» выступает за свободный выбор странами собственного вектора развития в рамках взаимовыгодного сотрудничества, «зеленого» экологического сообщества и совместного использования результатов деятельности. В рамках активного расширения китайско-российского сотрудничества раскрывается идея стратегического совместного освоения Дальнего Востока, в частности – развитие сухопутного и морского Экономического пояса Нового Шелкового пути на северо-востоке Китая. Такая инициатива состоит из двух основных и вспомогательных узловых пункта с опорой на пять городов-ядер, соединяющая в себе пять стратегических проектов в один центр регионального развития. Подчеркивается, что цивилизованные страны и народы мира должны объединиться и совместными усилиями активно противостоять провокационному натиску и гегемонистскому доминированию США и Запада в экономической, политической и военной сферах, продолжать борьбу за подлинную многосторонность и построение Сообщества единой судьбы человечества, инициаторами которого являются страны Юга, такие как Китай и Россия.
статья призвана разъяснить что такое ноономика, чем она отличается от экономики знаний в неолиберальном смысле и каковы предпосылки для ее достижения. Кроме того, автор рассматривает перерастание капитализма в империализм, а также эволюцию и изменение форм империализма. В пяти тезисах объясняется какова нынешняя форма империализма и каковы механизмы и силы, которые работают над его свержением и над формированием многополярного мира. Делается вывод, что при экономическом и общественном лидерстве Китая и военном лидерстве России фронт деколонизаторских и антиимпериалистических сил расширяется, а империализм ослабевает за счет отрыва и формирования многополярного мирового порядка, который открывает путь к лучшему обществу, основанному на истинных и широких знаниях, способному к переходу к ноономике или социализму.
глобальный финансовый кризис 2008 года и его последствия, которые распространялись по принципу домино, стали символом провала неолиберализма как стратегии преодоления кризиса после коллапса международной Бреттон-Вудской кейнсианской системы, сформированной после Второй мировой войны. Технологический прогресс как таковой не способен разрешить стратегический тупик, о чем свидетельствуют проблемы роста производительности. Модернизация должна преодолеть препятствия, вызванные фундаментальным кризисом позднего модерна в эпоху развитого капиталистического упадка. Ноономика представляет собой открытое пространство для изучения взаимодействия научно-технического прогресса и политической экономии в XXI веке. В фокусе внимания − прогресс интеграции науки в общественное производство, основанное на познании и лишенное эксплуатации. Сравнительный анализ концепции «всеобщего интеллекта», предложенной Карлом Марксом в работе «Очерк критики политической экономии», и связанных с ней дискуссий последних десятилетий может оказаться продуктивным. В этой связи ноономика предлагает новые идеи и возможности для пересмотра социалистической стратегии выхода из глобального кризиса.
современный мир достаточно быстро изменяется, что связано с накоплением противоречий между ведущими странами мира и их объединениями, для разрешения которых все чаще используются силовые методы (военные конфликты, экономические санкции и др.). Это, с одной стороны, ускоряет изменения, с другой – снижает уровень определенности будущего. Следовательно, возникает необходимость разработки новых методов его научно обоснованного предсказания. В статье рассмотрены тенденции трансформации мировой экономической системы и позиционирования в ней России, а также предложены новые инструменты прогнозирования ее будущего развития с учетом присущей ему турбулентности.
рассматривается применение методологии научного направления «экономика качества» в решении задач, предусмотренных национальными целями развития России до 2030 года и на перспективу до 2036 года. На примере реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга проанализирован опыт использования базовых элементов экономики качества – метрологии, стандартизации, управления качеством – для ускоренного развития отраслей экономики знаний, региональной инновационной системы, обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения. Представлен принципиально новый методологический подход к оценке качества жизни населения на основе уникальной многоуровневой системы управления качеством.
в статье ставятся принципиальные вопросы, связанные с нарастанием кризисных явлений в экономической, социальной и экологической сферах, что характерно для всей современной человеческой цивилизации. Общественная система, ориентированная на критерии экономической рациональности, с одной стороны, обеспечивает значительный технологический прогресс, но, с другой, не может справиться с негативными последствиями этого прогресса, с использованием новейших технологий вопреки интересам человеческого развития. Господствующая в настоящее время неолиберальная экономика подчиняет производство критериям экономической выгоды, и в погоне за ростом прибыли и расширением рынков сбыта приводит к бездумному наращиванию объемов производства и поглощению невосполнимых природных ресурсов. Более того, она развивает самые изощренные методы манипулирования потребителем, опираясь на новейшие технологии, и навязывает потребителю симулятивные потребности, расходуя ресурсы Земли на предоставление потребителю иллюзорных благ, якобы удовлетворяющих эти потребности. На этом фоне нарастают социальные противоречия и мирохозяйственные конфликты, создавая угрозу применения оружия массового поражения. В то же время современные знаниеинтенсивные технологии создают возможность преодоления этих проблем. Они обеспечивают удовлетворение потребностей человека с уменьшающимися затратами материальных ресурсов. Высокий уровень знаниеинтенсивности производства создает расширенную потребность в творческом труде, в формировании «человека культурного», превращая потребительские блага из цели производства лишь в средство обеспечения условий для развития творческих способностей человека. Однако последовательная реализация этих возможностей требует отказа от неолиберальной парадигмы экономического роста. Переход на иные, неэкономические критерии развития, и, в конечном счете, переход к ноономике – неэкономическому способу обеспечения человеческих потребностей, требует последовательно, поэтапно осуществляемой стратегии развития. Для нашей страны первыми этапами реализации этой стратегии могут стать достижение технологического суверенитета, опирающегося на реиндустриализацию экономики на основе новейших технологий. Средствами реализации этого этапа выступает активная промышленная политика и использование методов планового регулирования рыночного хозяйства.
Издательство
- Издательство
- ИНИР
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, 16,
- Юр. адрес
- 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, 16,
- ФИО
- Бодрунов Сергей Дмитриевич (Директор)
- E-mail адрес
- inir@inir.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3138277
- Сайт
- https:/inir.ru