В статье представлен анализ мотивов христианства в поэтической системе Иосифа Бродского. Предметом осмысления стал религиозный опыт Бродского как факт его творческой биографии. Рассмотрено место христианской доктрины в размышлениях Бродского о поэзии. Проанализированы некоторые особенности бытования христианских тем, мотивов и образов в лирике Бродского.
Идентификаторы и классификаторы
Иосиф Бродский — представитель « второй культуры» СССР 1960-х — начала 70-х гг. с ее постулированием личной свободы, вниманием к «последним вещам» философии, уходом в мировую культуру, интеллектуальным голодом и поиском, если воспользоваться определением О. Седаковой, «обновляющих архаизмов» в области формы [4, с. 224].
Список литературы
1. Бродский И. Книга интервью / Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Захаров, 2011. - 784 с.
2. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: в 7 т. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001-2003.
3. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. - М.: Независимая газета, 1998. - 327 с.
4. Полухина В. Бродский глазами современников: сб. интервью. - СПб.: Журнал “Звезда”, 1997. - 336 с.
5. Седакова О. В поисках “нового благородства”. Разговор со Свято-Петровским малым православным братством. - URL: http://www.olgasedakova.com/interview/1511.
6. Седакова О. Четыре тома. - М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2010.
7. Эпштейн М. Постатеизм, или Бедная религия. - URL: http://magazines.russ.ru/october/1996/9/epsh.html.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описывается метод терапевтических метафор и основные проблемы их конструирования. Предлагается к осмыслению феномен логотерапевтической метафоры, в основе которого лежат идеи логотерапии и описываемые в рамках этого направления подходы к выявлению смысла. Раскрываются возможности логотерапевтического подхода в обнаружении связующей стратегии. Феномен смысл осмысляется как связь, соединяющая человека с актуальной ценностью в любой точке социо-пространственно-временного континуума. Корректно составленная логотерапевтическая метафора способствует самодистанцированию и самотрансценденции клиента, помогает ему вывить ценности и воспринимать ситуацию более масштабно, цельно и объективно, почувствовать и освоить свое «свободное пространство», отличить его от «пространства судьбы». Метафора позволяет клиенту обозначить свою позицию относительно происходящего, способствует выявлению смыслов и возможностей их реализации. Приводятся примеры логотерапевтических метафор.
В статье рассматривается важная для современной России тема соотношения теологии и философии в фундировании мировоззрения современного человека. Опора делается на работы основателей немецкой философии существования. Значительную часть этих текстов составляют рукописи Карла Ясперса. Анализируются также имеющие отношение к теме «Философская онтология и теология» работы «позднего» Хайдеггера.
Технологии машинного обучения существенно расширяют возможности человека в области предсказания ольфакторных свойств веществ на основе их химической структуры, однако полученные данные носят вероятностный характер и допускают субъективизм, поскольку ключевым интерпретатором ольфакторных стимулов является человек. Способность искусственных нейронных сетей к самоорганизации, развитию и целенаправленному поведению позволяет говорить об их сходстве с живой материей, в связи с чем актуальным становится вопрос о границах ответственности за принятие решений на основе результатов обработки ольфакторной информации искусственным интеллектом.
В статье осуществляется попытка интерпретации учения Аристотеля о двух умах, представленного им в трактате «О душе». Автор статьи рассматривает претерпевающий ум как необходимое условие для обнаружения деятельным умом самого себя в акте рефлексии. Представленные автором статьи положения о двух умах подкрепляются соответствующими фрагментами из общего учения Аристотеля о душе с целью согласования выводов с целостным пониманием души у Аристотеля.
В статье рассматривается эсхатология Достоевского. Показано, что Достоевский создал художественную модель «внутреннего апокалипсиса» в человеке, которая показывает неизбежность апокалипсиса как имманентного конца истории. Внутренняя безысходность «мира Достоевского», отсутствие в нем преображения героев толкает писателя к мечте об «идеальном обществе» (ересь хилиазма), которое может быть построено на основе христианской любви. С другой стороны, эта ересь в секулярной форме «социализма» духовно разоблачается писателем. Модель «ротшильдовского» человека, имевшая прецеденты в мировой литературе, именно у Достоевского обрела свой метафизический, «шекспировский» масштаб и задала масштаб его преодоления в виде духовного преображения человека в свете христианского идеала. Тема эсхатологии очень важна и для понимания внутренних смысловых пределов «мира Достоевского».
Статья посвящена экзистенциальному анализу жизненного подвига С. Н. Булгакова как человека, прошедшего путь от атеизма к православию. Его личность представляет особый интерес как образец подвижнического пути духовного развития, как яркий образец русского человека, преодолевшего многочисленные духовные искушения и прошедшего путь от соблазнов марксизма к православию. Софиология о. Сергия трактуется как ценный для современного христианского сознания теологумен, представляющий собой ответ русского православного ума на обезбоживание мира, на картину мира как «автомата», управляемого мертвыми научными законами, в котором якобы нет ни Божией благодати, ни человеческой души. Это учение является плодом экзистенциального опыта его автора.
В статье раскрывается тема утраты близких и сопряженного с утратой горя. Вводятся и трактуются новые понятия: пограничное горевание, куб диагностики горя, октаэдр работы с горем и пси-карта горюющего. Патологическое горевание рассматривается как неизбежная необходимость экзистенциального моделирования скорбящим своей картины мира, требующего обращения к экзистенциальным категориям и духовно-религиозным ценностным смыслам. Подробно описана схема оказания помощи пережившим утрату - Порядок экзистенциального моделирования картины мира, включающий в себя семь этапов работы с горюющими. Представлены авторские упражнения.
В статье рассматривается эстетика одной из существенных сторон русской философской мысли, обозначенной как «ночная культура». Данное понятие заимствовано у прот. Г. Флоровского. В первой части мы возьмем во внимание философию, которая представляла собой прямое наследие и развитие «ночной культуры». При рассмотрении данной «культуры» в философии и литературе важно будет выделить, какой смысл приобретала для нее природа или женственность и почему защита земной «тварной» природы - ради которой софиологическое направление и создавалось - имела для русской мысли столь принципиальное значение, находя себе множество последователей. Вторая часть будет посвящена драматической составляющей эстетики «ночной культуры» в ракурсе русской литературы и публицистики.
Статья посвящена роли дистанции в коммуникации. Будучи измерен, показатель психологической дистанции может дать большое количество полезной информации: о наличии конфликта в группе, о темпераменте и жизнеспособности личности. Это заставляет нас уделять особое внимание данному показателю при исследовании личности. Для этой цели нами была разработана концепция теста «Краткий опросник уровня социальной адаптации».
В статье поднимается вопрос о специфике понятия «социалистический реализм» в аспектах восприятия веры и ее интерпретации в пределах текстов, канонизированных рамками теории и практики соцреализма.
В статье рассматриваются особенности функционирования разноуровневых повторов в поэзии Бродского в разные периоды творчества поэта.
В статье осуществляется анализ переводного рассказа Ивана Бунина «Святочный вечер» (1931), вошедшего в цикл «Провансальские пересказы». Автор работы выявляет основные причины, которые заставили Бунина обратиться к чужому фольклору, к народному эпосу Прованса, определяют скрытые интенции, двигавшие писателем при создании переводного текста. В частности, автор обращает внимание на тенденцию диффузии в «пересказе» Бунина и устанавливают знаки внедрения в провансальский текст мотивов и речестилевых формул русского фольклора.
В работе на материале стихотворения «Горение» исследуется семантико-символический комплекс (Персей, Медуза Горгона, Флоренция и др.) и образ Б. Челлини в рамках выделения в творчестве И. А. Бродского сверхтекстового единства. Выделенное стихотворение изучается в единстве его содержательных и поэтологических особенностей, а также особенных функций, что вместе позволяет считать его смысловым центром. Отмечается связь образа Бенвенуто Челлини не только с итальянским, но и с петербургским текстом в поэзии Бродского.
В работе на материале стихотворения И. Бродского «Я был только тем, чего…» исследуется семантикосимволический комплекс сверхтекстового единства, возникающего в рамках творчества поэта. Выделенное стихотворение рассматривается как смысловой центр сверхтекстового единства и изучается в единстве его содержательных и поэтологических особенностей, а также его особых поэтических функций.
В статье предложена интерпретация редко привлекаемого для анализа стихотворения Иосифа Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…» (1961). Показано, что мотив возвращения на родину у Бродского подчеркнуто ориентирован на «Возвращение на родину» и «Русь советскую» С. Есенина, в 1924 году по возвращении из Америки сформулировавшего искреннее поэтическое признание в крайнем одиночестве, пережитом им на родине («Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…»). Бытующее представление о несходстве поэзии Бродского и Есенина ставится под сомнение. Текстом-референтом М. Цветаевой названо стихотворение «Тоска по родине. Давно…» (1934). Утверждается, что с течением времени диалогическая интеракция текстов сопровождалась эмоционально-смысловой перекодировкой, затекстовые смыслы в стихах Бродского прирастали.
В статье рассмотрен поэтический цикл И. Бродского «Мексиканский дивертисмент» (1975). Ранее исследователи изолированно рассматривали одно или другое стихотворение цикла (напр., «Гуернавака», «1867», «Мексиканский романсеро»), в данной работе актуализирована проблема цельности всего лирического произведения, поднят вопрос о взаимосвязи отдельных циклических текстов. Показано, как одни и те же характеры (император Максимилиан, Хуарец, лирический герой), образы (утки, попугай, ящерка, рак и др.), мотивы (одиночество, смерть, бред), детали (М/Ж, геометрия фигур и др.), слова и знаки (эксплицированные и имплицированные) переходят из текста в текст, обеспечивая единство всего многообразия мелодических «картин» дивертисмента.
В статье рассматривается вариант мифа о сотворении мира, первоначально представленный в эпосе финно-угорского народа «Калевала», но на нынешнем этапе переработанный и расширенный современной вепсской писательницей и музыкантом Марьей Ульдине (Marja Üldine). В работе показано, по каким параментрам трансформирован классический миф, и рассмотрено, в чем смысл и характер адаптации известного финно-угорского сюжета. Поставлен вопрос о возможности современной переработки фольклорного материала и сделан вывод о перспективности развития традиционных мотивов в современной вепсской литературе и особенно в детской литературе, ориентированной на формирование национальной идентичности «малого» коренного народа Северо-Запада России.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО РХГА, РХГА, АКАДЕМИЯ ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- Юр. адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- ФИО
- Богатырёв Дмитрий Кириллович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rhga.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 5713075
- Сайт
- https://rhga.ru