Публичная дипломатия администрации Дональда Трампа (2017-2021) негативно отразилась на репутации Вашингтона. Это подтверждалось многочисленными опросами общественного мнения по всему миру.
Цель: рассмотреть и проанализировать особенности публичной дипломатии Соединенных Штатов в обозначенный временной период, а также идентифицировать факторы, обусловившие снижение ее влияния. В рамках данного исследования был проведен анализ официального (правовые акты, правительственные программы, выступления Д. Трампа) и экспертного дискурса американской публичной дипломатии в обозначенный период. Для достижения поставленной цели использовалась следующая источниковая база: документы американских ведомств, статистические данные, представленные независимыми и государственными единицами, опросы общественного мнения и публикации иностранных СМИ. В статье делается вывод: хронический дефицит бюджета и кадровый голод оказали тлетворное влияние на систему американской публичной дипломатии. Игнорирование мнений ведущих экспертов в данной области привело к череде непродуманных и необоснованных действий, которые поставили под сомнение то, что выстраивалось с помощью инструментов гражданской публичной дипломатии десятилетиями - имидж США как глобального лидера и надежного внешнеполитического партнера. При этом дискурс Трампа отличался непоследовательностью, яркой эмоциональной окраской и регулярно противоречил заявлениям высокопоставленных чиновников правительства США. Ввиду общей деградации публичной дипломатии, осуществляемой гражданскими ведомствами (хотя были и некоторые позитивные тенденции), на передний план выдвинулась пропагандистская машина Пентагона, сконцентрировавшаяся на противодействии дезинформации, которая, по мнению министерства, исходила от России и Китая. После окончания своего президентского срока Д. Трамп оставил непростое внешнеполитическое наследство. Многочисленные проблемы в публичной дипломатии требовали незамедлительный мер, касающихся не только концептуальной ревизии, но и всего механизма ее осуществления.
Идентификаторы и классификаторы
Еще 10 лет назад американская публичная дипломатия считалась эталоном. На ее основе ведущие государства мира стремились выстраивать собственные модели. Однако период с 2017 по 2021 гг. стал своеобразной «шоковой терапией» для родины концепции «мягкая сила».
Основная цель статьи – рассмотреть и проанализировать особенности американской публичной дипломатии в период с 2017 по 2021 гг., выявить факторы, способствующие ее деградации. Выбор указанного временного отрезка обусловлен пребыванием на посту президента США Д. Трампа и его неординарным подходом к феномену публичной дипломатии. Главный тезис статьи: американская публичная дипломатия, курируемая гражданскими ведомствами – Государственным департаментом, Агентством по глобальным медиа и Агентством по международному развитию, переживала кризис в период с 2017 по 2021 годы. Для подтверждения данного тезиса автор изучил и провел анализ правительственного и экспертного дискурса американской публичной дипломатии в обозначенный период. В качестве источниковой базы исследования использовались документы американских правительственных структур, а также независимые и государственные статистические данные, результаты опросов общественного мнения и материалы зарубежных СМИ.
Список литературы
1. Nye J. Public diplomacy and soft power. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008, vol. 616, no. 1, pp. 94-109. (In Eng.). DOI: 10.1177/0002716207311699 EDN: JLETLZ
2. Cull N. Public diplomacy: taxonomies and histories. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008, vol. 616, no. 1, pp. 31-54. (In Eng.). DOI: 10.1177/0002716207311952 EDN: JLETOH
3. Zaharna R. From propaganda to public diplomacy in an information age. War, Media and Propaganda: A Global Perspective, edited by Y. Kamalipour, N. Snow. New York; Toronto; Oxford, Rowman and Littlefield, 2004, pp. 219-226. (In Eng.).
4. Snow N. Rethinking public diplomacy in the 2020s. Handbook of Public Diplomacy. Routledge, 2020, pp. 18-28. (In Eng.).
5. Holland J., Fermor B. Trump’s rhetoric at 100 days: Contradictions within effective emotional narratives. Critical Studies on Security, 2017, vol. 5, no 2, pp. 182-186. (In Eng.). DOI: 10.1080/21624887.2017.1355157
6. Regilme S. S. United States foreign aid and multilateralism under the Trump presidency. New Global Studies, 2023, vol. 17, no 1, pp. 45-69. (In Eng.). DOI: 10.1515/ngs-2021-0030 EDN: AXMXWK
7. Moynihan D. Populism and the Deep State: The attack on public service under Trump. Democratic Backsliding and Public Administration: How Populists in Government Transform State Bureaucracies, edited by M. Bauer, B. Peters, J. Pierre, K. Yesilkagit, S. Becker. Cambridge, Cambridge University Press, 2021, pp. 151-177. (In Eng.).
8. Tama J. Anti-presidential bipartisanship in U.S. foreign policy under Trump: The case of the international affairs budget. National Security & Foreign Relations Law eJournal. Jun 2019. (In Eng.). DOI: 10.2139/ssrn.3393170
9. Rugh W., Shapiro Z. Restoring U.S. public diplomacy. Center on Public Diplomacy Blog. July 2020. Available at: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/restoring-us-public-diplomacy (assessed 11.04.2024). (In Eng.).
10. Brands H. The unexceptional superpower: American grand strategy in the age of Trump. Survival, 2017, vol. 59, no. 6, pp. 7-40. (In Eng.). DOI: 10.1080/00396338.2017.1399722
11. Kayam O. Donald Trump’s rhetoric. Language and Dialogue, 2018, vol. 8, no 2, pp. 183-208. (In Eng.).
12. Surowiec P., Miles C. The populist style and public diplomacy: kayfabe as performative agonism in Trump’s Twitter posts. Public Relations Inquiry, 2021, vol. 10, no. 1, pp. 5-30. (In Eng.). DOI: 10.1177/2046147X20979294 EDN: OYRVRF
13. Cooper A. Adapting public diplomacy to the populist challenge. The Hague Journal of Diplomacy, 2019, vol. 14, no. 1-2, pp. 36-50. (In Eng.). DOI: 10.1163/1871191X-14101011
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу организации и функционирования мероприятий общественного контроля в области соблюдения требований охраны труда. В работе отмечается, что в настоящее время общественный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется в России преимущественно профсоюзными организациями, которые относятся к категории иных организационных структур общественного контроля. Однако организация и осуществление мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить, в частности, отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны; незакрепление контроля за соблюдением требований охраны труда в качестве одной из задач общественного контроля в России; трудности в осуществлении мероприятий общественного контроля в сфере соблюдения требований охраны труда мигрантов; отсутствие в уголовном и административном законодательстве мер повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля в вышеназванной сфере и недостаточность у них соответствующих полномочий; недостаточная материально-техническая база субъектов общественного контроля. Целью научного исследования выступает не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих организации и осуществлению мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Изучение архитектурно-градостроительного наследия советского периода позволяет проследить основные этапы социально-экономического развития региона и страны в целом, модернизацию инфраструктуры. В настоящем исследовании автор поднимает вопросы проектирования и строительства центрального общественного здания Марийской АССР конца 1930-х - 1960-х гг. - Дома Советов. Йошкар-Олинский Дом Советов строился по проекту знаменитого архитектора Александра Гринберга, на месте строительными работами руководил инженер Порфирий Шорин. Здание было построено в 1937 году и является образцом направления конструктивизма в советской архитектуре, для которого характерны отсутствие декоративных элементов, во главу угла ставился функционал, то есть назначение объекта. Художественное выражение авторов достигалось за счет сложных ассиметричных конструкций и неординарных решений. Йошкар-Олинский Дом Советов был выстроен в форме аэроплана. Статья посвящена анализу деятельности органов государственной власти и управления Марийской автономной области, Марийской АССР по вопросам организации проектирования и строительства здания Дома Советов в г. Йошкар-Оле. Автор указывает основные работы исследователей, посвященные истории строительства Домов Советов в СССР, материалы марийских ученых по вопросам градостроительства в г. Йошкар-Оле. Основой настоящего исследования являются документы из фондов Государственного архива Республики Марий Эл, в качестве дополнительных источников использовались материалы периодической печати. В настоящей работе рассмотрены первоначальные варианты проекта здания Дома Советов Марийской столицы, отражено, как решались вопросы выделения финансовых средств и строительных материалов, проанализированы причины переноса строительства на другую площадку и изменение сроков начала работ, указан период этапа завершающего строительства и закрытия строительной конторы.
В условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета системы отечественного здравоохранения у России есть возможность обратиться к опыту, накопленному в странах, придерживающихся конструктивной позиции в вопросах двустороннего сотрудничества. Ярким примером реализации подобной практики может служить взаимодействие СССР с Социалистической Республикой Вьетнам. Цель предлагаемой статьи - охарактеризовать вклад Социалистической Республики Вьетнам в развитие советского здравоохранения в 1980-е годы. Источниковой базой исследования стали ранее неопубликованные материалы фондов Государственного архива Российской Федерации. В работе отмечено, что в рассматриваемый период во Вьетнаме сложилась уникальная специфика глазных заболеваний, в стране оставались распространенными приемы традиционной восточной медицины, часто встречались заболевания, частично или полностью искорененные в СССР. Проанализированы примеры взаимодействия вьетнамских и советских специалистов, результаты которого оказывали положительный эффект на развитие системы здравоохранения в СССР. Сделан вывод, что в результате сотрудничества с Вьетнамом у советской стороны появилась возможность заимствования наиболее эффективных методик, применяемых в традиционной восточной медицине, были получены ценные данные о способах лечения травм и инфекционных болезней глаз в условиях уникальной специфики СРВ, выявлены наиболее перспективные вещества для борьбы с разносчиками малярии, уточнена степень эффективности отдельных диагностических и лечебных препаратов, которыми располагали советские медики, произошло повышение квалификации специалистов из СССР. Вместе с тем указано, что положительное влияние СРВ на развитие советской системы здравоохранения носило ограниченный характер в силу недостаточных финансовых и технологических возможностей Вьетнама.
Для подкрепления франко-венгерского союза в 1502 г. состоялась свадьба венгерского короля Владислава II и кузины французской королевы Анны Бретонской, принцессы королевской крови Анны де Фуа-Кандаль. Юной королеве предстояло длительное путешествие к супругу из замка Блуа на Луаре в венгерскую Буду. Описание переговоров, предшествовавших ее помолвке, долгого путешествия и свадебных торжеств нашли отражение в разного рода источниках: официальных документах, хрониках, реляциях, частных письмах. В Венецианской республике, через которую она проезжала, ей был оказан грандиозный прием, описание которого сохранилось в свидетельствах очевидцев и участников праздничных торжеств. На основании двух текстов, составленных одновременно с происходящими событиями, - реляции для королевы Анны Бретонской гербового короля «Бретань» по имени Пьер Шок и послания венецианского патриция Анжело Габриеля своему другу, послу Себастьяно Джустиниано - в статье исследуется, действительно ли встреча Анны де Фуа-Кандаль в Венеции не имела себе равных прежде, или же авторы источников преследовали свои цели, строя описание нужным им образом. Оба автора описывают череду торжеств как чрезвычайно пышное и роскошное действо, стоившее больших усилий и затрат со стороны организаторов. В статье выдвигается гипотеза, подтверждаемая анализом текстов, согласно которой гербовый король мог преувеличить великолепие приема, чтобы угодить заказчице реляции, а венецианский автор, выступивший перед принцессой с приветственной речью от имени сената, - ради фиксации своей роли в торжественной встрече.
В становлении личности К. Насыри и определении его социальных ориентиров важную роль сыграло преподавание в течение 15 лет в православных учебных заведениях Казани. За период педагогической работы Насыри зарекомендовал себя трудолюбивым, дисциплинированным и требовательным преподавателем, заслужил уважение учебного начальства и своих коллег. Овладение в совершенстве русским языком и самообразование позволили Насыри увидеть и оценить достижения отечественной науки и русской культуры. Если ранее он относился к русскому языку как к средству коммуникации с представителями органов власти и выстраивания доверительного диалога с русским населением, то теперь увидел новые возможности государственного языка как средства к овладению новыми научно-практическими знаниями. Обучая татарскому языку иноязычную аудиторию, преподаватель столкнулся с проблемой неразработанности грамматики родного языка. Солидаризуясь с концепцией великого русского педагога К. Д. Ушинского об общественной пользе и значении родного языка в воспитании детей, Насыри глубоко осознал необходимость грамотности на материнском языке, что превращало печатное слово в мощное средство для трансляции новых знаний для развития национальной культуры. Наглядным проявлением просветительской концепции Насыри явилось поданное в 1862 г. первым среди тюркских народов России совместно с хозяином литографии М. Яхиным ходатайство об издании еженедельной газеты на родном языке, которое не было поддержано имперской властью. Усвоение классно-урочной системы, основательное изучение методик преподавания, применяемых в европейской образовательной системе и отечественных учебных заведениях, сыграли важную роль в дальнейшей научно-методической деятельности просветителя.
Появление новых методологических подходов в современной исторической науке дает возможность расширить исследовательское поле в изучении памяти современников о событиях Великой Отечественной войны. В годы войны Йошкар-Ола стала местом эвакуации многих академиков и профессоров с мировым именем. В региональной историографии тема восприятия города эвакуированными научными работниками и ведущими учеными не получила должного освещения. Цель статьи - на основе анализа мемуаров сотрудников Государственного оптического института показать образ военной Йошкар-Олы. Предмет исследования - опубликованные воспоминания сотрудников Государственного оптического института (г. Ленинград), пребывавших в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в Йошкар-Оле. Исследование было проведено с применением концепции французского социолога М. Хальбвакса о коллективной памяти. В статье рассмотрены вопросы размещения эвакуированного оборудования и сотрудников Государственного оптического института в Йошкар-Оле, организация их быта, отношения с местными жителями и отличительные особенности тылового провинциального города в военное время. Публикация воспоминаний была сопряжена с юбилейными датами, связанными с Великой Отечественной войной или Государственным оптическим институтом. В Йошкар-Оле эвакуированные сотрудники столкнулись с перенаселением, отсутствием электроэнергии, мощеных тротуаров и дорог, скудным питанием, были вынуждены работать на лесозаготовках, в подсобных хозяйствах, огородах. Несмотря на бытовые сложности, содержание воспоминаний показывает, что коллектив научных сотрудников был сосредоточен на оснащении армии и флота необходимыми оптическими приборами. Работа сотрудников института в Йошкар-Оле военного времени способствовала подготовке новых высококвалифицированных кадров среди местных жителей, промышленному развитию города, который, как и множество других городов нашей страны, стал кузницей Победы в Великой Отечественной войне.
На основе современных теоретических знаний автор рассуждает о месте и роли России в евразийской идентичности, обращаясь к историческому прошлому и современным общественно-политическим процессам. В статье приведены историографические данные и политологические оценки особенностей исторического пути России в процессе формирования евразийской идентичности. В современном мире на фоне происходящих глобальных перемен евразийская идентичность как идейное течение обретает очертание реальных общественно-политических практик и возвращается в активный ракурс научной проблематики. Все это подчеркивает актуальность проведенного автором статьи исследования. В статье выделено несколько периодов во взаимоотношениях России и Запада, во время которых в общественных настроениях происходила самоидентификация России: монголо-татарского нашествия; внешнеполитические искания Ивана IV; церковный раскол XVII в.; петровская европеизации XVIII в.; дискуссии западников и славянофилов XIX в.; борьба за продвижение парламентаризма и советизации России в период русской революции начала XX столетия. В заключении автор статьи приходит к выводу, что идентичность вообще и евразийская, в частности, есть порождение общности особого социального качества, возникающего в процессе исторически протяженного сосуществования, сопровождаемого взаимным культурным обменом.
Издательство
- Издательство
- МарГУ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- Юр. адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- ФИО
- Швецов Михаил Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@marsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (836) 2688002
- Сайт
- https://marsu.ru