В рамках настоящего исследования проведен историко-правовой анализ правовых механизмов борьбы с дезинформацией и введением в заблуждение в советский и постсоветский периоды. Автором выявлены основные тенденции развития законодательства (отечественного и зарубежных стран), направленного на противодействие распространению недостоверных сведений. В качестве выводов сформулированы возможные варианты развития правовых механизмов пресечения распространения дезинформации.
Идентификаторы и классификаторы
В современный период классические средства массовой информации уступают по объему распространяемой и потребляемой населением информации цифровым платформам передачи данных – сайтам в сети Интернет, социальным сетям и иным сервисам коммуникации. Развитие технологий привело к повышению доступности информации для населения и к увеличению возможностей распространения сведений, в том числе частично или полностью не соответствующих действительности.
Список литературы
1. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. СПб, 1998. 704 с.
2. Фионина А. С. Определение, источники и классификация термина “fake news”. Огарёв-Online. 2023. № 6 (191). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-istochniki-i-klassifikatsiya-termina-fake-news (дата обращения: 02.07.2024).
3. Каширина Е. И., Никляева А. С. Дезинформация: анализ, последствия и противодействие // Электронный сетевой политематический журнал “Научные труды КубГТУ”. 2024. № 1. C. 119-129. EDN: JYAOUU
4. Декреты Советской власти. Том 1. Государственное издательство политической литературы. М., 1957. 626 с.
5. Дударев С. С. Становление советской цензуры (1917-1920-е гг.). К 100-летию зарождения института цензуры // Вестник УлГТУ. 2016. № 3 (75). С. 34-37.
6. Дерюгин А. А., Бутов С. В. Правовые основания борьбы войск НКВД СССР с распространителями ложных слухов в годы Великой Отечественной войны // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. № 3. Т. 9 (75). С. 37-42.
7. Батурин Ю. М. Российский путь к свободе прессы. М.: Российская академия наук, 2017. 50 с.
8. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя // РУДН. 2008. 341 с. EDN: QWRZYF
9. Маслов А. С. Феномен снижения уровня доверия к СМИ: тенденции и минимизация угроз // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 4 (29). С. 2. EDN: MMIJLQ
10. Журналистика, “фейковые новости” и дезинформация // Руководство по академической и профессиональной подготовке ЮНЕСКО. Париж, 2019. 162 с.
11. Снежко О. А. Обеспечение права на достоверную информацию в цифровом пространстве. URL: https://выборгский.78.мвд.рф/document/25327687.
12. Марков Д. С. Гражданско-правовая защита от недостоверной информации, распространенной в сети интернет // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 284-286. EDN: CBGIVV
13. Куликова С. А. Недостоверная информация как один из видов вредной информации: анализ правовой природы и систематизация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 4-2. EDN: RWNWQT
14. Андриянов В. Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 1. С. 32-42. EDN: YHZEDV
15. Клевцевич В. П. Деморализованный враг лучше убитого // Армейский сборник. 2023. № 7. С. 36-41.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В представленной статье авторами проведен анализ действующего гражданского, семейного и трудового законодательства с целью установления положений, которые направлены на обеспечение задач по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Сделан вывод о косвенном воздействии названных отраслей законодательства на решение поставленного вопроса. Определен превентивный характер системы требований ограничивающего, запрещающего и правоустанавливающего воздействия, закрепленных в отраслях частного права.
Распознание, а тем более признание судебной ошибки, когда все привычные, традиционные, часто встречающиеся стадии судопроизводства завершены, является одним из наиболее проблемных видов судебной процедуры, которая не всегда может увенчаться отысканием справедливого решения в пользу заинтересованной (обратившейся за пересмотром) стороны или иного участника судопроизводства, тем более когда единственно допустимый факт наличия адаптированного приговора отсутствует. В этой связи первый новогодний (2025) вердикт конституционного судопроизводства поистине стал переломным в ходе осознания поиска более гибкого подхода к установлению юридически значимого момента возникновения вновь открывшихся обстоятельств. Полагаем, что закрепляются такие изменения фактической стороны ранее рассмотренного дела не только путем расширения круга уголовно-процессуальных актов, но также и любыми иными актами и (или) документами других юрисдикционных производств либо официальных процедур, связанных с проведением расследований независимо от особенностей, лишь бы они верным образом фиксировали значимые и существенные для судопроизводства любого типа факты и обстоятельства.
В статье рассматриваются правовые механизмы укрепления статуса русского языка как языка государствообразующего народа. Авторы с опорой на действующее нормативное правовое регулирование данного вопроса формулируют предложения по его дальнейшему совершенствованию на общефедеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а также на международном уровне, фокусируя особое внимание на пространстве Содружества независимых государств.
В настоящей статье анализируется модель административной юрисдикции, и рассматриваются законодательные конструкции правоохранительного характера, закрепленные в действующем законодательстве Российской Федерации. Автор представляет модернизированную структуру административно-юрисдикционного законодательства, включающую в себя помимо нормативно-правовых актов иные официальные документы (источники), базирующиеся на перечнях актов, содержащих обязательные требования, устанавливающие процедуры предостерегающего, пресекательного, восстановительного, сдерживающего и иного ограничительного характера в ходе реализации административно-юрисдикционных норм. Также сформулировано определение кодекса как ключевого акта административно-юрисдикционного законодательства, представленного сводным текстом с однородным содержанием, единой лексикой, стилистикой, речевыми оборотами, логикой изложения объединяемого материала и прочими элементами типичных юридических конструкций, предназначенных для исключения разрозненности норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Любой уровень законодательства, вне зависимости от его объема и важности, всегда должен подвергаться кропотливому анализу, позволяющему выявить положительные и отрицательные стороны как законотворческой работы, так и правоприменительной практики. Не является исключением и нормативно-правовое регулирование институтов публичной власти. Инициированные Президентом РФ в 2020 г. поправки в Конституцию РФ, особенно в части формирования и внедрение в российское правовое пространство единой системы публичной власти, на протяжении всех прошедших четырех лет являются темой многочисленных диспутов, конференций и публикаций. Авторами настоящей статьи на основе анализа текстов базовых правовых актов о единой системе публичной власти, правовых позиций Конституционного суда РФ, текстов обращений Президента РФ делается попытка обратить внимание не просто на несовершенство федерального законодательства, а на его «отход» от первоначальной президентской идеи внесения в текст Конституции РФ дополнений, касающихся данной системы. Авторы полагают, что существующая модель законодательного регулирования единой системы публичной власти не смогла выполнить две ее основополагающие цели: обеспечить функциональное единство уровней власти и на его основе эффективное взаимодействие в решении задач в интересах населения, проживающего на определенной территории. Четырехлетние итоги ставят очевидный вопрос о возврате к сущности президентских инициатив 2020 г. и необходимости организации фундаментальной работы над корректировкой существующих законодательных основ единой системы публичной власти.
В статье обосновывается актуальность исследования ожиданий в праве как эвристического элемента познания теоретико-правовых категорий. Раскрывается исторический аспект возникновения и признания правового ожидания как юридического явления. Обращено внимание на исследование одного из аспектов ожиданий в праве как сложного в структурном построении правового явления - правового результата. В статье с опорой на общефилософские представления о должном и сущем результат раскрывается в двух ракурсах: с позиции предмета ожиданий в праве и как элемент юридической конструкции. В результате исследования сформулированы теоретические выводы: результат как предмет ожиданий в праве с философской позиции является должным, поскольку выступает в качестве представления (образа) и существует в пределах правосознания; результат как элемент юридической конструкции ожидания в праве с философской позиции относится к области «сущего», поскольку является сбывшимся фактом и тесно связан с правовой действительностью.
Издательство
- Издательство
- УРАЛЬСКИЙ ЮИ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620057, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, ул Корепина, стр 66
- Юр. адрес
- 620057, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, ул Корепина, стр 66
- ФИО
- Капустюк Павел Анатольевич (НАЧАЛЬНИК)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______